Глава №3. Содержательный интерес


«Я никогда не бываю так занят,

как в часы своего досуга»

[Цицерон]


Интерес – это положительная эмоция, позволяющая индивидууму наиболее продуктивно взаимодействовать с объектами окружающего мира. Сначала нам следует рассмотреть отличие понятий СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ интерес и несодержательный.


Как явствует из самого определения, содержательный интерес – это интерес, вытекающий из взаимодействия индивидуума и объекта. Например, мальчик играет с собакой. Есть мальчик, есть собака, отношения между ними (с позиции мальчика) можно охарактеризовать как интерес к самому процессу взаимодействия, к содержанию их взаимоотношений.


Содержательный интерес можно рассмотреть на примере похода в театр. Один гражданин идёт в театр, потому что ему интересно само действие, которое происходит на сцене, это для него главное. В театре может быть плохой буфет, может быть мало зрителей и т.п. Это, конечно, не есть хорошо, но это для нашего гражданина не важно, поскольку важно для него (интересно) только то, что происходит на сцене.


Другой гражданин идёт в театр по другой причине. Возможно, по причине того, что ходить туда престижно, респектабельно, является признаком хорошего вкуса, или же там можно пообщаться с хорошими людьми, или там замечательный буфет, или вообще, потому что свободным вечером неплохо бы куда-то сходить.


Я знал одного посетителя театров, директора крупной фирмы. Он ходил туда, потому что был директором крупной фирмы. Он, конечно, позитивно отзывался о просмотренных спектаклях, но содержательного интереса к действиям, разворачивающимся на сцене, я никогда не наблюдал. В том, что это было не главной причиной его походов в театр, он признаться, разумеется, не мог, да и не пытался никогда.


Вообще такие разговоры показались бы ему оскорбительными.

Определение содержательного интереса необходимо понять, потому что слишком уж много и часто люди говорят «а мне это интересно», тогда как на самом деле это просто самообман.


Пример: Анна, бухгалтер-кассир продуктового супермаркета. В течение нескольких лет работает бухгалтером-кассиром, называет себя хорошим специалистом в бухгалтерии. Говорит, что работу свою любит и считает её интересной. На вопрос – почему она не достигла большего на бухгалтерском поприще, отвечает, что следует быть реалистом и что зарабатывает очень хорошо, а чтоб добиться большего, нужны большие деньги и связи.


Пример: Олег, владелец бухгалтерской фирмы. Два года работал бухгалтером, от рядового до главбуха. После этого уволился и начал предлагать свои услуги другим фирмам на договорной основе. Постепенно заказов стало много, сформировался штат сотрудников. Сейчас отошёл от руководства фирмой, передав управление наёмному директору, заинтересовался другими вещами.


Что мы видим из данных примеров? Содержательный интерес не зависит ни от каких внешних факторов и условий, которые могли бы на него влиять. Человек, который интересуется программированием, БУДЕТ программировать и дома, на старом развалившемся компьютере, даже став владельцем гигантской корпорации с оборотом в миллиарды долларов.


«Плох тот солдат, который не хочет стать генералом» – знакомая пословица, не так ли? Однако большинство понимает её неправильно, даже, откровенно говоря, превратно. Многие понимают её так: «Будь генералом любым способом!» А на самом деле в пословице говорится: «Будь настолько хорошим солдатом, чтоб быть достойным звания генерала!».


То есть акцент следует делать именно на отличном выполнении своего дела. А как это возможно, если дело тебе не интересно? Если нет интереса, то генералом не стать никогда, разве не так? Ну, разве что по званию, но не по призванию. Нельзя стать великим пловцом и не любить плавать. Нельзя стать великим предпринимателем и не любить даже мелкую организаторскую работу. А ведь именно с неё многие и начинали! Таким образом, содержательный интерес к делу ПЕРВИЧЕН, внешний успех вторичен.


Упражнение: Попробуйте научиться отличать эмоцию содержательного интереса сначала в других, а потом, разумеется, в себе. Заинтересованный человек как будто прислушивается или присматривается к "объекту интереса", словно охотник перед выстрелом.

При этом лицо его выражает некую удовлетворённость или "блажь". В этот момент он как бы "забывает себя", поскольку всё его внимание сконцентрировано на "объекте интереса". Другие вопросы и проблемы уходят на второй план. Человек находится в так называемом состоянии "здесь и сейчас". В самом деле, он не роется в своих воспоминаниях, не копается в своих проблемах.

Если в этот момент подключить к организму заинтересованного человека специальные датчики, то будет видно, что физиологически он также в некоторой степени мобилизуется вслед за вниманием. Вы видели человека, который смотрит очень интересный и захватывающий кинофильм? Вот это и есть интерес. Человек весь находится в процессе, в действии, в содержании.

Проще говоря, именно в таком же состоянии люди должны и работать, и учиться. Но много ли вы видели студентов, ТАК заинтересованных процессом обучения? Но много ли вы видели работников, ТАК заинтересованных процессом работы?

Загрузка...