Часть первая. Сочинение

Глава первая. Наблюдения репетитора: сочинение – самая большая проблема в ЕГЭ по русскому языку. Что может повлиять на результат?

Отсутствие контакта между родителями и детьми. Володя

– Вов, ты после уроков куда? – спросил Леха.

– У меня внеурочка до 17, а там домой – уроков много, – ответил Володя.

– Нафиг тебе эта внеурочка? Из класса три калеки ходит и один из них ты.

– Русский и историю подтянуть надо – скоро экзамены. Предки опять лекции начнут читать, что не готовлюсь к поступлению.

– Ну и зря, а я вечером на тусу. Ирка приглашает. У нее родаки уехали на пару дней. Почти все наши соберутся.

Володя с сожалением посмотрел на приятеля. Ему и самому очень хотелось к друзьям, но родители не поймут: вновь будет промывка мозгов про ответственность за свою жизнь, про упущенные возможности и незавидное будущее с метлой дворника в руках.

А тут еще постоянный низкий балл на пробниках по русскому из-за корявого сочинения. Соответственно, и эссе по истории слабовато.

И родителям совсем не хочется об этом говорить…



Володя обратился ко мне сам, позвонив по телефону. Рассказал, что именно с сочинением большие трудности. Конечно, с родителями на эту тему ему пришлось поговорить, но они, к удивлению юноши, были только за репетитора. В общем, несколько занятий – и сочинение покорено! Успешная сдача ЕГЭ, поступление – все сбылось. А недавно Владимир звонил и сказал, что подрабатывает написанием рефератов и курсовых.

Навязанные убеждения об отсутствии «писательского» таланта у логиков. Костя

Помешан на физике, IT и математике, очень целеустремлен.

– Константин, ты чего такой напряженный? Экзамена по русскому боишься?

– Нет, Елена Васильевна, не боюсь – тесты решаю легко. Сочинение не понимаю, как писать. Я «неписатель» от слова совсем. Вот не могу взять в толк, откуда что брать, и как слова связывать, чтоб текст сочинения получился. Мне уже столько раз объясняли, а я… Я же логик!

– Кость, а если мы с тобой сочинение будем писать по алгоритму, поймешь? Сочинение, как и теорема, тоже на логике строится.

– Думаю, да. Но вы шутите? Это же русский язык! Великий и могучий! – сыронизировал Костя.

– Спрячь иронию, Кистинтин! Именно – великий и могучий!!!

Через несколько недель.

– Елена Васильевна, я пробник на 73 балла написал! И сочинение мое похвалили. Сказали, что прогресс налицо!

– То ли еще будет, Костя!

И здесь все сбылось!

Новые освоенные навыки дают такое вдохновение, что человек забывает обо всем. Катя

Очень творческая девушка. Любит рисовать, много читает, а вот с сочинением тоже не все гладко.

– Катюш, что не получается?

– Да я от темы постоянно куда-то в сторону ухожу, особенно когда свои примеры для аргументации привожу. И еще мне учитель говорит, что я не всегда правильно определяю проблему и позицию автора.

– Справимся, Кать! – и справились.

Но здесь нас поджидал удар, которого не ждали…

Я позвонила Кате после объявления оценок за экзамен. Со вздохом она сказала: «Сорок баллов».

– Кать, подожди, не может такого быть! Ты на 90 с лишним пробники писала!

– Елена Васильевна, я ответы теста в чистовик не перенесла. Меня так увлекло сочинение, что я про все забыла – и про время, и про то, что ответы в черновике. Сорок баллов – это только за сочинение, без тестовой части.

Катя пошла на пересдачу. А я с той поры проговариваю на каждой встрече с ребятами порядок работы над КИМом: тест на черновик, перенос ответов в чистовик, сочинение.


Чемпион не может довольствоваться малым или новые освоенные навыки вдохновляют. Филипп

Юноша – красавец, фигурист – парник, успешный и состоявшийся в своем 11 классе, материально помогающий своей большой семье и уже давно обеспечивающий себя сам.

– Елена Васильевна, мне нужен просто пороговый балл. В институте меня уже ждут, а я с соревнованиями и сборами совсем программу в школе запустил. И сочинения я плохо пишу. В общем, Я ЕГЭ не сдам.

– Сдашь, Филипп! У тебя выхода нет, – смеялась я.

– Гарантируете?

– А то!

Он позвонил после экзамена:

– Елена Васильевна, ну я же не все ответы на тестовые задания из черновика в чистовик перенес. Я просто «ушел» в сочинение, а опомнился только за 10 минут до окончания экзамена. За педагогом бежал, дописывал в воздухе. Сколько успел, столько и сделал.

– Сочинение написал?

– Это да! – разочарованно вздохнул он.

– Тогда не волнуйся, пороговый будет!

– А мне уже мало порогового, больше хочу! Я же научился сочинение писать!

После объявления результатов:

– Есть, Елена Васильевна, есть!!! 71!!!

– Ну, и хорошо! Успехов, Филипп!

Конфликт между педагогами и учеником. Даша

Она пришла на первое занятие внешне спокойная, но чувствовалось сильное волнение.

Даше повезло с родителями и не очень с педагогами. Нет, конечно, не со всеми. Она потом расскажет, через что прошла. И вот этот внутренний надлом очень чувствовался.

– Даша, работаем?

– Ага!

– Даш, у меня просьба: если моя подача материала будет отличаться от принятой у тебя в школе, ориентируешься на мою, хорошо? Только тогда гарантирую результат.

– Легко, Елена Васильевна!

Поэтому с ней мы сразу начали с работы. Постепенно Даша стала доверять мне. Результатом стали 83 балла и корзина цветов в благодарность за обучение милой «лентяйки»!

Несовпадение мнений учителя и репетитора о работах ученика или весенняя романтика. Марина

Спортивная, ведущая правильный образ жизни, много читающая, на хорошем счету в школе. После новогодних праздников в группу подготовки к ЕГЭ пришел симпатичный юноша и я заметила, что Марина начала пользоваться косметикой. Молодой человек делал вид, что ничего не происходит.

Где-то в апреле:

– Марина, все, в целом, хорошо, но сочинение еще нужно доработать в местах переходов между частями и в части аргументации своей позиции.

– Знаете, Елена Васильевна, а мне учительница по русскому сказала, что у меня все отлично!

– Марин, попробуй все же прислушаться к моим словам.

Мои рекомендации к сочинениям Марины становились все лаконичнее, поскольку девушка все воспринимала, как критику. Но я репетитор, от меня ждут результат. Были попытки с моей стороны поговорить тет-а-тет, но контакта не было – Марина сразу после занятия убегала. Итог неплохой – 73 балла, но могла ведь и лучше.

Увы, проблема «учитель против репетитора» действительно существует. Я с ней встречалась несколько раз – и с выпускниками 11-х, и с выпускниками 9-х классов. Маринины чувства я поберегла, но вот другим ребятам и их родителям приходилось объяснять, что у репетитора немного иная задача, чем у учителя. И если уж пришел ребенок ко мне, то результат может быть только при условии исполнения моих рекомендаций.

В практике у меня есть примеры, когда ученики смогли взять самое лучшее и от учителя, и от меня. Их итог – 99, 98, 96 баллов! Думаю, что с педагогами этих детей мы мысленно сказали друг другу «спасибо».

Глава вторая. Признаки текста: тема, проблема, позиция автора

Свою подготовку к сочинению мы начинали с изучения/повторения основных признаков текста.

Считаю, что навык определять тему текста, проблему текста и позицию автора – она же идея текста, она же основная мысль автора текста (лучше сразу объяснить, чтоб ученики не путались в понятиях) – необходимо нарабатывать ежегодно, начиная с первого класса, а может и с детского сада. Ну, а если этого навыка у завтрашнего выпускника нет, то формируем его здесь и сейчас.

Алгоритм анализа текста

1. Определяем тему текста, используя вопрос: «О чем этот текст?»

Ответ формулируем одним словом/фразой, коротко: «Этот текст о…»

2. Определяем основную мысль/идею текста/позицию автора: «Что автор хотел сказать этим текстом?»

Ответ нужно дословно взять из текста – это одно или несколько предложений, отражающих позицию автора: «Автор считает, что…»

При написании сочинения цитату, отражающую позицию автора, лучше использовать частично или переформулировать ее своими словами в повествовательном предложении.

3. Определяем проблему текста: «Какой вопрос волнует автора?»

Ответ на этот вопрос сначала должен быть сформулирован в виде вопроса к цитате с позицией автора (т. е. к ответу по п.2. нашего алгоритма) и только потом в качестве вывода «Автор поднимает проблему (кого/чего?)…».

!!!Проверка правильности проведенного анализа: если сформулированное предложение, содержащее позицию автора (п.2.), отвечает на вопрос проблемы (п.3.), значит, анализ текста верен.

Кроме того, формулировка проблемы в виде вопроса позволит избежать логических ошибок в сочинении: с одной стороны, вопрос проблемы может стать связующим «мостиком» между вступлением и основной частью, с другой стороны, основная часть сочинения будет написана в виде развернутого ответа на этот проблемный вопрос.

Проведем анализ текста на примере сказки «Колобок»

1. Тема: о чем этот текст?

Ответ: эта сказка о колобке.


Вывод:

тема – колобок.



2. Позиция автора: что автор хотел сказать этим текстом?

Ответ: Автор считает, что колобок – хвастун, очень любит лесть и поэтому теряет осторожность, а хитрая лиса в этот момент его съедает.

3. Проблема текста: какой вопрос волнует автора?

Ответ: почему лиса съела колобка?


Проверяем правильность ответов:

1. Тема вынесена в заголовок – совпало.

2. Сформулированная в повествовательном предложении позиция автора всегда отвечает на вопрос проблемы:

– Почему лиса съела колобка?

– Колобок – хвастун, очень любит лесть и поэтому теряет осторожность, а хитрая лиса в этот момент его съедает.

Загрузка...