ГЛАВА 2. КАК НАС ФОРМИРУЕТ ЛЮБОВЬ.

2.1. ПЯТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

Все мы рождаемся и умираем с одной и той же невысказанной просьбой на губах: «Любите меня, пожалуйста, как можно сильнее!»… В отчаянных поисках этой дурацкой, несбыточной любви к себе мы проходим мимо великолепных вещей, которые вполне могли бы сбыться. В том числе мимо настоящих чудес. Но нам не до них, мы слишком заняты поиском тех, кто нас оценит и полюбит…

Макс Фрай «Наваждения»


Сущность и строение психики.

«Все, что вам нужно, это любовь» – строки из знаменитой песни Джона Леннона «All you need is love». Это закон, базовая потребность, которая движет каждым человеком, даже если он это не осознает. Все хотят быть любимыми и принятыми, любить и принимать. Но понимать это и воплощать в жизнь мешают негативные опыты из прошлого, иногда очень раннего и давнего: травмы, раны, нехватка позитивного опыта…

Центральная часть психики – Сущность, или Самость, или Высшее Я, или Истинное Я… Это самая прекрасная наша часть – целостная, здоровая, ресурсная. Ее не затрагивают травмы, наоборот, это она помогает нам проходить через самые сложные опыты, сохранять себя и извлекать из них уроки. И эта часть есть у каждого человека, каким бы разрушенным он ни был, что бы ни происходило в его жизни. Эта часть, которую мы далее будем называть Самостью, способна на безусловную любовь: прекрасно знает, что это такое, может испытывать ее, дарить другим и принимать в ответ.

Желание безусловной любви, обмена ей, движет человеком с самого начала жизни. Безусловная любовь включает в себя принятие, безоценочность, ненасилие, безопасность, нужность, реализацию, подпитку…

На уровне Самости все индивидуальны, нет одинаковых и даже схожих людей, все очень разные. И для каждого человека есть место в мире, каждый человек – важная его часть, со своей ролью, реализацией, предназначением. Схожесть и объединение в психологические типы появляется не на глубинном уровне Самости, а на более поверхностном, защитном уровне.

Ребенок появляется в этом мире уже с Самостью – яркой индивидуальностью. Но мир не идеален, ребенку приходится адаптироваться, подстраиваться под него, в первую очередь – под свою семью, даже больше – целую семейную систему, в которую он пришел. И у ребенка формируются защитные адаптивные механизмы – типы реагирования на мир, способы выстраивание контакта, получения и выражения любви…

Изначально ребенком движется любовь – желание получить ее и выразить. Но те способы любви, которые приняты в семье, не идеальны. И он осваивает так называемые «схемы взаимосвязи любви», принятые в этой семейной системе. Его глубинная Самость сохраняет дар безусловной любви, с которым родилась. Но сверху наслаиваются невротические механизмы адаптации к миру, формируется структура характера, искажается взаимосвязь любви с миром. Например, в некоторых семьях «взаимосвязь любви» устанавливается через обиду: обида – способ получения любви. «Ты передо мной виноват, заботься обо мне!» В других семьях – любовь может путаться с насилием и контролем, и тогда насилие принимается за любовь. И так далее…

Но какими бы искаженными ни были схемы взаимосвязи любви, как бы ребенок ни пострадал, его Самость сохраняет способность к безусловной любви и умение отличить ее от нездоровой взаимосвязи любви – эмоциональной зависимости и т.д. Поэтому даже у созависимых людей, находящихся в нездоровых отношениях абьюза, есть часть, сохраняющая здравомыслие и понимающая неправильность происходящего.

Терапевтический процесс может вести клиента к его Самости через слой защит и сопротивления; это долгий и сложный путь, сопровождающийся эмоциональной болью. А есть способы, позволяющие соприкоснуться с Самостью сразу: например, в биосинтезе, психосинтезе, трансперсональной психотерапии, хакоми-методе и т.д. Это быстрый путь, и такие опыты могут сопровождаться пиковыми переживаниями, быть глубокими, наполненными любовью, пониманием и принятием… В практической части есть целый раздел с упражнениями, помогающими нам двигаться к контакту с этой прекрасной внутренней частью – Самостью, Сущностью…

Соприкасаясь со своей Самостью, мы можем оказаться в пространстве безусловной любви и принятия, видеть прекрасную часть в себе и в других, взаимодействовать с миром и при этом оставаться защищенными…

Давайте рассмотрим эту модель личности. В центре психики находится яркая индивидуальность Самости (Сущности) – целостная, ресурсная, способная на безусловную любовь. При встрече с миром ребенок развивает систему защит, адаптаций: структуру характера. В теле ей соответствует мышечный панцирь – система хронических напряжений (гипертонуса), но часть мышц при этом оказывается в хроническом гипотонусе (перерасслабленном состоянии). Эта система защит направлена на получение любви, установление взаимосвязи. Поэтому главное, что скрывает в себе структура характера – это потребность в любви и определенный тип ее получения и выражения.

Структура характера проявляет себя во взаимодействии с миром через определенную сценарную роль: привычные паттерны взаимодействия, жизненный сценарий, набор типичных реакций…

Если в детстве структура характера защищает и способствует адаптации, то со временем она может мешать, ведь обстоятельства изменились. Зимой шуба защищает от холода, но весной уже не нужна, а летом становится опасной для здоровья. Так и детские паттерны получения любви во взрослости могут добиваться противоположного эффекта.

Например, в некой семье ребенку уделяли внимание и становились заботливыми, только когда он болел. Тогда недомогание и жалобы станут для него способом получения внимания. И во взрослости, чувствуя себя одиноким, он начнет жаловаться знакомым на здоровье, подробно перечисляя все симптомы и ожидания внимания и заботы. Скорее всего, он добьется противоположного эффекта – его начнут избегать. И его внутреннее ложное убеждение «подтвердится». Скорее всего, у ребенка из этого примера в детстве было ощущение, что его не любят, и чтобы любили – нужно болеть. И тогда получается, что если он болеет, а его не жалеют, то он не нужен и нелюбим.

Чаще всего человек трактует факты в соответствии со своими внутренними убеждениями, и трактует таким образом, чтобы они подтвердились. Поэтому носитель некой ложной идеи в объективных фактах будет видеть подтверждение своей правоты.

К чему это приводит? Со временем внутренние убеждения становятся более прочными и ригидными, структура характера словно бы укрепляется, мышечный панцирь превращается в более заметный.

Но, к счастью, это не фатально. Структура характера и мышечный панцирь могут корректироваться, становясь адаптивными. И из «врагов» превращаясь в «друзей». Важно понимать свои особенности, осознавать, как они сформировались в результате определенных событий. Уважать их и уметь правильно с ними обходиться: регулировать. Например, в детстве сформировалась привычка к контролю. В определенных ситуациях она может быть полезна, и ее можно использовать как ресурс, а когда контроль не нужен – снижать его.

Мы как специалисты должны понимать структуру характера клиента, выстраивать стратегию и тактику терапевтического процесса с учетом этих особенностей. И при этом видеть за структурой характера Сущность.

Что поможет видеть и чувствовать Сущность другого человека? Контакт с собственной Сущностью. Чем больше человек в контакте с собой, тем глубже и полнее он может чувствовать, видеть других людей.

В практическом разделе этой книги Вы найдете упражнения, помогающие устанавливать с Самостью.


Структуры характера, их роли и проявление.

Практически каждая серьезная психологическая школа имеет свою собственную классификацию типов характера (или «психотипов», как чаще их называет популярная психология). В основу классификации положены разные принципы, количество типов также разнится: от 4 до полутора десятков… Конечно, нельзя говорить о том, что какая-то из этих школ разработала более верную систему и она «лучше» прочих. Каждый пользуется той системой, которая по каким-то причинам ближе для него.

Ситуацию осложняет терминологическая путаница. До сих пор в психологической науке нет единого тезауруса, и одним и тем же определением могут обозначаться разные явления. Один из моих учителей, замечательный психолог Борис Сергеевич Братусь, со свойственным ему юмором как-то сказал: «Психология – орденская наука». В Средневековье каждый монашеский орден имел свой собственный устав, немного схоже выглядит нынешняя ситуация с психологическими школами.

Несовпадение или даже противоречие между психологическими школами коснулось и типов характера. Например, «шизоидный тип» в разных школах описывается примерно одинаково, так же сходятся точки зрения на причины его формирования и возрастную фиксацию: возраст формирования – самое начало жизни (пренатальный период и младенчество), причина – отвержение. А вот с «нарциссическим типом» возникает путаница. Представление о нем в психологических школах разнится:

Есть нарциссический тип, формирующийся на оральной стадии (до полутора лет) и относящийся к оральным структурам. Он эгоцентричен, как маленький ребенок. Ждет от окружающих эмпатии (понимания без слов), заботы, удовлетворения своих потребностей. Он эгоцентричен, и это естественно для ранней возрастной фиксации. Некогда и человечество считало, что Солнце вертится вокруг Земли…

Существует также нарциссический тип, связанный с анальной стадией (1-3 года). С выраженной психопатической динамикой доминирования, стремлением к власти и контролю, достижениям. Конкурирующий за власть и признание. «Успех любой ценой» – он думает о своем успехе, но не о том, какой ущерб он может причинить окружающим.

А в других школах под нарциссическим типом понимают генитальный, формирующийся в возрасте 3-6 лет. Его поведение сексуализировано, он соблазняет представителей противоположного пола и конкурирует с представителями своего пола. Не способен на сердечную связь, на любовь к другому человеку – ему нужно, чтобы любили его. Помните Казанову?..


В телесно-ориентированной психотерапии (ТОП) также есть свои школы и системы психотипов – структур характера. Количество выделенных структур характера, их названия разнятся, но основа классификаций одна.

Корни ТОП в психоанализе, поэтому в основу классификаций положены травмы развития и возрастные фиксации: нарушение хода развития ребенка в определенном возрасте, психологическая фиксация в этом возрасте и в темах, ему соответствующих.


4 БАЗОВЫХ ПРАВА (ПОТРЕБНОСТИ):

1. СУЩЕСТВОВАНИЕ: ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ПРЕНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА – ПОЛГОДА ПОСТНАТАЛЬНОГО

2. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ: ОТ РОЖДЕНИЯ – 1,5 ГОДА

3. АВТОНОМИЯ: 1 – 3 ГОДА

4. СЕКСУАЛЬНОСТЬ: 3-6 ЛЕТ


В разных школах ТОП различаются точные возрастные периоды, названия для формирующихся типов, но представление о базовых потребностях ребенка и их нарушениях сохраняется. Используя различные системы структур характера в ТОП, сравнивая их между собой, обобщая или, напротив, выделяя различия, я постепенно пришла к системе из 5 структур характера.

Конечно, невозможно миллиарды людей на планете поделить на 5 психотипов, но перед нами и не стоит такая задача. Во-первых, в каждом человеке есть все 5 психотипов, одни из них выражены в большей степени, другие – в меньшей. Ведь не бывает идеального детства, на каждой возрастной стадии мы имели свои проблемы и отчасти зафиксировались в этом возрасте и соответствующих ему темах.

Во-вторых, «структура характера» – достаточно общее понятие, можно говорить о вероятном многообразии «подструктур». Например, «оральная структура характера» подразумевает фиксацию в младенчестве как следствие неудовлетворения потребностей ребенка. Но потребности могли быть нарушены самым разным образом: например, о младенце заботились хорошо, но мало; забота была гиперопекающей, недостаточной, контролирующей, инструментальной (к ребенку относились как к неживому объекту, а не к живому субъекту)… И каждый из вариантов нарушения заботы о ребенке даст формирование определенного орального типа. Поэтому оральных «подструктур» может быть множество. Они имеют сходство, так как все относятся к «оральной структуре», но при этом ощутимо разнятся между собой.

Можно провести следующую аналогию: представители одной расы чем-то схожи, но в каждой расе есть свои этносы, национальности. Представители одной национальности ближе между собой, чем все представители одной расы, но при этом внешность каждого человека неповторима.



Другое сравнение: структура характера – как ствол дерева, от него отрастают разные ветки (можно назвать их «подструктурами характера»), а ведь на ветках есть еще и листочки нашей индивидуальности… Веточки и листочки – индивидуальные проявления структуры характера, ствол – структура характера, ветки – подструктуры характера, а корни – травма развития, породившая этот психологический тип.

Каждый человек неповторим и до конца непонятен и непредсказуем. Наша задача – внести определенную структуру в понимание человека, а не «предсказывать его Судьбу».

Я предлагаю Вам систему из 5 структур характера. Под теми или иными названиями эти 5 структур характера фигурируют в разных школах ТОП (и имеют корни в психоанализе). Во многом мне помог опыт преподавания: чтобы донести до студентов материал о структурах характера в ТОП в целом, а не в отдельных школах, приходилось проводить постоянный анализ теорий отдельных школ ТОП и их сравнение. Это не моя новаторская система, я лишь привела к определенной системе классификации идеи, высказанные другими специалистами – и немного добавила свои.



Таблица 1. Психологические типы.

Взаимодействуя с миром, наша структура вырабатывает определенные стратегии: изоляция, дистанцирование, агрессия и т.д. Эта устоявшаяся система взаимодействия – так называемая «сценарная роль». Подобно актеру на сцене, раз за разом выходящему в одной и той же роли, мы отыгрываем типовые взаимодействия, обычно с одним и тем же результатом. Например, играя роль отверженного и одинокого, мы провоцируем мир на то, чтобы нас отвергали и избегали общение с нами.

Сценарная роль опасна тем, что представляет собой «самосбывающееся пророчество»: мы действуем, исходя из определенных ядерных убеждений («я никому не нужен», «мир хочет причинить мне вред», «меня используют»), и бессознательно ищем подтверждение им – и находим (или убеждаем себя в том, что находим). Это своего рода замкнутый круг, водоворот. Но, к счастью, это изменяемо, из этого «ведьминого круга» можно вырваться: и первый шаг к этому – осознанность, понимание своей роли.

.




Таблица 2. Сценарные роли структур характера, таблица составлена Соловьевой И.А


Далее рассмотрим подробно каждый из этих психологических типов и сценарные роли.

2.2. ШИЗОИДНЫЙ ТИП: «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?»

Возраст формирования:

пренатальный период (в утробе матери),

роды,

первые 6 месяцев постнатального периода.


Сбалансированная позиция:

«Мир достаточен безопасен».

«Для меня есть место в этом мире».

«Я существую и имею на это право».


Причина формирования: нарушение базового права на существование в результате психологического отвержения (например, нежеланный ребенок) или опасности для жизни (резус-конфликт, серьезная болезнь и т.д.).

Самое первое и самое базовое право, которое бессознательно нами осваивается – право на существование. Если оно нарушено, ребенок начинает чувствовать себя «безбилетником» – физически он есть, но ему не рады, существовать не безопасно, он якобы не имеет право находиться в этом мире. Формируется базовое недоверие к миру, мир воспринимается как угрожающий и недоброжелательный.

Базовое право на существование не осваивается по следующим причинам:

Угроза жизни: тяжелое протекание беременности и/или родов, опасность для здоровья и жизни младенца (тяжелое заболевание, травма и т.д.), небезопасность окружающей ситуации (от скандалов в семье до войны в стране). На этой возрастной стадии любые негативные проявления извне воспринимаются как отвержение миром в целом: «У мамы токсикоз, потому что она не любит», «Я заболел – значит, на меня напал мир»…

Травма отвержения: ребенок был нежеланным, родители не могли находиться в полном эмоциональном контакте с ребенком (в силу занятости или собственных проблем).

При этом важно учитывать! Первое: если беременность оказалась не запланированной, это не значит, что ребенок стал нежеланным и так и не был принят. Второе: отвержение не обязательно исходило именно от родителей. На ребенка, даже находящегося в утробе матери, оказывает воздействие множество факторов. Семейная система – образование из множества элементов, и отвержение могло исходить от других членов семьи или близких знакомых. Также важно учитывать весь контекст: какова общая ситуация, в которой появляется ребенок. В стране может быть период войн, голода, природных бедствий… Ситуация в целом может быть небезопасной – ребенок чувствует тревогу взрослых, к нему поступает сигнал об опасности.

Важно также понимать: если в начале жизни были объективные трудности (сложная беременность, роды протекали тяжело и т.д.), это не подразумевает непременное формирование шизоидной структуры характера. Негативный опыт мог быть скомпенсирован опытом позитивным: например, ребенок тяжело заболел, но чувствовал любовь родителей и окружения. Или какая-то фигура из окружения не была рада его появлению (например, настроенная против невестки свекровь), но кто-то другой искренне любил. Поэтому важно учитывать объективные факты из прошлого, но понимать, что память о них может быть субъективной (искаженной) и возможен механизм компенсации (даже объективно нанесенные травмы могут компенсироваться последующим позитивным опытом).


Психологический портрет. Шизоидной структурой неправильно освоено базовое право на существование – не в полной мере. Поэтому такой человек словно бы все время задается гамлетовским вопросом: «Быть или не быть?» Чувствует себя в этом мире лишним, ненужным. У него формируется так называемое базовое недоверие к миру, мир кажется небезопасным, отвергающим. Частый образ: шизоиду кажется, что между ним и реальностью возведена незримая стена, он отгорожен от реальной жизни и находится лишь в пассивной позиции наблюдателя. Отчасти это верно, вот только шизоид сам отгораживается от мира, потому что боится его – боится повторения отвержения.

Для шизоида характерен изолированный тип границ: дистанцирование, минимальный обмен с миром. Мало контактов, в основном, по необходимости (например, профессиональные, а не личные). Шизоид словно прячется в свою раковину, а потом страдает в ней от одиночества. Но выбирает страдать от одиночества, а не подвергнуться риску повторения отвержения. Важно понимать: шизоид изолируется не потому, что не хочет контакта, а потому что еще больше он боится контакта, боится повторения отвержения.

Убегающий тип поведения: побег в фантазийный миры (книги, фильмы, интернет и компьютерные игры, свои фантазии…). Предпочитает рассуждать о роблеме, о причине ее возникновения, но не решать.

Восприятие мира ментальное. Сильные стороны: хорошие аналитические способности, метафорическое мышление, легко оперирует сложными образами, абстрактными понятиями. Высокая креативность.

Эмоции подавлены, «заморожены» – в целом вся эмоциональная сфера. Избегает эмоциональных проявлений, в себе и других. Ведь «чувствовать» – значит «жить», включаться в реальность, а для шизоида это небезопасно. Поэтому при психологической работе с шизоидной структурой характера важно «размораживать» чувства постепенно: если шизоид быстро встретится со своими эмоциями, для него это может оказаться небезопасным, и он только сильнее замкнется в себе.

При работе с чувствами шизоид, в первую очередь, сталкивается со своим страхом – глобальным ужасом, страхом мира в целом, поэтому очень нуждается в поддержке со стороны специалиста, в создании безопасного пространства. Следом за страхом проявляется гнев: в глубине души шизоид испытывает возмущение, негодование, злость на несправедливое отвержение. Чаще шизоид готов признавать свой страх, но не гнев, ведь испытывать гнев и, тем более, проявлять его, кажется небезопасным. Часть своего подавленного гнева шизоид проецирует вовне, приписывает миру недоброжелательность (паранойяльный механизм).

Контакт с телом нарушен: плохо осознает телесные ощущения. Неловок, малоподвижен и плохо скоординирован, избегает физических нагрузок, движений, требующих ловкости (танцев, спорта).

В системе контактов демонстрирует изолированность, замкнутость. Проблемы с установлением контакта, пассивен, так как боится отвержения. Убегает, избегает тесного общения: движение «от Объекта». Страдает от одиночества, но отрицает или рационализирует: «Все одиноки». Провоцирует на отвержение, сам того не понимая. Если все же удается выстроить близкий контакт, ценит его и стремится сохранить, демонстрирует преданность. Дружеских и любовных связей мало, но если появляются, то сохраняются годами.

Как психологическая защита используются: изоляция, игнорирование, рационализация, диссоциация.

Профессию выбирает ментального плана, не требующую прямых контактов с людьми: IT, точные науки, философия, шахматы, писательство…


Реальное тело. Худощавое, склонны к худобе (мало мышечной и жировой ткани). Часто тонкие, поэтому фигура кажется вытянутой вверх даже при невысоком росте.

Выражена специфическая сутулость: втягивает голову в плечи, при этом плечи свернуты вперед и подняты вверх. Возникает ощущение, что он словно бы пытается спрятаться, быть незаметным (на психологическом уровне так и есть).

Раннее хроническое напряжение в основании черепа, задней поверхности шеи, в основании шеи («холке»). Появляется еще в утробе матери: плод сжимается, пытаясь спрятаться, так как испуган.

Мышцы слабые, преимущественно в гипотонусе. Из-за слабых мышц, поддерживающих позвоночник, часто бывают проблемы с осанкой, со спиной. Однако напряжены глубокие мышцы живота: если была угроза жизни в пренатальном периоде, если плод испытывал дискомфорт, он напрягает мышцы живота, чтобы уменьшить контакт с матерью через пуповину. Напряжены мышцы задней поверхности шеи, в основании черепа, «холка»: плод, почувствовав угрозу, не может убежать в утробе, поэтому начинает сворачиваться, втягивать голову в плечи, тело запоминает это напряжение.

Также плод в ситуации угрозы, так как не может сбежать, начинает перекручиваться, поэтому в теле фиксируется асимметрия. Конечно, тело каждого человека асимметрично, но у шизоида эта асимметрия ярко выражена: в лице, между правой и левой половинами тела…

Энергия заперта внутри, периферические сосуды спазмированы, из-за этого шизоид часто мерзнет, у него холодные конечности (особенно стопы и кисти), бледный кожный покров.

Взгляд шизоида расфокусирован. Он словно смотри сквозь вас, смотрит и не видит. Это защита: бессознательно шизоиду кажется, что если он будет игнорировать реальность, то его тоже не будут замечать. Он таким образом прячется, как страус в песок.

Дыхание минимизированное, почти незаметное, поверхностное и с паузами. Гиповентиляция. Это – попытка быть не заметным и мало включаться в реальность.


Психосоматические риски. Низкое давление, вегетососудистая дистония, спазмированы периферические сосуды. Постоянно мерзнет, легко простужается. Головные боли, повышенное внутричерепное давление, спазмы сосудов. Сутулость, искривление позвоночника, шейный остеохондроз. Проблемы с костной системой: артрит, остеоартроз, подагра…


Психологическая помощь. В освоении базового права на существование: нужно дать опыт безусловного принятия, помочь почувствовать свою важность и нужность в этом мире.

Также задача для специалиста: создание базовой безопасности, трансформация образа мира в более позитивный, доброжелательный, безопасный.

Помощь в установлении контакта со своими чувствами, телом. Поощрение экспрессии – возможности проявляться, выражать себя.

Трансформация границ в более гибкие. Помощь в развитии более близких и прямых контактов с миром, в выходе из изоляции, установлении близких отношений.


Сценарные роли шизоидного типа.


Привидение.

Причина – сильная травма отвержения или угроза жизни. Наиболее выраженные шизоидные тенденции. Не освоено базовое право на существование. Плохо ощущает свое тело, не в контакте с чувствами.

Редко понимает, что нуждается в контакте, воспринимает его отсутствие как должное. Боится контактов. Противоречие: в глубине души нуждается в контакте, внимании, но боится и избегает. Ему кажется, что он живет за стеклянной стеной. Мало включен в реальность. Может остаться так и не адаптированным в социуме, или стать самым незаметным членом коллектива.

Окружающие его не замечают, бессознательно не признают его право быть, так как он сам не уверен в своем праве присутствовать и быть в контакте, и транслирует это окружающим.

Пример: героиня романа Анны Гавальды “Просто вместе”, по имени Камилла. Камилла старается быть незаметной (даже работает по ночам уборщицей), но при этом намекает на свое существование (оставляет в офисе свой рисунок-карикатуру), затем любовь героя помогает ей «проявиться».

«Привидение» на терапевтических группах: участника просто не замечают. Это не сознательное игнорирование, просто Привидение держится незаметно и делает все для того, чтобы не выделяться. В перерыве участники могут не вспомнить, было ли на группе сегодня Привидение?

Что делать ведущему? «Материализовать» Привидение – обращать на него внимание, обращатсья напрямую, привлекать к нему внимание группы. Но важно делать это не интенсивно, а мягко и постепенно. Поначалу Привидение воспринимает внимание как нечто чреватое отвержением и небезопасное. Длительный опыт мягкого принимающего внимания позволяет такому участнику почувствовать себя важным и нужным, полноценной частью группы.


Аутсайдер.

В семье отвергали, но не явно, а пассивно. Возможно, ждали ребенка другого пола или беременность была незапланированной. Также ребенок мог иметь особенности, неприятные родителю (инвалидность или сходство с нелюбимым родственником). Отвержение запечатлелось, и Аутсайдер провоцирует на отвержение окружающих. Его не любят, но не явно, а скрыто, агрессивно-пассивно, сами не зная, почему: “Просто он(а) мне не нравится”. С ним избегают взаимодействовать, но не обижают открыто. На группах, на работе аутсайдер пытается всем угодить и понравиться, ублажить, но делает это не явно. Его “подвиги” не замечают, а идеи и заслуги приписывают другим, он это терпит.

Иногда роль может зародиться не в семье, а позже, в детской группе, если ребенок отличается от остальных (например, цветом кожи).

Пример: гениальный горбун Акиплеша из повести Кира Булычева “Похищения чародея”. Его изобретения приписывает себе хозяин – красавец-боярин, в тени которого пребывает герой, изгой в средневековом обществе, но в итоге справедливость восстанавливается.

«Аутсайдер» на терапевтических группах: группа относится к нему пассивно-агрессивно – прямую агрессию не проявляет, но избегает взаимодействовать. Аутсайдеру вечно не хватает пары, мелочков или бумаги. Вокруг него нередко образуется словно бы пустота, рядом с ним не хотят находиться. Ведущему надо поддержать аутсайдера: налаживать коммуникацию между ним и группой, побуждая участников включаться во взаимодействие с Аутсайдером. Например: «Ивану не хватило мелочков. Кто с ним поделиться?», «У Маши нет пары. Кто будет с ней работать?»

Действовать более прямо и активно, чем с Привидением. Группа видит, что Аутсайдер не отвергаем ведущим, а, напротив, поддержан, и меняет к нему отношение, он перестает быть Аутсайдером.


Отшельник.

Для него характерны изоляция, движение от мира, он дистанцируется в контактах. Символические границы излишне укрепленные, непроницаемые – так называемый “изолированный тип” границ. В детстве Отшельнику было небезопасно, поэтому он «спрятался» от мира (например, рос в алкогольной семье). В некоторых случаях семья сама символически помещает Отшельника в изоляцию, отвергая в силу тех или иных причин.

Его замечают, но общаться не хотят, так как он транслирует послание “Оставьте меня одного”. А потом удивляется и обижается, что к нему и правда не подходят, страдает от одиночества.

Создаёт свой собственный мир, живущий по своим правилам. Его поведение ритуализированно, он не любит перемены, особенно в своем пространстве (до последнего тянет с ремонтом). Лишний раз не выйдет из дома. Часто выбирает удаленную работу на дому.

Любопытно, как он символически окружает себя вакуумом: на группах вокруг него образуется пустое пространство. Садится в уголке, молчит, но наблюдает. Может делать совсем иное, чем группа, живет в своем режиме.

Выражен механизм игнорирования чувств: своих и чужих. Если вынужденно встречается с сильными чувствами, включается убегающее поведение (например, быстро завершает эмоциональный разговор).

Пример: «Человек дождя» Рэймонд из одноименного фильма (США, 1988, актер Дастин Хоффман). Рэймонд – яркий пример Отшельника, к этой роли приводит его болезнь (савантизм или аутизм, по мнению критиков). Отец помещает его в изоляцию – психиатрическую лечебницу, после того как Рэймонд облил младшего брата кипятком. Выросший брат (Том Круз) вспоминает: на самом деле Рэймонд о нем заботился, пел песни и убаюкивал. Он дал ему прозвище «человек дождя» (игра слов: в английском языке «человек дождя» звучит как «рейн мэн»). Обретенная любовь младшего брата помогает Рэймонду выйти из своей символической изоляции.

«Отшельник» на терапевтических группах: ему сложно вылезти из своей «пещеры», потому что небезопасно. И если начать активно побуждать к этому, эффект будет обратным: защиты возрастут. Нужно мягко пробуждать интерес к тому, что вне «пещеры». Активное движение к нему навстречу Отшельник может воспринять как нападение, лучшая стратегия – побудить его самого к движению «из пещеры». Как? Ведущий может в перерыве или до группы неформально немного пообщаться с Отшельников, наладить контакт, поддержать, заинтересовать происходящим. Предложить поделиться своими идеями, опытом с группой: «Вы говорите очень важные и интересные вещи… Может, Вы сможете поделиться ими с группой? Это может быть интересно и полезно для участников!» Тем самым мы помогаем Отшельнику почувствовать себя важным и нужным для группы.


Философ.

Философ более контактен и адаптирован в социуме, чем представители предыдущих ролей. Основной защитный механизм от “страшного мира” – рационализация. Готов контактировать с миром, но пассивно, из позиции наблюдателя, либо на ментальном уровне – анализировать, объяснять, рассуждать… Поэтому у него есть контакты, но ментального плана: обмен информацией, а не эмоциями и прикосновениями. Эмоции и прикосновения боится, для него это – слишком тесный контакт, создающий угрозу отвержения и повторения травмы. Поэтому обесценивает чувства и контакт путем рационализации: «Любовь – это просто инстинкт размножения».

Предпочитаемый профессии: философ, аналитик, шахматист, математик. То есть занятия, задействующие аналитические способности, но с минимумом прямых контактов.

На психологических группах Философ может вступать в дискуссии, пытается все понять и систематизировать. Если не понимает – тревожится и заваливает вопросами или замолкает и уходит.

Пример: Ондатр из произведений финской писательницы и художницы Туве Янсон о Муми-троллях. Это – комический персонаж, он наблюдает за всем происходящим из своего гамака и философствует, что не мешает ему активно включаться, когда речь заходит о вкусном обеде.

«Философ» на терапевтических группах: ведущий отвечает на его ментальные вопросы, но при этом мягко подводит к «я-высказываниям» («И что это для Вас?», «Возможно, Вас не случайно так интересует эта тема…») и к осознанию чувств («И какие у Вас чувства вызывает этот вопрос?»). Предлагает общие рассуждения переформулировать как я-высказывания с упоминанием и присвоением чувств. И соотносить со своей собственной жизнью. Подключать группу к ответам на вопросы, помогать налаживанию прямого диалога между Философом и группой.


Дриада (женский вариант), Монах (мужской вариант).

Уходит в символическую изоляцию, как и Отшельник, но в отличие от последнего, использует механизм гиперкомпенсации: изоляция становится оппозицией к миру и попыткой ощутить свое превосходство. Боится реального мира, убегает от него, но при этом противопоставляет себя ему. Ощущая свою неполноценность, пытается компенсировать “свой дефект” ложным превосходством.

Интересуется наукой, искусством, причем демонстративно. Обычно в этих сферах и реализуется. Склонен к фантазированию и идеализации. Не только создает свои миры, но и приукрашает реальность. Может уйти в фантазии о своей гениальности и непризнанном таланте. Нарциссизм как компенсация ощущения своей неполноценности: “Я не с вами, потому что я лучше вас”.

Пример: герой биографического фильма “Игры разума” (США, 2001, актер Рассел Кроу). Джон Форбс Нэш – талантливый ученый «с причудами». Он занимается сверхсекретными исследованиями… но вскоре семья выясняет, что все это – порождение безумной фантазии. Личные качества и преданная любовь жены в итоге помогают ему преодолеть болезнь и стать Нобелевским лауреатом.

«Дриада» и «Монах» на терапевтических группах: ведущий поддерживает ценность такого участника, но без оппозиции с остальной группой. Дает послания о том, как важны и ценны мнения и процессы каждого. Побуждает Дриаду и Монаха к прямой коммуникации с группой и легализует скрытое противостояние, которое может возникать. Признает индивидуальность» и «особенность» Дриады и Монаха, но также индивидуальность и «особенность» остальных участников. Побуждает к прямому диалогу с группой, со взаимным уважением.

2.3. ОРАЛЬНЫЙ ТИП: «МАЛОВАТО БУДЕТ!»

Возраст формирования: младенчество (возраст от рождения до полутора лет).


Базовое право: удовлетворение потребностей.


Сбалансированная позиция:

«Я понимаю, когда у меня есть потребности»

«Могу их дифференцировать»

«Имею право о них заявлять»

«Могу активно их удовлетворять, могу пассивно принимать»

«Устойчивость к фрустрации»

«Могу наслаждаться»


Причина формирования: возникает в результате депривации потребностей (в любви, заботе, внимании…). Нарушение второго базового права: права на удовлетворение потребностей. О младенце неправильно заботились:

хорошо, но мало;

много, но не так, как ему было нужно;

противоречиво: то хорошо, то плохо;

и мало, и плохо.

Депривация оральных потребностей могла быть самой разной: игнорирование потребностей ребенка, чрезмерная забота, непонимание его потребностей и т.д. Отсюда самые разные варианты орального типа: эмоциональная структура существования и структура потребностей (бодинамический анализ Л.Марчер, Дания), параноидный и депрессивный тип («Психоаналитическая диагностика» Н.Маквильямс, США) и др. Мы с вами рассмотрим ядерные черты орального типа, общие для всех оральных подтипов.


Основные характеристики. Нарушено базовое право на удовлетворение потребностей. Как следствие, оральный тип не научился и не умеет о себе заботиться, и это порождает два варианта бессознательного решения:

1. Искать того, кто будет заботиться: «цепляющийся тип», ищущий в других людях Хорошего Родителя.

2. Искать того, о ком компенсаторно будет заботиться сам: «компенсаторный тип», инвестирует свои депревированные потребности в другого человека и заботится о нем, играя роль Родителя ( в глубине души хотел бы, чтобы заботились о нем).

Все оральные подструктуры инфантильны, поэтому стремятся к установлению хорошего симбиоза: контакта-слияния, в котором потребности будут идеально удовлетворяться. Однако в реальности вместо этого зачастую оказываются в ситуации “плохого симбиоза” – дискомфортного и даже деструктивного контакта. Таким образом оральный тип автоматически воспроизводит свою детскую историю, травму – провоцирует ретравматизацию.

Оральный тип не переносит фрустрацию потребностей; если его желания не удовлетворяются, ведет себя незрело:

1. молча злится («Накажу вас, обидевшись на вас»);

2. отказывается от потребности («Ну и не надо, ну и не хотелось»);

3. или упорно настаивает на своем («Нет, дайте!»).

Не может находиться в одиночестве – ведь младенец и не должен быть один. Поэтому во взрослом возрасте человек с оральной фиксацией воспринимает одиночество, завершение отношений как страшную угрозу.

Постоянно ищет заботу (в зависимости от оральной подструктуры, может заботу требовать, намекать и т.д.) или компенсаторно заботится о других. Часто оказывается в созависимых отношениях (эмоционально зависимых деструктивных отношениях): брак с алкоголиком, наркоманом и т.д.

Оральный тип сам склонен к зависимости: в первую очередь, это алкоголизм, расстройство пищевого поведения, шокоголизм, курение, эмоциональная зависимость…

Так как ищет симбиотический контакт-слияние и психологически зафиксирован в младенчестве, его психологические границы плохо сформированы, представляют собой комбинированный тип. Иногда границы диффузны (позволяет нарушать свои границы), иногда интрузивны (нарушает границы других); эти фазы чередуются. Нарушая свои границы или позволяя нарушать чужие, оральный тип не понимает, что именно происходит: как ранняя структура, плохо чувствует границы. Простраивание границ в контакте с ним (например, отказ) воспринимает как отвержение.

Оральный тип эмоционален, достаточно свободно проявляет эмоции, имеет трудности с их контейнированием – сдерживанием. Часто идентифицируют себя со своими чувствами («Если я злюсь, я злой»). Оказывается в ситуации эмоциональной зависимости. В контактах для него главное – эмоциональный обмен, а не информационный; не совместная деятельность, а совместное переживание. Оральному типу не хватает стратегического планирования, осознавания, контроля над своими чувствами. Импульсивен.

Система контактов, эмоциональных связей крайне важна для орального типа. Избегает одиночества, остро нуждается в контакте. Обычно имеют много контактов в разных сферах: дружеские, профессиональные, соседские и т.д.

Психологические защиты связаны со слиянием (например, проецирование, проективная идентификация, поиск символического “нарциссического расширения”), поиском защищающей внешней фигуры.

Профессию выбирает, связанную с общением с людьми: с получением внимания или/и с помощью другим людям (компенсаторно). То есть профессию, подразумевающую многообразие контактов. Как то: социальный работник, психолог, врач, продавец, воспитатель или учитель, экскурсовод и др.


Реальное тело: оральные травмы (в младенчестве) разнообразны, отсюда вариативность оральных подструктур. Тем не менее, попробуем выделить общие черты, свойственные оральному типу.

Проблемы с весом как следствие нарушения пищевого поведения: нехватка веса или избыточный вес.

Плечи свернуты вперед, грудная клетка словно провалена, а шея с головой при этом тянутся вперед. В ТОП такое положение головы называют “черепашкой”, за сходство с черепахой, высунувшейся из панциря. Почему тело зафиксировалось в таком положении? Это движение “к Объекту”, младенец тянется к маме. Оральный тип тянется к Объекту, желая, чтобы объект дал ему контакт и заботу. Образ Объекта может быть идеальным, позитивным, негативным, амбивалентным; но в любом случае младенец в нем нуждается и тянется к нему.

У орального типа слабые ноги, вплоть до Х-образности: они словно подгибаются. Оральный тип не любит стоять, охотнее всего – лежит или полулежит, даже в кресле, на стуле.

Оральная фиксация: постоянные движения ртом, покусывающие или сосательные; стимуляция ротовой области (руками или предметами – ручкой, сигаретой).

Кисти напряжены, как «лапа птицы»: пальцы словно хотят что-то сжать, цепляются. Это фиксация движения младенца, цепляющегося за руку взрослого.

Взгляд орального типа сфокусирован на Объекте: он ищет контакт, словно цепляется за вас глазами, ловит взгляд и не отпускает. Для него важен контакт глаза-глаза во время разговора. Если собеседник отводит взгляд, он воспринимает это как «бросание».

В паттерне дыхания есть проблемы со вдохом, так как для орального типа актуальна тема принятия (взять, допитаться). Вдох может быть “жадным”, быстрым и глубоким (”Дайте! Я нуждаюсь!”). Или затрудненным, с паузой перед вдохом (”Мне сложно взять, я не доверяю или не считаю себя в праве брать”).


Психосоматические риски.

Нередко оральный тип формируется в результате нарушения кормления: в прямом смысле (например, раннее отлучение от груди) или в переносном (недопитанность любовью). Отсюда – нарушения пищевого поведения и сопровождающиеся ими проблемы со здоровьем.

При этом если “вскармливали” ребенка хорошо, но мало, внутри формируется образ “хорошего Объекта”, но недостаточного (”дефицитарный объект”). Например, мама устанавливала хороший контакт с ребенком, но прерывала его – была интенсивно занята и другими делами. Тогда ребенок решает “запасать” этот хороший Объект впрок: формируется тенденция к перееданию, вплоть до булимии.

Если же симбиоз был плохим или травма прерывания хорошего симбиоза – слишком сильной, то ребенок больше не может довериться. Внутри поселяется образ “плохого Объекта”, принять в себя его инвестиции (еду) становится подобным отравлению. Возникает тенденция к недоеданию, крайняя форма – анорексия.

Нередко эти две тенденции сочетаются, но обычно одна из них все же является ведущей.

Вторая область психосоматического риска – пищеварительная система, особенно кишечник. Живот – символический контейнер для удовлетворения оральных потребностей. Питание во всех смыслах – основная потребность младенца, поэтому нарушения питания и символического вскармливания могут впоследствии привести к психосоматические расстройствам.

Ротовая область также в зоне психосоматического риска – в ней “поселяется” оральная ярость, проявляется как так называемый челюстной блок. Может приводить к проблемам с зубами, деснами, постоянным стоматитам…

Коллапс в грудной клетке может привести к проблеме с сердцем, легкими, к бронхитам и трахеитам.

Шейный блок чреват ангинами и другими проблемами с горлом.


Психологическая помощь. Основная задача специалиста в работе с оральным типом – научить самостоятельно удовлетворять свои потребности. Это подразумевает взросление, повышение навыков оптимальной саморегуляции: внутренний Родитель должен научиться заботиться о внутреннем Ребенке.

По отношению к специалисту достаточно быстро начинает развиваться перенос как на родительскую фигуру. Оральный тип нуждается в хорошем симбиозе (его ключевая травма – нарушение хорошего симбиоза в детстве). Поэтому специалист должен диагностировать – каков внутренний образ Объекта, какого рода проекции адресованы специалисту (идеализация, негативный перенос и обесценивание и т.д.); установить достаточно хороший питающий симбиоз, в котором клиент сможет расти и взрослеть; далее работать на сепарацию, выход из симбиоза.

Классическая ошибка в работе с оральным типом: установить хороший симбиоз, но при этом не поддерживать взросление. Клиент будет приходить лишь за подпиткой, он удобен в работе и доволен терапевтом. Такая “терпия” может длиться годами, но в действительности это не терапия, так как рост, развитие клиента при этом не происходит. Важно, чтобы в терапии клиент “вырос” из своей оральной структуры, подобно тому как дети вырастают из детских одежек.


Сценарные роли орального типа.


Сиротка.

Ощущает себя брошенным ребенком, не умеет о себе заботиться и не считает себя в праве запрашивать заботу у других. Например, в детстве родители были заняты, болели, и ребенок ощутил символическое “сиротство” или воспринимал себя как обузу. Нехватка внимания и заботы в детстве приводит к неумению заботиться о себе во взрослости. В поведении Сиротки неуклюжие, беспомощные, мало приспособлены к встрече с трудностями. Нуждаются в заботе, запрашивают ее намеками, косвенно, а не прямо. Вид жалостливый. Трудно принять помощь извне – не верят, что имеют на нее право. При столкновении с трудностями теряются (и самому трудно справиться, и принять помощь невозможно). Низкий уровень адаптивности.

Пример: “Девочка со спичками” – героиня печальной сказки Г.Х.Андерсена. В канун Рождества маленькая продавщица спичек пытается согреться, зажигая одну спичку за другой. Дома с ней обращаются жестоко, она ощущает свою ненужность, и в итоге замерзает на улице.

«Сиротка» на терапевтических группах: одинокий и страдающий участник группы, но при этом пассивный – ничего не предпринимает для того, чтобы что-то изменить. Намекает на одиночество и страдание своим видом, но ничего прямо не говорит и не запрашивает. У кого-то это вызывает жалость, у кого-то – раздражение (из-за чувства вины или восприятия такой стратегии поведения как скрытой манипуляции). Ведущему важно побудить Сиротку к осознанию своих желаний и активной позиции – запрашиванию помощи, заботы. «Я вижу такие-то проявления. Что с тобой происходит? Что ты хочешь? Что можешь сделать для того, чтобы что-то изменить?» Важно! не становиться для Сиротки родителем и следить за тем, чтобы родителем для нее стал кто-то из группы. Если это происходит, легализовать. Появление символического родителя мешает взрослению Сиротки; важно, чтобы Сиротка научилась сама о себе заботиться или прямо запрашивать помощь из взрослой позиции.


Деточка.

В детстве о ней (или о нем, эта роль может быть и мужской) заботились хорошо, но мало, или гиперопекали, поощряя инфантильную позицию. Чувствует, что имеет право на защиту, заботу и внимание. Считает, что о ней должны заботиться.

Занимает инфантильную позицию. Не умеет и не хочет заботиться о себе сама, требует заботу от окружающих. Потребительская позиция по отношению к другим людям. Выстраивает объектные отношения: “Другие люди нужны, чтобы обеспечивать мои потребности”.

Пример: обаятельная, но капризная Маша из мультипликационного сериала «Маша и Медведь”, выпускаемого компанией «Анимаккорд».

«Деточка» на терапевтических группах: участник, который ждет заботу об окружающих, перекладывает ответственность за свое состояние на других, особенно на ведущего как на символического родителя. И если окружающие не входят в роль опекающего родителя, реагирует обидой и гневом. Например, говорит: «Что-то дует», – и если никто не бросился закрывать окно, то выражает недовольство. Важно НЕ поддерживать детскую позицию Деточки и следить за тем, чтобы ее не поддерживали другие.

Вскрывать, что происходит, и поощрять взрослую позицию: «Кто ответственен за тебя и за твое состояние? Да, ты сам», «Ты можешь об этом просить, но не требовать», «Это не является долженствованием по отношению к тебе, а может быть проявлением заботы», «Важно, чтобы ты напрямую запрашивал(а) помощь…» Объяснять Деточке разницу между взрослой и детской позицией; важность проявления благодарности по отношению к ведущему и группе как часть взрослой позиции.

Загрузка...