Посвящается Авроре, которая родилась в этом году,
а также всем взрослым, которые когда-то были детьми.
Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанников, ибо вы решительно их не знаете.
Странный и удивительный факт: мы изучили каждый сантиметр человеческого тела, составили каталог всех животных, населяющих нашу планету, дали описание и придумали название каждой травинке, но веками довольствовались эмпирическим подходом к психологии, как будто она менее важна, чем искусство лекаря, животновода или фермера.
Если мы не знаем, как мы учимся, откуда нам знать, как преподавать?
Stanislas Dehaene
HOW WE LEARN
Copyright © 2020 by Stanislas Dehaene. All rights reserved
Научный редактор
И. Захаров,
старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО
© Чечина А.А., перевод на русский язык, 2020
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2021
«Каждая книга известного французского психофизиолога Станисласа Деана – это событие. Не стала исключением и эта. В ней рассматриваются важнейшие вопросы когнитивной нейронауки: как происходит научение, как мы приобретаем новые знания, чем работа мозга во время обучения отличается от работы компьютера? Несмотря на столь сложную тему, книга написана чрезвычайно ярким и доступным языком, при этом в ней полностью сохранена научная точность и аккуратность при изложении фактов и теорий. Важно отметить, что Станислас Деан не просто перечисляет те или иные факты по теме, но и предлагает собственную оригинальную гипотезу «нейронного рециклинга», позволяющую совершенно по-новому взглянуть на многие, казалось бы давно известные наблюдения. Думаю, что я непременно буду рекомендовать эту книгу своим студентам».
Станислав Козловский,
доцент кафедры психофизиологии факультета
психологии МГУ имени М.В. Ломоносова