Глава 1. Правовая и информационная база

Первая Программа реновации была запущена в Москве ещё в 1998 году, и закончилось её действие в 2011 году. В связи с финансовыми проблемами Правительство столицы приняло решение о полной заморозке проекта на неопределённый промежуток времени.

В 2017 году было принято решение её возобновить и продлить до 2032 года.

Новая Программа реновации жилья в Москве предусматривает расселение более 350 тыс. квартир. В программу включено 5173 дома.

Впрочем, буквально на всех подробностях этой темы я останавливаться не буду, так как заинтересованные лица давно «в теме». Остановлюсь только на основных моментах.

Основополагающим документом, который регламентирует основные этапы и принципы Программы реновации в Москве, является Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве". Он принят Государственной Думой 14 июня 2017 года. Реально этот документ просто вносит ряд изменений в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации". Так он и формулируется по многим статьям: внести изменения.., исключить…, дополнить.

Если хотите лично убедиться во всех буквах закона, то надо штудировать эти два закона вместе.

На основании этих документов были принято Постановление Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".

И ещё один документ – это Постановление Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП «О порядке приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включённых в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения».

Что самое главное в этих законодательных документах.

При сносе дома по Программе реновации как собственникам, так и нанимателям (те, кто проживают и зарегистрированы в квартире на основании заключённого договора социального найма с муниципальными органами) предоставляется равнозначное жильё. Под равнозначным жильём имеется в виду квартира с таким же количеством комнат, и жилой площадью, не меньше прежней. Общая площадь новой квартиры в любом случае будет больше прежней, так как теперь не бывает таких мизерных кухонь и коридоров.

При желании можно получить не равнозначную, а равноценную квартиру. То есть стоимость Вашей новой квартиры будет такой же, как и стоимость прежней квартиры. Это, конечно, актуально для жителей «сталинских» домов.

Вы можете, если захотите, например, из двухкомнатной квартиры переехать в однокомнатную, и получить соответствующую доплату на сумму разницы в стоимости квартир.

Также можно переехать в квартиру с бОльшим числом комнат, чем в прежней квартире, только в этом случае доплачивать за дополнительную комнату будете вы. Причём можно использовать средства материнского (семейного) капитала, жилищные субсидии и социальные выплаты, право на получение которых подтверждается также государственными жилищными сертификатами, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. Если сразу не удалось переехать в квартиру с бОльшим количеством комнат, то в течение двух лет есть возможность купить ещё одну квартиру.

Можно вообще не переезжать в новый дом, построенный в рамках Программы реновации, если у вас есть, где жить. А просто получить деньги за квартиру в доме, который идёт под снос. Правда, на этот счёт в законе есть одна оговорка: «В случае, если в жилом помещении в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление собственникам такого жилого помещения равноценного возмещения в денежной форме не допускается». Это прописано почти в самом конце статьи 7.3. Гарантии жилищных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации. (В Законе РФ от 15 апреля 1993г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации»). Кстати во многих комментариях и разъяснениях этот момент вообще не указывается. Я тоже невнимательно читала сам закон именно в этой части, а во всех комментариях писали, что да, вы можете вместо квартиры получить равноценное возмещение в денежной форме. И поначалу для себя лично мы такой вариант не исключали. (Можно было бы получить деньги и, добавив ипотечные, купить квартиру совсем в другом, «нереновационном» доме). Но оказывается, что для семей, имеющих несовершеннолетних детей, это неприемлемо.

И последнее. Программа реновации ускоряет процесс получения новых квартир для «очередников». т.е. граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и состоящим на соответствующем учёте. Они получат новое жилье быстрее, чем получили бы, стоя в очереди, но не быстрее, чем другие переселенцы. Очередникам предлагаются равнозначные квартиры с учётом состава семьи. То есть, если семья из шести человек проживает в двухкомнатной квартире, но не стоит в очереди на улучшение жилищных условий, они получат равнозначную квартиру. Если такая семья стоит в очереди – новое жильё будет соответствовать норме 18 кв. м на человека. В этом случае с жилищного учёта после получения жилья они снимаются. При желании очередники могут получить равноценное жильё или денежную компенсацию. В этом случае они сохраняют свое право состоять на учёте.

Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека закреплена в Законе г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14.06.2006 N 29 (Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы).

В нём также отмечено, что жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру площадью жилого помещения не более чем 40 квадратных метров.

Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учёте, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 этой статьи, не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, – однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, – двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;

3) на семью из трёх граждан, в составе которой есть супруги, – двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;

4) на семью из трёх граждан, в составе которой нет супругов, – трёхкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;

5) на семью из четырёх или пяти граждан – жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров);

6) на семью из шести и более граждан – жилое помещение (жилые помещения) площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения (жилых помещений) может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

Но всё выше перечисленное касается граждан, состоящих на жилищном учёте.

Многих интересует вопрос, как переселяются москвичи, которые взяли в сносимой пятиэтажке квартиру в ипотеку. Переселение идет на общих основаниях. После сноса пятиэтажки, в которой находилась ипотечная квартира, заёмщик обязан передать банку в залог новую квартиру. Поскольку рыночная стоимость новой квартиры будет выше старой, банк обязан её принять. В этом случае у банка не появится право требовать досрочного возврата кредита. По закону о реновации, в таких случаях государственная регистрация ипотеки новой квартиры будет проходить одновременно на основании договора о переходе права собственности. Регистрация ипотеки будет проходить без дополнительного заявления и бесплатно для москвичей.

Примерные сроки переселения конкретно вашего дома можно узнать из Приказа Правительства Москвы № 45/182/ПР-335/20 от 12 августа 2020 года «Об этапах реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве» и № 14/29/ПР-46/21 «О внесении изменений в Приказ от 12 августа 2020г. № 45/182/ПР-335/20.

Для обеспечения всех мероприятий, предусмотренных Программой реновации, организован Московский фонд реновации жилой застройки. Цели его деятельности, задачи и функции предусмотрены статьёй 7.7 выше указанного Федерального закона № 141-ФЗ от 01.07.2017г.

Этот орган оказывает содействие в обеспечении жилищных прав собственников жилых помещений при реализации решений о реновации в соответствии с принятым Законом. Им решаются вопросы, возникающие при переезде москвичей, например, по поводу докупки дополнительной площади.

Офис Московского фонда реновации расположен по адресу: г.Москва, улица Ильинка, дом 13. Электронная почта: help@mosfr.ru. По вопросу приобретения недвижимости приём граждан осуществляется по предварительной записи: понедельник – четверг – с 08:30 – 17:30; пятница – с 08:30 – 16:15. Также по вопросам приобретения недвижимости можно обратиться по телефону: +7 (495) 651-07-97 (в голосовом меню набрать кнопку 2).

Кроме того, в Москве создан Общественный штаб по контролю за реализацией Программы реновации. Не буду перечислять его функции, они и так понятны. Отмечу только, что туда можно обратиться с любым юридическим вопросом. И, как утверждают его сотрудники во время выступления на различных слушаниях, касающихся проблем реновации, только они чётко и грамотно ответят на все наши вопросы в этой области. Если другие юристы могут обещать это и не совсем правильно трактовать некоторые моменты, то эта организация даст единственно правильный ответ на ваш вопрос. Телефон горячей линии+7 (495) 548-20-80. График работы: с 09:00 до 20:00 (с понедельника по пятницу, без перерыва). Причём можно обратиться с вопросами и в электронном письме по адресу: renovation@shtab.opmoscow.ru. Отвечают они, как и положено, в течение месяца. Мы сами лично воспользовались этой возможностью. Приём граждан производится в помещении Общественного штаба по адресу: Лихов переулок, дом 3, строение 1 каждый вторник и четверг с 9.00 до 20.00. Предварительно надо записаться по телефону +7 (495) 548-20-80 На приём надо взять с собой паспорт.

Надо отдать должное Правительству Москвы, об информационной базе они побеспокоились. По общим вопросам Программы реновации можно обратиться в единый контактный центр Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы по телефону +7 (499) 401-01-01, понедельник – четверг – 09:00 – 18:00.

В Управе каждого района можно получить консультацию, обратившись к ответственному специалисту информационного центра по вопросам реновации. Так в нашем районе (Лосиноостровский район СВАО) это можно сделать по адресу: ул. Летчика Бабушкина, дом 1, корпус 1. Перед посещением лучше обратиться на горячую линию информационного центра по телефону: 8-495-471-46-66. График работы консультационного кабинета Лосиноостровского района по вопросам реновации:

Понедельник-Четверг: с 10:00 до 17:00 (перерыв с 12:00 до 12:45);

Пятница: с 10:00 до 16:45 (перерыв с 12:00 до 12:45).

При переселении конкретного сносимого дома в новом доме на первом этаже располагается Информационный центр по переселению вашего дома со следующим графиком работы: понедельник – суббота с 12:00 до 20:00 без перерыва на обед. Первые 2 дня после открытия Информационные центры работают с 9:00 до 21:00 без перерыва на обед. Такой график действует в основном на этапе первичного осмотра предлагаемых квартир. В дальнейшем он корректируется.

В связи с пандемией график работы неоднократно менялся, в связи с эпидемиологическими ограничениями Информационные центры чаще работают в таком режиме: понедельник – пятница с 10:00 до 18:00.

Все консультации и услуги в ходе реализации Программы реновации предоставляются бесплатно.

При переезде в каждой конкретной из перечисленных выше ситуаций есть свои нюансы.

Я поподробнее остановлюсь только на трёх вариантах.

А в следующих главах буду рассказывать конкретно о ситуации только в нашей семье.

В интернете вы можете узнать, каков порядок переезда и какие необходимы документы и в зависимости от интересующего вас варианта переезда, и от всяческих юридических нюансов (собственник или наниматель, одинокий или с детьми, очередник или инвалид, и т.д. и т.п.). На сайте mos.ru, как утверждают представители Правительства Москвы прописано 24 возможных варианта. На сайте mos.ru, в каталоге услуг нужно выбрать вкладку «Жилье, недвижимость, земля», затем перейти на «Популярное в разделе», далее «Помощь при переезде в рамках программы реновации» и далее «Переезд по программе реновации», где расположены общая и персональная инструкции. Онлайн-инструкция охватывает все этапы переезда – от получения письма с предложением новой квартиры до регистрации на новом месте жительства.

Также участники Программы реновации могут дистанционно подать заявление на помощь в организации переезда, заявить о необходимости устранения строительных дефектов.

Участники Программы реновации могут записаться через портал mos.ru на приём к нотариусу для подписания договора на новую квартиру. Данная услуга нужна, если один из собственников квартиры несовершеннолетний, ограниченно дееспособный или недееспособный. (В других случаях посещение нотариуса не требуется). Новая услуга входит в сервис «Помощь при переезде в рамках программы реновации».

Также дополнительную информацию о Программе реновации можно получить:

– по телефону единой справочной службы: +7 (495) 777-77-77;

– на сайте Фонда реновации;

– на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства.

В информационных центрах жители могут получить консультации по интересующим их вопросам у представителей следующих учреждений и организаций:

Префектура административного округа (АО)

– координация работы Центра и предоставление справок по телефону;

– обеспечение организации переезда по заявкам.

Департамент городского имущества города Москвы

– выдача писем с предложением квартир;

– консультации по вопросу предоставления равнозначных жилых помещений;

– сбор заявлений и документов граждан, связанных с предоставлением равнозначных жилых помещений;

– заключение и выдача договоров на равнозначные жилые помещения;

– консультация по вопросам дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении Программы реновации.

УНО «Московский фонд реновации жилой застройки»

– приём граждан по вопросам, связанным с приобретением жилых помещений за дополнительную плату;

– приём граждан по вопросам, связанным с выплатой компенсации за жилые помещения меньшей площади (при согласии граждан).

Управление социальной защиты населения АО

– урегулирование социальных вопросов;

– урегулирование конфликтных ситуаций;

– обслуживание льготных категорий граждан при переезде;

– общие вопросы льготных категорий граждан.

КП «Управление гражданского строительства»

– консультации по вопросам технических характеристик построенного жилого дома, отделки, благоустройства и т.д.;

– осуществляет контроль и устранение строительных дефектов в жилых помещениях, построенных по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве.

Управляющая компания

– приём граждан по вопросам, связанным с замечаниями по техническому состоянию квартир, строительным дефектам и т.д.;

– обход квартир совместно с гражданами (по требованию);

– составление первичного акта осмотра квартиры с учётом строительных дефектов;

– участие в подписании акта о снятии замечаний.

ГКУ «Московский центр недвижимости»

– показ квартир гражданам (на основании писем Департамента городского имущества (ДГИ) с предложением квартир);

– выдача ключей.

Генподрядная организация по строительству многоквартирного жилого дома (по согласованию)

– консультации по вопросам технических характеристик построенного жилого дома, отделки, благоустройства и т.д.;

– устранение строительных дефектов в жилых помещениях, построенных по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве;

– подписание актов с гражданами и управляющей организацией об устранении выявленных дефектов.

Чтобы не было каких-то дополнительных проблем, которые придётся решать нервно и в спешке, до переселения жителям надо навести порядок в документах. Обновить справки, разыскать прописанных, но не проживающих родственников, оформить доверенности, если нужно. Оформить развод, вступить в брак, прописать детей, чтобы получить то, что положено по закону, без формального подхода.

Собрать семейный совет и подумать, как с пользой, выгодой и законно использовать реновацию.

В сложных и непонятных ситуациях надо проконсультироваться с юристом.

Что нужно учесть до переселения, если вы хотите избавить себя от возможных проблем, и куда обращаться, если непредвиденные ситуации возникли уже после получения новой квартиры и въезда в неё. На эти вопросы более подробно ответил ТАСС вместе с экспертами – председателем Общественного штаба по контролю за реализацией программы реновации в Москве Александром Козловым и членом рабочей группы при Госдуме по защите интересов граждан при реализации программы реновации Антоном Жарковым.

И собственникам, и нанимателям по договору социального найма нужно внимательно проверить все документы, связанные с квартирой (договор социального найма; если вы собственник – свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, технический паспорт на квартиру, если вы приобрели жильё до 2008 года). Если у вас на руках нет всех документов, необходимо оперативно восстановить и оформить их.

Надо также иметь в виду, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отсутствуют записи о правах на объекты недвижимого имущества, зарегистрированные до 31 января 1998 года. Если это Ваш случай, то Вам необходимо лично обратиться в ближайший центр госуслуг «Мои документы» для подачи заявления на регистрацию ранее возникшего права и получения выписки из ЕГРН, подтверждающей право собственности на жилое помещение в доме, включённом в Программу реновации. Для регистрации ранее возникшего права собственности на квартиру необходимо:

Подготовить правоустанавливающие документы на квартиру (подлинник + копия обязательно):

свидетельство о праве собственности;

договор передачи квартиры в собственность граждан: договор купли-продажи квартиры; свидетельство о праве на наследство (по завещанию); вступившие в законную силу судебные акты (решения судов); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

Оплатить государственную пошлину в размере 2 000 рублей;

Подать лично необходимые документы в центр госуслуг «Мои документы» для их последующей регистрации в Росреестре;

Если собственников несколько, то документы подают все собственники;

Срок регистрации – 9 рабочих дней с момента подачи заявления в центр госуслуг «Мои документы»;

Получить выписку из ЕГРН на собственника(ов) с гербовой синей печатью.

Если вы очередники, убедитесь, что в учётное дело вашей квартиры внесены все члены семьи. Для этого надо обратиться в Департамент городского имущества столицы. Дело в том, что норму – 18 кв. метров на человека – будут предоставлять исходя из количества тех, кто внесён в учётное дело. Если в учётное дело внесён только ответственный квартиросъёмщик, у остальных членов семьи сохранится право проживания в новой квартире, но её площадь будет рассчитана на одного человека.

Эксперты отмечают, что у некоторых граждан, которые получили жильё от предприятий в советские годы, нет никаких документов о социальном найме. Не осталось даже советских ордеров, только прописка. Все граждане, которые получили жильё на законных основаниях до 2005 года, имеют право на заключение договоров социального найма, если подтвердят законность их вселения. Всем, кто ещё не заявлял о себе, и у кого нет соответствующих документов, нужно обратиться в Департамент городского имущества для решения ситуации.

Загрузка...