Глава №4. Сила авторитетного внушения


"Мать всегда учила её беречься от простуды и

носить резиновых сапоги, чтобы не замочить

ноги. Сердясь, мать часто приговаривала:

"Чтоб ты провалилась". Будучи послушной

девочкой, она была в резиновых сапогах,

когда упала с моста."

[Эрик Берн]


Картина будет совсем уж неполной, если не рассмотреть ещё один неотъемлемый элемент человеческой сущности и его роль в жизни индивидаэто подсознание. Отдадим должное Фрейду, который первый указал, что истинные мотивы человеческого поведения не принадлежат сознанию человека. Вот уж с чём связаны самые интересные загадки! Однако понять что же такое подсознание и как оно работает мне не представляется возможным иначе как через метафору.

Итак… Представьте себе двухкомнатную квартирку (это человеческая психика). Первая комнатка очень маленькая (это сознание), в которой большую часть времени горит свет (это внимание). Из маленькой комнатки на улицу выходит большое окно (это органы чувств). Во второй, большой комнате постоянно темно (подсознание). В маленькой комнате, прямо перед входом в большую сидит некий говорливый и самодовольный товарищ, который как это обычно случается, много на себя бёрет и считает себя здесь самым главным (это человеческий ум). Какая же драма разыгрывается в этой квартирке?

Вся беда начинается с того, что товарищ (ум) наивно полагает, будто он главный в этой квартире и он за всем здесь следит, тогда как на самом деле он является всего лишь марионеткой неких таинственных личностей, которые живут рядом с ним в большой комнате (в подсознании). Вы уже догадались, что этим личностями я называю установки?

Как они туда попали, мы уже разобрали: достаточно очаровать бдительность товарища (ума) каким-то авторитетом и его установки попадут в подсознание. А в детском возрасте, когда ещё критико-аналитические механизмы мозга у ребёнка не сформировались и ребёнок вынужден всему верить, вообще можно внушать что угодно.


Внушение – это процесс внедрения установок в подсознание.


Так вот, эти личности (установки) вертят товарищем (умом) как угодно, в свою пользу. Товарищ (ум) смотрит в окно и думает, что видит объективную реальность, тогда как, на самом деле, вместо окна стоит огромный телевизор, провода от которого уходят в другую комнату (подсознание), где таинственные для товарища личности (установки) крутят ему только такие передачи, которые соответствуют их цензуре и пониманию приемлемости.

И это происходит с каждым! Вы никогда не замечали, что практически все житейские, бытовые, философско-религиозные, даже некоторые научные и т.п. споры и диспуты обычно ничего не меняют в личных убеждениях оппонентов? Каждый снова и снова остаётся при своём мнении! Так иначе и быть не может, потому что каждый товарищ (ум) защищает те установки субъективной реальности, о которых сам-то даже не подозревает, и которые больше всего мешают ему жить и стать тем, кем он хотел бы. Умные люди, понимая это вообще никогда не спорят, бесполезно

Как мы с вами выяснили, человеку можно внушить что угодно. Это кстати, и подтверждает тот факт, что внутренняя жизнь, да и внешняя, разных людей так не похожа одна на другую. И гении, и пророки, и маньяки, и садисты – всё перемешалось в одном обществе. Только вот бороться с худшими представителями общества средствами наказаний совершенно бессмысленно. Тут уже трудно изменить человека, да и не стоит усилий! Другое дело – профилактика путём распространения гуманистических ценностей. Но вернёмся к нашему вопросу.

Человеку можно внушить что угодно, ну, например, что он неудачник, или что его участь – умереть в священной войне, потому что он славный воин джихада, или что все вокруг дураки, в отличие от него и пр. Человеку самому очень трудно будет вырваться из плена подобных установок. Вы также поняли, что субъективная реальность формируется неосознанно для человека, по существу принадлежит подсознанию.


Человеком руководят не его сознательные поступки, а подсознательная субъектная реальность, сформированная у большинства, главным образом, путём внушения (установок авторитетов).


Все психологические проблемы от этих самых установок – невроз, страхи, неуверенность и пр. Возьмусь утверждать, что ребёнок, изначально, до воспитательного воздействия, является совершённым саморазвивающимся организмом, пока ему не начинают внушать "как надо, как правильно" (думать, делать, жить). И тогда – был потенциальный гений, стала реальная посредственность.

Пример: На консультации психолога отец, сыну которого менее одного года, рассказал такой случай. Сына оставили в кроватке, рядом с ней стоял стол. Ему каким-то образом удалось перелезть через спинку кровати на стол. Малыш победоносно стоял на четвереньках на середине стола. В этот момент в комнату вошёл отец. Увидев это он резко подбежал, схватил ребёнка, положил в кровать и пригрозил ему. Ребёнок заплакал и долго не мог успокоиться. Психолог предложил отцу представить себя на месте ребёнка: "Вот ты, впервые в жизни, затратив героические усилия, выбрались из надоевшей кровати на новую неизвестную территорию… Что бы ты почувствовал?" Отец: "Радость, гордость, торжество". Психолог: "А теперь представь, что появляется дорогой тебе человек, и ты приглашаешь его разделить твою радость. Вместо это он сердито тебя наказывает. За что?" Отец: "Боже мой, что я сделал! Бедный мальчик!"

К счастью, неадаптивных установок, приводящих к серьёзным психологическому дисбалансу не так уж много, и их можно структурировать. Есть всего четыре, так сказать, сферы убеждений, изменения в которых критическим образом влияют на жизнь и судьбу человека.

1) Представление человеком самого себя, отношение к самому себе;

2) Отношение к ближнему окружению;

3) Отношение к другим людям;

4) Отношение к трудовой или творческой деятельности.

Любой индивид живёт, во-первых, с самим собой, поэтому неплохо было бы себя полюбить, так сказать, безусловно, то есть независимо ни от кого вообще. Ничьё мнение не должно влиять на самооценку. Правда, это не означает возникновение гордыни. Человек, любящий себя, никак не может создавать себе никаких авторитетов. Никто не хуже и не лучше любого другого, потому что каждый – уникальность.

Кстати, Будда, только он появился на белый свет, человеческим голосом заявил обалдевшим родителям, что во всех мирах нет, не было и не будет ему равных. И что же это значит по вашему? А не что иное, как "я – уникальность". И каждый – уникальность. Или вы думаете, что вы лучше других? Или хуже?

Близкие люди, которые обычно рядом с вами, нужны для того, чтобы добавлять вам удовольствие в жизни. А если случится так, что от них одни неприятности? Бывает и такое… Ну и что ж, портить теперь из-за них себе нервы и настроение? Нет уж, это совсем не выгодно.

Типичная ошибка в близких отношениях – это думать, что можно переделать или перевоспитать человека. Напрасный труд. Многие мужчины надеются, что найдут себе в жёны молодую дурочку, а потом её перевоспитают. Смешно это слышать! Молодая дурочка со временем станет старой дурой, вот и всё перевоспитание. А то, что потом мужчины умирают с такими дурочками со скуки, – это в расчёт не берётся. На сексе далеко не уедешь.

С другими людьми, кроме близких, с которыми приходится взаимодействовать, следует уметь налаживать контакты, но если необходимо, то следует и уметь постоять за себя.

И наконец, надо обязательно решить, чем человек будет серьёзно в жизни заниматься? Причём, чтоб интересно было, чтоб можно было думать, искать ответы, ставить и обязательно достигать каких-то целей. А так, чтоб шаляй-валяй, зарплату получил в зубы и топай домой, радуйся, – нет, это не дело.

Если в какой-то из обозначенных сфер убеждений идёт искажение путём формирования неадаптивных установок, то человек становится психологически уродливым. С подачи известного психолога Эрика Берна наличие неадаптивных установок в какой-либо из указанных сфер убеждений, стали отождествлять с понятием жизненного сценария

Загрузка...