"Если бы современному человеку хватило смелости
изложить своё представление о Царствии небесном,
то описанная им картина походила бы на самый большой
универмаг в мире… и тут же он сам с "мешком" денег,
на которые он мог бы всё это купить… да, и, пожалуй,
чтобы его ближние находились в чуть-чуть менее
выгодном положении, чем он сам"
[Эрих Фромм]
В ВУЗе у группы студентов шёл семинар по предмету безопасность жизнедеятельности. Мне он запомнился тем, что на нём студентам показывали научно-популярный видеофильм (чего вообще не часто делается) о вреде абортов. Наглядно демонстрировался ужас загубленной жизни ещё не рождённого человечка. Всё это комментировалось душещипательными монологами диктора. Одна студентка разревелась от показанного зрелища. Не могу назвать себя жестоким, но жалости я не испытывал.
Поймал себя на мысли, что нелепо жалеть жизнь существа, которое ещё даже не приняло человеческий облик. Вместо этого студентам следует показать фильмы про людей, которые были рождёны, жили в обществе, но не стали тем, кем могли бы стать. Нелепость, не правда ли? Быть рождённым, жить и не достичь полноценного развития своих способностей, не раскрыть свою индивидуальность. А стать никем, так, обычной посредственностью, не привнеся в этот мир ничего своего. Что может быть страшнее?
Центральный вопрос в жизни человека – реализация потенциала определённых личных задатков, способностей очень мало обсуждается. В ВУЗе или школе – он вообще не ставится. Он аккуратно избегаем и самим человеком. Об этом даже не всегда говорят в психотерапевтических кабинетах. В бытовой форме это вопрос звучит следующим образом: "А чего мне делать в жизни-то? И зачем?"
Но будем последовательны. Зададимся вопросом: Что собой представляет человек? Человек – это уникальное сочетание биологических, психологических, социальных свойств, причём свойств взаимосвязанных. Прежде всего, человек – биологический организм, и от этого никуда не деться.
Представим трагическую, безысходную для человека ситуацию.
Один индивид в этой ситуации ради куска хлеба может лишить жизни другого. С биологической позиции его можно "понять": ему ведь нужно выжить, а выживает сильнейший. Он удовлетворяет свою биологическую потребность в пище. Другой индивид в точно такой же ситуации жертвует жизнью, чтоб кусок хлеба достался другому. Какие мотивы им движут? Явно не биологические, не так ли? И голод, и самопожертвование (как некая внутренняя ценность) – всё это результат определённых человеческих потребностей. Итак, какие потребности движут человеком?
1. Физиологические потребности
Потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сексе, физической активности, сенсорной информации, сне. Очевидно, что эти потребности необходимы для выживания человеческого организма. Эти потребности первичны пред всеми остальными. Если человек голоден – ему не до работы и не до творчества. То же самое, если человек сексуально не удовлетворён.
2. Потребность в безопасности и защите.
Здесь имеется в виду потребность в организации, стабильности, порядке, предсказуемости жизни. С одной стороны, это выражается, к примеру, в установленном режиме и правилах дисциплины (сна, работы, отдыха). С другой стороны, – в предпочтении надёжной работы, стабильных условий, открытием сберегательных счетов, а также, как ни странно, в принадлежности к какой-либо религиозной или философской системе.
Указанные два вида потребностей роднят человека с животными. Но ведь это далеко не все потребности, свойственные человеку! Более того, как показывает практика, они, хоть и необходимые, но НАИМЕНЕЕ значимые в жизни полноценной личности.
Некоторые люди не далеко ушли от понимания человека (себя), как набора физиологических потребностей и потребности в безопасности. Нередко, обсуждая данный вопрос, я получаю письма следующего содержания:
Письмо: «Здравствуйте. Ой, вот не надо, пожалуйста, о том, что человек не животное. Общеизвестно, что поведение человека на 90% обусловлено инстинктами. И есть две чудесные статьи, которые это подтверждают и c которыми я согласна. Всего хорошего» Катя.
На такие письма я отвечаю так: "Если вы считаете себя животным, то я очень рад новому знакомству с ещё одним представителем фауны … А я вот человек, и хочу своё поведение обуславливать своим разумом, а не инстинктами"
3. Потребность в принадлежности и любви.
Тем не менее, те, кто считают себя набором исключительно физиологических потребностей, разумеется, лукавят. Одна из важнейших потребностей, без которых человек не может состояться как здоровая личность, – потребность в принадлежности и любви. Она становится актуальной, когда физиологические потребности и потребность в безопасности удовлетворены.
Без удовлетворения потребности в принадлежности и любви человек начинает чувствовать муки одиночества, отверженности, нелюбви. Вот здесь-то и начинается настоящая катавасия, приводящая к необратимым последствиям, поскольку, к сожалению, совсем небольшой процент людей умеет правильно удовлетворять эту потребность.
Если ребёнок ещё в детском возрасте (до 4-5 лет) "недополучает" любви и признания себя важной частью семьи, то это на всю оставшуюся жизнь закрепляется в его характере в виде патологического комплекса.
Психологическая коррекция этого комплекса невероятно сложна, а порой и невозможна. В итоге, на общественно-социальном уровне мы получаем или садистов (маньяков, разного рода извращенцев), с одной стороны, или мазохистов (затюканных, неуверенных в себе, как говорят, "лохов"), с другой стороны, но только не гармонично развитую личность!
Пример: Московские психологи провели исследование в обычной школе. Целью исследования было выявить, как и сколько раз школьный учитель контактирует с "отличниками" и "двоечниками". Психолог сидел на уроках детей 1-2 классов и собирал необходимые данные. Естественно, учителя не знали о настоящих целях исследования. Обобщённые результаты оказались следующими: каждый отличник получал в день по 23 одобрительных замечания ("Молодец", "Ты всё выучил", "Берите с него пример" и т.п.) и 1-2 отрицательных. Каждый "двоечник" получал в среднем по 25 критических замечания в день ("Опять ты", "Плохо сделал", Что с тобой делать?" и т.п.) и 0-1 положительных или нейтральных.
Это отношение передавалось другим ученикам. Исследователи отмечали, что на переменках детям было любопытно, и они подходили к психологу, чтоб пообщаться, потрогать взрослого человека, выразить ему своё расположение. Когда же к плотному кольцу ребят приближался "двоечник", то дети его прогоняли со словами: "Уходи, тебе сюда нельзя, ты плохой!"
Представьте себе, что по 25 раз в день вы слышите критику в свой адрес от значимых людей, и так каждый день, из года в год. А в промежутках вас отталкивают ваши же сверстники! А после этого, скорее всего, то же самое вы слышите дома. Что с вами станет? Как вы можете выжить?
Как такие дети выживают, стало ясно, когда исследование продолжили в колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Выяснилось, что 98% подростков из колонии с первых классов школы не принимались сверстниками и учителями. [Ю. Гиппенрейтер]
Человек стремится найти любовь других людей в форме уважения или признания. Это является одной из причин для вступления в религиозные, спортивные, музыкальные, академические группы. Любовь в данном случае, как вы уже поняли, не подразумевает сексуальные отношения. Напротив, это зрелые отношения, основанные на взаимном уважении, доверии, признании и восхищении.
Психологическая практика показывает, что можно заниматься сексом с множеством людей, иметь огромный достаток, быть материально независимым, но испытывать острую (часто неосознанную!) потребность в близких, глубоко эмоциональных взаимоотношения.
Самое интересное, что жажда преуспеть, выделиться, часто, по своей сути, является формой заменителя недополученной любви. "Быть богатым и знаменитым – это замечательно " – так кажется невротику, и он бросает свою жизнь на достижение этих благ. Как вы понимаете, это всего лишь неудачный заменитель настоящей любви.
Но мы-то с вами знаем, что настоящая любовь – это способность любить самого себя. Человек, который не способен полюбить себя ЛЮБЫМ, таким, какой он есть, – не способен любить себя ни при каких "благоприятных" условиях. Более того – он не способен полюбить и никого другого.
Чаще всего с человеком, не наученным любить себя, происходит следующее.
Пример: Николай, 45 лет. Страдает неврозом навязчивых состояний, периодически переживает сильное необоснованное чувство страха, а также приступы стресса, постоянное непрекращающееся переживание тревоги. Понимает необоснованность своего страха, но ничего не может с собой поделать. Вот его слова: "Меня никогда не любили мои родители. По-видимому, я был не желанным ребенком. Я мешал им.
Нет, меня редко наказывали, почти не били, ходили со мной в театр. Но никогда не было любви, эмоциональной поддержки. Чтобы я ни делал – в моих действиях обязательно находили какую-нибудь гадость и тыкали мне ею в нос. В общем, мне дружно внушили мысль, что я – плохой, ни на что в этой жизни не имею права, и что я все делаю не так. За последние лет 15 в моей жизни не было никаких видимых достижений.
С первой работы пришлось уйти, на второй не сложилось толком ничего, с личной жизнью не сложилось. Семьи нет, жены нет, детей нет. У меня ничего нет – ни семьи, ни работы, ни дома, ни денег, ни здоровья, никакой опоры и уверенности в завтрашнем дне. Нет ничего, только кот и собака. По-видимому, пока были силы, мой организм как-то терпел, сопротивлялся, а потом силы иссякли, и он дал большой сбой".
К сожалению, попытка объяснить Николаю, что ему следует полюбить самого себя и простить родителей, не привела к нужному эффекту, и он остался убеждён в своей правоте, что в его неудачах виноваты другие.
Между тем, несложный анализ показывает, что родители Николая были такими же несчастными людьми, которым кто-то когда-то не дал достаточно своей любви и теплоты. На основе этого можно сформулировать важное правило, которое вам здорово пригодится в межличностных отношениях:
Гнев, злоба, агрессия, обида или страх, выражаемые человеком при общении, – это ни что иное, как неудачная попытка получить любовь и признание. Все хотят любви и признания! Даже Адольф Гитлер хотел. Кто знает, может, если бы его полумаргинальные родители дали её маленькому Адольфу больше, то он не стал бы тираном.
Присмотритесь повнимательнее к человеку, который испытывает одну из указанных негативных эмоций, например, гнев, и вспомните это правило. Уверяю вас, вы буквально почувствуете верность изложенного.
4. Потребность самоуважения.
Любому индивиду важно осознавать, что он достойный человек, что он способен справляться с трудностями и задачами. Человеку нужно знать, что то, что он делает, признаётся и оценивается другими. Это придаёт ему дополнительное чувство уверенности в себе.
Неудовлетворение этой потребности приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости и зависимости.
Как же можно удовлетворить эту потребность? Естественно, основываясь на своих способностях и личных достижениях. Как же ещё? Основывать её удовлетворение на мнении других – опасно. Если наше самоуважение зависит от посторонней оценки – мы сами себе создаём психологическую ловушку. И наоборот, тот, кто основывает своё самоуважение на своих личных способностях, не полагаясь на оценку других, – преуспевает.
Пример: Артём, предприниматель из Западной Сибири. Три раза пытался начать бизнес по экспорту древесины в зарубежные страны. Два раза его малое предприятие, находящееся в небольшом посёлке, сгорало дотла. Окружение и родственники или злорадствовали, или отговаривали. Сегодня его фирма процветает. Районные дороги, инфраструктура, местная администрация существуют на деньги от его бизнеса. 90% населения посёлка работают на его деревозаготовительном предприятии, зарплата среднеевропейская. За глаза Артёма называют буржуем и тайно ненавидят. Ему же есть повод уважать себя.
Потребность самоуважения актуальна в юные годы, с достижением зрелости она становится уже не так актуальна, а затем её интенсивность уменьшается. Действительно, молодому человеку хочется показать, что он ЕСТЬ, что он что-то может, на что-то способен.
Когда он добивается признания и, главным образом, уважения к себе (в своих же собственных глазах), то эта потребность становится для него неактуальной. Он и так уважает себя, что бы он ни делал, и что бы ни происходило! И это чувство самоуважения уже не зависит ни от чего и ни от кого, кроме уверенности в своих способностях. К этому следует стремиться ☺
5. Потребность самоактуализации.
Самоакутализация – желание человека полностью раскрыть свои способности; желание стать тем, кем он может стать. Человек, озабоченный этой потребностью, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.
К примеру, как семечко "желает" стать красивым и цветущим деревом, или как птенец "хочет" стать большой и сильной птицей, так и человек, перед которым встала проблема самоактуализации, хочет достичь полного расцвета своих талантов и способностей, достичь вершины мастерства.
Прирождённый музыкант должен заниматься музыкой, художник должен рисовать, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самим собой. Люди должны быть теми, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе. Прирождённый инженер должен строить сооружения, прирождённый врач – лечить, программист – писать программы, бизнесмен – создавать предприятия, педагог – учить.
Родитель, спортсмен, преподаватель или работник предприятия – все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы актуализации очень разнообразны.
Пример: Молодой человек, Сергей, выражал желание овладеть мастерством переговоров, для чего поступил на соответствующие учебные курсы, приобрел и начал изучать соответствующую литературу, устроился на работу торговым агентом, общался с людьми, достигшими определенных успехов в этом искусстве. И тут ему предложили стабильную работу штатным сотрудником с хорошей зарплатой, связанную с ведением производственно-технической документацией и работе на компьютере, плюс различные привилегии. Он решает, что переговорами займётся в другое, "более подходящее" время.
Как можно проанализировать этот поступок с точки зрения иерархии человеческих потребностей? Очень просто. Приняв предложение о данной работе, Сергей делает шаг назад, к потребностям второго уровня (потребность в безопасности). Он выбирает менее интересную деятельность, но более стабильную, вместо той, которая ведёт к развитию его талантов и способностей. Можно в сжатом виде сформулировать потребность пятого уровня так:
Потребность быть тем, кем вы должны стать в соответствии с вашей природой, быть самим собой, заниматься своим делом. В противном случае вас ждёт забвение, скука, неудовлетворённость жизнью, короче тоже самое, что в жизни тысяч и сотен тысяч людей, окружающих вас, и не нашёдших своё дело жизни. "Замечательный повар в сотню раз лучше плохого руководителя" – и это неизменная истина.
Пример: Константин, профессиональный повар. Зарабатывает больше некоторых бизнесменов без особых усилий. Его заманивают к себе работать множество ресторанов, сам создаёт свои фирменные блюда и коктейли. И кто после этого скажет, что быть поваром не престижно? Не престижно заниматься НЕ своим делом, скучным и нетворческим, и не иметь сил порвать с этой дурной привычкой.
Итак, удовлетворение всех, рассмотренные выше, потребностей должно причудливо переплестись в вашем индивидуальном (поскольку вы уникальный индивид!) ОБРАЗЕ жизни. Да причём так, чтоб одна не мешала другой! Другими словами, каждодневно необходимо удовлетворять определённые потребности, от низших до самых высоких, в чём собственно и состоит человеческое счастье.
Чтоб решить эту нелёгкую задачу – требуется искусство. А кто сказал, что жить легко? Кроме того, следует подчеркнуть, что любые "завтра" и "потом" в этом вопросе глубоко ошибочны! Многие рассуждают следующим образом, вот, мол, заработаю денег – тогда и буду искать себе любовь. Или: найду свою любовь – буду думать о какой-то работе.
Или: пока молодой – надо сексом заниматься. Или: когда буду старый – можно поделать чего-нибудь для души. В общем, многие думают, что когда-то, в будущем они заживут по-настоящему, а сейчас у них забот полон рот. Можете и не дождаться. Обычно это будущее никак не наступает или приходит оно совсем не такое и приносит одни разочарования, ведь наслаждение жизнью гармоничное а не однобокое удовлетворение всех своих потребностей в непосредственном настоящем.
Зарабатывание денег, самоактуализация, отношения с окружающими, любовь, уважение – всё это должно быть одновременно в вашей жизни и прямо сегодня, как говорится, "здесь и сейчас". А если этого нет, то надо начинать прямо с сегодняшнего дня это создавать. Другого-то выбора нет!
Задание: Самостоятельно определите, какие потребности являются для вас доминирующими в данный момент. Может вам не хватает секса? Или любимого человека? Тогда решайте эту проблему, пока она вас беспокоит – вы не сможете двигаться дальше. Может, вы жаждите признания? Тогда займитесь соответствующей деятельностью, которая может привести к этому. Может быть вы материально обеспечены, но чувствуете неудовлетворённость жизнью. Тогда всерьёз следует подумать о том, в чём вы можете себя ещё реализовать.
Неудовлетворённая потребность НЕИЗБЕЖНО даёт о себе знать, хотя вы можете это и не осознавать полностью. До полноценного удовлетворения именно "человеческих" потребностей доходят немногие. Не потому ли так мало действительно счастливых людей?
Как я уже сказал, людям свойственно преувеличивать значение физиологических потребностей и потребности в стабильности. В результате – скука и неудовлетворённость всей жизнью. Такое, почти уловимое чувство, что жизнь как проскальзывает между пальцев, уходит, а что-то главное, важное и интересное – так и не наступает. И не наступит, если вы не уделите серьёзное внимание потребностям высокого уровня.
В общественном сознании почему-то больше всего ценится умение прокормить себя – а дальше "трава не расти". Это ставится во главу угла! Таким людям я задаю следующий вопрос: "Вы живёте, чтоб прокормить себя, или кормите себя, чтоб прожить? А если последнее – то ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ ВЫ ЖИВЁТЕ?" После этого на лице человека, как правило, отражается отвратительная гримаса, и он впадает в долгий ступор.
Ну, подумайте, что будет такого, если вы неделю не позанимаетесь сексом? Или несколько недель будете плохо питаться? Если недоспите немного? Думаю, ничего страшного с вами не случится, если вы уверены, в чём ваше дело.