После того как вы научились проникать в свое внутреннее пространство, вам необходимо исследовать его. Попав в комнату, в которой нет света, нужно сделать так, чтобы он был. Т. е. вы должны очень хорошо чувствовать себя как информационный объект. Речь идет о совершении определенной работы, которая у каждого занимает свой срок. Но, как и в случае с первым этапом, не совершив эту работу, дальше вы не двинетесь. Это вторая ключевая точка, которую нужно пройти. Вам нужно залезть под автомобиль и видеть его изнутри, а не смотреть, куда он движется. Как это делается?
Здесь вступает в работу левое полушарие – ваша личность. Что такое личность? Это вычислительные мощности, которые строят модель. Функция личности – формировать модель, которая используется для ориентации, для построения поведения.
На первом этапе вы преимущественно работали правым полушарием. Вы избегали объяснений и полагались на ощущения, на интуицию. Теперь вам нужно то, что вы там ощущаете внутри себя, начинать формализовывать. Помните фильм про человека-невидимку? Чтобы его поймать, нужно было как-то проявить его, например, облить его краской. Вот сейчас вы будете окрашивать то, что чувствуете.
Почему нельзя было сделать это сразу? Потому что сначала нужно почувствовать кролика в шапке, а потом уже его тащить. Если вы не научились четко ощущать себя как внутреннее пространство, не дифференцировали его, то вы будете вытаскивать не реальные объекты, а вымышленные.
Представьте, что вы идете ночью по лесу. Там темно и ничего не видно. И ваш страх будет каждую ветку достраивать до всяких монстров, вы будете их видеть реально, потому что полностью объекты вы не видите. А сознание обязано все объекты видеть, ему нужно как-то сопоставлять сигнал с каким-то образом, и если сигнал идет рваный, то образ будет все равно как-то подбираться. Но если вы боитесь, то страх повлияет на то, какой образ подберется. То же самое будет происходить, если вы будете пытаться понять, что есть внутри вас, как информация, не научившись изначально держать ее за уши. Потому что внутри вас действуют некие силы (предпочтения), которые будут на вас влиять, когда вы будете пытаться окрасить объект, и вы даже этого не заметите. И тогда вы будете иметь дело не с реальным объектом, а с иллюзией. Такое положение дел заведет вас в тупик, потому что вы не будете видеть комнату, в которой живете, а будете иметь дело с вымышленной комнатой. Соответственно, работу вы никакую не проведете.
Существуют разные модели, которые выполняют функцию краски для человека-невидимки. Не важно, какую вы возьмете для работы. Когда я проводил процедуру идентификации внутреннего пространства, то я использовал множество разных красок, кучу различных терминов. Реально все это только усложняло дело. Чем меньше красок вы возьмете, тем лучше. Ключевые краски связаны с понятиями страха, желания и напряжения. Этих трех красок достаточно, чтобы обрести свободу. Т. е. вам нужно научиться видеть свое пространство и разделять его по этим трем критериям.
Помните, в романе «Двадцать тысяч лье под водой» был такой моряк Нед, и он разговаривал с ученым Конселем. Разговор был примерно такой: Консель рассказывает о том, как он классифицирует рыб на разные виды, подвиды, как много там разнообразия. На что ему Нед, который всю жизнь занимается рыболовством, отвечает, что он рыб делит на съедобных и несъедобных и все. У него нет никакой сложной классификации, она у него очень практическая. Вот нам нужна такая. Нам не нужно делить один оттенок на 20 более узких. Для нашей задачи этого не требуется.
Я дам некоторые пояснения к этим терминам (желания, страх, напряжение) на случай, если у кого-то из вас нет определений к этим понятиям.
Представьте себе, что вы давите на стенку кулаком. Это действие, которое вы совершаете от себя наружу. Это ваше желание. Вы чего-то хотите и прилагаете усилия. Например, вы хотите, чтобы Маша вышла за вас замуж. Ну вот жуть как хотите. Вы оказываете некое давление на внешний мир. Страх – это сила, которая возникает как противодействие вашему желанию. Вы чего-то хотите и боитесь, что это не произойдет. Вы как бы вынуждены все время искать способ, как достичь желаемого. Вам что-то очень важно, и вы беспокоитесь о том, что что-то может не случиться.
В Новой Зеландии аборигены ловят обезьянок, которых едят, полагаясь на этот принцип. Они находят дерево с небольшим диаметром дупла. Кладут в него банан так, чтобы обезьянка видела, и отходят. Обезьяна подбегает, хватает банан, но он входит туда только горизонтально, а вертикально он не выходит, т. к. диаметр дупла не позволяет. Обезьяна держит банан вертикально, поэтому вытащить его не может. В это время охотники уже бегут к ней, и паника загоняет ее в ловушку. Она дергает этот банан, который не пролазает, продолжает его держать, и аборигены ее ловят. Реально, ничего кроме желания обезьянку не держит. Ее желание привязало ее к дереву. Она может бросить этот банан и освободиться, но не делает этого, потому что банан важен для нее. Такая же ситуация происходит и с людьми.
Люди цепляются в свои желания и держатся за них. Из-за этого они вынуждены все время беспокоиться о том, как что произойдет. Мир можно рассмотреть, как систему. Будущее представляет собой неопределенное состояние системы, в котором может произойти событие А, событие Б и еще сколько-то событий. Но мы хотим, чтобы произошло событие А. Это означает, что мы не хотим, чтобы происходили другие события. Мы давим на систему, как бы сжимая ее. И та сила, которая затрачивается на компенсацию обратного давления уже на нас, и есть страх. И чем сильнее мы давим, тем сильнее страх. Т. е. мы говорим о том, что желание связано со страхом и желание всегда порождает страх, сила которого обратно пропорциональна силе желания. Чем сильнее мы давим, чем сильнее мы вцепились, тем сильнее страх. Желание не может существовать без страха, как и страх без желания. Это монетка, в которой есть две стороны, но реально она одно целое.
Напряжение – это сумма страха, возникшего от всех желаний. Это количество и качество монеток. В классической физике Ньютона напряжение определяется через внешнее давление на объект с последующей его деформацией. Весь объем напряжения деформирует нас, как объект. Для нас мир – это внешний объект. Но для мира мы внешний объект. Мы давим на мир, и мир давит на нас – это третий закон Ньютона (сила действия равна силе противодействия). Если я давлю на стенку с силой 10 килограммов, то стена давит на меня с силой 10 килограммов. Т. е. мое напряжение равно 10 килограммам. Напряжение – эта та сила, с которой мир давит на нас, потому что мы изначально давим на него.
Люди давят на мир и из-за этого становятся напряженными. Это и есть страдания. Жить в таком состоянии тяжело. И чем сильнее ты давишь, тем сильнее трещишь по швам. И вот это сложно заметить. Если бы люди видели, что все напряжение они создают сами своими желаниями, они бы никогда не делали этого. Проблема в том, что они не видят своего напряжения. И они не связывают напряжение со своими желаниями. Они видят мир внешний и связывают свои проблемы с ним. Ваша задача – увидеть напряжение и связать его со своими желаниями. Этого достаточно для освобождения. Вам нужно увидеть, что вы, как та обезьянка, схватили банан, и поэтому вы в ловушке. Это нужно не понять логикой, а нащупать реально как структуру своего сознания. И это работа, которая занимает много времени. Понять это можно за секунды. Но выйти на это, как на реальность, не так просто.
Далее я приведу список некоторых упражнений, которые есть результат моего опыта. Я сразу вам даю то, что работает. Потому что я сам делал много чего, чтобы разобраться с напряжением. И теперь я могу сказать, вот это было полезно, а это нет. Я даю вам то, что было полезно.
Упражнение: Начните вести письменный анализ чувств. В конце дня проанализируйте свой день с точки зрения внутреннего пространства.
К упражнениям я буду давать комментарии. Когда вы делаете анализ чувств, важно анализировать именно внутренний мир, а не внешний. Внешний мир – это то, что вы делали, куда ходили и что кому сказали. Это анализировать не нужно. Нужно смотреть на то, что происходило внутри. Описывается это чувствами. Есть очень простой способ определить: анализируете вы внешний мир или внутренний. Представьте, что с вами все время ходил человек, целый день. И он мог видеть вас только снаружи, а не изнутри. И вот если ваш анализ чувств, который вы провели, мог также написать внешний наблюдатель, то вы не внутренний мир анализировали. Внутренний мир видите только вы, снаружи его люди не видят. Они могут чувствовать ваше напряжение, но не всегда и не полностью. И они не имеют к нему реального доступа. Они имеют дело как бы со следствием напряжения. Они могут видеть, что автомобиль дымится и издает странные звуки, но влезть в него и посмотреть, что там происходит, они не могут.
Учитесь описывать свой день с точки зрения внутреннего пространства. Опирайтесь все время на чувства. Есть анализ мышления, есть анализ поведения, но вы пишите анализ чувств. Пробуйте определять уровень напряжения по дню. Разделите свой день на фрагменты, например, утро, обед, полдник, вечер и т. д. Пусть изначально будет несколько зон, которым вы можете выделять по дню. Важно, чтобы вы видели перепады, видели, что напряжение двигается. Амплитуда его меняется. Затем, когда вы будете лучше видеть себя, вы сможете выделять зон перехода больше. Пишите, как можете и своими словами. Здесь важно, чтобы у вас была цель, которая выглядит так: я хочу понять, как я себя чувствую, хочу оценить уровень своего напряжения. Если такое намерение есть, то неважно, как вы будете совершать эту работу, главное, что вы ее будете совершать.
Пишите в анализе чувств все, что посчитаете нужным. Но важно, чтобы вы научились видеть напряжение. Чтобы вы это напряжение связали со своим поведением как со следствием. Определили источник напряжения, как свои желания. Я очень много времени потратил на то, чтобы это напряжение дифференцировать, т. е. разделить канат на ниточки и каждую ниточку определить по отдельности. Все это было бесполезно с точки зрения освобождения и только запутывало меня.
Напряжение – это разница потенциалов. Это движение между двумя точками с разным энергетическим состоянием. Есть настоящее время и есть будущее время, в которое вы попадаете через свои желания. И между этими точками есть разница. Напряжение – это результат этой разницы.
Вернемся к нашему анализу чувств. Почему мы делаем анализ чувств вечером? Очень сложно учиться видеть напряжение из настоящего момента. У Сергея Есенина есть такая фраза: «Большое видится на расстоянье». Напряжение – это очень большая структура, ее вблизи не увидеть. Представьте себе, что вы стоите в трех метрах от Эвереста и смотрите только горизонтально. Вы не поймете, что перед вами гора. Или если у вас температура тела 50 градусов, то ванная с водой в 40 градусов вам покажется холодной. Вам нужно посмотреть на амплитуду сигнала как бы со стороны, а не изнутри.
Когда вы идете по дню, вы внутри сигнала напряжения. Но когда день завершился, вы как бы останавливаетесь и разворачиваетесь, вы начинаете смотреть от настоящего в прошлое, назад во времени. И таким образом вы находитесь в стороне. Отсюда следующее упражнение.
Упражнение: Разделите всю свою жизнь на этапы. Например, детский садик (до 7 лет), начальная школа, средняя школа, институт, работы, вышла замуж, родила ребенка и т. д. Т. е. разделите жизнь на отрезки с помощью каких-то переходных ключевых событий. Что это были за события, после которых у вас начался новый этап, я не знаю, это вы должны сами увидеть. И нарисуйте отрезок жизни от начала до текущего момента. Разделите его на фрагменты. И теперь погружайтесь в каждый фрагмент от самого первого по цепочке.
Погружайтесь во фрагмент через какие-то воспоминания. Вы таким образом сонастроитесь с информацией в вашей памяти. Она активизирует информационный пласт. Ваша задача – глубоко погрузиться в этот пласт. Вы просто активизируете его. А теперь выходите оттуда и из настоящего момента описывайте то, как вы себя чувствовали на протяжении всего этого периода за все годы в общих чертах. Вы это делаете не оттуда, т. к. тогда вы не понимали, как себя чувствовали, а отсюда. Сейчас вы можете уловить свое реальное состояние в тот период. И так двигайтесь до настоящего момента.
Цель этого упражнения в том, чтобы выйти на свое состояние, выйти на свое напряжение, уловить, о чем вообще идет речь. Именно это напряжение вы анализируете в анализе чувств. Вы ломаете стенку, которой отгорожено ваше внутреннее пространство. Вы преодолеваете отрицание.
В чем проблема с отрицанием? Смотрите, у нас есть какая-нибудь простенькая схема, в которой движется электрический ток. Движется он из точки с большим количеством энергии в точку, в которой меньше энергии. Скорость, с которой идет процесс, связана с напряжением. Чем больше разница между состояниями в двух точках, тем напряжение будет сильнее. На схеме возникает какая-то структура, у которой проводимость невысокая, и ток в ней замедляется. И вот это и есть то, что мы называем болью, страданием и всеми остальными гадкими словами.
Основная боль, которую мы испытываем, связана не с напряжением, а с тем, что мы блокируем напряжение. Если бы мы позволили ему течь через нас свободно, боли бы не было. Это называется сопротивлением. Т. е. скорость потока падает за счет того, что мы его блокируем. Пропускная способность снижается.
Представьте себе, что у вас есть чулан, в который вы спихиваете весь хлам. Чулан переполнен, и дверь все время норовит открыться. И вы вынуждены подпирать ее. С той стороны чулана нечто стремится выйти, но т. к. вы удерживаете дверь, возникает ощущение давления. Другое слово, которое подходит для описания напряжения, о котором мы говорим, – это давление, внутреннее давление. И оно напрямую связано с отрицанием. Отрицание рождает давление. Нам нужно открыть дверцу и позволить напряжению течь через нас. Оно, конечно, не очень приятное, но боли оно не вызывает.
Существует очень конкретный симптом, который показывает, что вы преодолели отрицание. Как только вы это сделаете, внутреннее давление резко упадет. Вам станет на порядки легче. Вы испытаете сильное облегчение. Некоторые люди на этом останавливаются. Если хотите, вы можете тоже остановиться на этом. Есть поговорка: хорошее – враг лучшего.
Если вам удастся дойти до этой контрольной точки, то вам уже намного легче будет жить всю оставшуюся жизнь. Один раз сломаете отрицание, и оно уже не вернется. Это будет некая революция внутри вас, которая изменит вашу жизнь и вашу личность. Но с точки зрения той цели, о которой я говорю, это начало.
Представьте, что вы – это река, на которой вы построили дамбу. Река врезается в дамбу, и поднимается уровень воды. Река давит на дамбу, и вы это чувствуете, как напряжение внутри себя. Преодолеть отрицание – означает сломать дамбу. Я же предлагаю вам подняться над рекой. Вы как бы окажетесь не в ней, а над ней. Река будет продолжать течь, но вы этого больше не будете чувствовать. Это ощущение постоянной свободы от всех эмоций. Это одно большое чувство освобождения.
В чем основная трудность при работе с отрицанием?
Смотрите, очень много людей повторяет себе как мантру фразу «у меня все нормально, у меня все хорошо». Внутри них напряжение растет с каждым днем, но они продолжают себе говорить, что у них все нормально. Эта позиция и есть формирование системы отрицания, построение дамбы на речке. Все проблемы из-за нее.
Я встречал людей, которые разрушили свою жизнь начисто, не осталось вообще ничего, просто растоптали все, что могли, и они продолжают бубнить себе под нос: «Все нормально, все хорошо».
Они смотрят по сторонам, видят квартиру, машину, работу и говорят: «Ну вот же, все есть, значит, все нормально». Такие люди оценивают свои дела с точки зрения внешнего пространства, а не внутреннего. Они как бы отрезаны от своего внутреннего мира и не могут чувствовать его.
Чем хороши сильные кризисы? Помните, я вначале сказал о том, что эта книжка адресована людям, которые находятся на грани? Дело в том, что отрицание может разрушиться как раз на пике напряжения. При очень сильном внутреннем давлении стенка может просто не выдержать. Это состояние очень опасно для человека. Отрицание изначально связано с тем, чтобы избавить нас от напряжения. Но когда напряжения накопилось очень много и оно внезапно обрушивается на психику человека, с этим не просто справиться. Но именно в такой момент можно уловить механизм, который я описываю, и облегчение, которое наступает, когда стенка рушится. Этот переход называют этапом принятия проблемы.