Для кого эта книга

Для тех, кого слово «секс» пугает и заставляет каменеть

К сожалению, около половины читателей пережили нарушение границ или откровенное насилие. Рассказать об этом, а тем более попросить помощи казалось невозможным. Скорее всего, вы далеко спрятали воспоминания о том, кто залез вам в трусы или предложил странную, пугающую игру. Не так важно, кто это был – друг, брат, дядя, близкий или совершенно незнакомый. Важно только то, что он сделал с вами и вашим телом.

Вы постарались забыть и, возможно, так никому и не открылись. Может казаться, что те события давным-давно стерлись, но вы реагируете каждый раз, когда слышите хоть что-то на эту тему.



Смесь стыда, вины, отвращения, страха, тревоги, возбуждения… Этот коктейль, о котором еще поговорим, – непереносимые переживания для ребенка.

Поэтому вам особенно сложно говорить о половом воспитании: мешают страх и каменеющее тело. Но вы же и лучше других понимаете необходимость этих бесед: будь они в вашем детстве, многое могло бы сложиться иначе.

Мы будем учиться мягко и осторожно. Помните: теперь вы – лучший родитель для своих детей, и именно вы защитите их, вовремя рассказав о половом воспитании.

Для тех, кому стыдно во время откровенных разговоров

Как же вы не одиноки! Тема секса и вообще телесности так табуирована, что даже фраза «сходить в туалет» вызывает бурю стыда.

Все дети исследовали свое тело – и вы не исключение. Мы рассматривали свои половые органы, нюхали себя в разных местах (под мышками уж точно), лизали, трогали, кривлялись у зеркала, показывали язык (умеете сворачивать трубочкой?), сосали пальцы (некоторые – даже на ногах)… Да чего только не делали! Вспоминать смешно и трогательно – только почему-то мучительно стыдно.

Чем строже были родители, чем больше стеснялись полового воспитания, тем стыдливее сейчас мы. А может, они были правы, равновелико ругая нас за обмоченную простынь и руку в трусах, за ковыряние в носу и пуканье на людях? Может, и нам нужно со своими детьми поступать так же?

Но попробуйте вспомнить, каково вам было, когда родители сгорали от стыда и гнева или уходили в холодный игнор, застукав вас за чем-нибудь откровенно телесным. Попробуйте вспомнить – и дайте мне шанс снять с этой темы тяжесть запретности.

Мы вместе разберемся, чем отличаются правила поведения, доступные сознанию ребенка, от грозных табу, внушающих вину и мешающих гармоничному развитию.

Для тех, кому это кажется новомодным и лишним

Спасибо, что взяли эту книгу. С желанием поспорить или опровергнуть, но вы готовы к диалогу, а это внушает уважение.

Сексуализированность[1] современного общества очень пугает! Вы знали, что дети впервые сталкиваются с порнографией уже в младшей школе? Хочется сразу подумать:



Но в таких реакциях не много смысла, и проблемы они не решают.

Телевидение, соцсети и окружение нашептали детям незнакомые слова, поманили не всегда здоровыми идеалами, пробудили интерес к тем темам, разобраться в которых ребенок – в силу возраста – пока не может. Наша задача – разрушить это нежелательное влияние. То есть дать ласковые и правильные ответы на детские вопросы раньше, чем это сделают интернет или одноклассники. Успокоить внутреннюю тревогу и переживания до того, как они спровоцируют небезопасное поведение. Наша задача – защитить ребенка от всего, что связано с неправильным половым воспитанием и нарушением границ.

Сегодня молчаливое презрение к телесности и фантазия в стиле «мой ребенок точно ничего такого не знает и не делает» – это избегание реальности и нарушение правил безопасности.

Для пап

Простите, что чаще обращаюсь к женщинам! Это не потому, что считаю пап менее значимыми: просто обычно мамы охотнее читают такую литературу да и в целом больше интересуются психологией. Так что, папы, эта книга, конечно же, и для вас тоже.

ЗДОРОВО (УДАРЕНИЕ ПОСТАВЬТЕ НА СВОЙ ВКУС), КОГДА ОБА РОДИТЕЛЯ ОДИНАКОВО МОГУТ ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА В ЛЮБЫХ ВОПРОСАХ.

Однако часто этому мешают два мифа, сложившие вокруг полового воспитания. Миф первый: об этом должна разговаривать только мама, поскольку она якобы тактичнее и сильнее связана с ребенком. Миф второй: об этом с дочкой должна говорить только мама, с сыном – только папа, а остальные варианты негативно влияют на психику ребенка и вообще нарушают его границы.

Но все написанное здесь абсолютно одинаково пригодится и папе, и маме. У каждого – свои сильные стороны: кто-то спокойнее и веселее говорит на сложные темы, а кто-то нежнее и мягче обнимает; у каждого свой запас знаний и потолок терпения – и от разделения на мальчиков и девочек это не зависит.

Для дедушек и бабушек

Вы самые сложные мои читатели – и самые смелые! Молодые воспитывают детей в совершенно других обстоятельствах – с роботами-пылесосами и открытой информацией обо всем.

У вас же условия были сложнее, но даже тогда вы находили возможность отдавать детям все лучшее. Понятно, что зачастую было не до тонкостей воспитания, а на откровенные разговоры и внимание к телесным процессам ребенка чаще всего не хватало времени и сил.



Мы используем новые возможности, чтобы делать наших детей счастливыми, добрыми, уверенными в себе, умеющими строить глубокие и доверительные отношения. То, что было актуальным еще 30 лет назад, сегодня уже не всегда правильно – мир стремительно меняется, дарит новые знания, и это прекрасно.

Они только на первый взгляд пугают и кажутся неверными. Но за ними стоит не просто чье-то мнение, а накопленный и переработанный опыт психологов и специалистов по детскому развитию со всего мира.

Нам нужна ваша поддержка. Мы не все делаем правильно, но нам важно совершать свои ошибки, пробовать свои методы и жить в своем мире. Попробуйте нас понять и довериться нашему опыту, как когда-то мы доверились вашему.

Для семей, которые отличаются

Семьи бывают разные, и я хочу поддержать каждого, кто интересуется половым воспитанием детей.

Может быть так, что мама воспитывает ребенка одна. Или в семье есть дети от прошлых браков или приемные. Многие живут вместе с бабушками, дедушками или другими родственниками. Мама и папа могут быть разной национальности или с большой разницей в возрасте. Возможно, кого-то из партнеров в семье вообще нет и не было: современное общество и медицина предлагают методики ЭКО, суррогатного материнства и другие.

В моей практике встречаются и гомосексуальные пары родителей. В этом случае я могу сказать точно лишь одно: это сложно. Каждый раз мы тщательно обсуждаем, как выстроить воспитание, чтобы на ребенка в этом союзе и на самих родителей не ложилась непосильно высокая психологическая нагрузка.

Важно понимать: человек это не выбирает. Это не баловство, не пропаганда. Есть множество факторов, и в первую очередь – врожденных, которые влияют на сексуальную ориентацию. И если кто-то решил строить семью и воспитывать детей с человеком своего пола, поверьте: все серьезно. Эти люди очень хорошо понимают все сложности, с которыми придется столкнуться, и часто сами предпочитают держать руку на пульсе психологического благополучия своей семьи, считая это обязательным условием воспитания детей в однополом союзе.

Итак, все семьи – разные, и каждая прекрасна по-своему. Поэтому нам очень повезло, что многие правила воспитания универсальны. Так что если ваша семья отличается от классической – смело читайте эту книгу.

Однако я неслучайно часто использую традиционные примеры про маму и папу. Даже если вы кого-то из них никогда не видели, они у вас точно есть. Образ родителей – даже при их физическом отсутствии – навсегда вшит в сознание. Поэтому, читая, многое вы будете примерять на себя.

В семьях, отличающихся от классической модели, ребенок тоже нуждается в таких внутренних образах мужчины и женщины. Впитывая их, он вырастит свою собственную, органичную ему по пропорциям маскулинность и феминность. Да, и «мужские», и «женские» качества есть у каждого. Если для цельного образа того или иного гендера не хватает звеньев, ребенок будет собирать их среди родственников, друзей, в медиапространстве, культуре. Как помочь ему сделать это правильно – отдельная большая тема, но в этой книге она не рассматривается.

Для родителей подростков

С 10–11 лет ребенок нуждается в очень подробной информации по всем темам полового созревания: гигиены, анатомии, методов контрацепции, межполового общения, сексуальной грамотности, заболеваний, передающихся половым путем, и по многим-многим другим.

Здесь вы такой информации не найдете. Я заканчиваю свой рассказ на младшем школьном возрасте, поскольку литературы о подростках достаточно. Сейчас доступны качественные, бережные, грамотные книги, которые вы прочитаете вместе с ребенком или которые он изучит сам. В самом конце есть примерный список такой литературы.

МОЯ ЖЕ ЦЕЛЬ – РАССКАЗАТЬ О ВАЖНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА МЕЖДУ РОДИТЕЛЕМ И РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ.

А он актуален для любого возраста. Книга научит говорить с ребенком, и на полученную базу вы легко надстроите информацию, нужную подростку.

Но если вы еще никогда не говорили с ним о половых вопросах или делали это очень сдержанно, двигайтесь постепенно, не старайтесь вложить ему в голову сразу все. Например, для первого общения со своим десятилеткой воспользуйтесь рекомендациями из главки для пятилетних, а после усвоения двигайтесь к следующей. И только потом переходите к актуальному возрасту.

Для воспитателей и учителей

На вас лежат большие ограничения и еще большая ответственность. Закон «О защите детей от информации…» запрещает демонстрировать и описывать действия сексуального характера детям до 16 лет. Это значит, что о самом откровенном разговаривать с детьми могут только родители. Но вся моя книга о том, что половое воспитание не только про секс. Темы границ, общения мальчиков и девочек, стеснения и неуверенности, отношения к своему телу – это то, что требует внимания в любой детской группе.

Не проходите мимо!

Прислушайтесь к ребенку, будьте чутки к его потребностям. Успокоить чувства, объяснить непонятные ситуации прямо здесь и сейчас вы сможете благодаря этой книге. Но все же мама и папа – основные фигуры. И миссия любого, кто работает с детьми, – соединить их с родителями, помочь семье лучше понять своего ребенка.

Я уверена, в сложных ситуациях родители будут благодарны за ваше спокойствие и уверенность. Воспитатель, который может назвать своими именами то, что происходит между детьми, поддержать взрослых и дать простые рекомендации, выгодно отличается от воспитателя, который, краснея, бледнея и мямля, сообщает: «Ваша Маша трогала себя там и мешала другим на тихом часе».

ОДИН ХОРОШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ – ГОВОРЮ СО ВСЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ – МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНИ СОТНИ ДЕТЕЙ К ЛУЧШЕМУ.

Загрузка...