Без данной главы, вся остальная книга бессмысленна. Если вы, читатель = врач, то разрешаю вам перелистнуть данную главу.
Шучу. Кто я чтобы вам что-то запрещать? Никто. Я уверена, что вы делаете лучшее, что можете в данный момент. Читать или пролистать главу, страницы, только вы принимаете решение. А я продолжу свое повествование. Хотя практика показывает, что студенту- медику будет полезна данная глава.
Пример. Обратилась ко мне на прием студентка – медик, прекрасная девушка. Стройная. Атлетичная. Ее жалобой была боль в спине. Мы все разобрали, я проверила осмотр, назначила лечение. Но, как всегда, в конце приема она задала мне вопрос: «А почему у меня периодически поддергивается правый глаз?». А задавала такие умные вопросы…
Прием состоит из пяти важных звеньев, которые не стоит менять местами: жалоба, анамнез morbi, осмотр, лечение. Не наоборот.
Я умышленно выпустила анамнез vitae, ответ кроется в конце книги.
Безусловно, первые два звена тесно переплетены, но очень часто сталкиваюсь с абракадаброй на приеме: анамнез morbi, переплетается с жалобами. Эти два раздела надо уметь разграничивать.
Так как главной целью данной книги является рассказать вам как эффективно провести прием, то я буду приводить соответствующие примеры, где этот запутанный клубок забирает ценные минуты общения между врачом и пациентом.
Я хочу акцентировать внимание на данной главе. На первый взгляд может показаться, что в данном вопросе нет ничего важного. Очевидно, что прием не начнут с осмотра или лечения. С этим согласна. НО!
Повторюсь: сначала жалобы, а потом уже анамнез заболевания. Не наоборот. Давайте разберем пример. Самый обычный часто встречаемый случай.
На прием приходит мужчина (М) 25 лет. Я-врач.
Я: «Петр Иванович, что беспокоит?»
М: «3 дня назад у меня заболела голова…»
«Так, головная боль – это жалоба»-думаю я.
М: «Голова болела целый день. К вечеру я принял аспирин и все, она прошла» – молчание.
Я: «Так у Вас болит голова?»
М: «Нет. У меня не видит левый глаз».
Занавес.
Знакома ситуация? Такой диалог часто встречается на приемах. А если монолог пациента не такой короткий, как из моего примера, то потраченное время может оказаться и полезным, и бесполезным. Никто не знает.
Из этого мини диалога, на который мы потратили 5-7 минут, я узнала возможно 10% важной информации. Теперь нам нужно вернуться к жалобам, узнать историю настоящего заболевания, и мне понять имеет ли связь утрата зрения на левый глаз с головной болью. А на это уходит большая часть имеющегося времени, которое отводится на прием.
Другой пример: женщина (Ж) 53 лет. Врач- Я.
Я: «Мария Ивановна, что беспокоит? Жалуйтесь.»
Ж: «Болит рука. Был инсульт. Вот мой снимок головы. А выписку надо? А еще я сделала сосуды шеи, руки…»
Я «Да, надо. Мария Ивановна, так что беспокоит?»
Ж: «Ой, документы в коридоре лежат. Принести? А еще я сделала сосуды шеи, руки…»
Про оставленные документы в коридоре, в руках родственников – это отдельная история.
Время летит на приеме очень быстро. Вот за эти 3-5 минут я, как врач, узнала, что у пациентки был инсульт. Все. А что послужило поводом обращения не узнала. Возможно ли, что человека ничего не беспокоит и он хотел показать результаты своих исследований? Да, конечно. Но это большая редкость.
И последний пример. Самый частый. Кто с этим сталкивается также часто, как и я, дайте, пожалуйста, знать. Для этого можете смело писать мне в мои соцсети. Они указаны в конце книги.