«Они работали в институте, который занимался, прежде всего, проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни тоже»
Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
История знает множество примеров кардинальной смены профессии. Скажем, кто бы знал сегодня о Михаиле Булгакове или Антоне Чехове, если бы они не отодвинули свою первоначальную профессию врача на второй план? С другой стороны, существует определённый риск не состояться в новой профессии. Возможно, я смотрю на новую работу сквозь розовые очки и мои представления о новой деятельности слишком идеалистичны.
Вопрос кем хочу быть, чем хочу заниматься стоял передо мной не один год. Конечно же, было полное понимание того, что сменить сферу деятельности за один день непросто по многим причинам.
Во-первых, найти работу по профессии, в которой у тебя нет опыта, довольно сложно, особенно это относится к людям среднего2 возраста. Во-вторых, смена профессии практически наверняка будет означать снижение доходов, по крайней мере, в первое время. В-третьих, придется забыть о том, что ты сложившийся профессионал, и вспомнить свои ощущения, когда ты находился у истоков профессии. Придётся учиться, долго и упорно.
Одним из толчков, повлиявшим на решение сменить деятельность была книга Вина Венгера «Неужели я гений?». Он пишет: «Мы привыкли жить в обществе, где получают образование, чтобы затем заниматься одним делом до конца жизни. Это уже не актуально. Средняя продолжительность обычной карьеры сегодня меньше шести лет. Половина людей каждые шесть лет и даже чаще меняют специальность, а не просто место работы. Как никогда ранее люди должны сегодня относиться к себе как к вечным студентам, готовым в любую минуту заняться новым делом. Наиболее ценными работниками будут те, кто овладел метанавыками (базовыми навыками), увеличивающими темпы обучения».
Для овладения базовыми навыками необходимо на мой взгляд, прежде всего, качественное школьное и высшее образование. Кроме того, школьники и студенты должны качественно знать современные компьютерные программы. Ведь конструкторы, инженеры, врачи, дизайнеры, архитекторы пользуются не только персональными компьютерами, но и работают в специализированных программах и приложениях.
Выпускники должны уметь создавать сайты и лендинги3, работать с информацией, видя главное и отсекая ненужное, быстро и качественно читать и владеть речью, как основным инструментом выстраивания отношений, выстраивать коммуникации и вести переговоры, владеть финансовой грамотностью и навыками продаж, уметь видеть ситуацию с разных сторон и владеть навыками публичных выступлений. Уже в начальной школе ученики должны осваивать десятипальцевый метод печати и навыки составления презентаций.
«Я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай! Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод…
…Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай на вкус!»
В. Маяковский
Еще задолго до принятия решения о смене профессии мне доставляла дискомфорт моя неспособность интересно рассказывать истории. Прочитав книгу, посмотрев кино, съездив в путешествие, меня переполняли эмоции. Начиная рассказывать кому-либо о своих впечатлениях, я быстро уставала, у меня не хватало словарного запаса, мне казалось, что меня совершенно неинтересно слушать, и я старалась быстро завершить, скомкав окончание своих историй. Причем длина моих повествований была обратно пропорциональна количеству слушателей. Чем больше слушателей, тем быстрее я заканчивала свой рассказ. Я чувствовала неудовлетворение от недосказанности и от нераскрытой сути своего пересказа.
Как человек ищущий, я всегда занималась дополнительным образованием. Кроме профессиональных семинаров, это были краткосрочные курсы и тренинги, способствующие наработке личных навыков и получению дополнительных знаний, которым не обучают в школе и в институте. Взаимоотношения с людьми, с противоположным полом, умению вести себя в стрессовых ситуациях, расширению стандартных подходов к решению различных вопросов, актерскому мастерству, развитию речи, постановке голоса.