Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены.
Люди и нации способны вести себя мудро лишь после того, как исчерпают все другие возможности.
В настоящее время мы оказались в новой реальности. Во многом она существовала и раньше, просто зачастую мы этого не осознавали. В 2022 году в мир не прилетел труднопрогнозируемый «черный лебедь». К нам прибежал «серый носорог» – так именуют очевидный риск, которого никто не замечал. Разные события 2022–2023 годов лишь развеяли туман, маскировавший многие значимые параметры современности.
Отчетливо проступили действительные контуры мироустройства, а ряд иллюзий стал исчезать на глазах. Более адекватное понимание ситуации, конечно, позитивно: чем больше реализма в осознании идущих в мире процессов, их причин и следствий, тем вероятнее действия, соответствующие современной обстановке.
В целом ситуация не стала проще, но, несомненно, теперь она яснее. Если же решать частные вопросы без предварительного осмысления общих, то все равно придется постоянно сталкиваться с ситуациями, когда для рационального действия в каждом конкретном случае потребуется разумное понимание фундаментальных-проблем. Поэтому попробуем отметить характерные черты того мира, где в обозримом будущем предстоит и жить нам, и развиваться фондовому рынку.
На войне не бывает второго приза для проигравших.
Западное меньшинство против мирового большинства – давнее противостояние. Мифология о западном хрустальном граде на холме прекращает свое существование. Постепенно нараставшее противостояние западного меньшинства и остального мира в 2022 году перешло в качественно иную форму. Мир больше не будет прежним. Процесс идет давно. Уже во второй половине ХХ века часто проявлялось общемировое недовольство навязываемой Западом «единственно верной» модели мироустройства, выгодной исключительно «золотому миллиарду»[13].
Зримым результатом противостояния стал крах колониальной системы, позволивший убрать хотя бы самые откровенные формы ограбления западным меньшинством большинства населения планеты. Но различные формы неоколониальных практик, в том числе в сфере финансов, по-прежнему позволяли коллективному Западу обеспечивать значительную часть своего процветания за счет других стран и народов.
Один пример, наглядно показывающий экономические масштабы неравноправия. Объединив усилия в последней четверти ХХ века, нефтедобывающие страны сумели заставить Запад перейти на рыночное ценообразование. (До этого потолок цен на нефть монопольно устанавливал картель из семи западных компаний.) В итоге за десять лет цены на нефть увеличились в десять (!) раз. Ситуация в экономиках производителей нефти изменилась кардинально – практически везде настала иная жизнь. При этом рост благосостояния западных стран лишь чуть-чуть замедлился.
Конечно, ОПЕК как объединение нефтедобытчиков люто ненавидимо и проклинаемо на Западе как «отвратительный картель».
В свою очередь, семь западных компаний, до этого устанавливавших цены, конечно же, были белыми и пушистыми, ангелами настоящей рыночной экономики. Как сейчас ими являются западные страны, снова пытающиеся установить разнообразные потолки цен на закупаемые ими товары.
В ХХI веке ситуация обострялась неуклонно. Растущая опережающим темпом социально-экономическая мощь «не западных» стран и их крепнущее желание самостоятельно определять уклад своей жизни неизбежно вступали в жесткое противоречие со сложившимися неоколониальными практиками однополярного мира. Небольшая группа стран, на которых приходится 10–15 % населения планеты, конечно же, не хотела отказываться от своего доминирования, являвшегося важнейшим фактором их процветания на протяжении нескольких веков[14].
Остальные хотели равноправия. Неизбежностью стала долгая упорная борьба с периодическими жесткими столкновениями.
В 2022 году это уже стало очевидно если не всем, то очень, очень многим. Новые события лишь окончательно сорвали маски с «золотого миллиарда» (иначе говоря, «европеоидов»). Они разными способами подтвердили свою нацистско-расистскую ориентацию[15]. При этом человеческое и «экономическое» меньшинство хорошо организовано в военном и политическом плане. На их стороне также большой опыт продвижения своих интересов любыми способами, от завуалированных до военно-силовых. Мощь их велика и разнообразна.
На неоколонизаторов приходится около 40 % мирового ВВП. Казалось бы, на долю отстаивающих свой суверенитет стран ШОС[16] ненамного меньше – 25–28 %[17]. Но при этом наш противник имеет единую военную организацию – НАТО, которая много раз демонстрировала свою сущность, сея смерть в разных частях планеты и заявляя о продавливании силой своих интересов в любой точке мира. У мирового большинства аналогичного военного противовеса блоку НАТО пока нет.
Да и в других сферах ситуация похожа: меньшинство организовано заметно лучше. Для продвижения своих интересов коллективный Запад имеет множество четко выстроенных инструментов. В их число входят самые разные структуры, от ЕЭС, НАТО и «большой семерки» до многих как бы международных организаций, созданных на многонациональной основе и призванных работать для решения общечеловеческих проблем, но на практике почти без исключений находящихся под плотным западным контролем.
Этот список включает организации самого разного профиля, от основанных разными странами для решения общемировых социально-экономических вопросов до учреждений получастного толка. В числе международно-государственных в финансовой сфере, например, организации типа Международного валютного фонда (МВФ) или Мирового банка. В реальности большинство из них занимается обслуживанием интересов западного меньшинства.
Аналогично устроена и деятельность вроде бы частной деловой инфраструктуры – международных кредитных рейтинговых агентств, аудиторских фирм, расчетных систем и т. п. Поэтому альтернативные западным подобные организации уже начали активно развиваться различными путями. И этот процесс, несомненно, будет усиливаться.
Западные интересы схожим образом продвигаются и во множестве других сфер: в литературе, культуре, кино, образовании и т. д. Так, различными международными (а по факту – «европеоидными») премиями поощряются в основном разнообразные западнохолуйствующие персонажи, игнорирующие интересы своих народов, причем зачастую ничем иным не примечательные. (Вспомните, например, кому давали в последние годы самые престижные международные премии в области литературы, прав человека, борьбы за мир и т. д.). А в сфере образования много лет международные рейтинги составляются в основном для утверждения превосходства одной «единственно верной» модели образования над всеми остальными[18]. Поэтому за культурный суверенитет предстоит еще более долгая борьба, чем за финансовый.
Лишь в последние десятилетия в различных сферах началось формирование межгосударственных структур, призванных объединять усилия тех, кто хочет самостоятельного развития и прекращения неоколониальных практик. Это, например, ШОС, группа БРИКС[19] и ее банк, активизировавшаяся ОПЕК и ряд других. Сама жизнь способствует формированию мировым большинством экономических отношений и организаций, независимых от коллективного Запада. Это неизбежно приведет к фрагментации отношений, в том числе в сфере финансов и фондового рынка.
Несомненно, мировому большинству еще предстоит пройти длинный путь в процессе самоорганизации для защиты своих интересов. Запад будет всячески этому противодействовать самыми разнообразными способами, не только информационной войной и санкционно-политическими средствами, но и силовыми методами, сражаясь за сохранение своих возможностей навязывать неравноправное взаимодействие. По всей видимости, продолжится и практика заморозки активов особо неугодных стран и народов мирового большинства.
Российский фронт планетарного противоборства. В ХХI веке Россия оказалась в центре противостояния западного меньшинства и остального мира. Ситуация 1941 года повторилась в новую эпоху. Война против нас давно стала фактом[20]. Если раньше многим в РФ не хотелось признавать реальность этой идущей против нас войны, то теперь она стала очевидной для большинства россиян.
Для страны это прозрение стало важным положительным обстоятельством. Когда осознается проблема, то появляются возможности грамотного по отношению к ней поведения и существенно возрастает вероятность ее успешного решения.
Пока мы жили в мире иллюзий, у нас практически не было шансов уцелеть как единой стране и народу и тем более сохранить свои ценности и вековую культуру. Мы были похожи на тех северо-латиноамериканских индейцев, которые пытались сотрудничать с «европеоидами». А тем были нужны только их земли, богатства и потенциальные рабы. «Белые» понимали: тут есть разные ресурсы и человеческий материал для обслуживания их процветания, а в остальном, как они тогда выражались, «хорош только мертвый индеец»[21].
Коллективный Запад, или, если хотите, «европеоиды», – глобальный враг тех, кто ставит под сомнение их право всех грабить и при этом всем указывать, как им жить. Для западного меньшинства все остальные (китайцы, арабы, индусы, славяне и т. п.) – это люди третьего сорта. Они должны трудиться в первую очередь для создания комфортной жизни «белым людям». Тогда с учетом этого обстоятельства и по остаточному принципу им может быть позволено чуть-чуть подумать и о своих интересах.
У «европеоидов» есть только три метода общения с людьми третьего сорта:
• уничтожать, как американских индейцев или австралийских аборигенов;
• превращать в рабов, как африканцев;
• перекачивать в свою пользу все природные и человеческие ресурсы колониальными и неоколониальными способами, как это делается во многих десятках стран[22].
Не случайно в 1930–1940-е годы нацизм быстро охватил практически всю Европу. Целые народы объявлялись низкосортными, подлежащими разграблению и уничтожению. Именно эта выгода от захвата ресурсов и территорий составляла идейную основу европейской агрессии против нас в 1941–1945 годах[23]. В настоящее время эти фундаментальные основы противоречий большей части мира (а это свыше 85 % человечества) с западным меньшинством стали ясно осознавать сотни миллионов людей по всей планете.
Методы Запада везде и во все времена весьма похожи. Сопротивляющихся бомбить, государства расчленять на маленькие несамодостаточные территории, население терроризировать до приведения к полной покорности, позволяющей грабить все их ресурсы, а оставшихся в живых заставлять всячески способствовать процветанию «белого человека».
Практика показывает: по отношению к другим «европеоиды» способны на все – от массового уничтожения населения до целенаправленного подсаживания на наркотики[24]. Сначала разрушается государство, потом организуется война всех против всех. Подобный управляемый хаос (ими же изобретенный термин) создавался и сейчас создается в разных местах планеты. По всей видимости, с нами и другими непокорными Запад планирует разобраться подобными методами.
Сегодня западное оружие убивает наших людей как на Украине, так и на территории России. А до этого именно Запад прилагал большие усилия, чтобы шла война на Северном Кавказе. Только после 11 сентября 2001 года они быстренько сократили там финансирование и прочие усилия. И боевые действия вскоре закончились. Но Запад (США) просто поменял тактику в войне.
Новые обострения были неизбежны. Начались «майданы», цветные революции и финансирование попыток раскачать ситуацию у нас. Их цель очевидна – создание в РФ (как и в Иране и КНР) кровавого хаоса, по образу и подобию событий в Ливии, Ираке, Афганистане и т. п.
Хронология и перспективы. «Нет ничего проще, чем демагогически увлечь толпу, которую потом только самые горькие испытания могут убедить в ее ошибке» (1902 год, В. И. Ленин, вождь российских революционеров начала ХХ века). Увы, слова оказались пророческими уже очень скоро – в 1917 году. Сами по себе идеи нового мира имели немало положительных аспектов. Но попытка их воплощения привела к разрушению государства и чудовищным жертвам.
Семь десятилетий спустя ситуация развивалась весьма похоже. Мы захотели реформировать свое общество. Перемены действительно были нужны. Но их неразумное осуществление привело к большим потрясениям. С 1985 года мы, кроме прочего, на полтора десятка лет практически прекратили защищать национальные интересы и постоянно делали уступки Западу. И что? СССР развалился, Россия погружалась в хаос, все больше утрачивала суверенитет.
А на Западе нас хвалили, активно поддерживали сепаратизм и терроризм на нашей территории и постоянно выдвигали новые требования. Пришло время осознать имеющийся опыт и в ХХI веке больше не наступать на те же грабли западнохолуйства и разрушения государства.
Противостояние мирового большинства против нацизма/расизма будет накладывать заметный отпечаток на все финансово-хозяйственные процессы в обозримом будущем. Мир непременно станет многополярным. Практика доминирования и ограбления «европеоидным» меньшинством иных народов постепенно уйдет в прошлое.
Впереди долгие годы борьбы за это. Но мировое большинство все лучше осознает общность своих интересов и необходимость объединения для борьбы за них.
Процесс идет давно, и уже есть немалые результаты. Вспомните: в последней четверти ХХ века западники практиковали встречи «большой семерки» – США и их союзников. Ежегодно на этих междусобойчиках на уровне как глав государств, так и минфинов и центробанков обсуждались глобальные мировые проблемы и возможные пути их решения. В ХХI веке сама жизнь заставила образовать «большую двадцатку», куда вошли и крупнейшие «не западные» экономики мира[25]