California High-Speed Rail… Об этом амбициозном проекте знает каждый житель Калифорнии. Суперсовременная железная дорога должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Так было задумано в 2008 году. Тогда же было объявлено, что California High-Speed Rail обойдется штату в $33 млрд. В 2020 году она будет открыта.
В 2022 году, когда пишется эта книга, предполагается, что строительство обойдется в $100 млрд. Да, о нем по-прежнему говорят в будущем времени, потому что работы продолжаются.
Крупный проект – крупные ставки, не так ли? Если замахиваешься на нечто грандиозное, будь готов к тому, что планы изменятся, разве нет?
Нет. Если вы беретесь за крупный проект – хоть в масштабах государства (небоскреб, атомная станция), хоть в масштабе семьи (строительство дачи), – это вовсе не означает обязательных форсмажоров и перерасхода средств. Плотина Гувера и Эмпайр-стейт-билдинг не потребовали таких жертв, они были закончены в срок (как нью-йоркский небоскреб) или даже на пару лет раньше (как плотина). Хорошие масштабные вещи могут создаваться без проблем и непредвиденных издержек.
Однако чаще бывает не так. Согласно исследованию авторов книги, только 8,5 % крупных проектов доводится до конца без перенесенных сроков и перерасхода бюджета (или того и другого сразу). И лишь у 0,5 % счастливцев нет проблем ни с графиком, ни с бюджетом, ни с планом окупаемости.
Но разве на этапе планирования нельзя заложить в смету риски? Скажем, мы планируем отправить космический зонд к Луне и закладываем дополнительные 20 %, имея в виду средние значения для таких проектов? Нам известно про нормальное распределение вероятностей. Обычно его представляют как график с колоколообразной кривой, где большинство данных стремится к среднему значению, к вершине «колокола».
Объясним это на примере. Скажем, нас интересует средний рост американских мужчин. Мы собираем информацию и обнаруживаем, что большинство показателей крутится вокруг среднего значения – 175 см. Конечно, кто-то выше, а кто-то ниже, но исключения, учтенные на графике в «хвосте» кривой, не слишком выбиваются из общей картины. Такие «хвосты» называют «тонкими».
Но вот с заработками американских мужчин разобраться таким же образом куда сложнее. Марк Цукерберг гораздо богаче среднестатистического американца. Как и Уоррен Баффет. В таких случаях ключевую роль играют не средние значения, а исключения – «толстые хвосты».
Так вот, проблема с масштабными проектами в том, что они всегда «толстохвостые». Разброс данных на таких графиках слишком велик. Мы собирались выделить на непредвиденные расходы 20 %? Как насчет 450 %? Именно на столько оказался дороже космический телескоп «Джеймс Уэбб».
Как говорит Нассим Талеб, «никогда не переплывайте реку, глубина которой в среднем два метра».
Как же снизить риски? Очевидный ответ – не затягивать. Создание iPod – от идеи до продажи первых экземпляров – заняло всего 11 месяцев. От начала земляных работ до официального открытия 102-этажного Эмпайр-стейт-билдинг прошло 16 месяцев. Чем быстрее идет работа, тем меньше риск форс-мажоров.
С другой стороны, каждые два года в очередной стране проходят Олимпийские игры. И каждый раз гости Олимпиады публикуют многочисленные фото огрехов строителей. Поспешишь – людей насмешишь?
Затягивать с воплощением проекта и впрямь не стоит, но лишь при одном условии: вы все очень хорошо продумали на этапе планирования. «Думай медленно, решай быстро»[1] – так называется знаменитый труд Даниэля Канемана. Фливбьорг и Гарднер предлагают свою формулу успешного проекта: «Думай (планируй) медленно, действуй (воплощай, возводи…) быстро».
Как мы уже знаем, 99,5 % создателей поступают наоборот. У них нет времени подумать хорошенько, взвесить все за и против. Они предпочитают «ввязаться в драку», а потом действовать по обстоятельствам. На то есть несколько причин:
• Мы любим красивые планы (пока не дошло до реализации). Небрежно составленный план не предусматривает массу деталей (которые могли бы быть учтены), а потому сроки и затраты в нем выглядят куда более приятно. Наверняка ему отдадут предпочтение. Не будем забывать и про политические интересы, лоббирование и т. д.