Источники вдохновения, побудившие меня написать эту книгу, следует искать в далеком 1993 г.
Осенью того года я проходил обучение в Иллинойсском университете в Урбане-Шампейне, стремясь получить докторскую степень по специальности «Международный бизнес и стратегия». Вскоре в кампусе стремительно приобрела популярность программа под названием Mosaic – простой инструмент, который давал доступ к интернету с его расширяющимися информационными возможностями. Эта программа стала первым общедоступным интернет-продуктом – веб-браузером. Название Mosaic быстро поменялось на всем известное Netscape. В 1995 г. компания провела IPO – первое публичное размещение своих акций. Описанные события стали важной вехой в коммерциализации интернета и напрямую привели к первому интернет-буму. Не будь Netscape, не было бы ни бурного развития онлайн-контента, ни интернет-порталов, ни поисковых систем. Очевидно, что не было бы и слияния человека и данных в онлайн-пространстве.
Хотя мне посчастливилось стать одним из первых «обитателей интернета», в тот момент я не оценил в полной мере огромный потенциал глобальной сети. Лишь на пике волны популярности интернета в 1999 г. я начал систематически изучать это явление. Весьма кстати предметом моего первого кейса стала компания Alibaba, которая тогда только открылась. В 2003 г. я стал стратегическим советником Alibaba, а в 2006 г. полностью посвятил себя работе в компании, отвечая за выработку стратегии. 12 лет с Alibaba пронеслись в мгновение ока.
Поистине ценное исследование, с одной стороны, предполагает углубление в практику и решение конкретных проблем. С другой стороны, здесь также необходимы достаточная дальновидность и систематизация, поскольку мы должны ясно видеть путь, по которому нам предстоит пройти. Настоящая книга является квинтэссенцией последних 18 лет моих исследований, работы и размышлений.
В сентябре 2007 г. Alibaba Group на стратегическом корпоративном совещании впервые выступила с концепциями эпохи постиндустриализации и экосистемы электронной коммерции. Этот момент стал первым шансом для нас увидеть перспективу становления компании с рыночной стоимостью $100 млрд. В 2009 г. дискуссии о возможности начала работы в области облачных вычислений заставили меня осознать ценность этого типа вычислений для сетевой эпохи. Здесь напрашивается аналогия с важностью электросетей для второй промышленной революции. В обоих случаях мы говорим о переломных исторических моментах. Исходя из всего этого, Alibaba Group в 2010 г. выступила с четким заявлением, что сетевая эпоха требует кардинально новой бизнес-цивилизации. В 2011 г. Alibaba начинает осознавать значимость данных. Новые микрофинансовые компании сталкивались с необходимостью поиска новаторских решений по созданию моделей бизнеса на основе облачных вычислений и больших данных. В 2012 г. Alibaba выступает с инновацией – бизнес-моделью C2B. В 2013 г. компания Alibaba учреждает должность Chief Data Officer – руководителя службы данных – и направляет все силы на продвижение технического прогресса в области больших данных и машинного обучения, равно как и инноваций в деловой сфере. В 2014 г. Джек Ма выдвигает концепцию информационной эпохи. В 2015 г. персонализированные рекомендации на интернет-платформе Taobao начинают приносить большую пользу клиентам. В 2016 г. Джек Ма выдвигает стратегию пяти направлений инноваций и формулирует понятие сетевой экономики.
Мы находились на передовой линии развития интернета и размышляли о полученных результатах. Каждый день перед нами возникали новые вопросы. Мы постоянно сталкивались с неожиданными, приводившими в недоумение проблемами. Это был чрезвычайно ценный опыт. Эти проблемы были новыми и достаточно сложными и готовых решений не имели. Мы должны были стремиться к выявлению сущности всех этих проблем на основе существующих реалий, активно знакомиться с литературой, чтобы выйти за пределы имевшихся в нашем распоряжении знаний, и обращаться к истории человечества в поисках ориентиров и данных. По большей части мы пребывали в замешательстве, однако невозможно описать наше ликование в те моменты, когда мы наконец-то видели отдаленную перспективу, а потом и финишную прямую. Нас особенно воодушевлял тот факт, что полученные нами результаты могут принести пользу многим пользователям платформ.
Мои коллеги и я глубоко осознавали степень своей удачи и понимали, что множество людей также занимались аналогичными изысканиями. Мы желали поделиться мыслями, которые нас посещали, и результатами, которых добились. Мы также хотели рассказать всем в нашем обширном мире о том, насколько глобальные изменения происходили в тот момент. Вне зависимости от того, осознаем мы (и хотим ли осознавать) или нет, никто не может остаться в стороне от исторических процессов. Единственный способ не оказаться на задворках истории – проявить инициативу и быть открытым изменениям.
Итак, у меня сложилось представление о том, какую книгу я хочу написать. Однако я не мог и подумать, что сам процесс ее создания займет у меня шесть лет.
Я впервые системно описал такие понятия, как C2B и сетевое взаимодействие, в двух статьях, которые были опубликованы в 2012 г. На основе этих размышлений еще в 2013 г. я создал первый вариант книги. После завершения подготовки меня тем не менее не оставляла мысль, что многие концепции требуют подтверждающих их кейсов и примеров, а заключенные в книге понятия недостаточно полно раскрыты. Кроме того, первый вариант рукописи не имел единой рамочной структуры. Еще в течение пяти лет я многократно изменял последовательность первоначальных теоретических рассуждений, практических выводов и предложений по инновациям. Структура книги пересматривалась несколько десятков раз.
Я хотел бы выразить благодарность моим предшественникам и, в особенности, тем первопроходцам, которые действовали в сферах больших данных и искусственного интеллекта (здесь и далее – ИИ) начиная с 2015 г. Их практические успехи дали мне возможность дополнить самое важное логическое звено данной книги. Углубляя свое понимание больших данных, алгоритмов и ИИ, я кристаллизовал основную мысль: необходимость всесторонней интеллектуализации бизнеса в будущем. Кроме того, постоянные усилия Alibaba Group и множества инновационных предприятий в областях C2B и сетевого взаимодействия со временем прояснили мне ценность и алгоритм нашей сети взаимодействия, а равно и ее связи с экосистемой. Сочетание анализа данных и сетевого взаимодействия помогло мне осознать, что эти два элемента и образуют спираль, которая станет основой ДНК бизнес-цивилизации будущего.
Четко сформулировав свою позицию в этом основополагающем вопросе, я хочу показать сущность крупных перемен, которые происходят в нашу эпоху. В этой книге подробно рассказано о процессе развития ее ключевых понятий, а также о том, как эффективно внедрять эти концепции и теоретические конструкции для развития инноваций в коммерческой сфере. Надеюсь, что моя работа задаст четкие и оптимальные рамки, которые помогут моим читателям размышлять о будущем.
В процессе написания книги мы укрепились во мнении, что именно в эту эпоху увидим компании с рыночной капитализацией $1 трлн. Именно они должны были стать наиболее ярким свидетельством наступления времени умного бизнеса. В августе 2018 г. наш прогноз подтвердился: Apple и Amazon уже вошли в клуб компаний с триллионной рыночной капитализацией.
Настоящая книга посвящена интернету и искусственному интеллекту, и, конечно, ее публикация исключительно в форме традиционного печатного издания свидетельствовала бы, что мы сами не руководствуемся предложенными нами концепциями. За последние два года официальный аккаунт Академии Цзэн Мина (曾鸣书院) и приложение Университета Хупань (湖畔大学) уже стали отличной платформой для взаимодействия со всеми нашими подписчиками. Обратная связь от читателей также напрямую содействовала написанию этой книги. Если кто-то захочет обсудить с нами эту книгу, приглашаем вас на указанные площадки.
Приступим же, наконец, к делу! Успехов вам во всех начинаниях!