Т.А. Астраханкина,
депутат Государственной Думы России
21 сентября исполняется очередная годовщина со дня начала государственного переворота 21 сентября – 5 октября 1993 года. Это событие, по значению сравнимое с революцией 1917 года, продолжает роковым образом определять судьбу Отечества. Ни безнравственный «договор об общественном согласии» с «амнистией» защитникам Конституции и Парламента, ни сокрытие результатов расследования Генеральной прокуратуры и поспешное внесение в учебники истории лжи о «путче Верховного Совета», ни, наконец, фактическое замалчивание октябрьских событий большинством участников политического процесса в России якобы «в целях сохранения стабильности» (а на самом деле – личного благополучия политических лидеров, в том числе, оппозиции) лишь усугубили разрушительные процессы. Незаконный и бесчестный плебисцит о продолжении самовластного правления Ельцина вместо всенародных выборов Президента, нравственное падение и вырождение оппозиции после признания «во имя гражданского мира» итогов «выборов» и утверждения премьер-министром кровавого Черномырдина – яркое тому подтверждение. Как выходить из этой ситуации, угрожающей самому существованию нашей Родины?
Ясность действий проистекает из точности оценок. Прежде всего необходимо установить, что же произошло в октябре 93-го и дать этому четкие оценки – духовно-нравственную, юридическую и международно-правовую.
Важным шагом на этом пути стали Парламентские слушания «Духовно-нравственная, морально-правовая и экономическая оценка трагических событий 21 сентября – 5 октября 1993 года и их последствий для России», состоявшиеся в Государственной Думе 31 октября 1993 года (материалы Слушаний опубликованы в книге «Московский Апокалипсис», М., 1996). В основу работы Слушаний были положены результаты общественного расследования, проведенного Общественным объединением родителей и близких погибших и граждан, пострадавших в событиях 21 сентября – 5 октября 1993 года и рядом других общественных организаций. В дальнейшем мы будем опираться на факты и оценки, установленные в ходе работы Слушаний. Так что же произошло в октябре 93-го?
21 сентября 1993 года в 20.00 изданием Указа № 1400 тогда еще законный Президент Российской Федерации Б.Ельцин начал осуществление государственного переворота с целью узурпации всей полноты власти и ликвидации органов народовластия в лице системы советов.
Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в нарушение действовавшей Конституции, объявлял о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и переходе высших законодательных и контрольных функций к Президенту. Конституционному Суду рекомендовалось не вмешиваться в антиконституционные действия «всенародно избранного».
Заговор был тщательно подготовлен и спланирован. Подготовка к перевороту велась по крайней мере с начала 1993 года.
Главными заговорщиками, помимо Б.Ельцина, стали премьер-министр В.С. Черномырдин, министр обороны П.С. Грачев, министр внутренних дел В.Ф.Ерин, министр безопасности Н.М. Голушко, министр иностранных дел А.В. Козырев, начальник службы безопасности Ельцина А.В.Коржаков и Начальник Главного управления охраны Российской Федерации-комендант Кремля М.И.Барсуков. Документы заговора, в том числе – Указ № 1400 готовились в администрации Президента под руководством помощников Ельцина В.В. Илюшина и Ю.М. Батурина. Активное участие в заговоре приняли многие сотрудники президентской Администрации, высокопоставленные чиновники Правительств России и Москвы, другие должностные лица, а также переметнувшиеся на сторону заговорщиков «демократические» народные депутаты и представители т. н. «творческой» интеллигенции: председатель Российской государственной телерадиокомпании «Останкино» В.И. Брагин, министр связи В.Б. Булгак, первый вице-премьер Е.Т.Гайдар, генералы Д.А. Волкогонов и К.И. Кобец, пресс-секретарь Президента В.В.Костиков, председатель Совета безопасности О. Лобов, незаконно назначенный Ельциным «мэр» Москвы Ю.М. Лужков, начальник ГУВД Москвы В.И. Панкратов, директор опять же незаконно образованного Ельциным «федерального информационного центра» М.Н. Полторанин, председатель Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании О.М. Попцов, заместитель председателя Верховного Совета Н.Т. Рябов, начальник Управления Министерства безопасности по Москве и Московской области Е.Савостьянов, первый вице-премьер О.Н. Сосковец, советник президента С.Станкевич, директор Федерального агенства правительственной связи и информации при. Президенте (ФАПСИ) А.В.Старовойтов, руководитель администрации Президента СА. Филатов, вице-премьер С.А. Шахрай, вице-премьер В.Ф. Шумейко и др.
Был образован «мозговой центр» заговора (проводивший т. н.»секретные совещания в Кремле»), дававший оперативные рекомендации Ельцину, мятежному правительству и средствам массовой информации. В его преступной деятельности участвовали: судья Конституционного Суда (!) Э.М. Аметистов, Г.Э. Бурбулис, Э.Д. Днепров, известный «правозащитник» С.А.Ковалев, С.Н.Красавченко, А.Н. Кричевский, А.Я. Лнфшнц, К.В. Никифоров, Э.А. Паин, Г.А.Сатаров, Л.Б. Смирнягин, А.А. Собянин, М.А. Федотов и И.Б. Шамшев.
Были предприняты шаги для обеспечения лояльности к заговорщикам армии и личного состава МВД (повышение должностных окладов, посещение Ельциным дивизии им. Дзержинского и «придворных» Таманской и Кантемировской дивизий под Москвой и др.).
Проводились учения, включающие элементы блокирования и захвата внутренними войсками многоэтажного здания, имитирующие действия по занятию Дома Советов.
Заговор был согласован с лидерами «семерки» ведущих стран Запада, в частности, Президентом США Б. Клинтоном и канцлером ФРГ Г. Колем, которые впоследствии открыто поддержали переворот. В планиро вании, организации и осуществлении последнего были широко задействованы спецслужбы стран «семерки» и Израиля.
Заговорщики практически полностью контролировали средства массовой информации. При подготовке и на всех этапах осуществления переворота с откровенно подстрекательскими заявлениями выступали представители т. н. «творческой» интеллигенции.
Октябрьские события нередко характеризуют как «капиталистическую реставрацию» или «контрреволюционный буржуазный переворот», инспирированный США и странами «семерки». Это не вполне соответствует действительности. Переворот совершила в своих корпоративных интересах бывшая партийная номенклатура 2–3 эшелона, пришедшая к руководству страной на волне «демократической» революции 1989-91 гг. и присвоившая себе в хорде грабительской «приватизации» львиную долю общественной собственности.
Узурпировавший власть режим криминальной номенклатуры характеризуется авторитарным правлением бюрократического аппарата, неподконтрольного обществу и всячески препятствующего становлению полноценных органов представительной власти, партий, движений и институтов гражданского общества, призванных осуществлять такой контроль. Видимость «демократии» сводится к периодически устраиваемым бесчестным и несвободным плебисцитам о «доверии» чиновникам разного ранга, практически неподотчетных своим «избирателям».
В экономической области режим криминальной бюрократии Ельцина-Черномырдина установил систему т. н. государственного патронажа. Отказавшись от прямого административного регулирования экономики и, одновременно, всех обязательств перед обществом, чиновники монопольно завладели не только доходной частью бюджета и прибылями от «приватизируемого» государственного имущества, но и таким мощным орудием личного и кланового обогащения как система налоговых и иных льгот для государственных и «частных» предприятий.
Государственный патронаж неизбежно ведет к лавинообразной коррупции аппарата и образованию чиновничье-мафиозных кланов. Коррупция стала «системообразующим фактором» аппаратных структур на всех уровнях.
Паразитическая буржуазия, появившаяся в ходе ельцинских «реформ», частично сливается с кланами правящей номенклатуры, но в любом случае – вынуждена делиться с ней доходами. По-сути, «новые русские» – это одна из порожденных правящей номенклатурой антиобщественных форм присвоения ею национальных богатств России.
«Номенклатурная революция» в России была поддержана правящими «национальными» номенклатурными кланами бывших советских республик и автономий, не без основания видящими в режиме Ельцина решающий фактор собственного политического выживания.
Перспектива закрепления результатов расчленения СССР и установления своего геополитического влияния на «постсоветском пространстве» привлекли на сторону заговорщиков США и ведущие страны Западной Европы. Почти сразу после октябрьских событий активно начался процесс «продвижения НАТО на Восток».
Успех заговора во многом зависел от быстроты фактической ликвидации федеральных органов представительной власти и развертывания процессов «легитимизации» авторитарного режима Ельцина (фиктивное одобрение народом «конституции», сосредотачивающей всю власть в руках неподконтрольного обществу и парламенту «президента», проведение выборов в «карманное» «федеральное собрание» и др.). Для этого, с одной стороны, предпринимались противозаконные меры, призванные воспрепятствовать нормальной работе Верховного Совета и Съезда народных депутатов, а с другой – готовилось «силовое решение», предусматривающее, в частности, провокации для оправдания насильственных действий против защитников Конституции и Законности.
21 сентября, по распоряжению министра связи В.Б. Булгака и директора ФАПСИ А.В. Старовойтова, в Доме Советов были отключены все виды связи.
Заговорщики чинили препятствия прибытию депутатов на X Внеочередной (чрезвычайный) съезд.
23 сентября в здание Парламента по распоряжению Правительства Москвы и с санкции В.С.Черномырдина перестали подавать свет, тепло и горячую воду.
Заговорщики оказывали всемерное административное, моральное и даже силовое давление на сотрудников аппарата, Департамента охраны и обслуживающего персонала Верховного Совета, оставшихся верными своему служебному долгу. Делались попытки с помощью подкупа и игры на честолюбии и лидерских амбициях побудить депутатов сложить свои полномочия и перейти работать в структуры исполнительной власти или специально созданные «кормушки» при Администрации Ельцина – незаконные комиссии «по правам человека», «по законодательным предположениям» и т. д.
Преступные действия по блокированию Парламента России инспирировались заседавшим в Кремле «мозговым центром» заговора. Приведем выдержки из некоторых просочившихся в печать «секретных протоколов» его заседаний (полностью «протоколы секретных совещаний в Кремле» опубликованы: М. Ройз, «Кровавый пасьянс», М, 1994).
«ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ
Москва. Кремль. Администрация Президента России.
25 сентября 1993 года.
Участвуют: С.Н. Красавченко, Г.Э. Бурбулис, Э.А Паин, М.А. Федотов, Э.Д. Днепров, Л.Б. Смирнягин, А.Я. Лифшиц, С.А. Ковалев, А.А.Собянин, А.Н. Кричевский, И.Б. Шамшен.
…Предложения по работе со средствами массовой информации:
…Постепенно гасить интерес телезрителей к событиям вокруг Белого Дома. У широкой публики должно создаться впечатление об обитателях Белого Дома, как о людях, оставшихся в отцепленном вагоне ушедшего поезда…
На первый план должны выйти позитивные действия Президента и правительства, сообщения с мест. Фундаментальное значение должно быть придано встрече руководителей стран СНГ. Эта встреча должна быть использована, как аргумент действенной и реалистической политики Президента, вопреки… проектам Хасбулатова… возродить СССР.
… Предложения в адрес правительства:
Незамедлительно начать выплату отпускных денег сотрудникам аппарата бывшего Верховного Совета РФ.
При этом сотрудники должны сдавать свои служебные удостоверения… Предусмотреть полное прекращение функционирования систем жизнеобеспечения» [Дома Советов].
«ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ
Москва. Кремль. Администрация Президента России.
27 сентября 1993 года.
Участвуют: С.Н. Красавченко, Г.Э. Бурбулис, Э.А. Паин, М.А. Федотов, А.Я. Лифшиц, С.А. Ковалев, Г.А. Сатаров, Э.М.Аметистов, К.В. Никифоров, А.А. Собянин, А.Н. Кричевский, И.Б. Шамшев.
Предложения по работе с Белым Домом:
Незамедлительно
…Предусмотреть полное прекращение функционирования систем жизнеобеспечения Белого Дома: продуктовое снабжение, электроснабжение, водоснабжение, канализация, отопление и любые каналы связи. Прекратить все возможные связи защитников Белого дома с внешним миром. Поставить бетонные заграждения… Всех впускать, никого не выпускать.
Срочно выяснить причины неподчинения сотрудников охраны Белого Дома приказу министра МВД Ерина… Предпринять все необходимые меры воздействия на них: материальное поощрение, угрозу увольнения… дисциплинарных и уголовных наказаний… и т. д.
Формы индивидуальной работы с бывшими депутатами:
Провести персональную работу с наиболее активными защитниками Белого дома… Необходимо создать атмосферу общественного осуждения защитников Белого дома, используя мнения партии, движений, общественных организаций, авторитетных лиц.
Предложения в адрес правительства:
Создать профилактическую структуру, специально работающую с бывшими депутатами. Оказать содействие ориентированным на Президента бывшим народным депутатам…»
«ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ
Москва. Кремль. Администрация Президента России.
28 сентября 1993 года.
Участвуют: С.И. Красавченко, Г.Э. Бурбулис, А.Я. Лифшиц, А.А. Собянин, А.Н. Кричевский, И.Б. Шамшев.
Предложения по работе с Белым домом:
…Продумать организацию собрания бывших народных депутатов… по вопросам их будущей деятельности…
Собрать на эту встречу не менее 350–400 депутатов. На этом собрании принять решение в поддержку действий Президента по роспуску съезда…
Оказать содействие инициативе бывших депутатов Исправникова и Карпова по выводу бывших депутатов из Белого дома. Продумать и организовать индивидуальную работу с лидерами… (Хасбулатовым, Руцким, Абдулатиповым, Ворониным, Баранниковым, Ачаловым, Дунаевым)…
Подключить специалистов для составления психологических портретов вышеуказанных лиц… и выработки методов воздействия на них…
Определить каналы воздействия на людей, изолировавшихся в Белом доме (телевидение, радиопередачи, печать и т. д.)…
«ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ
Москва. Кремль. Администрация Президента России.
29 сентября 1993 года
Участвуют: С.К. Красавченко, Г.Э. Бурбулис, А.Я. Лившиц, М.А. Федотов, С.А. Ковалев, К.В. Никифоров, А.А. Собянин, А.Н. Кричевский, И.Б. Шамшев.
Предложения по работе с Белым домом:
Широко освещать в средствах массовой информации тему заложников Белого дома из числа находящихся там народных депутатов и работников аппарата бывшего Верховного Совета… Найти соответствующие каналы связи с Руцким и Хасбулатовым и гарантировать их личную неприкосновенность в случае их добровольного выхода из Белого Дома…»
«ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ
Москва. Кремль. Администрация Президента России. 2 октября 1993 года
Участвуют: С.Н. Красавченко, М.А. Федотов, Э.Д. Днепров, А.Я. Лифшиц, И.Б. Шамшев.
Предложения по работе с Белым Домом:
…2. Для растаскивания бывших депутатов начать сепаратные переговоры с их лидерами, вести с ними индивидуальную работу, играя на лидерских амбициях… Попытаться договориться с бывшими депутатами о создании нейтральной комиссии по разоружению и контролю над вооружением защитников Белого Дома… Деятельность комиссии должна быть подана общественности, как доказательство стремления федеральной исполнительной власти к мирному решению конфликта и обеспечению безопасности российских граждан. Наоборот, ореол мучеников и борцов против стоящих вооруженных ОМОНовцев будет разрушен за счет освещения средствами массовой информации работы этой комиссии, которая несомненно обнаружит оружие в Белом Доме…
23 сентября заговорщики устроили провокацию, имитирующую нападение вооруженных сторонников Верховного Совета на штаб ОВС СНГ. Погибли ни в чем не повинные люди. По голословному обвинению в причастности к этой акции были арестованы лидер «Союза офицеров» подполковник С.Н.Терехов и еще несколько защитников Парламента.
24 сентября заговорщики предъявили Парламенту ультиматум о безоговорочной капитуляции.
Начиная с 24 сентября каждую ночь ими делались попытки организовать штурм Дома Советов, по разным причинам не имевшие успеха. Наиболее масштабной была попытка в ночь с 27 на 28 сентября, сорвавшаяся из-за поступившей к заговорщикам информации об отсутствии в Доме Советов и.о. Президента А.В.Руцкого.
25 сентября «секретное совещание в Кремле», с участием известного «правозащитника» С.А.Ковалева, рекомендовало оказать физическое воздействие на задержанных в связи с инцидентом у штаба ОВС СНГ, чтобы сделать телепередачу, в которой «эти люди должны публично раскаяться в своем преступлении, назвать тех, кто дал им оружие, кто толкал на преступление». Однако 27 сентября, обеспокоенное просочившимися в средства массовой информации данными о зверских избиениях, которым подвергаются С.Н.Терехов и другие задержанные, «совещание», опять с участием С.А.Ковалева, поручило «Мемориалу» и незаконной «комиссии по правам человека» при Ельцине, возглавлявшейся все тем же Ковалевым, выступить с опровержением. Полная невиновность С.Н.Терехова была впоследствии установлена в судебном порядке. Другие задержанные были отпущены еще раньше за отсутствием в их действиях состава преступления.
Начиная с 28 сентября Дом Советов был полностью блокирован: окружен сплошным кольцом поливальных машин («подарок» «мэра» Москвы Ю.М.Лужкова), проволочным заграждением («спираль Бруно», запрещена международной конвенцией) и частями внутренних войск и ОМОНа, имевшими на вооружении помимо бронежилетов, дубинок и касок также автоматы, спецсредства «черемуха», БТРы и водометные установки. К осажденному Парламенту не пропускали машины скорой помощи, даже по вызову с такими диагнозами как «острое нарушение мозгового кровообращения», «перелом шейного отдела позвоночника» и «нестабильная стенокардия». Температура в здании, лишенном тепла, опустилась ниже 8 градусов Цельсия.
Голубец П.В., генерал-лейтенант внутренних войск (ныне заместитель министра внутренних дел правительства Ельцина А.С. Куликова). Участвовал в работе штаба оперативной группы ГУКВВ МВД РФ, созданной для разгона Парламента России. Награжден Ельциным орденом «За личное мужество».
Дурбажев В.А., генерал-майор, заместитель командующего внутренними войсками. Командир оперативной группы ГУКВВ МВД РФ. Один из главных организаторов блокады Парламента России.
Коваленко В.И., генерал-майор. Руководитель штаба оперативной группы ГУКВВ МВД РФ в гостинице «Мир».
Куликов А.и., генерал-лейтенант (после участия в перевороте – генерал-полковник) МВД. Лично курировал работу штаба оперативной группы ГУКВВ МВД РФ в гостинице «Мир». Несет ответственность за принятие командованием внутренних войск решения о блокаде Парламента. Лично руководил расстановкой подразделений внутренних войск и установкой колючей проволоки («спирали Бруно»). Регулярно инспектировал войска оцепления.
Куликов А.С., генерал-полковник, командующий внутренними войсками МВД РФ (ныне – министр внутренних дел правительства Ельцина). Ответственен за принятие командованием ВВ решения о блокаде Парламента. Активный организатор блокады.
Шкирко А.А., генерал-майор, заместитель командующего внутренними войсками (впоследствии одно время командовал широкомасштабной карательной акцией Ельцина в Чечне). Активный организатор блокады, член штаба оперативной группы ГУКВВ МВД РФ в гостинице «Мир».
С самого начала путча собравшиеся в Доме Советов депутаты Верховного Совета, а затем X Внеочередного (чрезвычайного) съезда занимались нормальной законотворческой деятельностью по противодействию государственному перевороту.
Поздно вечером 21 сентября Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев в судебном заседании действия и решения Президента России, связанные с его Указом № 1400, нашел их не соответствующими десяти (!) статьям действовавшей Конституции и служащими основанием для немедленного прекращения полномочий Б.Н.Ельцина в соответствии со статьей 121-6. Это решение Конституционного Суда было подтверждено в установленном порядке Постановлениями Президиума Верховного Совета, Верховного Совета и Съезда народных депутатов.
С 20.00 21 сентября 1993 года Ельцин не является президентом России! Все издаваемые им нормативные акты, включая «законы» о выборах и международные договора не имеют юридической силы!
В соответствии с Конституцией, к временному исполнению обязанностей Президента России был приведен вице-президент А.В. Руцкой, назначивший в установленном законом порядке новых «силовых» министров В.П. Баранникова (безопасности), А.Ф. Дунаева (внутренних дел) и В.А. Ачалова (обороны).
Для расследования государственного переворота X Съездом был назначен специальный прокурор – народный депутат В.И. Илюхин, незамедлительно возбудивший уголовное дело против Ельцина и других должностных лиц-соучастников путча.
С самого начала переворота вокруг Дома Советов непрерывно находились сотни граждан, добровольно, по призыву совести и гражданского долга выступивших на защиту Конституции и Парламента России. Для предотвращения насильственного разгона и демонстрации народной поддержки Конституции и позиции депутатов они образовали «живой щит» вокруг Парламента. Среди защитников Конституции и Парламента было много стариков, женщин и детей. Все они были безоружны.
Свидетельствует М.М. Крюков, доброволец-защитник Парламента России:
«Вопрос стоял… о том, чтобы как можно больше людей оставалось у осажденного Дома Советов на ночь как известная гарантия от авантюр со стороны фактически уже незаконных, поправших Конституцию властей и как выражение постоянной народной поддержки депутатам, работавшим и по ночам. Конечно, люди, проводившие там ночи, терпели значительные лишения, прежде всего из-за холода…
…Ночевало у Дома Советов каждую ночь не менее тысячи человек (…не считая штатных и добровольных бойцов охраны, а иногда и больше. В одну из ночей…осталось около 5000 человек. С утра люди начинали идти потоком, и очень скоро собиралось до 10 тысяч человек. Притом был и встречный поток – люди менялись, но общее число нарастало, и к вечеру после работы на площади у Дома Советов их было несколько десятков (не менее 35) тысяч человек
…Вполне можно было думать, что другая сторона предпочтет разрядить обстановку одним ударом, а не наблюдать пассивно за ее обострением… Вот поэтому возникли баррикады, которые потом продолжали наращиваться и укрепляться. Но и при всех усовершенствованиях все, что они могли – это на какое-то время сдержать пешую силу, например, ОМОН… Для бронетехники баррикады не были серьезным препятствием… Власти, конечно, неоднократно отрицали подготовку к штурму и самое намерение его осуществить. Но спокойно не проходило ни одной ночи (а иногда и дня). Не раз казалось: вот-вот начнут. Выдвигалась техника, приходили в движение подразделения, очень напоминавшие штурмовые группы…
Таким образом, оборонительные мероприятия отнюдь не выглядели какой-то прихотью или военной игрой людей, которых никто не собирался трогать. Они были вполне оправданны и необходимы. Вопрос мог стоять лишь об их эффективности при явном неравенстве сил».
Постановлением Съезда народных депутатов от 24 сентября 1993 года действия граждан по защите конституционных органов власти, преодолению последствий государственного переворота расцениваются как выполнение общественного и государственного долга.
Главную вооруженную силу заговорщиков, готовую «идти до конца», не останавливаясь перед крайними формами насилия, составили спецподразделения МВД и, в частности, ОМОНы, собранные в Москву из 29 регионов России.
Начиная с 27 сентября подразделения ОМОН развязали на улицах Москвы настоящий террор против граждан, вставших на защиту Конституции и Парламента. Мирные митинги и демонстрации в районе блокированного Дома Советов, проводившиеся в соответствии с действовавшим законодательством, зверски разгонялись. Людей, не взирая на возраст и пол, избивали дубинками, кулаками. Упавших били ногами. Удары наносились куда попало, в том числе, по голове и в пах.
29 сентября, при разгоне митинга у станции метро «Баррикадная», озверевшие ОМОНовцы загнали людей в вестибюль метро и продолжали преследовать бегущих, сталкивая их по движущемуся эскалатору.
Задержанных доставляли в отделения милиции, где они также подвергались жестокому и бесчеловечному обращению. Жертвами террора МВД стали не только защитники Конституции, но и случайные прохожие.
Целью этих зверств было не только запугивание населения, но и провоцирование ответных насильственных действий, массовых беспорядков, которые бы дали заговорщикам благовидный предлог силой расправиться с Парламентом.
Генералы и офицеры МВД – организаторы террора против мирных граждан
27 сентября – 3 октября 1993 года
Огородников В.В., генерал-майор МВД, начальник Главного управления охраны общественного порядка МВД. Командовал ОМОНами, стянутыми в Москву для участия в государственном перевороте. Лично ответственен за зверства ОМОНовцев
Панкратов В.и., генерал-майор МВД, начальник ГУВД Москвы. Лично ответственен за жестокое и бесчеловечное обращение с незаконно за держанными защитниками Конституции и Парламента в отделениях милиции. Москвы.
Иванов Д.В., полковник милиции, командир ОМОНа ГУВД Москвы. Лично ответственен за массовое избиение граждан 28 сентября 1993 года.
Твердая позиция Верховного Совета и Съезда народных депутатов, усиление противодействия перевороту со стороны органов власти в регионах, профсоюзов, общественных и политических организаций, миротворческая миссия Русской Православной Церкви, а также растущие по всей стране акции гражданского протеста подталкивали заговорщиков к «силовому» варианту действий. Нужен был лишь повод, который послужил бы оправданием применению насилия.
2 октября в загородной резиденции Ельцина «Завидово» состоялось тайное совещание главных участников заговора. На нем, помимо бывшего президента, присутствовали В.С. Черномырдин, В.Ф. Шумейко, А.В.Коржаков, М.И. Барсуков, П.С. Грачев, В.Ф. Ерин, Е.Т. Гайдар, Ю.М. Батурин, С.А. Филатов, А.В. Козырев, В.И. Панкратов, Ю.М. Лужков, М.Н. Полторанин и К.И. Кобец. Было принято политическое решение о штурме Дома Советов утром 4 октября. Разработку операции поручили Коржакову и Барсукову. План провокации, которая послужила бы предлогом для расправы над защитниками Парламента Барсуков поручил разработать командующему внутренними войсками МВД генерал-полковнику А.С. Куликову (ныне министр внутренних дел правительства Ельцина).
3 октября в 14.00 на Октябрьской площади должен был состояться общемосковский митинг в поддержку Верховного Совета и Съезда, разрешенный Моссоветом. К началу митинга площадь была блокирована подразделениями МВД. На митинг собралось несколько десятков тысяч человек. Провокаторам – одетым в гражданское сотрудникам МВД – удалось направить группу манифестантов численностью 1000–1500 человек на прорыв умышленно ослабленного оцепления на Крымском мосту. Эта группа, увлекая за собой основную массу манифестантов, по Садовому кольцу, а затем улице Новый Арбат прорвалась к Дому Советов и разблокировала его.
Эта акция, по замыслу «стратегов» А.С. Куликова, должна была стать поводом для захвата Дома Советов, который немедленно начался: от мэрии на безоружных людей в сторону Дома. Советов пошли в атаку автоматчики МВД. Открыли огонь снайперы. Появились убитые и раненые (убито 7, ранено – 34 человека).
Неожиданно атака МВДэшников захлебнулась: 2 роты Софринской бригады внутренних войск под командованием полковника Васильева, обстрелянные ельцинскими снайперами, и 200 солдат дивизии им. Дзержинского объявили о переходе на сторону Верховного Совета. Эти части в дальнейшем не принимали участия в разыгравшейся трагедии.
Обстрел манифестации послужил причиной занятия защитниками Парламента здания «мэрии» (бывшего СЭВа) и находящейся рядом гостиницы «Мир», в которой располагался оперативный штаб ГУВД Москвы и дивизии им. Дзержинского. Оба здания были заняты без единого выстрела.
Свидетельствует тележурналист Р. Сафонов:
«Два месяца спустя после событий встретил Марину Лилиевяли – нашего парламентского корреспондента. Она призналась мне, что скрыла факт, свидетелем которого она была: первые выстрелы были произведены из мэрии по демонстрантам… То есть между коллегами разговор был, но в эфир это не пошло. Впоследствии ее наградили орденом «За личное мужество» (из интервью американскому еженедельнику «панорама»).
В 16.00 Ельцин подписал преступный Указ № 1575 «О введении чрезвычайного положения в городе Москве», в котором, в частности, освободил военнослужащих МО и МВД от уголовной ответственности за преступные действия. В соответствии с ним, П.С.Грачев отдал распоряжение о выступлении на стороне заговорщиков армейских частей. В действие вступил запасной вариант операции, разработанной А.С.Куликовым.
Агентами МВД было спровоцировано перемещение основной массы манифестантов к «империи лжи» – телецентру «Останкино». Люди шли требовать предоставления слова законной власти, народу.
Провокаторами из МВД были созданы условия для более быстрой переброски людей к телецентру: у мэрии были оставлены грузовики для перевозки личного состава со вставленными ключами зажигания. В автобусе, на котором приехал ОМОН, «забыли» гранатомет, которому отводилась роль повода к началу массового расстрела…
Телецентр «Останкино» был с утра занят частями МВД. Незадолго до прибытия к телецентру первых манифестантов к этим частям присоединилось и заняло огневые позиции спецподразделение «Витязь» под командованием подполковника С.И. Лысюка,