Аттестация – это действия организации-работодателя по выявлению соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности или должности, на которую он претендует. В результате проведенной аттестации делается вывод, заключение о деловых качествах сотрудника (данный термин не расшифровывается в трудовом законодательстве, традиционно при его использовании понимаются уровень образования работника, его квалификация, опыт работы по данной или аналогичной специальности).
Таким образом, целью аттестации является оценка указанных качеств работников предприятия, а также результатов их труда.
Необходимо сразу обратить внимание на тот факт, что объектом проведения аттестации являются определенные качества работника предприятия, а субъектом – непосредственно работник. То есть она проводится в отношении лиц, состоящих в трудовых правоотношениях с предприятием-работодателем. Результатом проводимой аттестации может быть продолжение, изменение или прекращение указанных трудовых правоотношений. Существуют некоторые ограничения в плане возможности проведения аттестации некоторых категорий работников. Изначально действовал (и не отменен официально в настоящее время) типовой перечень должностей руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи и других отраслей народного хозяйства, подлежащих аттестации в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. № 531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (с изм. и доп. от 21 февраля 1986 г.), утвержденным постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 22 октября 1979 г. № 528/445.
Он содержит, например, следующие категории работников предприятия:
1) руководители (за исключением руководителей, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами);
2) специалисты (за исключением специалистов, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами).
Сейчас право определять категории аттестуемых работников принадлежит самим предприятиям. Путем принятия локального акта (положение об аттестации, приказ о ее проведении) организация может самостоятельно определить порядок проведения аттестации, круг аттестуемых лиц, состав аттестационной комиссии и иные вопросы.
Перечень категорий лиц, не подлежащих аттестации, в действующем законодательстве РФ не определен.
В соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации можно выделить обязательную и необязательную аттестацию работников.
Обязательная аттестация проводится в следующих случаях:
1) когда аттестация является обязательной в соответствии с нормативными правовыми актами. Необходимо отметить, что нормативные акты, касающиеся проведения аттестации, носят ведомственный характер, отсутствует единый, обобщающий документ, позволяющий объединить все существующие нормы, соблюдение которых обязательно при осуществлении действий по аттестации работников организацией-работодателем. Например, согласно ст. 47 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 1 апреля 2005 г.) аттестация работников таможенных органов проводится для решения вопросов о соответствии сотрудника таможенного органа занимаемой должности, а также о представлении его к государственной награде Российской Федерации. Аттестация сотрудников таможенных органов проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Рядом нормативных актов установлены случаи правила прохождения аттестации некоторым категориям работников в определенных сферах деятельности. Для государственных служащих они установлены Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»; для работников бюджетных учреждений – «Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», утвержденными постановлением Минтруда Российской Федерации и Минюста Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 27, 8/196; для педагогических работников – «Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908; для руководителей федеральных государственных унитарных предприятий – «Положением о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий», утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 (с изм. и доп. от 4 октября 2002 г.). В сфере строительства обязательная аттестации предусмотрена в отношении работников органов Госархстройнадзора Российской Федерации. Положением о порядке проведения профессиональной аттестации работников органов Госархстройнадзора Российской Федерации, утвержденном Приказом Госстроя РФ от 1 декабря 2003 г. № 478 и разработаным в соответствии с Генеральным соглашением о взаимодействии Госстроя Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов РФ в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, установлен порядок организации и проведения профессиональной аттестации работников органов государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (далее – специалистов Госархстройнадзора). Целью проведения профессиональной аттестации специалистов Госархстройнадзора является повышение результативности государственного архитектурно-строительного надзора по защите прав и интересов потребителей строительной продукции на основе целенаправленного и непрерывного повышения профессиональной квалификации специалистов Госархстройнадзора, а также объективное и независимое подтверждение соответствия их профессиональных знаний требованиям профессиональной части квалификационных характеристик. Профессиональная аттестация представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, включающих в себя оценку уровня профессиональных знаний специалистов Госархстройнадзора, возможности квалифицированно выполнять возложенные на них функции, а также создание необходимых условий для периодического повышения квалификации специалистами Госархстройнадзора и поддержания ее на уровне, соответствующем установленным квалификационным требованиям. Профессиональная аттестация специалистов Госархстройнадзора может проводиться как на федеральном, так и на региональном уровнях, в порядке, установленном данным Положением;
2) в соответствии со ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) (далее – ТК РФ) для подтверждения недостаточной квалификации работника, которая послужит в дальнейшем основанием для расторжения с ним по инициативе работодателя трудового договора по подп. «б» п. 3 ст. 81 ТК РФ. В этом случае также необходимы результаты его аттестации для объективного подтверждения причин увольнения.
Для тех категорий предприятий, в отношении сотрудников которых законодательством не установлено требование об обязательной аттестации, проведение аттестации не является обязательным.
В целом аттестацию нельзя рассматривать как разовое, единовременное мероприятие. Ее проведение представляет собой сложный процесс, включающий в себя осуществление в обязательном порядке различных по содержанию и трудоемкости организационных работ, связанных с подготовкой, проведением и завершением аттестации, обеспечивающих планомерность их выполнения и строгое соблюдение установленного действующим законодательством порядка.
Порядок проведения аттестации работников, занятых в строительстве, содержится в Положении о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденном постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267 и действующем в настоящее время в редакции от 22 октября 1979 г. с изменениями от 14 ноября 1986 г. Необходимо обратить внимание на тот факт, что данный документ не соответствует в большей своей части сложившейся ситуации в области трудовых правоотношений, он не отвечает потребностям экономики и права в настоящий период времени, но в то же время он является единственным актом, применимым к указанным в его наименовании категориям работников указанных отраслей.
Согласно указанному Положению аттестация проводится в целях наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело и должна содействовать дальнейшему улучшению подбора и воспитания кадров, повышению их деловой квалификации и идейно-политического уровня.
Она проводится периодически, один раз в 3–5 лет. При этом периодичность проведения аттестации определяется министерствами и ведомствами и должна быть одинаковой на предприятиях и в организациях одной и той же отрасли народного хозяйства.
Сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия, организации по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за 1 месяц до начала аттестации.
Для проведения очередной аттестации традиционно предусматривают определенные ограничения (при этом обращаем внимание на тот факт, что они не перечислены в нормативных актах). В число аттестуемых лиц не включаются: лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года (либо менее 6 месяцев, так как этот срок максимален для проведения испытания при приеме на работу); молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1 года.
Аттестации должна предшествовать необходимая подготовительная работа. Действия уполномоченных должностных лиц, связанные с организацией и проведением аттестации позволяют более глубоко изучить кадры, улучшить их подбор, расстановку и использование, укомплектовать многие участки производства квалифицированными специалистами.
В период подготовки к аттестации на предприятии должны определиться сроки проведения аттестации, состав работников, подлежащих аттестации, должностные лица, входящие в аттестационную комиссию, подготавливаются документы на аттестуемых, а также осуществляется разъяснительная работа о целях и порядке проведения аттестации. То есть проводятся следующие действия:
1) составляется перечень работников, подлежащих аттестации;
2) подбираются на них необходимые документы (аттестационные листы в двух экземплярах, отзывы, характеристики на каждого работника, подлежащего аттестации);
3) назначаются сроки проведения аттестации, производится информирование работников предприятия о целях, порядке проведения аттестации;
4) готовится график проведения аттестации;
5) определяется состав аттестационной комиссии;
6) приводятся в соответствие с фактическими обстоятельствами дела должностные инструкции аттестуемых (согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих).
Для проведения аттестации руководитель предприятия, организации приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников, высококвалифицированных специалистов.
В необходимых случаях допускается назначение нескольких аттестационных комиссий.
Заседания аттестационной комиссии должны проводиться в дни и часы, установленные утвержденными графиками проведения аттестации. На заседании комиссии обязательно присутствие руководителя подразделения, в котором работает аттестуемый, при аттестации руководителя подразделения – его вышестоящего руководителя, в чьем подчинении находится данное подразделение. На заседании секретарем ведется протокол. В нем указываются: дата проведения заседания, список присутствующих членов аттестационной комиссии, ее председатель и секретарь; фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы аттестуемого (подразделение); краткое сообщение аттестуемого о его работе; заданные аттестуемому вопросы, ответы; оценка деятельности аттестуемого и результаты голосования (количество голосов за и против оценки деятельности аттестуемого); рекомендации аттестационной комиссии. Указанный протокол подписывается ее председателем и секретарем.