Проблема качества жизни, как предмет научных исследований, имеющих реальную практическую цель, стала актуальной в 60-х годах XXвека в связи с социальным кризисом «общества потребления» в индустриально наиболее развитых странах. Возникла необходимость смены доминанты жизненных ценностей населения с материального благополучия на культурное развитие, укрепление здоровья, улучшение экологических и других условий жизни, формирование партнерских отношений между разными слоями общества. Совокупность всех этих ценностей и интересов трактовалась как качество жизни.Считается, что термин «качество жизни» первым предложил американский социолог Дж. Гэлбрейт в книге «Общество изобилия», вышедшей в 1958 году. Однако, как отмечает Б.Г. Генкин (2003), различные аспекты качества жизни столетиями обсуждаются в мировой философской, социологической и экономической литературе. Еще Аристотель писал: «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни» (цит. по: Генкин, 2003, с. 34).
В 1970-е годы уже была разработана концепция «бинарного» качества жизни: качества жизни объективного и качества жизни субъективного. (D’Iribame, 1974; Andrews, Withey, 1976). Тем самым было положено начало доминирующему до сих пор пониманию психологического компонента только как субъективной оценки людьми своего качества жизни в целом или ее отдельных аспектов (синоним – «субъективное благополучие»). В наше время такое понимание психологического аспекта нашло отражение в структуре субъективного качества жизни, предложенного сотрудникам Института социологии РАН Е.В. Давыдовой и А.А. Давыдовым (1993). Эта структура включает ряд подструктур: субъективное экономическое благополучие, субъективное экологическое благополучие и другие «благополучия». Основными оценочными показателями субъективного качества жизни являются «счастье» (аффективный компонент качества жизни) и «удовлетворенность жизнью» (когнитивный компонент).
Существуют разные определения понятия «качество жизни» и разные показатели и критерии для измерения и оценки этой характеристики населения. Так, еще в 1961 году эксперты ООН разработали обобщенную структуру компонентов качества жизни, включающую здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежду и свободное время, права человека.
В начале 1970-х годов была предложена так называемая шведская версия концепции качества жизни, включающая в себя следующие харктеристики: труд и условия труда, экономические возможности, политические возможности, школьное обучение, здоровье и использование медицинской помощи, формирование семьи и семейные отношения, жилище, питание, свободное время и его проведение (Леви, Андерсон, 1979; Erikson, Unsitalo, 1987.)
В шведской версии изменены три из девяти характеристик, представленных в версии ООН. Приоритетные места в версии ООН занимают здоровье населения, потребление продуктов питания и образование. В шведской версии приоритетными являются характеристики труда, экономические и политические возможности, то есть, те факторы, которые определяют саму возможность достижения высокого качества жизни населения.
В дальнейшем экспертами ООН был разработан показатель ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала), близкий по смыслу к обобщенному показателю качества жизни населения. Этот показатель используется для сравнительной оценки динамики развития разных стран. О нем много написано в литературе, но без приведения использованных разработчиками научных обоснований. Поэтому полезно кратко изложить теоретическую базу этого широко используемого показателя, в определенном аспекте характеризующего качество жизни населения разных стран.
Концепция развития человеческого потенциала, на которой основан ИРЧП, была сформулирована в 1990 г. (Доклад о развитии человеческого потенциала за 1995 г., 1996), После этого она претерпела некоторую эволюцию и в настоящее время принята в редакции 1995года. Теоретическая сущность ее состоит в следующем.
Развитие человеческого потенциала представляет собой процесс расширения возможностей выбора человеком направлений присущей ему активности. Все возможные варианты выбора сводятся к трем наиболее важным вариантам: достижение долгой и здоровой жизни, приобретение знаний, получение доступа к экономическим ресурсам, необходимым для поддержания достойного уровня жизни и самореализации. Если эти важнейшие факторы отсутствуют, недоступными окажутся и многие другие стремления людей. Они варьируют от политической, экономической и социальной свободы до возможностей реализации себя в творчестве, в производительном труде,в семейной жизни и в самоуважении.
Таким образом, ИРЧП, характеризует лишь один аспект жизнедеятельности людей, а именно, формирование человеческого потенциала как такового, в частности, повышение уровня здоровья, приобретение знаний и навыков. Другой аспект жизнедеятельности – то, каким образом люди используют, и с каким успехом, приобретенный потенциал: для производственных целей, для отдыха, ИРЧП непосредственно не отражает. Следовательно, ИРЧП не является всеобъемлющим показателем качества жизни. Тем не менее, в его концепции сформулированы принципиальные положения, важные для понимания сущности качества жизни, в том числе, в психологическом аспекте:
• Цель развития человеческого потенциала – расширить все варианты содержания жизни, а не только обеспечить материальное благополучие.
• Продуктивность. Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться за денежное вознаграждение.
• Равенство. Все люди изначально должны иметь равные возможности. Все барьеры, препятствующие этому в экономической и политической жизни, должны быть ликвидированы с тем, чтобы люди могли принимать участие в реализации этих возможностей и пользоваться их благами.
• Устойчивость. Доступ к возможностям должен быть обеспечен не только нынешним, но и будущим поколениям. Надлежит обеспечить восполнение всех форм капитала: материального, человеческого, экологического.
• Развитие должно осуществляться усилиями людей, а не только в интересах людей. Люди должны всемерно участвовать в процессе принятия решений и других процессах, определяющих их жизнь.
В 2003 г. подразделение ООН, которое непосредственно занимается измерением и оценкой ИРЧП – «Программа развития ООН(ПР ООН)», прямо сформулировало свое понимание категории качество жизни как «расширение возможностей человека для долгой и здоровой жизни, приобретения знаний, доступа к ресурсам, обеспечивающим достойный уровень жизни, сохраняя их (ресурсы) для будущих поколений, обеспечивая собственную безопасность и равенство для мужчин и женщин «.
Обращает на себя внимание то, что в этом определении качество жизни сводится к «расширению возможностей человека». О реализации этих возможностей ничего не говорится. А возможности это и есть потенциал человека. ИРЧП – характеризует его в трех аспектах: здоровье, образование и финансовый ресурс. Отсутствует такой аспект как психика человека или психика населения, представляющего собой социум – коллективный субъект.
Существует еще ряд подходов к определению сущности качества жизни, в том числе в явном виде учитывающих психологические факторы.
Алферова М.Н. с соавторами считают, что целесообразно принять в качестве рабочего определение качества жизни, которое отвечает следующим требованиям:
• во-первых, «разводит» две категории: «качество жизни» и «качество условий жизни»;
• во-вторых, за исходные категории принимаются «потребности»и «ценности», поскольку человеческую жизнь можно рассматривать как процесс реализации потребностей и ценностей, что, в сущности, означает самореализацию человека;
• в-третьих, учитывает деятельностную составляющую, так как качество жизни обретается самими людьми в процессе преобразования среды и самих себя;
• в-четвертых, позволяет говорить о качестве жизни как о некоторой мере, в пределах которой самореализуется человек;
• в-пятых, объединяет объективные и субъективные показатели жизнедеятельности людей.
В соответствии с названными требованиями авторы предлагают трактовать качество жизни человека как «единство показателей, которые характеризуют уровень реализации потребностей человека и степень его удовлетворенности осуществлением своих жизненных планов (жизненных стратегий) и соотносятся, с одной стороны, с минимальными социальными стандартами, а с другой – с ресурсными возможностями общества» (Алферова, 2002, с.5).
И.А. Гундаров (2001) считает, что качество жизни характеризуется тем, насколько человек счастлив, здоров, духовно совершенен. В отличие от качества жизни уровень жизни характеризует степень социально-экономического благополучия. Главными критериями качества жизни являются: продолжительность творческой жизни; рождаемость и воспроизводство рода; удовлетворенность жизнью; духовное состояние, оцениваемое по нарушениям нравственных заповедей (убийства, грабежи, разводы, брошенные старики и дети).
С.А. Баженов и Н.С. Маликов (2000) пишут: «в самом общем виде мы рассматриваем качество жизни как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей.Качество жизни определяется социальным самочувствием населения, формируемым соответствием условий жизнедеятельности индивидуума его потребностям, интересам и ценностям, а также качеством потребляемых товаров и услуг, уровнем жизни в целом» (там же, с.13)
В известном учебнике Б.М. Генкина по экономике и социологии труда, дается такое определение: «Качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемое по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний» (Генкин, 2003, с. 34).
Для относительно локальной цели – комплексной оценки результативности лечебной и реабилитационной работы учреждений здравоохранения Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)ввела в обиход медицинской деятельности стандартизированный индекс (QOL – Index). Он отражает пять аспектов качества жизни: общая активность, самостоятельность пациента в повседневной жизни, состояние здоровья, наличие поддержки со стороны других людей, перспективы на восстановление полноценной жизнедеятельности.
В.К. Бочкарева (2001) предложила интегральный показатель качества жизни населения и методику его измерения, основываясь на трактовке качества жизни как «благосостояния». Под этим термином понимается удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества, потребностей в труде, в образовании, в сохранении и восстановлении здоровья, в здоровой окружающей среде, в свободном времени и отдыхе, в гарантии на информацию и социальную защищенность.
Для расчета интегрального показателя качества жизни (ИПКЖ)автор предлагает учитывать такие характеристики, как
1) здоровье;
2) трудовая активность;
3) образование;
4) уровень жизни;
5) уровень культуры.
При этом исходные показатели должны отвечать следующим требованиям:
• наличие их в документах государственной статистики;
• отсутствие между ними корреляции;
• каждая характеристика может быть представлена либо одним показателем, либо несколькими, суммируемыми с определенными весами;
• возможность отслеживания показателей не только по стране в целом, но и по субъектам РФ.
Для каждой характеристики В.К. Бочкаревой были рассмотрены несколько вариантов.
1. Здоровье – два варианта:
1.1.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
1.2.Доля здорового населения, определяемая разницей между общей численностью населения и суммарной численностью инвалидов и заболевших с впервые установленным диагнозом (на 1000 человек).
2. Трудовая активность – один вариант:
2.1.Уровень занятости населения в трудоспособном возрасте (в %от экономически активного населения).
3. Образование – два варианта:
3.1.Средний уровень образования граждан, занятых в экономике.
3.2.Средний уровень образования экономически активного населения.
4. Уровень жизни – один вариант:
4.1.Среднедушевой доход, кратный прожиточному минимуму (число ПМ).
5. Культура – три варианта:
5.1.Тираж книг и брошюр (экз. на 1000 человек).
5.2.Сумма двух показателей: тираж книг и брошюр (экз. на 1000человек населения) с коэффициентом 0,5 и посещение театров (число на 1000человек населения) с коэффициентом 0,5.
5.3.Сумма трех показателей: тираж книг и брошюр (с коэффициентом 0,35); посещение театров (с коэффициентом 0,35); численность законопослушных граждан (не совершивших преступления) на 100000 человек (с коэффициентом 0,3).
Для расчета ИПКЖ автор рекомендует использовать, как наиболее объективный, следующий вариант показателей:
1. Здоровье.
1.1.Численность здорового населения: определяется как общая численность населения за вычетом суммарной численности инвалидов (дети до 16лет и пенсионеры по инвалидности, тыс. чел.) и заболевших с впервые установленным диагнозом (тыс. чел.).
2. Уровень занятости.
2.1.Уровень занятости населения в трудоспособном возрасте (в %от численности экономически активного населения).
3. Уровень образования.
3.1.Уровень образования экономически активного населения.
4.Уровень жизни.
4.1.Среднедушевой доход, кратный прожиточному минимуму (число ПМ).
5. Культура.
5.1.Тираж книг и брошюр (тыс.экз. на 1000человек).
5.2.Посещение театров (число на 1000человек).
С.А. Айвазян (2002) разработал методологию измерения и оценки качества жизни населения России, используя официальные данные органов государственной статистики. Он считает, что качество жизни человека проявляется в его способности адаптироваться к окружающему миру, выжить, воспроизводиться, удовлетворять свои потребности. Для измерений автор выделяет пять интегральных свойств, составляющих «среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения»: качество населения, благосостояние населения, социальная безопасность, качество окружающей среды, природно-климатические условия.
Названные интегральные свойства играют роль «ключевых интегральных характеристик качества жизни населения». Они представляют собой второй уровень иерархически построенной системы показателей. Всего уровней четыре. На четвертом находятся исходные статистические показатели базового уровня.
Предложенная С.А. Айвазяном иерархическая номенклатура показателей населения России вполне может считаться образцовой для методологии чисто объективного понимания качества жизни. Поэтому я привожу ее полностью.
1. Качество населения.
1.1.Воспроизводство, демографическая структура и физическое здоровье.
1.1.1.Естественный прирост на 1000 человек.
1.1.2.Число умерших в возрасте до 1года на 1000родившихся живыми (младенческая смертность).
1.1.3.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: все население – оба пола.
1.1.4.Число умерших от инфекционных и паразитарных болезней на 100000 человек.
1.1.5.Число умерших от туберкулеза на 100000 человек.
1.1.6.Число умерших от новообразований на 100000 человек.
1.1.7.Число умерших от болезней системы кровообращения на 100000 человек.
1.1.8.Число умерших от болезней органов дыхания на 100000 человек.
1.1.9.Число умерших от болезней органов пищеварения на 100000 человек.
1.1.10.Число умерших от несчастных случаев, травм и отравлений на 100000 человек .
1.1.11.Число инвалидов на 1000 человек.
1.1.12.Зарегистрировано случаев заболевания врожденными аномалиями (пороками развития) на 1000 человек.
1.2.Способность создавать и сохранять семьи.
1.3.Уровень образования и культуры.
1.3.1.Процент лиц, имеющих высшее специальное образование среди занятых в экономике.
1.4.Уровень квалификации населения.
1.4.1.»Приведенная» производительность труда (тыс. руб./чел.в год) (в единой для всех регионов стандартизированной структуре занятости населения).
2. Уровень благосостояния.
2.1.Доходы и расходы населения.
2.1.1.Валовой региональный продукт (ВРП) на душу (тыс. руб./чел. в год).
2.1.2.Покупательная способность среднедушевых денежных доходов по отношению к наборам прожиточного минимума.
2.1.3.Доля численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%).
2.1.4.Коэффициент фондов.
2.2.Обеспеченность жильем и собственностью.
2.2.1.Общая площадь жилищного фонда на одного жителя, м2.
2.2.2.Доля жилищного фонда, размещенного в ветхих и аварийных строениях (%).
2.2.3.Доля семей, состоящих на учете на получение жилья (%).
2.2.4.Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями (в расчете на 1000человек).
2.3.Обеспеченность общества мощностями инфраструктуры.
2.3.1. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (км/1000м2 территории).
3. Качество социальной сферы.
3.1.Условия труда.
3.1.1.Уровень безработицы (%).
3.1.2.Численность пострадавших на производстве со смертельным исходом или с утратой трудоспособности на 1рабочий день и более в расчете на 1000работающих.
3.1.3. Процент работников промышленности, осуществляющих деятельность во вредных и опасных условиях труда.
3.2.Физическая и имущественная безопасность членов общества.
3.2.1.Число зарегистрированных умышленных убийств и покушений на убийство на 100000 человек.
3.2.2.Число зарегистрированных фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 100000человек.
3.2.3.Число зарегистрир человек ованных изнасилований и покушений на изнасилование на 100000 человек.
3.2.4.Число разбоев, грабежей, краж из квартир граждан в расчете на 100000человек.
3.3.Характеристики социальной патологии.
3.3.1.Число зарегистрированных незаконных присвоений или растрат в расчете на 100000 человек.
3.3.2.Численность лиц, состоящих на диспансерном учете по поводу токсикомании в расчете на 100000 человек.
3.3.3.Численность лиц, состоящих на диспансерном учете по поводу наркомании в расчете на 100000 человек.
3.3.4.Численность лиц, состоящих на диспансерном учете по поводу алкоголизма и алкогольных психозов в расчете на 100000 человек.
3.3.5. Число умерших от самоубийств в расчете на 100000 человек.
3.4.Социальная и территориальная подвижность населения.
3.4.1.Коэффициент миграционного прироста (на 100000человек).
3.5.Социально-политическое здоровье общества.
4. Качество экологической ниши.
4.1.Состояние воздушного бассейна.
4.1.1.Масса вредных веществ, выброшенных в атмосферу от стационарных источников, в среднем на 1кв.км территории региона (т/год).
4.1.2.Доля сернистого ангидрида в общей массе выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников (%).
4.2.Водный бассейн.
4.2.1.Доля свежей воды, использованной на производственные нужды в общем объеме использованной воды (%).
4.2.2.Доля свежей воды, использованной на орошение, обводнение и сельскохозяйственное водоснабжение в общем объеме использованной воды (%).
4.3. Почвы.
4.3.1.Объем токсичных отходов, образованных на предприятиях за год (в среднем на 1км2).
4.4.Биологическое разнообразие и состояние природных экосистем.
4.4.1.Площадь заповедников, заповедно-охотничьих хозяйств и национальных парков, приходящихся в среднем на душу населения.
4.5. Состояние природных экосистем.
5. Природно-климатические условия.
5.1.Наличие природно-сырьевых ресурсов.
5.2. Климатические условия.
5.3. Частота форс-мажорных природных ситуаций.
П.С. Мстиславский (2002) разработал методику оценки качества жизни населения России на основе понимания этой характеристики как «уровня развития и степени удовлетворения комплекса позитивных, объективно-разумных потребностей и интересов людей». Он считает, что фактические показатели тех или иных свойств жизни необходимо сопоставлять только с показателями потребностей людей. При этом, опираясь на опыт разработки ИРЧП, возможно ограничиться небольшим числом компонентов, которые имеют решающее и обобщающее значение для каждой сферы жизни.
Определяющим является здоровье людей. Производительность труда и занятость экономически активного населения могут считаться основными характеристиками качества жизни в сфере труда. В материальной сфере главным является уровень материальной обеспеченности. Уровень образования выступает ключевым показателем в интеллектуальной и духовной сферах, а в семейной – устойчивость семей.
П.С. Мстиславский предлагает соотносить фактические данные не с показателями сравниваемых стран и регионов, а с нормативами потребностей людей, придав каждому из показателей определенный вес в комплексе.
Интегральный индекс качества жизни jk вычисляется по следующей формуле:
где jn – показатель компонента качества жизни – «n», nn – норматив потребностей по компоненту «n», wn – взвешивающий коэффициент по компоненту «n».
Для вычисления индекса качества жизни (ИКЖ) автор предлагает использовать показатели , приведенные в табл.4.
Н.А. Денисов (2002) разработал методику оценки качества жизни, где все показатели приведены к единому стоимостному измерителю.
В качестве базовой выбрана характеристика, отражающая в стоимостной форме доходы населения, как определяющего фактора жизнеобеспечения большинства российских семей в современных условиях.
При расчетах сначала учитываются характеристики, имеющие стоимостное выражение, путем суммирования стоимостных значений их отклонений от выбранного стандарта с региональным показателем доходов населения.
Таблица 4
Структура формирования индекса качества жизни (по П.С. Мстиславскому)
На следующем этапе учитывается взаимосвязь отклонений некоторых региональных характеристик, не имеющих стоимостного выражения, от выбранного стандарта или от среднего по России значения.
Характеристики качества жизни, для перевода которых в стоимостную форму трудно найти четкое методическое обоснование, учитываются через корректирующие коэффициенты, отражающие экспертную оценку их взаимосвязи с интегральным показателем качества жизни.
В итоге для каждого региона рассчитывается обобщающий (интегральный) показатель, выраженный в стоимостных единицах.
Интегральный показатель качества жизни населения России рассчитывается по аналогичной схеме.
Значение построенного по этой схеме интегрального показателя качества жизни населения региона изменяется во времени как по абсолютной величине, так и в сопоставлении с интегральными показателями КЖ других регионов. Это позволяет оценивать динамику изменения качества жизни населения в регионе как за определенный временной интервал, так и по сравнению с другими субъектами Российской Федерации и страны в целом.
Н.А. Денисов для оценки качества жизни населения предложил использовать следующие характеристики:
• доходы населения (базовый показатель);
• природно-климатические условия;
• обеспеченность жильем и его благоустройство;
• обеспеченность предметами длительного пользования;
• разнообразие мест приложения труда и возможность трудоустройства;
• условия труда;
• экологическая обстановка;
• транспортная доступность;
• безопасность среды обитания.
В данной модели не учитывается такая важная характеристика, как «возможность отдыха и использования свободного времени» в связи отсутствием адекватного способа ее учета в региональном срезе.
Для оценки доходов населения берется показатель дохода на душу населения либо за рассматриваемый период времени, либо на конкретную дату. Его основу составляет показатель денежных доходов. К значению этого показателя добавляются полученные в натуральной форме доходы от личного подсобного хозяйства, учитываемые с понижающим коэффициентом ввиду дополнительных затрат труда, средств, свободного времени на их производство, что объективно снижает качество жизни. Величина государственных расходов на образование, здравоохранение и культуру (социальные трансферты) в расчете на душу населения данной территории также добавляется к денежным доходам. Таким образом, в стоимостной форме учитывается бесплатное потребление услуг этих отраслей.
Вследствие того, что регионы России различаются по стоимости жизни, необходимо сопоставление доходов населения в расчете на душу населения, включая социальные трансферты, с величиной регионального прожиточного минимума, т.к. именно составляющие его расходы определяют жизнь большинства россиян. Расчеты интегрального показателя качества жизни населения для субъектов РФ,выполненных по предложенной методике, как отмечает автор, подтвердили адекватность получаемых результатов в реальной ситуации, что делает приемлемым практическое применение данной модели.
Экспертная и исследовательская группы Фонда поддержки программ в социальной сфере «Социальная инноватика» по инициативе Народной партии России в период с 10 декабря 2002 г. по 20апреля 2003 г. провела исследование «Качество жизни регионов России»(2003). Как сказано в публикации, где представлены результаты этого исследования, «в качестве базовой аналитической категории принято «качество жизни», под которым понимается результат целенаправленной деятельности общества в лице органов государственного и муниципального управления по созданию оптимальных условий для удовлетворения базовых потребностей человека и поддержания его родовидового существования». Были использованы только субъективные показатели, измеряемые путем опроса населения.
Предложен обобщенный показатель «индекс качества жизни»,представляющий собой результат интеграции показателей, образующих древовидную иерархическую систему по разным ветвям от двух до пяти уровней. Эта система, в пределах верхних четырех уровней выглядит следующим образом:
1. Индекс качества жизни
1.1.Оценка условий, созданных в основных сферах жизнедеятельности.
1.1.1.Удовлетворенность условиями в сфере воспроизводства.
1.1.2. Поддержание здоровья.
1.1.3. Качество бытового обслуживания.
1.1.4. Охрана окружающей среды.
1.1.5. Качество жилища.
1.2.Удовлетворенность в сфере материального производства.
1.2.1.Возможность трудоустройства.
1.2.2.Качество торгового обслуживания.
1.2.3.Качество социального обеспечения.
1.3.Удовлетворенность в сфере коммуникаций.
1.3.1.Транспортное обслуживание.
1.3.2.Поддержание системы коммуникаций.
1.4.Удовлетворенность в сфере общественного управления.
1.4.1.Обеспечение безопасности личности.
1.4.2.Юридическая и правовая защита граждан.
1.5.Удовлетворенность условиями в духовной сфере.
1.5.1. Поддержание культуры и обеспечение досуга.
2. Оценка деятельностью власти по созданию условий в основных сферах жизнедеятельности.
2.1.Удовлетворенность деятельностью власти в сфере воспроизводства.
2.2. Удовлетворенность деятельностью власти в сфере материального производства.
2.3.Удовлетворенность деятельностью власти в сфере коммуникаций.
2.4. Удовлетворенность деятельностью власти в сфере общественного управления.
2.5.Удовлетворенность условиями в духовной сфере.
3. Оценка населением комфортности жизни.
В нескольких регионах страны были разработаны свои, локальные показатели качества жизни и методики их оценки. При этом в основу брались разные методологии. Показателен пример города Рыбинска и Республики Мордовия.
Методика, разработанная Рыбинской государственной авиационно-технологической академией, отличается тем, что в качестве базовых компонентов для определения качества жизни используются не сферы жизнедеятельности, а стороны жизни населения (Безъязычный и др., 2004).
Рассматриваются только объективные показатели. В основу выбора критериев оценки качества жизни и разработки математической модели их расчета положена полезность оцениваемого параметра или характеристики для удовлетворения той или иной потребности человека. В качестве основных сторон жизни населения выбраны: благосостояние, состояние здоровья, образование, жилищные условия, качество продукции и услуг, экологическое состояние региона, соблюдение конституционных прав человека. В качестве критерия используется относительный эталон – значение комплексного показателя качества жизни в передовом районе Ярославской области.
Таблица 5
Рейтинг значимости субъективных составляющих качества жизни населения
Е. Неретина, Т. Салимова, М. Салимов (2004) предложили комплекс субъективных индикаторов для оценки качества жизни населения Мордовии. Состав этих индикаторов и результаты опроса 293человек представлены в табл. 5. Респондентам предлагалось расположить по значимости для них 19 составляющих качества жизни, а затем оценить уровень удовлетворенности ими.
Авторы разработали оригинальный интегральный показатель – «квадрат качества жизни», отражающий соотношение максимальной и минимальной значимости и удовлетворенности. Табл. 6 является примером такого «квадрата». За минимальную значимость принят средний ранг от 3.05 до 5.54, за максимальную – средний ранг от 11.97до 15.68.
Таблица 6
«Квадрат качества жизни» молодежи от 18 до 23 лет
Помимо рассмотренных работ с описанием как показателей, так и методов их измерения и оценки, нельзя не отметить несколько предложений по составу показателей и критериев, сделанных на Всероссийском семинаре «Качество жизни: критерии, оценки; отечественный и зарубежный опыт» в октябре 2002 года (Качество жизни… 2002). Эти предложения следующие:
Л.Г. Титаренко и А.Д. Широканов считают, что основными группами объективных показателей качества жизни следует считать следующие: экономические, экологические, социально-политические, культурные. Они должны быть дополнены группой субъективных показателей, замеряющих уровень удовлетворенности населения различными сторонам жизни. Такой суммирующий показатель, каким является качество жизни, должен отражать не только общие условия жизнедеятельности людей в той или иной стране, но и отношение населения к этим условиям, реальные возможности удовлетворения основных материальных, духовных и социальных потребностей.
В.А. Хащенко и Н.Н. Хащенко определили группы показателей на основе результатов массового обследования населения, подвергшихся радиационному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Путем статистической обработки полученных данных выявлена структура качества жизни личности, включающая пять факторов (решение описывает 60,89 % случаев). Фактор 1 – «экономическое благополучие». Он занимает в указанной структуре наибольший удельный вес, в него как наиболее значимые вошли такие показатели качества жизни, как денежные доходы, работа, материальное положение, успех в делах, положение в обществе. Фактор 2 – «семейное благополучие».Приоритетными здесь выступают отношения в семье, отношения с родственниками, с друзьями. Фактор 3 – «экологическое благополучие». В него вошли показатели удовлетворенности экологией в районе проживания, медицинским обслуживанием, качеством питания, условиями отдыха и досуга. Фактор 4 – «социально-психологическое благополучие». С наибольшим весом в данный фактор включены показатели удовлетворенности такими аспектами жизнедеятельности, как отношения с соседями и с коллегами по работе. Фактор 5 – «личная безопасность и комфортность условий жизни». Он охватывает удовлетворенность личной безопасностью, наличием личного автотранспорта, жилищными условиями, качеством полученного образования. Общая удовлетворенность качеством жизни характеризуется высоким уровнем, в первую очередь, таких показателей, как отношения с друзьями, в семье, с коллегами, родственниками, а также отношения с соседями и личная жизнь.