Р

Рамбова

Наташа (Rambova Natacha) (1897—1966), американская актриса и дизайнер.


Н. Рамбова. Ок. 1920


Родилась 19 января 1897 в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США. Урожденная Уинифред Шонесси (Winifred Shaughnessy). Правнучка главы мормонской церкви Эбера Кимбелла. Отец – ирландский католик Майкл Шонесси, ветеран Гражданской войны в Америке. Мать – Уинифред Кимбелл (Winifred Kimball, уменьшительно Muzzie); выходила замуж четыре раза. Последний муж, крупный производитель косметики Ричард Хаднат (Richard Hudnut) удочерил девочку и некоторое время она носила его фамилию. Обучалась в школе-интернате с художественным уклоном (иностранные языки, история, рисование, танцы и т.п.) С детства отличалась очень беспокойным и независимым характером. Исключалась из школы за «поведение, недостойное леди» («conduct unbecoming of a lady»).

Еще в юные годы увлеклась балетом. Специально ездила в Лондон смотреть спектакли А. Павловой и В. Нижинского. Накануне Первой мировой войны ок. года занималась в хореографическом училище Парижской Оперы. Вопреки воле матери, в 1914 отправилась в Нью-Йорк, чтобы поступить в труппу Императорский Русский Балет Компани. Несмотря на довольно высокий рост (ок. 175 см), исполнила ряд ведущих партий. Взяла сценический псевдоним Рамбова.

Находилась в близких отношениях с директором труппы Федором Козловым (Theodore Kosloff, 1882—1956). Связь продолжалась несколько лет; отличалась напряженностью и накалом бурных страстей. 32-летний Ф. Козлов имел жену и дочь, помимо того, завел целый гарем из танцовщиц своей труппы. Он сильно ревновал Р., неоднократно угрожал расправой, в пылу ссоры даже стрелял в нее из револьвера. Мать Р. обратилась в полицию, обвинив Ф. Козлова в физическом насилии и похищении дочери. Пока шло разбирательство, Р. скрывалась в Канаде и Англии. На досуге занялась моделированием театральных костюмов. Первые модели появились в фильмах режиссера Сесиля Де Милля и привлекли внимание звезд Голливуда. В 1920 А. Назимова предложила Р. контракт на пять тысяч долларов за создание костюмов к своему фильму «Billions».

В 1921 во время съемок фильма «Uncharted Seas» Р. познакомилась с Р. Валентино. В том же 1921 А. Назимова приступила к съемкам фильма «Camille». По утверждению биографа Э. Лейдер, в процессе совместной работы между Р., Р. Валентино и А. Назимовой образовался любовный треугольник, который завершился тем, что Р. Валентино сделал Р. предложение. Бракосочетание состоялось 13 мая 1922 в Мексике. На церемонии присутствовали Мери Пикфорд, Дуглас Фербенкс, Глория Свенсон и другие знаменитые актеры немого кино. По возвращении Р. Валентино был немедленно арестован за двоеженство, поскольку не оформил официального развода с первой женой Д. Акер. Р. внесла залог в десять тысяч долларов, благодаря чему он вышел на свободу.

14 марта 1923 Р. и Р. Валентино повторно скрепили свои отношения. Однако, вскоре у них начались конфликты, связанные с распределением семейных ролей. Р. Валентино требовал соблюдения жестких патриархальных традиций, которые усвоил в своей родительской семье. Р. являлась убежденной феминисткой и не желала превращаться в домохозяйку и обременять себя детьми. Она не поладила с друзьями Р. Валентино, не сумела найти общий язык с его многочисленными итальянскими родственниками. Ситуация усугублялась тем, что несколько фильмов Р. Валентино («The Young Rajah» и др.), для которых Р. создала сценические костюмы, провалились в прокате. Во всех неудачах Р. Валентино обвинил жену.

В 1925. Р. Валентино заключил договор с кинокомпанией «Юнайтед Артистс», по которому Р. запрещалось присутствовать на съемках с его участием. В отместку оскорбленная Р. изменила мужу с оператором фильма «What Price Beauty?» и не явилась на празднование его тридцатилетия. Взаимные обиды зашли так далеко, что Р. Валентино переписал свое завещание и демонстративно оставил жене в наследство один доллар. Примирение наступило лишь накануне смерти Р. Валентино. Р. получила известие о его болезни, находясь в Европе. За день до его кончины супруги обменялись двумя примиряющими телеграммами.

В 1927 Р. открыла фешенебельный модный магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке. В 1934 вышла замуж за родовитого испанского аристократа Альваро де Урцайца (Alvaro de Urzaiz). Некоторое время жила с мужем на Майорке. Во время гражданской войны в Испании А. де Урцайц участовал в боевых действиях на стороне франкистов. В 1937 Р. перенесла сильный сердечный приступ. В том же году развелась с А. де Урцайцом.

После фашистской оккупации Парижа Р. вернулась в США. Серьезно заинтересовалась метафизикой и астрологией. Считала себя последовательницей Е. Блаватской и Г. Гурджиева. Утверждала, что общается с Р. Валентино во время спиритических сеансов. Внесла определенный вклад в расшифровку надписей на древнеегипетских пирамидах. Написала несколько мемуарных книг: «Rudolph Valentino: A Wife’s Memories of an Icon» (1921); «Rudy: An Intimate Portrait by His Wife» (1926).

В середине 1960-ых Р. заболела склеродермией, на почве которой развились истощение и бредовые состояния. Умерла от сердечной недостаточности 5 июня 1966 в Пасадене, Калифорния, США. После кремации, прах Р. был развеян над Аризоной.

Обширная коллекция египетских и непальских древностей, которую Р. собрала в последние годы, ныне хранится в музеях Юты и Филадельфии. Образ Р. неоднократно воссоздавался в кино: телефильм Мелвила Шавелсона «The Legend of Valentino» (1975) с актрисой Иветт Мимьё; фильм Кена Рассела «Valentino» (1977) с Мишель Филипс; фильм Владислава Козлова «Silent Life» (США, 2012) с Ксенией Жаровой.

Лит.: Morris Michael. Madame Valentino: the many lives of Natacha Rambova. New York, 1991; Zumaya Evelyn. Affairs Valentino. The Rudolph Valentino Society and Publishing LLC, 2011.

Распутин

Григорий Ефимович (1869—1916), русский целитель-мистик.

По разным источникам, родился между 1863 и 1873. Писатель Э. Радзинский называет дату рождения 10 января (по старому стилю) 1869 («The Rasputin File»). Место рождения – село Покровское Тюменского уезда Тобольской губернии. Третий ребенок в семье зажиточного крестьянина Ефима Яковлевича Распутина и его жены Анны Васильевны (Егоровны?), урожденной Паршуковой. В юности вел обычную крестьянскую жизнь, часто болел. По собственным словам: «Много в обозах ходил, много ямщичил и рыбу ловил, и пашню пахал».

В 18-летнем возрасте Р. совершил паломничество в Верхотурьинский монастырь, где провел три месяца. В 1889 женился на своей односельчанке Прасковье Федоровне Дубровиной. В семье родилось трое детей (Матрена, Варвара и Дмитрий). По слухам, имел также еще одного внебрачного ребенка. Находился под большим влиянием местного старца Макария. Сблизился с хлыстами – членами запрещенной религиозной секты, проповедовавшими флагеллантизм и сексуальный промискуитет. В 1893, по собственному признанию, на него сошла благодать: начал богомольствовать, пророчествовать и заниматься целительством. Ок. 1900 Р. оставил родной дом и отправился странствовать по святым местам России, затем Греции и Иерусалима. На обратном пути останавливался в Казани, где обучился грамоте и обзавелся начатками духовного знания. В знак обновления присвоил себе фамилию Новых.

В 1903 появился в Санкт-Петербурге, где назвался старцем (святым человеком), способным излечивать тяжкие болезни. Слухи о его чудесных способностях широко распространились в обществе. 1 ноября 1905 Р. присутствовал на чаепитии у черногорских княжон Милиции и Анастасии, где был представлен государю. Наследник престола царевич Алексей страдал гемофилией – наследственной болезнью ряда европейских монарших династий. Малейшая травма грозила больному внутренним кровотечением и смертью. Никакие известные на тот момент методы лечения не помогали. Отчаявшаяся императрица Александра Федоровна решила прибегнуть к последнему средству. При посредстве фрейлины Анны Александровны Вырубовой (1884—1964) она пригласила Р. во дворец. Старцу удалось приостановить течение болезни, что было воспринято как чудо. Таким образом, Р. приобрел почти неограниченное влияние на императора и, в особенности, на его жену.

В начале XX в. Российская Империя переживала глубокий экономический кризис, разгул казнокрадства и коррупции. Еще не успев пережить последствия поражения в русско-японской войне, Россия вступила в Первую мировую войну. На полях сражений гибли десятки тысяч русских солдат. Главную причину неудач значительная часть общества видела в разложении монархического строя, предательстве верховного главнокомандования и симпатиях членов царской семьи к своим германским сородичам. Возвышение Р. при дворе многим казалось символом мракобесия и нравственного падения нации. Особое недовольство вызывали попытки Р. вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику, руководить назначением государственных чиновников.

Против Р. дважды возбуждалось дело о распространении хлыстовской ереси, он находился под негласным наблюдением полиции. Р. считал, что путь к духовному совершенству лежит через грех и раскаяние. Причем грех понимался им прежде всего как блуд, сексуальная вседозволенность. Чем сильнее прегрешение, тем глубже раскаяние, а, следовательно, ближе милость Господня. Более того, Р. считал половой акт одним из радикальных средств изгнания бесов, т.е. восстановления морального и физического здоровья. Обладая повышенной половой потенцией, Р. неустанно воплощал эти взгляды в жизнь. Невероятная мужская сила привлекала к нему множество поклонниц из самых разных сословий.

По словам биографа Р. Р. Масси: «Заниматься сексом с этим немытым крестьянином, у которого была неряшливая борода и грязные руки, было чем-то абсолютно новым, ранее неведомым и необычайно волнующим. Дамы собирались в его квартире и ждали в очереди приглашения в его постель, которую сам Распутин называл «святая святых». Распутин стал таким модным и приобрел такую известность, что даже мужья женщин, с которыми он уже переспал, нисколько не стесняясь, хвастались друг другу о том, что их жены уже «были с этим невероятным Распутиным». Практически в любой момент Распутина можно было найти в зале, где он сидел окруженный своими «ученицами». Одна из них обычно сидела у него на коленях. Он гладил ее волосы и шептал ей в ухо что-то о «таинственном воскресении». Затем он начинал петь. Песню тут же подхватили все присутствующие. Вскоре все начали танцевать какой-то дикий и безумный танец. За этим начались походы в другую комнату к тому месту, где стояла «святая святых». На одном из таких занятий Распутин вдруг ярко и подробно стал рассказывать о сексуальной жизни лошадей. Затем он грубо схватил за плечо одну из «учениц» и сказал: «Пойдем, моя красивая кобыла».


Чаепитие в квартире Г. Распутина. 1918


Дочь Р. Матрена в своей книге воспоминаний оправдывала отца: «…при всей пропитанности жизнью отец никогда не злоупотреблял своей силой и возможностью влиять на женщин в плотском смысле. Однако надо понимать, что эта часть отношений представляла особый интерес для недоброжелателей отца. Замечу, что они получали некоторую реальную пищу для своих россказней».

По слухам, квартира Р. на улице Гороховой, 64 в Петербурге превратилась в притон. Пьяные кутежи и публичные скандалы следовали один за другим. Впрочем, по заключению Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, учрежденной после февральской революции 1917: «…амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами легкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц». Поверенный в делах Р. князь М. М. Андроников на следствии показал: «Затем он подходил к телефону и вызывал всевозможных дам. Я должен был делать bonne mine mauvais jeu, – потому что все эти дамы были чрезвычайно сомнительного свойства».

Ежедневные визиты в Зимний дворец породили слухи о физической близости Р. с самой царицей. В 1912 в Петербурге из рук в руки ходили отпечатанные на гектографе копии писем, якобы написанных императрицей Александрой Федоровной и великими княжнами. Они были адресованы Р. и содержали совершенно непристойные и оскорбительные подробности. Это вызвало новый взрыв возмущения. Главнокомандующий великий князь Николай грозил повесить Р., если он появится в расположении действующей армии. Монархисты объявили министров марионетками Р. и требовали отлучить его от церкви.

На Р. было устроено несколько покушений. 16 декабря 1911 иеромонах Илиодор (Труфанов), некогда единомышленник, а впоследствии злейший гонитель Р., заманил его в ловушку, чтобы «обличить» и принудить к раскаянию. Заговорщики намеревались оскопить Р., но попытка сорвалась. 29 июня 1914 бывшая проститутка Хиония Гусева ударила Р. ножом во время поездки на родину в село Покровское. По свидетельству очевидцев, внутренности Р. вывалились из раны наружу и Х. Гусева воскликнула «Я убила антихриста!». Однако, Р. выжил, правда, как писала в мемуарах его дочь Матрена, стал быстрее утомляться и прибегать к опиуму для снятия боли.

В конце 1916 против Р. был составлен заговор, в котором участвовали князь Феликс Феликсович Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович, депутат Государственной Думы В. М. Пуришкевич и офицер британской разведки Освальд Рейнер. 16 декабря 1916 Ф. Ф. Юсупов пригласил Р. в свой особняк на Мойке, якобы, для свидания со своей женой Ириной. За ужином было подано отравленное вино и пирожные. В общей сложности Р. принял дозу цианида, способную убить десятерых. Для верности Ф. Ф. Юсупов выстрелил в него из револьвера. Когда заговорщики попытались вынести тело из дома, Р. неожиданно вскочил и начал отчаянно защищаться. Ему удалось вырваться из подвала во внутренний дворик. Заговорщики несколько раз выстрелили ему в спину, а затем ударили дубиной по голове. Безжизненное тело утопили в Неве. Скрыть преступление не удалось. Через три дня труп был извлечен из воды и похоронен в Царском Селе. Во время Февральской революции группа петроградских рабочих раскопала могилу и сожгла останки Р. в соседнем лесу.

Впоследствии появилось несколько различных версий относительно убийства Р. По одной из них, Р. пал жертвой операции британских спецслужб за пораженческую политику в войне с немцами. В свою очередь, дочь Р. Матрена категорически утверждала, что причиной явились отвергнутые гомосексуальные домогательства князя Ф. Ф. Юсупова. Перед расправой он, якобы, изнасиловал Р., а затем ампутировал его член. Впоследствии мифический член Р. неоднократно обнаруживался в тайниках истории. До 1968 он, якобы, хранился в семье русских эмигрантов в Париже. Затем переходил от одного владельца к другому, а в 1990-ых неожиданно появился в России. 32-сантиметровый заспиртованный орган был выставлен на всеобщее обозрение в одном из музеев Санкт-Петербурга. Однако, его принадлежность Р. ничем не подтверждена.

Харизматическая личность Р. постоянно привлекала внимание исследователей, писателей, музыкантов, кинематографистов: фильм Элема Климова «Агония» (1981) с Алексеем Петренко в главной роли; Эрнста Хофбауэра «Rasputin – Orgien am Zarenhof» (1984) с Александром Конте и мн. др.. В 1978 группа «Bonny M» записала хит «Rasputin», включавший набор популярных на Западе штампов: «русская бешеная секс-машина», «любовник русской царицы» и т. п. Во время гастролей «Boney M» в СССР эта песня не исполнялась по указанию Министерства культуры. Образ Р. отражен также в песнях Александра Малинина «Григорий Распутин» (1992); Жанны Бичевской «Странник одухотворенный» (ок. 2000) и др. На родине Р. в селе Покровское (ныне – Ярковский район Тюменской области) открыт частный мемориальный музей.

По мнению ряда политиков, Р. является выразителем русской национальной идеи. Выдвигались даже предложения канонизировать Р., однако, в 2003 Патриарх Всея Руси Алексий II заявил: «Это – безумие! Какой сторонник захотел бы остаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?».

Лит.: Илиодор (Труфанов С.) Святой чорт. Записки о Распутине. Москва, 1917; Omessa Charles. Rasputin and the Russian court. London, 1918; Джанумова Е. Ф. Мои встречи с (Григорием) Распутиным. Москва-Петроград, 1923: Белецкий С. П. Григорий Распутин: из записок. Петроград, 1923; Евреинов Н. Н. Тайна Распутина. Ленинград, 1924; Рене Ф.-М. Святой демон. Распутин и женщины. Лейпциг, 1927; Маевский В. А. На грани двух эпох (трагедия императорской России). Мадрид, 1963; Вырубова А. Распутин. Москва, 1990; Юсупов Ф. Ф. Конец Распутина. Москва, 1990; Пуришкевич В. М. Как я убил Распутина. Москва, 1990; Родзянко М. В. За кулисами царской власти. Москва, 1991; Симанович А. С. Распутин и евреи: воспоминания личного секретаря Григория Распутина. Москва, 1991; Жуковская В. А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914—1916. Москва, 1992; Амальрик А. Распутин. Документальная повесть. Москва, 1992; Распутина Матрена. Распутин. Москва, 2000; Ватала Э.. Распутин. Без мифов и легенд. Москва, 2000; Платонов О. Григорий Распутин и «дети дьявола». Москва, 2005; Терещук А. В. Григорий Распутин: последний «старец» Империи. Санкт-Петербург, 2006; Боханов А. Н. Распутин: быль и небыль. Москва, 2006; Бушков А. Распутин: Выстрелы из прошлого. Санкт-Петербург, 2006; Радзинский Э. Распутин. День последний. Москва, 2007; Варламов А. Григорий Распутин-Новый. Москва, 2007; Астахов С., Душенова Е. Хроника великой дружбы: царственные мученики и человек Божий Григорий Распутин-Новый. Санкт-Петербург, 2007; Дневник Распутина. Москва, 2008; Фомин С. В. А кругом широкая. Москва, 2008; Россия. Фомин С. В. Боже! Храни своих! Москва, 2009.

Раффалович

Марк Андре (Raffalovich Marc André) (1864—1934), английский поэт, писатель, меценат.

Родился 11 сентября 1864 в Париже. Младший сын Германа и Марии Раффалович, богатых еврейских выходцев из Одессы. Воспитывался в высококультурной, интеллектуальной среде. Мать Р. печаталась в художественных журналах Санкт-Петербурга; в Париже содержала салон, который посещали С. Бернар, Колетт, Анри Бергсон, Йорис-Карл Гюисманс, Гюстав Моро и др.

С 1882 вместе с родителями переехал в Лондон. Семейный круг общения составляли Л. Ленгтри, Уолтер Патер, Чарльз Шенон, Чарлз Рикетс и др. С некоторыми из них Р. поддерживал дружеские отношения и впоследствии. Состоял в многолетней обширной переписке с художником Джеймсом Мак Нейлом Уистлером. Глубоко сочувствовал О. Уайльду, хотя осуждал его вызывающее поведение во время судебного процесса. Оказывал моральное и финансовое покровительство О. Бердсли, особенно после 1895, когда художник лишился заработка из-за сотрудничества с О. Уайльдом.

Между 1884 и 1886 Р. опубликовал пять поэтических сборников и два романа. Характерной особенностью его произведений являлась раздвоенность влечений и неопределенность половой принадлежности героев. Одну из книг («The Thread and the Path») проиллюстрировал О. Бердсли, однако издатель отклонил рисунки, назвав их «гермафродитическими». В дальнейшем Р. зарекомендовал себя как исследователь гомосексуальности (или, как он сам называл – унисексуальности). Наибольшую известность получили трактаты Р. «Die Entwickelung der Homosexualität» (1895) и «Uranisme и Unisexualite» (1896), в которых он пытался обосновать правомерность однополых отношений, основанных на дружбе, единстве духовных и культурных интересов. Идеи Р. привлекли всеобщее внимание и вызвали много споров в среде научной общественности.

В личной жизни Р. проявил завидное постоянство. Главной и, вероятно, единственной любовью Р. являлся поэт-символист Джон Грей (John Henry Gray, 1866—1934). Родился 2 марта 1886 в рабочем районе Лондона Бетнел Грин. В 1890-ые находился в близких дружеских отношениях с О. Уайльдом, О. Бердсли, Э. Доусоном. Одним из первых перевел на английский язык произведения П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др. Считается, что именно Д. Грей послужил прототипом главного героя романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1891). В дальнейшем Д. Грей дистанцировался от О. Уайльда в связи с разгоревшимся вокруг него скандалом.

Р. познакомился с Д. Греем в 1892. Оказывал ему материальную помощь, оплатил обучение в Шотландском колледже в Риме. Вернувшись на родину, Д. Грей стал священником, а затем викарием собора Святого Петра в Эдинбурге. В 1896 Р. принял католичество, крестился под именем Себастьян святой мученик, покровительствующий садомазохистам. С 1902 Р. проживал в Эдинбурге и ежедневно посещал мессы Д. Грея.

До конца жизни Р. продолжал меценатствовать и поддерживать творческую молодежь (Сесил Уолтон, Дороти Джонсон, Эрик Робертсон, Эрик Джилл, Макс Бирбойм, Герберт Рид, Элрейд Витейкр и др.). Стихи, написанные в этот период, посвящены сугубо религиозным темам.

После непродолжительной болезни Р. скончался 14 февраля 1934 в частном санатории Святого Рафаэля в Эдинбурге. Ровно через четыре месяца ушел из жизни Д. Грей. Сборник избранной поэзии Р. опубликован в 1988 с обширными примечаниями и комментариями английского профессора Иана Флетчера.

Лит.: Sewell Brocard. Two friends: John Gray and André Raffalovich: essays biographical and critical with three letters from André Raffalovich to J.K. Huysmans.?, 1963; Healy Philip. Raffalovich and his circle.?, 1984; Mendès-Leite Rommel, de Busscher Pierre-Olivier. Gay studies from the French cultures: voices from France, Belgium, Brazil, Canada, and the Netherlands. New York, 1993; Cardon Patrick. Discours littéraires et scientifiques fin-de-siècle: la discussion sur les homosexualités dans la revue Archives d’anthropologie criminelle du Dr Lacassagne, 1886—1914: autour de Marc-André Raffalovitch. Paris, 2008.

Ре

Жиль де (Rais Gilles de Montmorency-Laval; иногда Raiz или Retz) (1404—1440), французский барон.


Э. Феррон. Жиль де Ре. 1835


Родился осенью 1404 в родовом поместье Машекуль на границе Бретани и Пуату. Сын барона Ги де Монморанси-Лаваля, который пользовался покровительством герцога Монфора. Рос способным и смышленым ребенком, быстро освоил латынь, проникся любовью к чтению. Осиротел в 1415 и был взят на воспитание своим дедом и крестным отцом Жаном де Краоном. Под его руководством научился фехтованию, верховой езде, полюбил соколиную охоту. В 1420 прибыл ко двору дофина, будущего короля Франции Карла VII. Дважды сватался к богатым наследницам: сначала – Жанне де Пайноль, затем – Беатрис де Роган. Оба сватовства закончились неудачно из-за неожиданной скоропостижной смерти избранниц. Р. удалось значительно преумножить свое благосостояние за счет похищения и насильственной женитьбы на дочери богатого землевладельца Катрин де Туар. Благодаря этим обстоятельствам, в массовом сознании за Р. закрепилась репутация Синей бороды – легендарного персонажа, убивавшего своих жен.

Между 1427 и 1435 Р. служил в королевской армии под началом Ж. Д’Арк. За проявленное мужество заслужил ее личное признание и уважение солдат. По случаю коронации Карла VII 17 июля 1429 был удостоен звания маршала. В 1435 Р. вышел в отставку и удалился в свой замок Ла Сюз-сюр-Сарт. Вел образ жизни типичного средневекового сеньора: совершал набеги на земли вассалов, жестоко угнетал принадлежавших ему крестьян и т. п. Вместе с тем, заботился об увековечивании памяти Ж. Д’Арк, оплачивал театральную постановку «Орлеанской мистерии». Для пополнения скудеющей казны прибегал к услугам алхимиков и чернокнижников. По указанию Р., в 1439 некий Франческо Прелати, монах-минорит из Ареццо, устраивал черные мессы, на которых вызывал демона. Попытки извлечь философский камень закончились неудачно и тогда Ф. Прелати внушил Р. мысль о необходимости человеческих жертвоприношений.

Ближайшие соседи Р. часто жаловались на его буйный нрав. 15 мая 1440 прямо в церкви он избил священника Жана ле Феррона, а затем приказал запереть его в темницу. В скандал вынужден был вмешаться епископ Нанта. Он прислал следователей, которые неожиданно для себя обнаружили в подземельях замка 49 детских черепов.

О пропаже детей в окрестностях владений Р. сообщалось и ранее. Всего таких случаев насчитывалось ок. 140. Некоторых детей приводили сами родители, рассчитывая устроить их пажами в свиту господина. Через несколько дней выяснялось, что неблагодарные дети сбежали и скрылись в неизвестном направлении. Детей неимущих простолюдинов и крестьян слуги Р. заманивали едой и подачками.

Более ста свидетелей рассказали схожие истории: «Томас Эйсе и его жена, проживающие в Сент-Питергейте, свидетельствуют под присягой, что они жили в Машекуле в течение года и были там на прошлое Рождество. И тогда, поскольку они были бедными людьми, они отправили своего сына, около десяти лет, просить подаяние в замок Машекуль, где тогда находился сир де Ре, и с того времени не видели вышеназванного ребенка и не имели вестей о нем. За исключением того, что жена вышеназванного Эйсе сказала что маленькая девочка, чьего имени и происхождения она не знает, сказала ей, что она видела ее сына на раздаче подаяния в вышеназванном замке и что подаяние было сначала роздано девочкам, а затем мальчикам. Эта маленькая девочка сказала, будто она слышала, что один из людей из замка сказал сыну вышеупомянутого Эйсе, что у него нет мяса, но если он придет в упомянутый замок, то получит немного, и после этой беседы он вошел в упомянутый замок».

Пропавшим детям было от шести до восемнадцати лет. Судя по всему, Р. предпочитал мальчиков, хотя не отказывался и от девочек, если другого выбора не было. Следствие установило: «Вышеназванный обвиняемый Жиль де Ре и его сообщники брали невинных мальчиков и девочек и бесчеловечно забивали их, убивали, расчленяли, сжигали и подвергали всяким пыткам, а вышеупомянутый Жиль, обвиняемый, приносил тела упомянутых невинных детей дьяволам, призывал и заклинал злых духов и предавался гнусному содомскому греху с маленькими мальчиками и противоестественно удовлетворял свою похоть с молоденькими девочками, отвергая естественный способ совокупления, когда невинные мальчики и девочки были живы, а иногда и мертвы или даже во время их смертных судорог».

15 сентября 1440 Р. был арестован, а 8 октября того же года начался судебный процесс. Вместе с господином за решеткой оказались его слуги и сообщники Генриет и Этьенн Корилло, по прозвищу Понту или Пуату. Они дополняли обвинение отвратительными подробностями. По их словам, хозяин «занимался своим противоестественным распутством с упомянутыми детьми, мальчиками и девочками, для чего сначала распутной страстью брал свой член в левую или правую руку и тер его, чтобы он стал прямым и торчащим, затем помещал его между бедрами или ногами упомянутых мальчиков или девочек, не беспокоясь насчет естественного женского вместилища, и с большим удовлетворением, пылом и сладострастным возбуждением терся своим мужским членом об их животы, пока не испускал на них свою сперму».

Пуату присягнул, что Р. «после оргазма на животах упомянутых детей, держа их ноги между своими, он получал значительное удовольствие, наблюдая за отделением голов детей от туловища. Иногда он делал надрезы на их шеях, чтобы заставить их умирать медленно, от чего сильно возбуждался, и, пока они истекали кровью до смертельного исхода, иногда мог мастурбировать с ними, а иногда он делал это после того, как они умирали, пока их тела были еще теплыми… Чтобы заглушить крики детей, когда он хотел иметь с ними отношения, он сначала обвязывал веревку вокруг их шеи и подвешивал их на три фута над полом в углу комнаты, и, как раз перед тем, как они умирали, он приказывал снять их, говоря, что они не должны промолвить ни единого словечка, затем возбуждал свой член, держа его в руке, и производил эякуляцию на их животы. Сделав это, он перерезал им горло и отделял их головы от тел. Когда они умирали, он спрашивал иногда, у кого из этих детей была самая красивая голова».

Точное количество жертв установить не удалось, поскольку Р. приказал «сжечь тела вышеназванных невинных детей и выбросить их в рвы и канавы вокруг упомянутых замков и в выгребные ямы упомянутого замка Ла-Сюз». Слуги под пыткой признались в убийстве более 600 детей, хотя по реальным оценкам их было не более 200. Против Р. были выдвинуты обвинения в массовых убийствах, содомии и колдовской ереси. 22 октября 1440 Р. признал свою вину и даже сознался в том, что испытывал «непреодолимую страсть и вожделение к самому дофину». Он обратился к Карлу VII со слезным покаянием и напомнил ему о былой дружбе, однако, безуспешно. 25 октября 1440 сенешаль и прокурор Бретани Пьер де Л’опиталь огласил приговор: Р. и его сообщники были приговорены к повешенью с последующим сожжением на костре. Учитывая воинские заслуги Р., суд смягчил наказание: позволил не отлучать от церкви и разрешил родственникам забрать его прах для захоронения.

Утром 26 октября 1440 приговор был приведен в исполнение на лужайке острова Ла Бьесс, ныне воссоединенного с левым берегом Сены. Останки Р. были похоронены в монастыре кармелитов в Нанте. Во время Великой французской революции 1789 надгробный памятник и сам монастырь были разрушены.

Еще при жизни Р. возникли сомнения в его причастности к страшным деяниям. Не исключено, что истиной причиной устранения Р. явился элементарный захват имущества, как это имело место в случае с членами ордена тамплиеров. Впрочем, доказать что-либо спустя почти шесть столетий невозможно. Именно к такому выводу пришла в 1992 комиссия авторитетных экспертов.

Судьба Р. вдохновила ряд современных французских философов и писателей (Мишель Турнье, Пьер Клоссовски, Жорж Батай); образ Р. присутствует в пьесе Б. Шоу «Святая Жанна» (1923).

Лит.: Guéraud Armand Laurent. Notice sur Gilles de Rais. Rennes, 1855; Reinach Salomon. Gilles de Rais. Liege, 1904; Giron Aimé, Tozza Albert. La bête de luxure Gilles de Rais. Paris, 1907; Hernandez Ludovico. Le procès inquisitorial de Gilles de Rais: maréchal de France, avec un essai de réhabilitation. Paris, 1921; Gabory Emile. La vie et la mort de Gilles de Raiz: dit, á tort, Barbebleue. Paris, 1926; Vincent Louis, Binns Clare. Gilles de Rais: the original Bluebeard. London, 1926; Dix Tennille. The black baron; the strange life of Gilles de Rais. Indianapolis, 1930; Winwar Frances. The Saint and the devil; Joan of Arc and Gilles de Rais, a biographical study in good and evil. New York, 1948; Meunier Georges. Gilles de Rais et son temps. Paris, 1949; Jean Albert. Le secret de Barbe-Bleue: Gilles de Rais. Paris, 1950; Wyndham Lewis D.B. The soul of Marshal Gilles de Raiz with some account of his life and times, his abominable crimes, and his expiation. London, 1952; Ottani Giancarlo. Il maresciallo di Francia Gilles de Retz; storia di un personaggio. Bellinzona, 1952; Coarer-Kalondan E. La scandaleuse affaire Gilles de Retz. Paris, 1961; Bataille Michel, Pesez Jean. Gilles de Rais, Jeanne d’Arc et ses compagnons. Paris, 1966; Wilson Thomas. Blue-beard; a contribution to history and folk-lore, being the history of Gilles de Retz of Brittany, France, who was executed at Nantes in 1440 A.D., and who was the original of Blue-beard in the tales of Mother Goose. New York, 1971; Benedetti Jean. Gilles de Rais. New York, 1972; Villeneuve Roland. Gilles de Rais. Verviers, 1973; Dursi Massimo. La vita scellerata del nobile signore Gilles de Rais che fu chiamato Barbablú. Venezia-Padova, 1973; Rieux Jean, Nédelec Lice. Par le fer, le feu et le diable. Lorient, 1977; Wolf Leonard. Bluebeard, the life and crimes of Gilles de Rais. New York, 1980; Bressler Jacques. Gilles de Rais, ou, La passion du défi. Paris, 1981; Herubel Michel. Gilles de Rais et le déclin du Moyen Age. Paris, 1982; Reliquet Philippe. Le Moyen Age: Gilles de Rais. Paris, 1982; Berents Dirk Arend. Gilles de Rais, de moordenaar en de mythe. Gravenhage, 1982; Bataille Georges, Vargas Llosa Mario, Manzano Carlos. La tragedia de Gilles de Rais. Barcelona, 1983; Facon Roger, Parent J.—M. Gilles de Rais et Jacques Cœur: la conspiration des innocents. Paris, 1984; de Maulde-La-Clavière R., Bossard Eugène. Laughter for the devil: the trials of Gilles de Rais, companion-in-arms of Joan of Arc. Rutherford, 1984; Bayard Jean Pierre. Plaidoyer pour Gilles de Rais: Maréchal de France. Etréchy, 1992; Prouteau Gilbert. Gilles de Rais, ou, La gueule du loup. Monaco, 1992; Bossard Eugène, Angelier François. Gilles de Rais, maréchal de France, dit Barbe-Bleue: d’après des documents inédits. Grenoble, 1992; Hérubel Michel. Gilles de Rais, ou, La fin d’un monde. Paris, 1993; Blanchard Olivier, Gérard Alain. Sur les traces de Gilles de Rais, dit Barbe-Bleue. Fromentine, 1993; Heers Jacques. Gilles de Rais. Paris, 1994; Jost Alain. Gilles de Rais. Alleur, 1995; Le Coz Martine. Gilles de Rais: ignoble et chrétien. Nantes, 1995; Ferrero Ernesto. Barbablù: Gilles de Rais e il tramonto del Medioevo. Casale Monferrato, 1998; Cherpillod André. Gilles de Rais: un grand seigneur sodomite et assassin. Courgenard, 2000; Cazacu Matei. Gilles de Rais. Paris, 2005; Bataille Georges, Black Candice. Dark star: the satanic rites of Gilles de Rais. London, 2005; Combescot Pierre. Pour mon plaisir et ma délectation charnelle. Paris, 2009.

Загрузка...