Луиза (de La Béraudière Louise) (1530 – после 1586), французская придворная дама.
Сохранившиеся биографические данные крайне скудны и разрознены. Дочь Луи де Ла Беродье, сеньора л’Исл Руэ. Служила фрейлиной королевы Екатерины Медичи; среди придворных имела прозвище Прекрасная Руэ (La belle Rouhet). На первых порах оказалась агентом влияния в руках своей госпожи. Екатерина Медичи активно содействовала продвижению Ла Б., рассчитывая поссорить короля Наварры Антуана Бурбона (1518—1562) с его женой Жанной д'Альбре. Этот план удался настолько, что Ла Б. не только стала любовницей короля, но и способствовала его переходу в католицизм. В 1554 Ла Б. родила сына Шарля де Бурбона, впоследствии архиепископа Руана. Церковный реформатор Жан Кальвин приветствовал преображение короля: «Он во всем подчиняется Венере… Искусная матрона сумела поймать душу этого человека в свои сети».
Исполнив порученную миссию, Ла Б. покинула Памплону и поселилась в родовом замке Кулонже-ле-Руо в провинции Пуату. Она вышла замуж и в 1564 родила дочь Клод, будущую жену Франсуа де Ла Рошфуко. Гостеприимный дом Ла Б. посещали Маргарита Валуа, Мишель Монтень, Франсуа Рабле и др. Придворный летописец П. Брантом восторгался Ла Б. и посвящал ей галантные стихи. Ее любовниками были герцог Анжуйский, Клод де Клермон, виконт Таллар и др. По слухам, после смерти мужа в 1565 Ла Б. находилась в связи с королем Карлом IX (1550—1574), что маловероятно из-за слишком большой разницы в возрасте. В 1580 Ла Б. вышла замуж за Робера де Комболя (Robert de Combault), владельца д’Арци-сюр-Об, капитана королевской гвардии. Родила в браке двоих детей.
В 1586 сын Ла Б. Клод погиб на дуэли. После этого ее следы теряются; точная информация о времени и месте кончины Ла Б. отсутствует.
Лит: Orieux Jean. Catherine de Médicis, ou, La reine noire. Paris, 1986; Simonin Michel. Charles IX. Paris, 1995.
Луиза Франсуаза ла Бом ле Блан де (la Valliere Louise Francoise la Baume le Blanc de) (часто встречается Лавальер) (1644—1710), фаворитка Людовика XIV.
К. Лефевр. Портрет Л. ла Валльер. 1667
Родилась 6 августа 1644 в Туре в семье мелкого чиновника Лорана де ла Бом де Блана (Laurent de Ia Baume le Blanc) и его жены Франсуазы Ле Провос (Françoise Le Provost). После смерти мужа, в 1655 мать девочки вышла замуж за Жака де Куртарвеля, маркиза Сен Реми и последовала за ним ко двору Гастона Орлеанского в Блуа. Девочка воспитывалась вместе с юными принцессами, будущими герцогинями Тосканской и Савойской. В начале 1661, по рекомендации дальней родственницы мадам де Шуази, Л.В. прибыла в Париж, где получила должность фрейлины Генриетты Английской, первой жены Филиппа I Орлеанского.
Весной 1661 Л.В. неожиданно оказалась втянута в головокружительную интригу. Генриетта тщательно скрывала от окружающих любовную связь с Людовиком XIV. Опасаясь разоблачения, она решила представить дело так, что король посещает ее ради встреч с Л. В. Юная фрейлина не отличалась особой красотой и даже слегка прихрамывала. Генриетта считала, что она никак не может составить ей конкуренцию. Однако, Людовик увлекся по-настоящему. Л.В. пришлось лавировать между королем и своей любвеобильной госпожой. В феврале 1662 Людовик едва не застиг Генриетту во время свидания с графом де Гишем. Разгневанный монарх устроил сцену ревности и успокоился только после вмешательства Л.В.
При дворе Л.В. имела как сторонников, так и весьма влиятельных недоброжелателей. Партию противников возглавляла Олимпия Манчини. В 1679 она пыталась отравить Л.В. с помощью знаменитой колдуньи Ла Вуазен. Долгое время положение Л.В. оставалась непоколебимым. За период с 1661 по 1667 она родила королю четверых детей. Судьба первого сына Карла, родившегося в декабре 1663, осталась загадкой. Вполне вероятно, он являлся тем самым человеком в маске или иначе Железной маской (Le masque de fer) – таинственным узником, заключенным в Бастилию по приказу министра Кольбера. Второй ребенок родился в январе 1665, но умер осенью 1666. В октябре 1666 Л.В. родила дочь Мари-Анну де Бурбон (Marie-Anne de Bourbon). В специальном указе Людовик XIV засвидетельствовал права дочери и удостоил Л.В. титулом герцогини. Впоследствие М.-А. де Бурбон, первая мадемуазель де Блуа вышла замуж за Луи Армана де Бурбона, герцога де Конти. Четвертый ребенок Л.В., Луи де Бурбон (Louis de Bourbon, 1667—1683), граф Вермандуа прожил лишь до шестнадцати лет.
В 1665 у Людовика начался роман с маркизой д’Эдикур. Позиции Л. В. заметно ослабли. Она впала в немилость и на некоторое время удалилась из Парижа. Получила разрешение вернуться лишь в 1666 после смерти Анны Австрийской. В январе 1668 Л.В. даже появилась на мессе рядом с членами королевской семьи. Однако, к этому времени ей уже пришлось делить апартаменты в Тюильри с новой фавориткой А. Монтеспан. В 1671 Л.В. выразила желание уйти в женский монастырь Святой Марии в Шайо. В 1674 приняла монашеский сан и поселилась в монастыре кармелиток в пригороде Парижа Сен-Жак на улице д’Анфер. В добровольном заточении Л.В. провела 36 лет. Умерла 7 июня 1710 в Париже.
В 1767 и 1860 увидели свет сочинения Л.В. «Обращение к милосердию Бога» («Reflexions sur la miséricorde de Dieu») и «Обращения, письма и проповеди» («Réflexions, lettres et sermons»). В 1767 появилась «Переписка герцогини де ла Валльер» («Lettres de Mme la duchesse de la Vallière») с маршалом Беллефондом, а в 1829 сомнительные по авторству «Мемуары» («Memoires»). Судьба Л. В. отражена в романе А. Дюма «Виконт де Бражелон или Десять лет спустя». Романы С. Гулланд «Louise de la Vallière, called Mistress of the Sun» (2008); К. Коен «Before Versailles» (2011) и др.
Термин Лавалльер (lavalliere) закрепился за ювелирным украшением в виде ожерелья с подвесками.
Лит.: Crawford Quentin. Notices sur mesdames De la Vallière, de Montespan, de Fontanges, et de Maintenon; extraites du Catalogue raisonné de la collection de portraits de Craufurd. Paris, 1818; d’ Englême Michel. Louise de La Vallière. Nice, 1905; Lair Jules Auguste. Louise de La Vallière et la jeunesse de Louis XIV: d’après des documents inédits. Paris, 1907; Thomas-Galline Aimery de Pierrebourg Marguerite. Un double amour (Louise de la Vallière). Paris, 1913; Ferval Claude. Life of Louise de La Vallière, the martyr of love. New York, 1914; Basset d’ Auriac Gabrielle. Les deux penitences de Louise de La Vallière. Paris, 1924; Chanoine Jean-Baptiste Eriau. Louise de La Vallière de la cour au Carmel. Paris, 1931; Truc Gonzague. Louis XIV et mlle de La Vallière… Paris, 1933; Trouncer Margaret. A courtesan of paradise: Louise, duchess de La Valliere, or Sister Louise of the Order of mount Carmel. London, 1936; Desgranges Françoise. Vie de la duchesse de La Vallière. Montréal, 1946; Sanders Joan. La Petite: a Life of Louise de La Vallière. Boston, 1959; Harlès Claude. Le seul amour du Roi-Soleil. Fiction. Paris, 1971; Moyne Christiane, Séailles André. Louise de La Vallière: ouvrage inachevé. Paris, 1984; Breton Guy. Histoires d’amour de l’histoire de France IV: Les favorites de Louis XIV. Paris, 1991; de Huertas Monique. Louise de La Vallière: de Versailles au Carmel. Paris, 1998; Fraser Antonia. Love and Louis XIV. 2006; Petitfils Jean-Christian. Louise de La Vallière. Paris, 2008.
(La Goulue) (1866—1929), французская танцовщица канкана.
Родилась 13 июля 1866 в пригороде Парижа Клиши-ла-Гаренн. Урожденная Луиза Жозефина Вебер (Louise Josephine Weber). Дочь евреев-выходцев из Эльзаса. В детстве стирала белье вместе со своей матерью-прачкой. С 16 лет начала посещать популярные танцевальные залы и питейные заведения. За неимением собственных туалетов, наряжалась в платья клиентов, сданные в стирку. Довольно быстро приобрела известность среди посетителей. В 1885 привлекла внимание Огюста Ренуара и позировала ему для картины «La danse a la ville». По рекомендации журналиста Шарля Дестека брала уроки танцев у хореографа Селесты Мокадор. Вместе с исполнительницей французской кадрили Гриль д’Эгу (Grille d’Egout) выступала на сценах «Moulin de la galette», «l’Élysée-Montmartre», кафе «Closerie Des Lilas» и др. Отличалась смелыми манерами и бойкой речью. Во время танца высоко задирала юбки, щедро демонстрируя кружевные панталоны; ловко сбивала ногой шляпу с головы кавалера. Имела привычку без спроса присаживаться к столикам и выпивать за чужой счет, за что получила прозвище Ла Гулю (франц. жадина; обжора).
Л Г. вдохновила А. Тулуз-Лотрека на создание целого ряда картин и рекламных плакатов. Охотно позировала обнаженной для фотографа Ашиля Дельме (Achille Delmaet). В 1889 Л Г. получила приглашение владельцев «Мулен Руж» Ш. Зидлера и Ж. Оллера. Канкан в ее исполнении вызывал бешеный восторг многочисленной публики. Постоянным партнером Л Г. был сын адвоката, бывший виноторговцец Жак Реноден (Jacques Renaudin, 1843—1907). Имел прозвище Валентин Бескостный (Valentin le Désossé) за поразительную гибкость суставов. В 1893 Л Г. выступала на открытии знаменитого зала «Олимпия». Вплоть до 1895 Л Г. являлась одной из самых высокооплачиваемых артисток кабаре.
А. Тулуз-Лотрек. Ла Гулю прибывает в Мулен Руж. 1892
На пике славы Л Г. решила уйти из «Мулен Руж» и открыть собственное заведение. По ее заказу А. Тулуз-Лотрек оформил декоративными панелями небольшой ярмарочный павильончик (т.н. baraque), в котором Л Г. выступала с исполнением восточных танцев. Это начинание не имело успеха и принесло значительные убытки. В декабре 1895 Л Г. родила внебрачного ребенка Симона-Виктора. Отец мальчика неизвестен; по собственному утверждению Л Г. – некий князь.
10 мая 1900 Л Г. вышла замуж за дрессировщика и фокусника Жозефа Дрокслера (Joseph-Nicolas Droxler, 1870—1914). Выступала вместе с ним на арене цирка. В январе 1904 прямо во время представления на супругов набросился лев. Л Г. отказалась от продолжения цирковой карьеры и попыталась вернуться на сцену. В 1914 Ж. Дрокслер погиб в сражениях Первой мировой войны. В 1923 в возрасте 27 лет умер сын Л Г. Симон-Виктор. Л.Г. сильно бедствовала, злоупотребляла алкоголем и все ниже опускалась по социальной лестнице. В 1928 она вернулась на Монмартр, торговала каштанами и сигаретами неподалеку от площади Пигаль.
Располневшая и утратившая былую привлекательность Л Г. умерла почти в полной нищете 30 января 1929. По рассказам, священник, совершавший обряд отпевания, не узнал в ней любимицу Парижа и музу А. Тулуз-Лотрека. Первоначально похоронена на кладбище парижского пригорода Пантен; в 1992 прах перезахоронен на кладбище Монмартра.
Образ Л Г. встречается практически во всех документальных и биографических произведениях, посвященных А. Тулуз-Лотреку. Отечественнному читателю наиболее известен роман Анри Перрюшо «Жизнь Тулуз-Лотрека». В беллетризованной форме судьба Л Г. отразилась в романах: Evane Hanska. «La Romance de la Goulue». 1990; Renée Bonneau. «Danse macabre au Moulin Rouge». Paris, 2007.
Лит.: Grille d’Égout et la Goulue: histoire réaliste. Paris, 1885; Champsaur Félicien. L’amant des danseuses. Paris, 1926; Rey Robert. Les Femmes Célèbres. Paris, 1959; Mariel Pierre, Trocher Jean, Skilton Charles. Paris Cancan. Paris, 1961; Drutman Irwing. Paris was Yesterday 1925—1939. 1972; Abélès Luce, Cahn Isabelle. Toulouse-Lautrec: la baraque de La Goulue. Paris, 1984; Jarrett Lucinda. Stripping in tim: a history of erotic dancing. 1997; Mirambeau Christophe. Le Moulin rouge. Paris, 2003; Souvais Michel. Moi, la Goulue de Toulouse Lautrec. Paris, 2008.
См. ОЛДУАНИ
См. ПАЙВА
Луиза де (La Fayette Louise Angélique Motier de) (ок.1616—1665), французская придворная дама.
Родилась 8 ноября 1616 (?) в замке Весинье. Четырнадцатый ребенок в семье графа Жана де Ла Файетта и Маргариты де Бурбон-Бюссе. Служила фрейлиной королевы Анны Австрийской. Согласно плану кардинала А. Ришелье, должна была отвлечь короля Людовика XIII от тогдашней фаворитки М. Хотфор. С 1635 Л. Ф. действительно стала ближайшей наперсницей короля и пользовалась его особым расположением. В дальнейшем поссорилась с А. Ришелье и последовательно выступала против его политики. В 1637 удалилась в женский монастырь Дочерей Святой Марии.
Людовик XIII неоднократно посещал Л. Ф., обменивался с ней обширными и доверительными письмами. Однако, корреспонденция перехватывалась и фальсифицировалась агентами А. Ришелье. В результате взаимное доверие влюбленных было утрачено. Как ни удивительно, более других об этом сожалела королева Анна Австрийская, которой удавалось удерживать мужа благодаря разумным советам фаворитки.
Л. Ф. умерла 11 января 1665 в сане настоятельницы монастыря в Шайо, который сама же и основала.
Лит.: Genlis Stéphanie Félicité. Mademoiselle de La Fayette, an historical novel, illustrating the character and manners of the court of Louis XIII. Fiction. Baltimore, 1814; Saintine Joseph Xavier Boniface. Une maîtresse de Louis XIII. Paris, 1834; Gazier Cécile. Les belles amies de Port-Royal. Paris, 1954.
(Laïs; греч. Λαις; в русских изданиях иногда Лаида), имя, по крайней мере, двух древнегреческих гетер, сведения о которых в перепутанном виде дошли до наших дней. См. также Аспасия; Таис; Фрина.
Г. Гольбейн. Лаиса Коринфская. 1526
1) Л. из Гиккары (Hyccara) (? – ок. 340 до н. э.) на Сицилии. В семилетнем возрасте попала в рабство к афинскому полководцу Никиасу. Выкуплена живописцем Апеллесом; послужила моделью ряда его картин. Обосновалась в Коринфе. Прославилась красотой и непомерным стяжательством. Брала плату не только за свое тело, но и за простую беседу. Цена десять тысяч драхм возмутила оратора Демосфена. Л. со смехом ответила, что не делает скидок клиентам в зависимости от их положения.
Тем не менее, у Л. имелись свои любимцы. Особой симпатией пользовался философ Диоген Синопский, который шокировал окружающих экстравагантным поведением. Диоген ночевал в пифосе – глиняном сосуде для хранения зерна, испражнялся на крыльце храма и публично занимался мастурбацией. По преданию, Л. погибла в Фессалии, куда отправилась за своим возлюбленным Гиппостратом (Hippostratus). Ревнивые местные женщины подстерегли и забросали ее камнями в храме Афродиты.
Л. часто упоминается в поэтических произведениях, например, в стихотворении А. Пушкина «Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало» (1814).
2) Л. из Коринфа, по отношению к Л. из Гиккары называемая Старшей. Упоминания о ней относятся к периоду Пелопоннеской войны 431—404 до н. э. Среди ее многочисленных клиентов были скульптор Мирон, философ Аристипп, олимпийский чемпион Евботас и др. Согласно преданиям, умерла от чревоугодия и пьянства в Коринфе.
Лит.: de Sacy Claude Louis Michel. Les amours de Laïs: histoire grecque. Cuissart, 1765; Bénigne de Le Goux de Gerland. Histoire de Laïs, courtisanne grecque. Paris, 1774; Земеруа А., Цайдлер П. Великие куртизанки: Исторические новеллы. Москва, 1992; Бретон Ги. Истории любви и истории Франции. Москва, 1993; Муромов И. А. 100 Великих куртизанок. Москва, 2003.
Анри Дезире (Landru Henri Désiré) (1869—1922), французский серийный убийца.
Родился 12 апреля 1869 в Париже. Младший сын шофера Жюльена Ландрю и портнихи Флоры Хенрикель. Отец покончил самоубийством при невыясненных обстоятельствах 28 августа 1912 в Булонском лесу. Мальчик посещал церковную школу, считался прилежным учеником. Прислуживал дьякону и пел в хоре в церкви Сан-Луи-ан-Иль. Отлавливал бродячих кошек, шкурки которых сдавал на изготовление лечебных поясов. В 1889 был призван в армию, дослужился до звания сержанта. Демобилизовался в 1893; по слухам, сожительствовал со своей двоюродной сестрой, которая родила от него дочь. 7 октября 1893 женился на знакомой с юности Мари-Катрин Реми. В браке родилось четверо детей: Генриетта, Морис Александр, Сюзанна и Шарль.
С 1893 по 1900 Л. отчаянно, но безуспешно пытался найти источник дохода. Дважды привлекался к уголовной ответственности. В 1904 осужден на два года тюрьмы, в 1906 – на тринадцать месяцев за мелкое мошенничество. В 1909 получил три года за попытку многоженства. Каждый раз освобождался досрочно, благодаря психиатрическому заключению о тяжелой наследственности. На свободе организовал несколько неудачных афер с недвижимостью и окончательно разорился. В 1914 суд заочно приговорил Л. к пожизненной депортации во Французскую Гвиану.
Не располагая иными средствами, Л. решил снова заняться ремеслом брачного афериста. Для этой цели в феврале 1914 Л. опубликовал в вечерних газетах объявление: «Вдовец 43 лет с двумя детьми желает познакомиться с вдовой или одинокой женщиной в возрасте от 35 до 45 лет с целью женитьбы». Расчет оказался верным. Первая мировая война унесла десятки тысяч жизней молодых мужчин. Во Франции, как и во всей Европе множество женщин мечтали выйти замуж.
Первой в сети Л. попала тридцатичетырехлетняя вдова Жанна Мария Куше (Jeanne-Marie Cuchet). По просьбе Л., она открыла совместный счет в банке в Шантийи и бесследно исчезла в феврале 1915. Вместе с ней пропал ее семнадцатилетний сын Андре. 15 июня 1915 та же участь постигла уроженку Аргентины Терезу Лябор-Линь (Thérèse Laborde-Line). 3 августа 1915 исчезла 51-летняя Мари-Анжелик Гюйен (Marie-Angélique Guillin). В декабре 1915 пропала 55-летняя домохозяйка Берта-Анна Хеон (Berthe-Anna Héon) из Гавра.
В 1916 случилось всего одно исчезновение: 27 декабря пропала 44-летняя секретарша Анна Колломб (Anne Collomb). Зато в 1917 число жертв резко возросло: 12 апреля – 19-летняя служанка Андре Бабеле (Andrée-Anne Babelay); 19 августа – вдова Селестин Бюиссон (Célestine Buisson); 26 ноября – 38-летняя разведенка Луиза Жом (Louise-Joséphine Jaume). 5 апреля 1918 пропала еще одна разведенная дама – 33-летняя портниха из Арля Мари Паскаль (Anne-Marie Pascal); 13 января 1919 – бывшая проститутка Мари Маршадье (Marie-Thérèse Marchadier).
Л. представлялся своим жертвам под вымышленными именами и завлекал их на арендованные виллы в Вернуйле и Гамбе, неподалеку от Версаля. Не предъявлял никаких удостоверений под предлогом, что они потерялись во время немецкой оккупации. Серия исчезновений продолжалась вплоть до 1919, пока в полицию не обратилась сестра мадам С. Бюиссон. Она вспомнила адрес одной из вилл, о который слышала от сестры. Л. был задержан по подозрению в мошенничестве и присвоении чужих денег. Однако, во время обысков обнаружились улики куда более серьезных преступлений. Записная книжка Л. содержала учетные данные 283 женщин: внешность, возраст, родственные связи, имущественное положение и др. На вилле в Гамбе были обнаружены останки трех собак, принадлежавших мадемуазель М. Маршадье, на вилле в Вернуйле – дамское нижнее белье и обувь.
Следствие установило, что Л. совершал убийства одним и тем же способом: душил жертву, а затем расчленял труп и сжигал останки в кухонной печи. Вплоть до самого ареста он вел себя, как примерный семьянин: вкладывал награбленные деньги в семейный бюджет и добросовестно исполнял супружеские обязанности. 7 ноября 1921 Л. предстал перед судом в Версале. На процессе выступили ок. ста пятидесяти свидетелей. Подсудимый признал себя виновным в ограблении, однако наотрез отрицал убийства. Он держался необычайно спокойно, иногда даже дерзко, не проявляя признаков раскаяния. Речь прокурора неоднократно прерывал криками: «Покажите мне тела!»
Несмотря на виртуозную защиту адвоката Моро-Жоффри, 30 ноября 1921 Л. был приговорен к смертной казни. 24 февраля 1922 президент Франции А. Мильеран отклонил прошение о помиловании. Ок. шести часов утра 25 февраля 1922 Л. окончил свою жизнь на гильотине. Перед казнью он отказался от исповеди, а на вопрос убил ли он одиннадцать человек, ответил: «А вот это мой маленький секрет, господин капеллан».
Чудом избежала гибели от рук Л. певица кабаре Фернанда Сегре (Fernande Segret). Впоследствии она работала детской медсестрой в Ливане. Вернулась на родину только в 1963. Посмотрев фильм Клода Шаброля «Ландрю» (1962), Ф. Сегре посчитала, что ей нанесен моральный вред, т.к. режиссер показал ее обнаженной в постели. Она потребовала денежной компенсации в размере двухсот тысяч франков. Суд снизил сумму до десяти тысяч, поскольку «Ландрю можно считать исторической личностью и его жизнь принадлежит общественности». Ф. Сегре страдала хронической болезнью позвоночника, последние годы жила в доме для престарелых. Покончила с собой 22 февраля 1972, накануне 50-летней годовщины казни Л. На ее ночном столике осталось прощальное письмо и фотография Л., которого она, по-видимому, не могла забыть до конца жизни.
Потомки Л. неоднократно подвергались публичным оскорблениям и угрозам. Сын Л. Морис трижды менял фамилию, чтобы избежать преследований шантажистов. Зато сам Л. удостоился посмертной славы и репутации Синей бороды. Его судьба легла в основу фильма Ч. Чаплина «Месье Верду» («Monsieur Verdoux», 1948). В литературе: роман испанского писателя Рамона Гомес де ла Серна «El chalet de las rosas» (1923). В театре: пьеса Лорена Рюкье «Landru» (2005). На телевидении: французский сериал «Désiré Landru» (2005) режиссера Пьера Бутрона с Патриком Тимситом в главной роли. Певец Серж Гинсбур посвятил Л. песню «Sait-on jamais où va une femme quand elle vous quitte» (1963). Восковая статуя Л. выставлена в музее мадам Тюссо.
Лит.: Beraud Henri, Bourcier Emmanuel, Salmon André. L’affaire Landru, Paris, 1924; Mackenzie F.A. Landru. New York, 1928; Bertin Claude. Les assassins célèbres: Landru. Éditions de Saint-Clair, 1966; Bardens Dennis. The Ladykiller: The Life of Landru, the French Bluebeard. London, 1972; Cohen S.T. Landru, l’assassin bien-aimé. Paris, 1975; Pottecher Frederic. Les grands procès de l’histoire, Paris, 1981—1982; Decaux Alain. Les assassins, Paris, 1986; Boudard Alphonse. Les grands criminels, Paris, 1989; Darmon Pierre. Landru. Paris, 1994; Decaux Alain. C'était le XXe siècle. Tome 1, De la Belle Époque aux Années folles, Paris, 1996; Sagnier Christine. L’affaire Landru. Paris, 1999; Jaeger Gérard A. Landru: bourreau des cœurs. Paris, 2005; Biagi-Chai Francesca. Le cas Landru à la lumière de la psychanalyse. Paris, 2007.
Нинон (L’Enclos Ninon; иногда de Lenclos или de Lanclos) (между 1615—1623 – 1705), французская куртизанка.
Родилась 10 ноября 1620 (?) в Париже. Единственная дочь туреньского дворянина Генриха де Ланкло и его супруги, урожденной Ракони, из старинной орлеанской семьи. При крещении получила имя Анна; в домашнем кругу всегда звалась Нинон. В 1632 отец девочки был выслан из Франции за участие в дуэли. После смерти матери в 1642, осиротевшая Л. воспитывалась в женском монастыре. Знала несколько иностранных языков, великолепно играла на лютне и клавесине. Увлекалась произведениями М. Монтеня, прониклась философией эпикурейства.
Н. де Ланкло. Гравюра А. Купе
Л. вернулась в Париж в 1644 и быстро удостоилась неофициального титула Королева куртизанок. Восхищенный Горацио Уолпол называл ее «богоматерью любви» («Notre Dame des Amours»). Л. существенно отличалась от М. Делорм тем, что часто выбирала любовников по велению сердца, а не ради материального вознаграждения. Кардинал А. Ришелье предлагал ей за свидание наедине 50 тысяч экю, однако получил отказ: «я отдаюсь, но не продаюсь». Расположением Л. пользовались такие вельможи, как кузен Людовика III Гаспар де Колиньи, герцог Франсуа де Ла Рошфуко, граф Сен-Эвремон, граф де Грамон, и мн. др. Остроумные высказывания Л. охотно повторялись при дворе: «Если бы мужчины знали женские слабости, они бы всегда добивались успеха», «Любовь – это пьеса с очень короткими действиями и длинными антрактами, которые надо суметь заполнить хорошими интермедиями» и др.
Л. никогда не выходила замуж, но родила несколько внебрачных детей. Отцом одного из них был Луи де Морней, маркиз де Вилларсо (Louis de Mornay, Marquis de Villarceaux; 1619—1691), связь с которым продолжалась с 1652 по 1655. Свободный образ жизни и колкие замечания в адрес церкви привели к тому, что в 1656 Л. была заключена в монастырь Мадлонетт по настоянию королевы Анны Австрийской. Освободилась благодаря заступничеству шведской королевы Кристины.
Л. обладала несомненными художественными способностями. В 1659 опубликовала роман «Мстительная кокетка» («La coquette vengee»). В 1667 устроила салон в своем комфортабельном доме по улице Турнелль, 36. Он вошел в историю как Отель Сагонн (l’hotel de Sagonne). Ежедневно, начиная с девяти утра, салон наполнялся гостями. К числу постоянных посетителей принадлежали Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Расин, Ф. Ментенон и мн. др. По воспоминаниям, молодой Мольер прислушивался к советам Л. при создании своей пьесы «Тартюф». Позднее он вывел ее в образе Селимены в пьесе «Мизантроп». Л. изображена также в романе Мадлен де Скюдери «Клелия» (1654—1660) под именем Кларисса.
Зимой 1667 Л. увлеклась юным Альбертом де Вилье. Во время любовного свидания неожиданно выяснилось, что он приходится ей родным сыном, который пропал сразу после рождения. Раскаяние юноши было столь велико, что он наложил на себя руки. До глубокой старости Л. была окружена поклонниками. В 77 лет завела роман с аббатом Франсуа де Шатонеф (François de Châteauneuf; ок. 1645—1708). Каноник Николя де Жедуэн (Nicolas Gédoyn; 1677—1744) признавался, что постоянно испытывает муки ревности.
За несколько месяцев до смерти Л. написала завещание, по которому оставила две тысячи франков 13-летнему студенту иезуитского колледжа Франсуа Мари Аруэ. Впоследствии он стал известен всему миру под именем Вольтер.
Л. скончалась 17 октября 1705 в Париже.
Мемуарные письма Л. к маркизу де Севинье («Lettres de Ninon de L’Enclos au marquis de Sévigné») впервые увидели свет в 1750 и затем неоднократно переиздавались. Л. часто становилась героиней литературных произведений: Armand Henrion. «Ninon de l’Enclos» (1804); Eugène de Mirecour. «Mémoires de Ninon de Lenclos» (1857); Франс Рош «Нинон де Ланкло, женский ум, мужское сердце» (1998) и др.
Лит.: Colombey Emile. Ninon de Lenclos et sa coeur. Paris, 1858; Cantel J. La vraie Ninon de Lenclos. Paris, 1895; Bret M. Ninon de Lenclos. London, 1904; Kendrick Hayes Helen. The real Ninon de L’Enclos. London, 1908; Rowsell Mary C. Ninon de L’Enclos and her century. London, 1910; Galopin Arnould. Ninon de Lenclos: d’apès sa correspoance amoursuse, les témoignages et les récits de ses contemporains. Paris, 1910; Magne Émile, Scott Stevenson Gertrude. Ninon de Lanclos. New York, 1926; Austin Cecil. The immortal Ninon: a character-study of Ninon de l’Enclos. London, 1927; Nozière. La vie amoureuse de Ninon de Lanclos. Paris, 1928; Nalli Paolo. Ninon de Lanclos. Firenze, 1935; Goudal Jean. Ninon de Lanclos une grande courtisane au siècle de Louis XIV. Paris, 1937; Arnaud Lella. Ninon de Lenclos. Paris, 1958; Girardet Philippe. Le destin passionné de Ninon de l’Enclos. Paris, 1959; Colombey Emile. Correspondance authentique de Ninon de Lenclos. Genéve, 1968; Cohen Edgar H. Mademoiselle Libertine; a portrait of Ninon de Lanclos. Boston, 1970; Gordeaux Paul. Ninon de Lenclos. Paris, 1981; Duchêne Roger. Ninon de Lenclos, la courtisane du Grand Siècle. Paris, 1984; Erlanger Philippe. Ninon de Lenclos et ses amis. Paris, 1985; Danclos Annie. Ninon de Lenclos et le XVIIe siècle. Paris, 1985; Roche France. Ninon de Lenclos: femme d’esprit, homme de cœur. Paris, 1988; Hamel Françoise. Notre dame des amours: Ninon de Lenclos: biographie. Paris, 1998; Duchêne Roger. Ninon de Lenclos, ou, la manière jolie de faire l’amour. Paris, 2000; Porro Alberto. Ninon de Lenclos. Firenze, 2002; Debriffe Martial. Ninon de Lenclos – La belle insoumise. Paris, 2002; Godard Jocelyne. Les amours de Ninon de Lenclos: les mille amants. Paris, 2003.
Мария Луиза Элизабет фон (Larisch-Wallersee Marie Louise Elisabeth von) (1858—1940), австро-венгерская графиня.
Родилась 24 февраля 1856 в Аугсбурге. Урожденная Мария Луиза Элизабет Мендель (Marie Louise Elizabeth Mendel). Внебрачная дочь герцога Баварского Людвига Вильгельма (Ludwig Wilhelm; 1831—1920) и Г. Мендель. Воспитывалась вдали от двора в обстановке всеобщего обожания и вседозволенности. С детства отлично ездила верхом и фехтовала. В 1869 посетила Вену и произвела самое наилучшее впечатление на сестру Людвига Вильгельма императрицу Элизабет. Получила должность фрейлины и благословение на брак с графом Георгом Лариш-Меннихом (Georg Larisch-Moennich; 1855—1928). После свадьбы, которая состоялась 20 октября 1877, молодые поселились в родовом замке мужа Троппау в Силезии. Однако, спустя два года брак фактически распался. Отцовство двух детей, рожденных в период замужества (Франц Йозеф, г.р.1878 и Мария Валерия, г.р. 1879), вызывало большие сомнения у современников.
Л.-В. жила на широкую ногу, регулярно делала крупные долги, оплачивать которые приходилось членам королевской семьи. Вошла в доверие к баронессе Хелене Вечере. В дальнейшем сыграла не совсем благовидную роль сводницы между ее дочерью М. Вечерой и кронпринцем Рудольфом Австрийским (1858—1889). После их загадочной гибели в замке Майерлинг 30 января 1889, Л.-В. лишилась расположения императрицы и была удалена от двора.
В 1894 Л.-В. родила от неустановленного отца сына Карла, после чего муж настоял на разводе. 15 мая 1897 в Мюнхене вышла замуж за музыканта Отто Брукса (Otto Brucks, 1854—1914), родила от него сына Отто (1899—1977). Поддерживала близкие отношения с поэтом Т. С. Элиотом, который посвятил ей известное стихотворение «The Waste Land». В 1913 Л.-В. получила ок. 25 тысяч долларов от императора Франца Иосифа, шантажируя его некими компрометирующими документами. Опубликовала мемуары («Meine Vergangenheit», Berlin, 1913), по всей видимости, написанные профессиональным журналистом и не отличающиеся достоверностью.
Вторая половина жизни Л.-В. была омрачена финансовыми неурядицами и чередой утрат. Один за другим скончались трое ее детей и второй муж. В поисках лучшей доли, в 1924 Л.-В. эмигрировала с сыном Карлом в США. Сильно бедствовала, работала по найму, в т.ч. даже уборщицей. 2 сентября 1924 в третий раз вышла замуж за некоего Уильяма Мейерса (William H. Meyers), врача-натуропата из Нью-Джерси. Развелась с ним в 1928; в 1929 после смерти сына вернулась в Европу.
Л.-В. умерла 4 июля 1940 в доме для престарелых в Аугсбурге; похоронена в Мюнхене на кладбище Остфрейдхоф.
Лит.: Neubert Ladislav, Starý Ivan, Fulín Miloslav. Láska a krev: Skandál kolem Mayerlingu. Praha, 1993; Sokop Brigitte. Jene Gräfin Larisch. Marie Louise Gräfin Larisch-Wallersee, Vertraute der Kaiserin. Wien, Köln, 2006; Alexandra Rebrová. Příběh manželství Larisch-Mönnichů. Karviná, 2007.
Ева (Le Gallienne Eva) (1899—1991), американская театральная актриса.
Родилась 11 января 1899 в Лондоне. Дочь англичанина французского происхождения Ричарда Ле Галльена, поэта—декадента, прославившегося многочисленными любовными похождениями и его второй жены, датской журналистки Джулии Норрегард. Родители развелись, когда Л.Г. было три года. В детские годы попеременно жила то с матерью в Париже, то с отцом в Лондоне. Дебютировала на сцене в 1914 в одной из пьес М. Метерлинка. В 1915 вместе с матерью переехала в США. Выступала в провинциальных театрах Аризоны и Калифорнии. После удачных гастролей по Европе, вернулась в Нью-Йорк и вскоре стала звездой Бродвея в пьесах А. Ричмана («Not So Long Ago», 1920) и Ф. Молнара («Liliom», 1921).
В 1926 создала собственный театр (Civic Repertory Theatre). Проект финансовала любовница Л.Г., наследница золотого рудника в Колорадо Алиса ДеЛамар (Alice DeLamar). Ведущие роли исполняли их близкие подруги – актрисы Маргарет Вебстер и Шерил Крауфорд. В 1928 Л.Г. добилась крупного успеха в пьесе Г. Ибсена «Гедда Габлер». Театр Civic Repertory просуществовал вплоть до конца 1930-ых.
В артистических кругах Нью-Йорка Л. Г. была хорошо известна как одна из самых убежденных лесбиянок. Являлась членом т.н. кружка кройки и шитья – привилегированного голливудского сообщества лиц бисексуальной и лесбийской ориентации. Вместе с тем, тщательно оберегала свою репутацию от внимания широкой публики. Начиная с 1918 Л.Г. состояла в интимной связи с А. Назимовой, находившейся тогда на вершине славы. Была близка также с актрисами Беатрис Лилли (Beatrice Lillie, 1894—1989), Лореттой Тейлор (Laurette Taylor 1884—1946) и др.
Вместе с Т. Банкхед, Эстель Винвуд (Estelle Winwood, 1883—1984) и Блайт Дейли (Blyth Daly, 1901—1971?) входила в т. н. Четверку всадников Элгонкуина (The Four Horsemen of the Algonquin) – группу писателей, критиков и актеров, собиравшихся в нью-йоркском отеле «Algonquin».
В 1920 отношения с А. Назимовой прекратились из-за взаимной ревности. Тем не менее, А. Назимова еще долгое время покровительствовала Л. Г. В 1921 Л. Г. подверглась изнасилованию прямо в собственной гримерной. По всей видимости, она хорошо знала насильника, но не назвала его имени в полиции и отказалась от возбуждения уголовного дела.
Моральную поддержку Л. Г оказала М. Акоста. Вплоть до 1925 подруги вместе путешествовали; побывали в Париже, где посещали салон Н. Барни. Специально для Л. Г. М. Акоста написала две пьесы («Sandro Botticelli», 1923 и «Jeanne d’Arc», 1925), не имевшие коммерческого успеха. В 1926 Л. Г. вышла замуж за актера Безиля. Ретбоуна (Basil Rathbone, 1892—1967), исполнителя роли Шерлока Холмса в фильме «Собака Баскервиллей» (1939). Этот брак носил характер социального прикрытия и служил целям создания положительного имиджа супругов.
Зимой 1927 Л. Г. проходила свидетельницей в громком бракоразводныом процессе актера Роберта В. Белла. Он обвинил свою жену Джозефину Хатчинсон (Josephine Hutchinson, 1903—1998) в любовной связи с Л. Г. В ходе судебного разбирательства были оглашены многие шокирующие подробности. Л. Г. сильно опасалась за последствия разгоревшегося скандала. По утверждению биографа Р. Снейка, в этот период Л. Г. злоупотребляла алкоголем и искала сочувствия у малознакомых людей: «Если у вас когда-нибудь появится желание стать лесбиянкой, не делайте этого. Вся ваша жизнь превратиться в трагедию». В 1930 Д. Хатчинсон официально развелась с мужем и продолжила работать в труппе Л. Г. Близкие отношения между ними сохранялись несколько десятилетий.
Артистическая судьба Л. Г. сложилась весьма успешно. Весной 1927 она поставила в своем театре пьесу Э. Дикинсон «Alisons house», получившую Пулитцеровскую премию. Огромную популярность принесло Л. Г. исполнение роли Питера Пена в одноименной пьесе. В общей сложности спекталь прошел 129 раз. Во время Великой американской депрессии президент Т.Рузвельт предлагал Л. Г. возглавить руководство всеми национальными театрами, но она отказалась. В конце 1950-ых Л. Г. вновь напомнила о себе исполнением роли Елизаветы в пьесе «Мария Стюарт». В 1964 по случаю пятидесятилетия работы на сцене Л. Г. получила премию Оскара. Последний раз появилась на экране в 1984 в эпизоде телевизионного сериала «Сент Элсевер». Заслуги Л. Г. были оценены Национальной Медалью искусств в 1986.
До конца жизни Л. Г. продолжала тщательно скрывать свои истинные сексуальные предпочтения. В 1960 увидела свет книга М. Акосты «Здесь находится сердце», в которой она описала закулисные нравы Голливуда и поименно назвала своих любовниц. Л