Мария (Walewska Marie) (1786—1817), польская графиня.
Родилась 7 декабря 1786 в родовом замке Кернозия в лодзинском воеводстве. Дочь богатого помещика, графа Матвея Лещинского и его жены Евы Заборовской. Отец умер незадолго до ее рождения. Воспитывалась вместе с шестью братьями и сестрами. Получила домашнее образование. Одним из наставников девочки был Николай Шопен, отец композитора Фредерика Шопена. В 1804 вышла замуж за графа Афанасиуса Колонна-Валевски, который был значительно старше нее. В 1805 у супругов родился сын Антоний Рудольф Базиль – по некоторым сведениям, незаконнорожденный ребенок, зачатый В. еще до брака.
В. впервые встретила императора Наполеона I Бонапарта в 1806 во время его визита в Варшаву. По рассказам очевидцев, она выбежала из толпы навстречу императору, которого поляки считали своим освободителем. В дневнике В. сохранилась запись: «Наполеон приподнял шляпу, поклонился, я не разобрала, что он говорил мне, потому, что была охвачена возникшим чувством… Наполеон взглянул на меня внимательно, взял букет, оказавшийся в карете и сказал: Возьмите это как залог моих лучших намерений, надеюсь мы увидимся в Варшаве и вы еще отблагодарите меня». Новая встреча произошла 17 января 1807 на балу у графа Станислава Потоцкого. Все присутствующие обратили внимание, что В. произвела на императора неизгладимое впечатление. Местные патриоты убеждали В. не отвергать ухаживаний Наполеона ради блага и независимости Польши.
В. не сразу поддалась на уговоры. По всей вероятности, она искренне влюбилась в Наполеона. Нескольких месяцев В. тайно посещала императора в его резиденции в Королевском замке. В апреле 1807 она отправилась за ним в Финкенштейн, Восточная Пруссия, куда он перенес свою штаб-квартиру. Связь с императором ни для кого не была секретом. Тем не менее, ревностная католичка В. тщательно соблюдала внешние приличия и старалась не показываться на глаза штабным офицерам, некоторые из которых были ее знакомыми и даже родственниками.
Ф. Жерар. Портрет М. Валевска. 1812
В 1809 В. последовала за Наполеоном в Вену. Разместилась неподалеку от его резиденции во дворце Шенбрунн. Почувствовав себя беременной, вернулась на родину. 4 мая 1810 в Валевицах В. родила сына Александра Йозефа. Хотя отцовство несомненно принадлежало Наполеону, ребенок получил фамилию законного супруга А. Колонна-Валевского. Император подарил сыну обширный земельный надел в Неаполитанском королевстве.
Осенью 1810 В. вместе с двумя детьми прибыла в Париж. Открыто поселилась на рю де Монморанси по соседству с Версалем. Получила от императора огромную ренту в 120 тысяч франков. Вокруг В. сложилась группа польских эмигрантов-заговорщиков, мечтавших о захвате власти. Их поведение сильно раздражало Наполеона. К тому же, у него возникли новые матримониальные планы: он собирался развестись со своей женой Жозефиной и жениться на герцогине Пармской Марии Луизе.
Несмотря на явное охлаждение со стороны Наполеона, чувства В. остались неизменными. 24 августа 1812 она официально развелась с мужем. Встречалась с Наполеоном после поражения французской коалиции в Битве наций в октябре 1813. В начале сентября 1814 В. тайно посетила опального императора в изгнании на острове Эльба. Последний раз виделась с ним после поражения при Ватерлоо 28 июня 1815 в Мальмезоне. За свою преданность В. получила от современников прозвище «польская Лавальер».
Летом 1816 В. переехала в Брюссель. 7 сентября 1816 вышла замуж за своего дальнего родственника графа Филиппа Антуана д’Орнано (Philippe Antoine d’Ornano). 9 июня 1817 в Льеже родила сына Рудольфа Огюста.
Вскоре после родов здоровье В. ухудшилось. Она скоропостижно скончалась 11 декабря 1817 в Париже. Перед смертью успела закончить свои мемуары. Сердце В. похоронено в семейном склепе д’Орнано на кладбище Пер Лашез в Париже, а тело доставлено в Польшу и погребено в семейном склепе замка Кернозия.
История В. воссоздана в фильме режиссера Кларенса Брауна «Conquest» (1937) с Г. Гарбо в главной роли, а также в нескольких телесериалах.
Лит: Masson Frederic. Marie Walewska. Paris, 1897; Philippe Antoine Ornano. Life and Loves of Marie Walewska. London, 1934; Omano Philippe Antoine. Marie Walewska. Paris, 1938; Mauersberg Adam. Maria Walewska. Warsaw, 1938; Kukiel Marian. The fairytale life of Maria Walewska. Warsaw, 1939; Begouen Henri. A proros de Marie Walewska. Toulouse, 1939; Aubry Octave. Marie Walewska. Paris, 1951; Savant Jean. L’afffaire Marie Walewska. 1963; Брандыс М. Мария Валевская. Москва, 1975; Sutherland Christine. Marie Walewska: Napoleon’s great love. New York, 1979; Hotchkiss Christine Alexandra. Marie Walewska. 1979; Maurin-Carcopino Paul. Marie Walewska: le tendre amour de l’Empereur. Narbonne, 1983; Dufresne Claude. Marie Walewska. Paris, 2000.
Рудольфо (Valentino Rudolph) (1895—1926), американский киноактер.
Родился 6 мая 1895 в городке Кастелланета на юге Италии в крестьянской семье. Урожденный Rodolfo Alfonzo Raffaele Pierre Philibert Guglielmi di Valentina D’Antonguolla. Сын ветеринара Джованни ди Валентина Д’Антонгуолла и его жены француженки Марии, урожденной Barbin. Рос избалованным и своенравным ребенком. Закончил сельскохозяйственную школу в Генуе. Опасаясь мобилизации, зимой 1913 эмигрировал в США. На первых порах брался за любую работу, в т. ч. танцором-жиголо в нью-йоркском ресторане «Максим». Пристрастился к алкоголю и кокаину. В 1915 завел роман с женой крупного бизнесмена, чилийкой Бланкой де Саулес (Blancade Saulles, урожденная Blanca Elena Errázuriz Vergara; 1894—1940); выступал свидетелем на ее бракоразводном процессе. Привлекался к уголовной ответственности за сводничество по делу содержательницы публичного дома мадам Тайм. Выпущен под залог в 1500 долларов.
В 1917 В. вместе с оперетточной труппой гастролировал на восточном побережье США. Исполнил несколько второстепенных ролей. По совету актера Норманна Керри решил попробовать свои силы в кино. Выдержал жесткий кастинг на киностудии «Юниверсал». В 1919 сыграл роль коварного злодея в фильме «Eyes of Youth».
В 1921 по рекомендации сценаристки Джун Метьюз (June Mathis) В. получил главную роль в фильме Рекса Инграма «Четыре всадника Апокалипсиса» («The Four Horsemen of the Apocalypse») по роману испанcкого писателя Бласко Ибаньеса. Прокат этого фильма дал рекордный по тем временам доход в 4,5 млн. долларов и вознес В. на вершину славы. Он мгновенно превратился в мирового секс-символа, объект поклонения миллионов зрителей. На протяжении последующих пяти лет В. безоговорочно доминировал в амплуа романтического героя и любовника-латинос. Толпы экзальтированных поклонниц и поклонников буквально преследовали В., ежедневно он получал тысячи писем с признаниями в любви.
Р. Валентино. 1922
На киностудии «Парамаунт» В. успешно снялся в фильмах «Шейх» (The Sheik, 1921), «Кровь и песок» (Blood and Sand, 1922), «Господин Бэкэр» (Monsieur Beaucaire, 1924); «Орел» (The Eagle, 1925), «Сын шейха» (The Son of the Sheik, 1926) и др.
Однако, слащавый кинообраз В. вызывал зависть и раздражение многих его коллег. Критики утверждали, что своим триумфом В. обязан гомосексуальному сообществу Голливуда. Обозреватель «Чикаго Трибюн» в статье, озаглавленной «Розовая пуховка для пудры», негодовал: «Когда же мы будем избавлены от всех этих женоподобных юношей – напомаженных, напудренных, усыпаных драгоценностями, наподобие Руди – анютиных глазок?» В 1959 Кеннет Ангер в книге «Hollywood Babylon» приписал В. гомосексуальные связи с фотографом и кинооператором Полом Ивано (Paul Ivano, 1900—1984), актерами Дугласом Геррардом (Douglas Gerrard, 1891—1950), Жаком Херберто (Jacques Herbertot) и Андре Давеном (André Daven, 1900—1981).
Личная жизнь В. сложилась весьма запутанно. 6 ноября 1919 он неожиданно женился на актрисе Джин Акер (Jean Acker; урожденная Harriet Acker, 1893—1978). Родилась 23 октября 1893 в Трентоне, штат Нью-Джерси. Играла второстепенные роли в водевилях. В 1919 перехала в Голливуд, стала любовницей и протеже А. Назимовой. Брак фактически не был осуществлен, поскольку в первую же ночь Д. Акер сбежала к своей подруге актрисе Грейс Дармонд (Grace Darmond, 1893—1963).
Во время работы над фильмом «Uncharted Seas» в 1921 В. познакомился с Н. Рамбовой. По утверждению биографа Э. Лейдер, на съемках фильма «Camille» (1921), в котором В. играл роль Армана Дюваля, между ним, А. Назимовой и Н. Рамбовой и образовался любовный треугольник, который завершился тем, что В. сделал Н. Рамбовой предложение. Бракосочетание состоялось 13 мая 1922 в Мексике. На церемонии присутствовали Мери Пикфорд, Дуглас Фербенкс, Глория Свенсон и другие звезды немого кино. По возвращении из турне В. был немедленно арестован за двоеженство, поскольку не оформил официального развода с Д. Акер. В. вышел на свободу под залог в десять тысяч долларов, внесеный Н. Рамбовой.
В 1923 суд признал право Д. Акер называться миссис Рудольфо Валентино. Бывшие супруги помирились спустя несколько лет. Уже после смерти В. Д. Акер посвятила его памяти песню «Мы встретимся в конце пути» («We Will Meet at the End of the Trail»). Всю оставшуюся жизнь Д. Акер провела с Хлоей Картер (Chloe Carter), бывшей танцовщицей кабаре «Ziegfeld Follies». Умерла 16 августа 1978 в Лос-Анжелесе.
14 марта 1923 В. заключил повторный брак с Н. Рамбовой. Однако, вскоре в семье начались конфликты, связанные с разницей мировоззрений. В. придерживался усвоенных с детства патриархальных семейных традиций. Н. Рамбова не оправдала его ожиданий как примерная домохозяйка и хранительница очага. В творческом плане союз с Н. Рамбовой также оказался неудачным. Она создала сценические костюмы для ряда фильмов В. («The Young Rajah», «Moran of the Lady Letty» и др.), которые провалились в прокате. Кризис в отношениях супругов наступил в 1925. В. заключил договор с кинокомпанией «Юнайтед Артистс», по которому Н. Рамбовой запрещалось присутствовать на его съемках. Взаимные обиды зашли так далеко, что В. переписал свое завещание, демонстративно оставив ей в наследство один доллар.
Напряженная работа, а также злоупотребления алкоголем и наркотиками отразились на здоровье В. 15 августа 1926 он попал в больницу с приступом острого аппендицита и язвы желудка. Его состояние осложнилась перитонитом после неудачно сделанной операции. Предчувствуя кончину, В. обменялся двумя примиряющими телеграммами с Н. Рамбовой, которая находилась в Европе. 23 августа 1926 В. впал в кому и скончался в одном из госпиталей Нью-Йорка.
Скоропостижная смерть В. стала настоящим шоком для всей Америки. Похороны превратились в более чем стотысячную демонстрацию его поклонников, в основном женщин. Роскошный гроб из ценных пород дерева сопровождал почетный караул чернорубашечников, якобы, присланный по специальному распоряжению Б. Муссолини. Проститься с кумиром пришли его бывшие жены и любовницы. Актриса Пола Негри (Pola Negri, 1897—1987) устроила истерику, утверждая, что является его невестой.
Уже на следующий день после смерти В. семь домохозяек добровольно покончили с собой в знак скорби. Во многих городах США возникли клубы его памяти. Поклонники вызывали дух В. во время спиритических сеансов. В годовщину смерти его могила на кладбище Сансет в Голливуде покрывалась грудами цветов. Эпидемия самоубийств продолжалась несколько десятилетий. Лишь в 1956 в одной из газет появилось сообщение: «Впервые за 30 лет ни одна женщина не посетила могилу Валентино».
Постоянный интерес к личности В. проявляют деятели искусств. Американский писатель Джон Дос Пассос составил биографию В. для трилогии «США» (1936). Образ В. воссоздан Энтони Декстером в фильме Люиса Аллена («Valentino», 1951); Р. Нуреевым в фильме Кеннета Рассела («Valentino», 1977). Судьбе В. посвящен фильм Владислава Козлова «Silent Life» (США, 2012). В 1961 памятник В. был установлен в его родном городе Кастелланета. В 1972 утверждена кинематографическая премия имени В., которой удостаивались Леонардо Ди Каприо, Мартин Скорсезе и др.
Лит.: Oberfirst Robert. Rudolph Valentino, the man behind the myth. New York, 1962; Mackenzie Norman A. The magic of Rudolph Valentino. London, 1974; Scagnetti Jack. The intimate life of Rudolph Valentino. Middle Village, N. Y., 1975; Walker Alexander. Rudolph Valentino. New York, 1976; de Recqueville Jeanne. Rudolph Valentino. Paris, 1978; Morris Michael. Madam Valentino: the many lives of Natacha Rambova. New York, 1991; Cawthorne Nigel. Sex Lives of the Hollywood Idols. London, 1997; Botham Noel. Valentino: The First Superstar. London, 2002; Leider Emily Wortis. Dark Lover: The Life and Death of Rudolph Valentino. New York, 2003; Parish James Robert. The Hollywood Book of Scandals: The Shocking, Often Disgraceful Deeds. New York, 2004; Ellenberger Allan R., Ballerini Edoardo. The Valentino Mystique: The Death And Afterlife Of The Silent Film Idol. Jefferson, 2005.
Амалия (Wallmoden Amalie Sophie Marianne von) (1704—1765), фаворитка английского короля Георга II Великого (1683—1760).
Родилась 1 апреля 1704 в Ганновере. Дочь генерала Йоханна Франца Дитриха фон Вендта и его жены Фредерики Шарлоты, урожденной фон дем Буше. Некоторые родственники В., по слухам, отличались распутным поведением. Так, ее бабушка Мария ок. 1670 являлась любовницей короля Георга I. Отец В., судя по сохранившейся переписке, находился в гомосексуальной связи с младшим братом Георга I Эрнстом Августом, герцогом Йоркским и Олбанским.
В 1727 В. вышла замуж за Готлиба Адама фон Вальмодена (? -1752), военного коменданта Ганновера. Родила в браке сына Франца Эрнста. Знакомство с Георгом II произошло в 1735, во время его визита в Ганновер. Любовное увлечение короля встревожило его жену Каролину и премьер-министра Роберта Уолпола. Они опасались, что католичка В. начнет вмешиваться во внешнеполитические дела государства. В. быстро вытеснила прежних фавориток Генриетту Говард и графиню Делорейн. 22 апреля 1736 она родила от короля внебрачного ребенка Йоханна Людвига, получившего титул графа Вальмоден-Гимборн (1736—1811, Wallmoden-Gimborn).
В. не обладала особой привлекательностью. В 1738 виконт Чарльз Таунсенд описал В. как брюнетку «Среднего роста, с прекрасными черными глазами и хорошей фигурой. В ней не было ничего приметного, но она производила самое приятное впечатление». Тем не менее, Георг II считал ее красавицей. Портрет В. постоянно висел в его спальне напротив ложа.
Связь короля с В. получила широкую огласку в обществе. Поэт Самуэль Джонсон посвятил ей сатирическую поэму «Лондон» (1739). В 1739 В. развелась с мужем, а в 1740 натурализовалась в Великобритании. Вместе с гражданством она получила титул графини Ярмутской и пенсию в четыре тысячи фунтов. В 1750-ые В. занимала апартаменты в Сент-Джеймском дворце и пользовалась огромным влиянием. В 1760 Георг II завещал ей крупное состояние. 25 октября 1760 В. вернулась к себе на родину в Ганновер. Умерла от рака молочной железы 19 или 20 ноября 1765. Оставила после себя книгу воспоминаний «The muff; or, One good turn deserves another. A court tale. Humbly inscribed to Madame de W-lm-n» (1740).
Лит.: Rigg J. M. Wallmoden, Amalie Sophie. In Lee Sidney, Blake Robert, Nicholls Christine Stephanie. The Dictionary of National Biography: From the Earliest Times to 1900. Oxford, 1909; Mijndert Bertram. Georg II. König und Kurfürst. Göttingen, 2004; Panzer Marita A. Englands Königinnen. Von den Tudors zu den Windsors. München, Zürich, 2008.
См. КАТТАНЕИ
См. ЭЛЬБЕ
Отто (Weininger Otto) (1880—1903), австрийский философ и писатель.
Родился 3 апреля 1880 в Вене в буржуазной еврейской семье. Сын известного ювелира Леопольда Вейнингера, отличавшегося жестким и деспотическим характером. Мать Адельхайд умерла в 55 лет от туберкулеза. Вырос среди шести своих братьев и сестер, четверо из которых умерли, не достигнув совершеннолетия.
Окончил среднюю школу, в июле 1898 поступил на философский факультет Венского университета. Особенно интересовался психологией, медициной и другими естественными науками. Посещал лекции Зигмунда Фрейда и Людвига Больцманна. Проявил необычайные способности к языкам. В совершенстве владел греческим, латинским, английским и французским языками, мог общаться на испанском, итальянском и датском. Осенью 1901 закончил исследование «Эрос и душа» («Eros and the Psyche»), посвященное врожденной бисексуальности человека. З. Фрейд, который считал эту тему своей интеллектуальной собственностью, обвинил В. в плагиате и препятствовал публикации книги. В 1902 В. получил ученую степень кандидата наук. Вскоре после этого отказался от иудаизма и крестился по протестантскому обряду.
В. вел уединенный образ жизни, часто менял адрес местожительства. Участвовал в заседаниях Венского философского общества. Страстно увлекался музыкой и театром, сам писал стихи. Восхищался Р. Вагнером, чью оперу «Парсифаль» услышал в 1902 в Байрейте. Специально ездил в Христианию (ныне Осло), чтобы увидеть постановку пьесы Г. Ибсена «Пер Гюнт». По всей вероятности, всю жизнь оставался девственником. Часто впадал в глубокую депрессию; признавался своему другу Артуру Герберу в намерении покончить с собой.
Несколько месяцев В. откладывал самоубийство, чтобы закончить работу над своим главным произведением. В июне 1903 в венском издательстве Браумюллер и Ко вышел трактат В. «Пол и характер» («Geschlecht und Charakter. Eine prinzipielle Untersuchung»). Книга, содержавшая принципиально новые подходы к изучению отношений полов, природы женщины, гениальности и еврейства, осталась незамеченной. Более того, подверглась критике со стороны З. Фрейда и профессора П. Мёбиуса. Глубоко разочарованый В. уехал в Италию.
Вернувшись, 3 октября 1903 В. снял комнату в доме 15 по Шварцспаниерштрассе. В этом доме умер Л. Бетховен, которого В. считал величайшим гением человечества. Ночью он написал прощальные письма отцу и брату Рихарду. Утром горничная обнаружила В. лежащим на полу с пулевой раной в сердце. Карета скорой помощи доставила его в госпиталь Allgemeines Krankenhaus. В. скончался не приходя в сознание в половине одиннадцатого утра 4 октября 1903. Проститься с В. пришли С. Цвейг, Л. Виттгенштейн, К. Краус и др. В. похоронен на протестантском кладбище Matzleinsdorf в Вене.
Гибель 23-летнего юноши вызвало огромное сочувствие в обществе. По Вене прокатилась волна самоубийств. Книга В. была переведена почти на все европейские языки и стала мировым бестселлером. Знаменитый шведский писатель А. Стриндберг считал, что В. «вероятно решил самую трудную из всех проблем».
Вместе с тем, взгляды В. постоянно подвергаются ожесточенной критике из-за своей женоненавистнической направленности и осуждения одиозных качеств еврейства. Некоторые идеи В. даже были использованы национал-социалистами для разжигания антисемитизма. По мнению А. Гитлера: «был только один приличный еврей, да и тот застрелился».
Лит.: Lucka Emil. Otto Weininger, sein werk und seine persönlichkeit. Wien, Leipzig, 1905; Swoboda Hermann. Otto Weinigers Tod. Wien, 1923; Abrahamsen David. The Mind and Death of a Genius. New York, 1946; Jünger Friedrich Georg. Otto Weininger. Frankfurt, 1972; Cavaglion Alberto. Otto Weininger in Italia. Roma, 1982; Le Rider Jacques, Leser Norbert. Otto Weininger: Werk und Wirkung. Wien, 1984; Harrowitz Nancy, Hyams Barbara. Jews and Gender: Responses to Otto Weininger. Philadelphia, 1995; Sengoopta Chandak. Otto Weininger: Sex, Science, and Self in Imperial. Chicago, 2000; Luft David S. Eros and inwardness in Vienna: Weininger, Musil, Doderer. Chicago, 2003; Stern David G. and Béla Szabados (eds). Wittgenstein Reads Weininger. 2004; van der Jagt Marek. Otto Weininger, of Bestaat de jood? Duth, 2005.
Публий Марон (Publius Vergilius Maro; анг. Virgil) (70—19 до н. э.), древнеримский поэт.
Биографические сведения о В. весьма скудны и фрагментарны. Родился 15 октября 70 до н. э. близ Мантуи, в деревне Анды. Сын мелкого землевладельца-ремесленника и Магии Поллио, дочери военнноначальника Азиниуса Поллио. В дальнейшем отец поэта занимался пчеловодством и продажей леса. В детстве мальчик часто страдал головными болями. Получил хорошее образование в Кремоне, затем в Медиолане (ныне Милан). Пользовался покровительством Азиниуса Поллио, который хорошо знал Катулла и Горация. В 19-летнем возрасте В. посетил Рим. Через год обосновался в Неаполе, принимал участие в кружке эпикурейцев. Никогда не имел собственной семьи. Получил прозвище Virgin (девственник). Изредка выезжал на Сицилию и в Таренте. В 19 до н. э. В. отправился путешествовать по Греции. В Мегарах почувствовал себя плохо. Скончался 20 сентября 19 до н. э. в Бриндизи.
Перу В. принадлежат три больших поэтических произведения: «Буколики» (греч. пастушество) или «Эклоги» (греч. избранное) (42—39 или 37 до н. э.); «Георгики» (ок. 36—30 до н. э.) и «Энеида» (29—19 до н. э.) В. приписывались и другие творения, но их авторство документально не установлено. «Буколики», основанные на «Идиллиях» Феокрита, представляют собой десять коротких пасторалей в форме диалогов между воображаемыми деревенскими жителями. Их главной темой являются рассуждения о любви, в т. ч. гомосексуальной.
Широкую известность получила вторая эклога «Коридон», носящая автобиографический характер. Праобразами Коридона и его любимца (delicias domini) Алексиса являлись Азиниус Поллио и его юный раб Александр. Коридон не желает воспользоваться своим правом хозяина приказывать бесправному рабу. Он хочет добиться ответного чувства и пускается ради этого на хитрости. Коридон пытается вызвать ревность возлюбленного и пугает его изменой со страстной Амараллис или смуглым Меналком.
В. достиг литературного признания еще при жизни. Современники вставали в его присутствии. В средневековой Европе произведения В. изучались в школах. Данте Алигьери сделал В. своим проводником по загробному миру. Комментаторы «Божественной комедии» отмечали явную терпимость В. к гомосексуалистам в Аду. В 1594 Ричард Барнфилд опубликовал поэму «Нежный пастух» с недвусмысленным подзаголовком «Жалоба Дафниса о любви к Ганимеду». Оправдываясь перед ревнителями морали, автор утверждал, что его произведение всего лишь подражание В.
Творчество В. вдохновило Кристофера Марло. Д. Байрон сделал собственный перевод «Коридона». Анонимный автор «Дона Леона» (поэмы, также приписываемой Д. Байрону) составил список известных гомосексуалистов, который начинался с В. В XVI – XVIII в. в. в России появились подражания поэмы «Энеида» поэтов И. Котляревского и Н. Осипова. В 1924 А. Жид опубликовал трактат «Коридон» («Corydon»), четыре диалога в защиту гомосексуализма.
Лит.: Suetonius: The Life of Vergil; William Hardy Alexander. Publius Vergilius Maro, the poet of a land and of a race. Edmonton, 1930; Ogrodziński Wincenty. P. Vergilius Maro. Lwów, 1933; Bonetto Giovanni. La storia di Enea: riduzione in prosa dell’Eneide di Virgilio. Roma, 1973; Levi Peter. Virgil: his life and times. London, 1998; Haecker Theodor, Ošlak Vinko. Vergilio la patro de Okcidento. Tyresö, 2001.
Поль (Verlaine Paul-Marie) (1844—1896), французский поэт-символист.
Родился 30 марта 1844 в городе Мец, Франция. Единственный сын в семье армейского офицера Николя-Огюста Верлена (Nicolas-Auguste Verlaine) и его жены Элизы Деге (Elisa-Julie-Joseph-Stéphanie Dehee). В 1851 семья поселилась в предместье Парижа Батиньоле. Ребенок с детства отличался слабым здоровьем. Пользовался повышенным вниманием и заботой родителей. В 1853 поступил в частный пансион Ландри, в 1855 перевелся в лицей Бонапарта (будущий Кондорсе). В школьные годы приобрел первый гомосексуальный опыт с одноклассниками. Рано пристрастился к алкоголю; примерно с 17 лет начал посещать злачные заведения.
В 1862 В. служил в канцелярии страховой компании, затем – в муниципалитете IX округа Парижа. На досуге писал стихи, посещал литературные кружки и салоны. Входил в группу «Писатели Парнаса» вместе с Виллье де Лиль-Аданом, Стефаном Маллармэ, Анатолем Франсом и др. В 1866 опубликовал свой первый поэтический сборник «Сатурнийские стихи» («Poèmes saturniens»), сдержанно встреченный критикой. В 1867 под псевдонимом Пабло де Эрланьез издал в Брюсселе сборник «Подруги. Сцены сапфической любви» («Les Amies»): пять из шести сонетов были написаны от женского лица. Литературную известность В. принесли сборники «Галантные празднества» («Les Fêtes galantes», 1869) и «Добрая песня» («La Bonne Chanson», 1870).
11 августа 1870 В. женился на шестнадцатилетней Матильде Моте (Mathilde Mauté), кузине своего приятеля Шарля де Сиври. Венчание состоялось в соборе Нотр-Дам де Клиньянкур на Монмартре. В начале Франко-прусской войны В. вступил добровольцем в Национальную гвардию. В марте-мае 1871 участвовал в восстании Парижской коммуны и даже возглавлял пресс-бюро ее Центрального комитета. В августе 1871 В. вместе с молодой женой поселился в доме ее родителей на улице Николе, 14.
В конце августа 1871 начинающий поэт А. Рембо прислал на отзыв В. несколько своих стихотворений. Они произвели такое впечатление, что В. немедленно пригласил 17-летнего юношу к себе и даже оплатил его проезд. Проживание под одной крышей очень быстро привело к конфликту между М. Моте и А. Рембо. Вскоре А. Рембо был изгнан из семейного гнездышка за дерзость и нечистоплотность. В. снял комнату на улице Кампань-Премьер, 14, куда постоянно убегал от беременной жены для встреч с А. Рембо. Их творческое содружество переросло в бурный роман, полный кипения «жестоких страстей».
Рождение сына Жоржа 30 октября 1871 не смогло предотвратить драматический ход событий. 13 января 1872 В. избил жену, которая вместе с ребенком вынуждена была бежать к родственникам в провинцию. В начале февраля М. Моте подала заявление о разводе. В. не слишком настойчиво пытался примириться с женой. К этому времени он полностью подчинился необузданому и взбалмошному влиянию А. Рембо. На протяжении двух лет друзья практически не скрывали своей близости, пренебрегая всякими общественными приличиями.
Скверные мальчишки (vilains bonshommes) вели себя дерзко и вызывающе: пьянствовали, устраивали шумные скандалы. Помимо прочего, развлекались написанием полупорнографических стихов, вошедших в т. н. «Чертов альбом» («Album zutique», впервые опубликован в 1943):
Obscur et froncé comme un oeillet violet
Il respire, humblement tapi parmi la mousse.
Humide encor d’amour qui suit la fuite douce
Des Fesses blanches jusqu’au coeur de son ourlet.
Подстрочный перевод:
Темный и морщинистый как гвоздика,
Он дышит, кротко скрытый среди мха
Еще влажный от любви, которая скатывается
От белоснежных ягодиц к самому центру.
Члены Парижского литературного кружка с позором изгнали В. и А. Рембо из своих рядов. Чтобы снять возникшую напряженность, в июле 1872 они отправилсь в Бельгию. М. Моте приезжала к мужу в Брюссель и почти уговорила его расстаться с А. Рембо. Однако, в последний момент он передумал. 7—9 сентября 1872 друзья пересекли Ла-Манш и поселились в дешевой лондонской гостинице по адресу Хоуленд-стрит, 34—35. Зарабатывали случайными уроками французского языка. В основном существовали на деньги, которые присылала мать В. Позднее она подсчитала, что любовник сына обошелся ей в тридцать тысяч франков.
Ф. Валлоттон. Портрет П. Верлена. 1902
Отношения В. и А. Рембо постоянно омрачались взаимной ревностью и грубыми ссорами. Они несколько раз расходились и снова сходились. После очередной бытовой разборки 4 июля 1873 В. уехал в Брюссель. Он находился на грани самоубийства, о чем письменно уведомил всех близких. Первым ему на помощь поспешил именно А. Рембо. Вслед за кратким примирением наступила драматическая развязка.
10 июля 1873 пьяый В. двумя выстрелами из револьвера легко ранил А. Рембо в запястье. Последствий избежать не удалось. На пути в больницу В. был задержан полицией. Медицинское освидетельствование установило, что он пассивно участвовал в актах мужеложства. 8 августа 1873 В. был осужден бельгийским судом на два года заключения. Во время пребывания в тюрьме города Монс В