Информация в этой книге представлена иначе, чем в любой другой книге по каббале. Во-первых, она нацелена на языческую аудиторию, ведь это книга и о Викке, и о каббале. Именно поэтому я свожу к минимуму списки ангелов, архангелов, имен Бога и многое другое. Каббалистические тексты, как правило, наполняются ими заранее, но они не имеют отношения к интересам языческих читателей. В этом, на мой взгляд, кроется причина, по которой так много виккан отвергают каббалу, ведь довольно утомительно разбираться в теургии.
Цель этой книги – показать, что Викка и каббала совместимы друг с другом и все магические энергии каббалы уже присутствуют в Викке и могут быть исследованы без радикального изменения викканской религиозной и магической практики. В этой книге вы найдете образцы медитаций и упражнений. Они будут похожи на другие языческие ритуалы, с которыми вы, возможно, столкнулись и которые могут казаться не причастными к каббалистической традиции. Однако мне хотелось бы, чтобы они стали для вас знакомыми, языческими и, разумеется, действенными. Вместо того чтобы отказываться от Викки и изучать каббалу как совершенно новый способ взглянуть на магический мир, мы собираемся использовать ее как линзу, через которую будем смотреть на то, что мы уже делаем как виккане, исследуя способы, которыми каббалистическая энергия проявляется в структурах ритуалов.
При чтении этой книги то, что вы знаете о Викке, станет отправной точкой, которая поможет понять вводимые здесь каббалистические концепции. И наоборот, то, что вы узна́ете о каббале, поможет обогатить знания о Викке. Рассказывая о каббалистических традициях, мы свяжем их с викканской теологией и ритуалистикой и поймем, как они переплетаются друг с другом. Эта книга покажет, как связать каббалу с такими понятиями, как шабаш, Богиня и Бог, церемониальные подношения пирогов и вина. Этих концепций нет в других книгах по каббале, потому что они уникальны для Викки, но они необходимы для нашего проекта. Они предоставляют нам, викканам, возможность понять каббалу, связаться с ней на личном уровне и найти ее в собственной магической работе. Иными словами, рассмотрение основных концепций показывает нам, что каббала дала жизнь многим викканским ритуалам.
Отправной точкой нашего изучения каббалы будет символ, известный как древо жизни. Древо – центральный глиф каббалы, символ, который одновременно служит картой Вселенной и человеческой души. Фундаментальная космология каббалы – одна из эманаций: есть один окончательный источник Божественности, с которого все начинается (при этом каждый из нас в течение жизни так или иначе прикасается к нему). Материальная Вселенная понимается не как отдельная от божественной, а как другая ее грань.
Древо жизни выделяет десять таких граней, каждая из которых называется «сефира», от еврейского , во множественном числе – «сефироты» от . В этой книге я буду придерживаться стандартной транслитерации для согласованности с другими текстами. Однако я также предоставлю руководство по произношению слов на иврите, которые будут перечислены в приложении I.
Каждая сефира, в зависимости от вашей интерпретации, может трактоваться как план существования, аспект психики, этап мифического творения Вселенной или лицо Бога или богов. Фактически сефироты воплощают в себе все вышеперечисленные сложные выражения божественной энергии, изливающейся в мир. В мировоззрении сторонников эманации энергия богов протекает через все, от абстрактных метафизических принципов до физических тел, в которых мы живем. Десять сефирот на древе жизни – это десять эманаций этой божественной энергии, десять конкретных проявлений присутствия богов на всех уровнях реальности. Само древо отображает эти эманации и связывает друг с другом, соединяя их двадцатью двумя «путями», которые показывают поток энергии между сефиротами. Названия сефирот в порядке от вершины древа жизни вниз до самого низа:
Рис 2. Древо жизни
1. Ке́тер ()
2. Хо́кма ()
3. Би́на ()
4. Хе́сед ()
5. Гебу́ра ()
6. Тифе́рет ()
7. Не́цах ()
8. Ход ()
9. Йесо́д ()
10. Малку́т ()
Традиционно мы говорим о сефиротах как о планах существования: так, например, Малкут – это материальный план, Йесод – астральный и так далее. Однако мы не должны слишком упрощать понимание системы сефирот. Все они выражают различные аспекты божественной энергии, при этом каждая из них сочетает в себе все остальные виды ее проявления. Как бы парадоксально это ни звучало, все они одинаковы и различны. Древо жизни показывает природу реальности одновременно разнообразной и однородной, как свет, преломляемый через призму. В радуге много цветов, но все они имеют природу света, исходящего из одного источника. Призма просто разбивает их на части, чтобы мы могли увидеть, назвать и оценить каждый из них по отдельности. Схожий принцип действует и для десяти сефирот.
Точно так же все десять сефирот всегда присутствуют в мире. Когда мы начнем обсуждать древо жизни в следующих главах, мы увидим, что некоторые из них связаны с конкретными, понятными концепциями (такими как справедливость и любовь), в то время как другие выражают абстрактные метафизические принципы. Существует своего рода миф о творении, сопровождающий древо жизни, в котором создание Вселенной происходило в серии эманаций от Кетер (самая абстрактная) до Малкут (самая конкретная). Однако нам все равно следует помнить, что мир, в котором мы живем, состоит не только из низших сефирот – он наполнен всеми десятью. Как луч белого света содержит весь видимый спектр, Вселенная содержит все десять сефирот. Он наполнен божественной энергией во всех ее формах – и Кетер так же присутствует в мире, как и Малкут.
Когда мы говорим о сефиротах, мы должны думать о них как о динамических, а не статических единицах. Они сосуществуют друг с другом, взаимодействуют и влияют друг на друга. Мы не должны разделять сефироты на прошедшие и грядущие, все сефироты существуют здесь и сейчас, в мире, в котором мы живем. Нам просто нужно научиться их находить. Древо жизни помогает нам в этом, преобразовывая всепроникающее присутствие богов во что-то более подходящее для нашего конечного понимания.
Легко почувствовать себя перегруженным многословными описаниями эманаций, сефирот и потока божественной энергии. Если вы тонете в этих словах и боитесь, что для вас это слишком сложно, попробуйте вместо этого помедитировать. Вы можете прочитать инструкцию перед медитацией или, прочитав ее вслух, сделать запись на диктофоне.
• Тихая комната, где вас никто не отвлекает, где вы можете спокойно медитировать.
Выберите тихое место, где вас никто не будет беспокоить. Сядьте в удобное положение, поставив ноги на землю. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Дышите глубоко и равномерно, пусть ваши мысли угаснут. Когда ум ясен, вы спокойны и заземлены, попытайтесь почувствовать присутствие богов. Почувствуйте, как через вас течет божественная сила, идущая от макушки головы вниз через ваше тело и выходящая из подошв ваших ног.
Скажите вслух: «Я един(-а) с богами, и боги едины со мной». Повторяйте эту мантру во время медитации, все время притягивая эту силу через себя. Затем, когда почувствуете себя готовыми, поверните поток энергии вспять. Почувствуйте, как энергия поднимается от земли через ваше тело и выходит из макушки в небеса. Все это время продолжайте повторять свою мантру: «Я един(-а) с богами, и боги едины со мной».
Наконец, раскройте себя еще больше и позвольте энергии двигаться в обоих направлениях. Внутри вас есть два потока: один тянет энергию вниз с неба, а другой – вверх из земли. Вы точка, где встречаются небо и земля. Вы в центре космоса. Боги внутри и вокруг вас. Вы проводник для потока божественной энергии, соединяющего все.
Попробуйте помолчать. Будьте неподвижны столько, сколько хотите, прислушиваясь к потокам энергии, которые циркулируют в вас. Затем, когда будете готовы, можете медленно открыть глаза и встать.
Вводные книги по каббале, как правило, преподают древо жизни одним из двух способов: начиная либо от вершины, либо от корней древа, посвящая отдельные главы каждой сефире. Логика первого подхода заключается в том, что он следует от начального источника божественной энергии и, проходя через череду эманаций, достигает материального мира. Обоснование второго подхода состоит в том, что он следует порядку, в котором мы, практикующие, знакомимся с сефиротами. Мы уже хорошо знакомы с физическим миром, и из всех сефирот Малкут нам легче всего понять. Работа каббалистического мага включает в себя возвышение своего сознания, при котором он может подняться по древу жизни и исследовать высшие сефироты.
Однако меня не устраивает ни один из подходов. В каждом из них кроется серьезная ошибка. Они рассматривают каждую сефиру как отдельную единицу, нечто, что нужно понимать независимо от того, что происходит с остальной частью древа. Однако этот подход в корне неверен. Как уже говорилось ранее, сефироты перетекают из одной в другую. Ни одну сефиру нельзя понять изолированно, потому что отношения между сефиротами являются неотъемлемой частью того, что они из себя представляют. Эта книга познакомит вас не только с энергией и символикой, связанной с каждой сефирой в отдельности, но и с более крупными структурными принципами, которые определяют единство древа жизни. В частности, в основе герметической каббалы лежит один великий принцип: закон полярности.
Полярность как оккультная догма знакома многим последователям Викки. Основная ее идея состоит в том, что одинаковость бесплодна. Несмотря на то что первоначальный источник божественной силы один, во всех других случаях единство бессильно и статично. В нем нет движения, энергии, дифференциации. Без взаимодействия между тем и этим, между собой и другим нет творения. Оно рождается из синтеза, происходящего от деления и рекомбинации. Единое начало становится полярным. Затем противоположности воссоединяются, образуя нечто новое и отличное, большее, чем сумма его частей.
Когда мы разделяем стороны спектра, между ними возникает напряжение, которое является источником всех потенциальных изменений. Протоны и электроны притягиваются друг к другу из-за электромагнитной силы, поля между ними позволяют образовывать атомы. Мейоз (половое размножение) приводит к образованию гамет, которые при оплодотворении создают новую жизнь. Принцип полярности гласит, что силы (как творческие, так и многие другие) образуются из союза двух противоположностей. Мы можем перечислить все виды полярностей, от научных до философских, литературных и мистических: любящий и любимый, свет и тьма, материя и энергия, трансцендентность и имманентность, земля и небо. Этот список можно продолжать бесконечно.
В традиционной Викке мы наиболее ясно видим полярность в отношениях между Великой Богиней-Матерью и ее супругом, Рогатым Богом. Они изначальные мать и отец, любовь которых рождает мир. В некоторых традициях ковены расширяют понимание принципа полярности, усиливая его образами верховной жрицы и первооснователя ковена. Он весьма актуален и для Колеса года, в котором напряжение возникает между двумя солнцестояниями – летним и зимним. В середине лета, когда мы находимся на пике светлой половины года, противоположный полюс тянет нас к темноте и холоду зимы. В Йоль полярность меняется на противоположную, и мы обнаруживаем, что времена года смещаются в сторону света и жары лета. Где бы мы ни стояли на Колесе года, противоположная сторона взывает к нам, и поэтому времена года постоянно меняются.
Ощущение магнитного притяжения – отличный способ ощутить полярность. Попробуйте это упражнение, чтобы получить практическое воплощенное понимание того, что мы имеем в виду, когда говорим о полярности в магическом контексте.
• Два магнита. Предпочтительнее использовать сильные магниты, но если под рукой больше ничего нет, подойдут и магниты на холодильник.
• Партнер (необязательно).
Соедините два магнита, затем осторожно потяните их и почувствуйте, как они сопротивляются тому, чтобы их разлучили. Тяните их все дальше и дальше друг от друга, все время чувствуя силу притяжения. Затем отпустите их и позвольте снова встать на место. Чувствуете ли вы облегчение, чувство решимости, когда они наконец-то смогли объединиться в одно целое?
Теперь переверните один магнит таким образом, чтобы его полюса поменялись местами. Сдвиньте два магнита вместе и почувствуйте силу отталкивания между ними. Они будут крутиться в ваших руках, разъединенные друг с другом. Сосредоточьтесь на ощущении энергии, исходящей от напряжения между двумя совпадающими полюсами. Затем снова отпустите их и позвольте переориентироваться друг на друга. Отметьте еще раз энергетическое высвобождение, которое исходит с того момента, когда они соединяются.
Наконец, попробуйте провести эту практику без магнитов. Потрите руки (свои или партнера), чтобы улучшить кровоток. Поднесите ладони очень близко друг к другу, чтобы они почти соприкасались, и почувствуйте покалывание энергии между ними. Разъедините их, а затем соедините вместе. Обратите внимание на то, что чувствуете. Отличаются ли ощущения о того, что вы чувствовали, когда удерживали магниты? Если работаете с партнером, вы тоже можете поэкспериментировать с перестановкой полюсов. Сядьте лицом друг к другу и положите левую руку против правой руки партнера, а правую руку – против левой. Затем поменяйте их таким образом, чтобы руки соответствовали друг другу. Как меняется энергия?
Как же тогда полярность связана с древом жизни? Найдите минутку, чтобы взглянуть на древо. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что десять сефирот расположены в трех колоннах. Слева расположены Бина, Гебура и Ход. Справа – Хокма, Хесед и Нецах. В центре – Кетер, Тиферет, Йесод и Малкут. Эти три колонны известны как «столпы» древа жизни. Именно они являются первой ступенью, на которой реализуется принцип полярности каббалы. Левая колонна известна как Столп суровости, иногда Столп формы. Правый столп – это Столп милосердия или Столп силы в зависимости от того, как мы называем левую колонну. (Лично и по причинам, которые мы рассмотрим далее в следующих главах, я предпочитаю называть их Столпами силы и формы, но Столпы милосердия и суровости используются более широко.) И, конечно же, центральным столпом является Столп равновесия, также известный как Герметический столп, являющийся посредником между двумя полюсами.
Если наша цель как каббалистов – подняться по древу от Малкут до Кетер, чтобы достичь божественных высот, быстрый взгляд на древо жизни открывает три очевидных способа сделать это. Мы можем подняться на правую колонну (следуя Пути милосердия), на левую колонну (следуя Пути суровости) или на центральную колонну (следуя Пути равновесия). Все эти варианты равнозначны, но каждый предлагает разные уроки и задачи.