Примечания

1

Здесь и далее Есенин цитируется по: Сергей Есенин. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. Стихотворения, поэмы. Москва, «Советская Россия», 1990, «Современник».

2

Здесь прервемся цитировать интересное письмо из Одессы!.. В 1916 г. некая Т. Розенталь написала статью «Эпилептик Ф. М. Достоевский: обусловленность творчества болезнью». Но кампания по психопатологизации русских писателей и поэтов началась намного раньше. Так вот, чтоб «защитить» Пушкина, Гоголя и Достоевского, русский психиатр В. Ф. Чиж и пишет статью «Пушкин как идеал психического здоровья», «Гоголь как психопатолог», «Достоевский как психопатолог» (все опубликовано в Юрьеве в сборниках статей в 1896 – 1899 гг.). В своей статье «Еще раз о смерти С. Есенина» Евгений Васильевич Черносвитов пообещал читателям написать статью «Есенин как идеал психического здоровья»… Обещание выполнил – см. библиографию

3

Читай в этой связи: М. Яблокова (моя девичья фамилия, М.Ч.). «Женщины погибших поэтов: Гончарова, Дункан, Влади». – «Россия молодая», №5, 1991.

4

Дитя с ангельским личиком, но душою дьявола в начале тридцатых годов становится героем бульварных романов и кинофильмов, предтечей фильмов ужасов.

5

Немецкая певица, известная под сценическим именем Lena. Победитель международного песенного конкурса Евровидение-2010 в Осло. Участница международного песенного конкурса Евровидение-2011 в Дюссельдорфе. Если в Осло Лена обошла всех на 16 номеров, то в Дюссельдорфе она заняла 10-ое место! Посмотрите и послушайте внимательно выступление Лены Майер в Дюссельдорфе «Taken By a Stranger»! Там разыгривается тема Англетера: 5-ый номер, разбитое зеркало тростью! И… «черные человечки», собачка, с длинными ушами… Евгений Черносвитов – председатель Международного Есенинского Комитета, председатель Есениновской Радуницы, Николай Юсов и один из авторов этой книги, Екатерина Самойлова, написали сначала письмо Лене Майер, посоветовав не выступать с этой провокационной песней! Так, как ответ от Лены не пришел, письмо было направлено в оргкомитет Евровидения… Немка Лена Майер заинтересовалась гибелью советского поэта Сергея Есенина? Что это такое было?…

6

Эта статья опубликована в: «Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатология). – Выпуск второй. Том 11. 1926 г. Для Евгения Васильевича ее перепечатала из этой, ставшей библиографической редкостью, книги племянница Есенина Т. П. Флор-Есенина.

7

Судьба архива И. Б. Галанта нам не известна….

8

Прецедент такого рода, как с Сергеем Есениным, в нашей истории, увы, был: это убийство Пушкина. Десять лет в русской печати о нем ничего не упоминалось. В 1847 году появились лишь самые общие сведения. Спустя четверть века в Париже были опубликованы документы. настоящий спор вокруг которых начался лишь через… 90 лет! (Подробнее в следующем разделе книги).

9

В письмах к нам, читатели спрашивают, почему мы так настаиваем на эксгумации до сих пор? Что она может дать, спустя столько лет со дня захоронения С. А. Есенина? Подробнее об этом акте милосердия – в следующих разделах книги. А здесь лишь некоторые замечания. Отвечаем: эксгумация может дать прежде всего то, что может служить несомненным доказательством убийства Есенина: был ли нанесен Есенину удар большой силы в переносицу. Если стихотворение, приписываемое поэту – «До свиданья. друг мой, до свиданья…» – должно было убедить общественное мнение, что поэт покончил жизнь самоубийством, то «Черный человек» – что он был сумасшедшим. Не случайно эти две вещи были сразу же после смерти Есенина опубликованы повсеместно – и в Ленинграде, и в Москве, и в Тифлисе, и в Баку… и в 2011 году в Дюссельдорфе! Может быть, действительно убийцу тянет на место преступления? Отчего Лена Майер вдруг стала будоражить наше подсознание 5№!

10

Шукшин искал происхождение своей фамилии среди свода древнерусских имен, прозвищ, фамилий «Ономастикона» академика С. Б. Веселовского и не нашел, чем был очень огорчен. В повести «Я пришел дать вам волю» Василий Макарович так представляет свою родословную: «Ты родом-то откуда? – спрашивает атаман Степан Разин у «патриарха»… «Мы, вишь, коноплю ростили да поместнику свозили. А потом мы же замачивали ее, сушили, мяли, теребили… Ну, веревки вили, канаты…». В этимологическом словаре Б. Федосюка «Русские фамилии» читаем: «Шукша – льняная костра, то есть волокна, остающиеся после трепания и чесания льна. Вероятно, слово применялось и в переносном более широком значении: остаток, излишек. Отсюда прозвище последнего, поздно родившегося ребенка». Перечитайте, что сказано о конопле у Шукшина и у Федосюка… В этом есть и более глубокий смысл, если перенести все на человека. Так фатум шукши, видно, довлел над родом Василия Макаровича.

11

Сейчас, если бы был жив Василий Макарович, он не мог бы обойти проблему покидающих «большую Родину», проблему русской эмиграции, лучшие представители которой, эмигранты первой волны, никогда не порывали духовно с Россией. Бежавшие из СССР – люди широко душевного диапазона. Эмигранты постсоветской России также не однородное «племя». Мы это понимаем прекрасно! Но, все же, вернемся к Василию Шукшину, нашей «системе отсчета» и «шкале ценностей»…

12

Об этом см. подробнее в книге Е. В. Черносвитова «Пройти по краю. В. М. Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии». Изд. 3-е. Ридеро. 2016

13

Виктор Горн, литературный критик, алтаец, из обрусевших немцев (sic!) пишет: «Мы можем сказать, что есть основания для разговора «Есенин и Шукшин», разговора о пути, о судьбе. В связи с этим мы обнаружим много самых разных деталей. Шукшин очень любил стихи Есенина, даже подражал ему в юности, о чем можно судить по его стихотворению «И разыгрались же кони в поле»… Вообще Есенин Шукшину наиболее родной, близкий, понятный – в думе и поступке. И его герои часто вспоминают, читают или поют Есенина – «Верую!», «Печки-лавочки», «Калина красная», «До третьих петухов» и др.

14

Не сбылась «Инония» и Ивана Кремнева (А. В. Чаянова). В 1920 «Госиздат» выпустил лишь первую часть «Путешествия моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». По словам «западного» есениноведа и шукшиниста, некогда нашего соотечественника, сбежавшего в молодости на Запад, Евгения Вертлиба, «…это причудливая смесь „избяного рая“ Николая Клюева, некоторых мотивов мистического анархизма Вячеслава Иванова и Чулкова, анархических идей Кропоткина, идиллических картинок в духе руссоизма» (Евгений Вертлиб. «Василий Шукшин и духовное русское возрождение». Effect Publishing, 1990, с. 64).

15

Вот чутьем подсказанные рассуждения на этот счет В. М. Шукшина. Незадолго до своей смерти в беседе с корреспондентом «Унита» 17 мая 1974 г. он говорит: «Ведь как случается в семье? Отец, умный, нормальный отец, говорит сыну какие-то хорошие слова. Сынишка выходит в подворотню и там слышит слова от своего сверстника… И парадокс, и дикая вещь вступает в силу… Не прямо учить, а через какую-то судьбу, характер, через гибель даже… через гибель…».

16

Читай, например, А. Казаков. «Посмотри на нашу маму…». Василий Шукшин: «Слово о матери». – «Комсомольская правда», 1985, 26 января.

17

Это, заметим, в начале жизни. А ближе к концу… «Ах, славная, славная пора… Теплынь. Ясно. Июль месяц… Макушка – лето. Где-то робко ударили в колокол… И звук его – медленный, чистый – поплыл в ясной глубине и высоко умер. Но не грустно, нет». – Бытийственное ощущение героя не изменилось – все тот же зной, теплынь и солнце. Это и есть русскость!

18

Василий Шукшин. «Солнечный кольца». Публикация Лидии Федосеевой-Шукшиной. Советская Россия, 1989, 12 июля.

19

Подробнее этот вопрос рассмотрен Е.В.Черносвитовым в книге «Пройти по краю».

20

В октябре 1989 г. на Капри работала – после 80 лет перерыва – «Новая каприйская школа»… Там шукшинист и алтаец, обрусевший немец Виктор Горн попытался обосновать свой тезис, что «Шукшин был верующим, православным» и для доказательства прочитал отрывки из его рассказа «Верую». Тем самым навлек на себя негодование владыки Никандра, представителя патриарха Москвы и Всея Руси и профессора-богослова а. И. Осипова: «Какое тут (в „Верую“ – Е.С., М. Ч) православие? Это же язычество натуральной воды!» – заявили наши духовные деятели.

21

Под Новый Год в переходах московского метро бойкие молодые люди обоего пола распихивали среди торопящихся нервных и несчастных пассажиров листки, на одной стороне которых ярко изображен незамысловатый сюжет: души погибших в автомобильной катастрофе влюбленных воспарили над ночным огромным городом и своими изувеченными телами стремились навстречу к полуголому седому мужику с желтым нимбом над головой, неверно спроецированным на переднюю грудную стенку красным сердцем, с анемичной улыбкой, левой рукой троеперстно загораживающим огромную желтую пирамиду в синем круге в блеклых лучах… Вряд ли кто не знает, что знак этот (пирамида в синем круге) – масонский символ власти над миром… Но, и Есенина и Дункан, да, говорили и писали, а может быть и Шукшина, а потом и Высоцкого… убили масоны? Правда, мы сейчас умнее и грамотнее стали и нам все уши прожужжали о «пятой колонне»! На обороте листка (было это в 1991 году!) текст – история гибели влюбленных, их «оживление» в духе, полет в тоннеле к свету (примитивный пересказ известных брошюр о «жизни после жизни») … Существо света ждало их. Оказывается, это Иисус! И обращение (к москвичам): «Готов ли ты к этому невероятному путешествию?» Тогда еще для советского человека, особенно москвича, этот вопрос звучал явно провокационно. «Если готов – то пиши нам по адресу» (и дальше адрес в Варшаве). Какое отношение такие вот «писюльки» имеют к христианству? Имеют ли они вообще какое-либо отношение хоть к одной из религий? Явно, что нет!

22

Влас Дорошевич в 1917 г. «стенькоразинщиной» заклеймил большевизм, сравнив Ленина с Разиным: «Ленин – это в наших глазах творимая легенда. Ленин – это, конечно, самое любопытное, что есть сейчас в Петрограде. Это писатель? Ученый? Теоретик? Пророк новой, – новой! – жизни?

Позвольте! Позвольте!

Да тут не новое. Совсем не новое. Тут что-то старое, очень старое слышится. Словно откуда-то из далекой-далекой могилы, с кладбища семнадцатого века доносится…

Да это же: Сарынь на кичку!» («Стенькоразинщина». – «Русское слово», П., 1917). Журнал «Столица» опубликовал В. Дорошевича в январе 1991 г., в №5. Если домыслить некую творческую лабораторию создания образа Степана Разина (а почему бы нет, если рассуждать, так сказать, концептуально?) у Василия Шукшина, то этот образ ближайшим путем ассоциативно связан с фигурой Петра I. И вот в каком отношении. Шукшин пишет: «Но бородатую, разопревшую в бане лесовую Русь покачнул все-таки Алексей Михайлович, а свалил ее, кажется, Стенька Разин и потом, совсем – Петр Великий» (здесь мы добавим, что все началось, конечно, с княгини Ольги, разгромившей перед принятием космополитической религии, лесную Русь – древлян). Но и другая мощная фигура наверняка была в «поле бессознательного», когда создавался образ Разина – Сталин… Не случайно Ипостась Разина Егор Прокудин, собрав честной народ для своего «разбега в ширину», произносит перед ними речь, начиная словами «Братья и сестры!»… Последний раз на Руси с этими словами к народу обращался только один правитель – Сталин в лихую годину 1941. Ниже мы постараемся несколько развить эти свои «домыслы» в отношении образа Степана Разина, а здесь еще процитируем одного автора: «Петр I. Он действовал как древнерусский царь-самодур; но в нем впервые блеснула идея народного блага, после него погасшая надолго, очень надолго. Чтобы защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага. Понимал только результаты и никогда не мог понять жертв». И еще этот автор пишет: «Петр увлекался Европой с финансово-технической, а не с политической и нравственной стороны, мог приучить свои руки к приемам по работе мастера, но не думал приучать своей мысли к принципам политического мыслителя вроде Пуффендорфа или Гуго Гроция». Этот автор В. О. Ключевский. А взято это из его «Афоризмов и мыслей об истории».

23

Александр I последовательно проводил в жизнь конституционную политику. Он в марте 1818-го публично обещал «даровать России конституцию», проект которой был подготовлен в 1819 – 1820 гг. в канцелярии Н. Н. Новосильцева в Варшаве и назывался «Устная грамота Российской империи». А. А. Аракчеев в это же время готовит по распоряжению императора проект постепенного освобождения крепостных крестьян, то есть важнейшую реформу. Такой же проект был подготовлен С. М. Кочубеем, полтавским губернским предводителем дворянства. Большие надежды Александр I возлагал на генерал-губернатора А. Д. Балашова, который был послан императором управлять пятью центральными губерниями России с единственной целью – проведение крестьянской реформы. Кто помешал Александру I? Европейское свободомыслие! Цвет нации – русское дворянство, зараженное свободомыслием по-европейски, не поддержало императора и Аракчеева в их реформаторской деятельности и предпочло тайные общества, масонство, заговоры. Так возник декабризм. Дальше – император Николай I не уловил ситуацию, срезал вершки, оставив корешки, и фактически уничтожил тот самый цвет нации, расправившись жестоко с декабристами. А когда корешки дали новые ростки и появились петрашевцы, император вторично допускает ту же самую причину, уничтожая на сей раз ум нации, отправляя, собственно, ни в чем не виновных петрашевцев в Сибирь на каторгу. Реформа 1861 года – провал верно намеченной конституционной и реформной политики Александра I и председателя военного департамента Государственного совета А. А. Аракчеева. Крах столыпинской реформы и убийство реформатора – начало более страшных для России акций – уничтожения правящей династии, революции и братоубийственной гражданской войны. То есть, на сей раз – попытка уничтожения самой нации – русского народа как такового.

24

«Только нагота твоя расскажет о тебе всю правду». (англ.)

25

«Поведение человека – зеркало, в котором отражается его истинный образ»

(Гёте)

Загрузка...