Часть I. Что такое традиционное колдовство?

Глава 1. Определение традиционного колдовства

Что такое традиционное колдовство? Если вы читаете эту книгу, скорее всего, вы пытаетесь найти ответ как раз на этот вопрос. Традиционное колдовство часто называют «извилистым путем». Определение «извилистый» здесь указывает на ряд вещей. Во-первых, оно намекает на моральную двойственность, обычно связываемую с колдовством. Традиционные ведьмы практикуют обоюдоострую магию, способную как помочь, так и навредить. Во-вторых, это слово описывает несколько необычное мировоззрение традиционных ведьм, позволяющее им видеть скрытые измерения духов. В-третьих, оно отсылает к постоянным путешествиям традиционных ведьм между дикой девственной природой и таинственным Иным миром. Наконец, тем самым подчеркивается факт, что традиционное колдовство – невероятно трудная практика, которой сложно дать краткое определение. На этом пути прямые ответы даются нечасто, и те, кто идет по нему, должны быть готовы к самостоятельному поиску истины. И все же традиционное колдовство можно в целом обозначить как общий термин, охватывающий ряд невикканских форм колдовства, на которые повлиял и которые вдохновляет фольклор.

В последние несколько лет интерес к традиционному колдовству постоянно растет, хотя нельзя сказать, что им вообще никто не интересовался прежде или это в каком-то смысле новое явление. Откровенно говоря, популярность традиционного колдовства резко подскакивала несколько раз за последние десятилетия. Это путь, который всегда призывно манил людей – и новичков в ремесле, и опытных практиков, искавших более древние и интуитивные формы колдовства. Эти люди стремились выработать практику, укорененную в фольклоре и одновременно сосредоточенную на естественном мире и тесной работе с духами. Однако в наши дни традиционное колдовство достигло новых высот, и появляется больше книг и статей по этой теме, чем когда-либо прежде. Поищите в интернете, и вы непременно натолкнетесь на бесчисленные сайты, посвященные традиционному колдовству. Социальные сети подняли его на еще бо́льшую высоту: «Инстаграм» и «Тамблер» ломятся от картинок и постов с хештегом «традиционное колдовство».

Но несмотря на изобилие появившихся информационных ресурсов, у нас, кажется, все еще нет единого определения традиционного колдовства и всего, что с ним связано. Без такого определения люди со стороны часто теряются в догадках, а причастные к этому ремеслу не знают, как точно описать их путь другим. Если мы хотим избавиться от неопределенности, нужно создать новое, жизнеспособное определение традиционного колдовства. Для успешного решения этой задачи необходимо детально рассмотреть ключевые убеждения и практики, широко распространенные на извилистом пути. Но для начала полезнее всего изучить некоторые причины того, почему столь сложно дать определение традиционному колдовству.

Что делает это колдовство «традиционным»?

Одна из главных трудностей, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь дать определение традиционному колдовству, связана с термином «традиционный». Что на самом деле создает традицию или делает нечто традиционным? Исходя из моих наблюдений, многие люди, кажется, склонны понимать под традиционным нечто чрезвычайно старое, совершенно неизменное на протяжении многих лет. Однако в реальности такое понимание оказывается крайне ограниченным и недостоверным, особенно когда речь заходит о колдовстве.

Прежде всего, традицию нельзя заведомо определить по возрасту. Мы знаем, во-первых, что новые традиции возникают постоянно. Мы сами творим традиции, когда решаем осознанно и намеренно повторять определенное действие, такое, например, как поход с другом в кофейню субботним утром или приготовление особого блюда на тот или иной праздник. Хотя и верно, что давние традиции естественным образом приобретают бо́льшую значимость в силу того, что влияют на жизнь людей дольше, это не отрицает значимости и ценности более новых традиций. Во-вторых, традиции не статичны, они по своей природе подвижны. Это живые, дышащие создания, в которых что-то добавляется и убывает каждый раз, когда они попадают в новые руки, они изменчивы и развиваются. Именно это не дает им погибнуть. Изменения важны: если традиция закоснеет, рано или поздно она устареет и в конечном счете исчезнет. Более того, традиции не создаются в вакууме. Напротив, они всегда возникают из уже существующих обычаев или как реакция на них. Когда речь заходит о колдовстве, это значит, что нет никакой «чистой» традиции, на развитие которой не оказали бы влияние другие внешние источники.

В силу распространенных заблуждений относительно того, что считать традицией, люди часто полагают, что традиционное колдовство представляет собой (или пытается представлять) единую, цельную и неизменную традицию, которая уходит корнями в туманное прошлое. Но это совсем не так. Напротив, термин «традиционное колдовство» относится к ряду разных путей, возникших под влиянием традиций, которые берут начало из фольклора, и связанных с ними. Опять же, эти традиции должны изменяться и расти, чтобы оставаться актуальными и осмысленными в нынешнем мире. Традиционные ведьмы черпают множество принципов и обычаев из фольклора, особенно собственных предков, но мы не тешим себя иллюзией, что живем в прошлом или эти традиции не тронуты временем. Нет, мы находим способы вплести нити прошлого в ткань современной жизни. Именно этот процесс делает традиционное колдовство «традиционным».

Использование фольклора в традиционном колдовстве

Хотя многие люди признают значительную роль, которую играет устное народное творчество в традиционном колдовстве, они все же сомневаются, насколько ценно его использование в создании магической практики. Фольклорные тексты часто считаются вымыслом, не более чем выдумкой или фантазией. Соответственно, вполне понятно, что возникают вопросы относительно достоверности верований и практик, основанных на таких источниках. Но вспомним на мгновение, что само колдовство столь же часто связывают с выдумкой и фантазией. Подобно фольклору, ведьмы существуют на пограничье между фактом и фикцией, и потому часть нашего уникального набора умений – трансформация фантастического в реальность. Кроме того, фольклор часто содержит ценные уроки по целому ряду тем, включая практику колдовства; они спрятаны между строк. Следовательно, в традиционном колдовстве мы погружаемся в фольклорные истории, чтобы узнать больше о действии магии и связаться с миром духов. Затем эти уроки перерабатываются в действенную, рабочую практику. И потому, хотя предания, из которых взяты наши практики, возможно, нельзя считать полностью исторически правдивыми, они все же ценны, поскольку вносят смысл и магию в нашу жизнь.

Из всего существующего фольклора именно тот, что дошел до нас в виде письменных протоколов европейских и американских судилищ над ведьмами, оказал особое влияние на традиционное колдовство. При этом важно отметить и сразу же признать, что крайне маловероятно, чтобы обвиняемые были настоящими ведьмами. Хотя есть несколько случаев, когда эти женщины, вероятно, имели некоторое представление о работе с магией и духами, мы никогда не узнаем наверняка, практиковали ли они на деле колдовство. Признания, делаемые подследственными, часто совершались под пытками и почти всегда были вызваны желанием избежать боли и смерти. Вот почему их историческая достоверность по меньшей мере сомнительна. Однако традиционных ведьм интересует не фактическая сила признаний, а скорее богатый фольклорный материал, который они сохранили и развили дальше с течением времени.

Независимо от того, были ли обвиняемые настоящими ведьмами, оказывается, что в их показаниях и правда есть намеки на колдовские действия (к примеру, магические заклинания, общение с духами-фамильярами, встречи ведьм, известные как шабаши, а также пособничество дьяволу), берущие начало в более раннем фольклоре. Эти элементы содержатся в бесчисленных личных признаниях по всей Европе и Америке, что указывает на уже существующий, хорошо развитый ряд верований, связанных с колдовством и магией. Поэтому наиболее вероятно, что материалы допросов, относящиеся к особым практикам колдовства, были не чистым вымыслом, а скорее продуктом ранее сформировавшейся системы фольклорных представлений и идей. Этот фольклор необязательно достоверен с точки зрения исторической точности, но он доказал свою пользу, оказав влияние на создание действенных современных практик ведовства и вдохновив их.

Аутентичность и традиционная ведьма

С уже рассмотренными представлениями о том, что позволяет считать нечто принадлежащим традиции, связаны идеи о том, что означает аутентичность чего-либо. Аутентичность (или подлинность) – крайне противоречивая тема в традиционном колдовстве, как и в более широком языческом, ведьмовском и викканском сообществе. Люди зачастую идут на многое, чтобы упрочить чувство подлинности как в себе самих, так и в своем пути. Некоторые делают странные заявления, чтобы обосновать свое ремесло, к примеру, придумывают вымышленных членов семьи, чтобы показать предполагаемую наследственную линию ведьм. Другие поносят практики собратьев по колдовству, чтобы почувствовать себя выше их или сильнее. Конечно, как и при классической школьной травле, такое поведение обычно маскирует глубокую неуверенность в собственном уровне познаний и магических способностей. Более того, оно зачастую усугубляется искаженными представлениями о том, что такое аутентичность.

Аутентичность часто ложно считают чем-то, что определяется внешними факторами (к примеру, деньгами, популярностью, личной привлекательностью или стилем и т. д.). В мире колдовства и магии подлинность чаще всего обманчиво приписывают возрасту. Как и в случае с традицией, считается, что для того, чтобы что-то – в данном случае практика колдовства – стало «настоящим», это должно быть очень старым и не меняться в ходе времени. К несчастью, представление о том, что подлинность связана с древностью – или любым другим внешним фактором, – может причинить большой вред и в конце концов привести к разочарованию. Так случается, поскольку в практике традиционного колдовства подлинность берется из двух источников, ни один из которых не связан с древностью. Во-первых, она рождается изнутри, из убежденности и уверенности в себе и своем ремесле. Во-вторых, показателем подлинности является эффективность или успешность магических действий и работы с духами. Если вы уверены в своих магических способностях, если вы можете тесно общаться с духами, если ваша практика привносит в жизнь удовлетворенность и счастье, она подлинна. Как сказала прекрасная ведьма и писательница Лаура Темпест Закрофф, «подлинный путь колдовства – это путь, который работает»[2].

Ключевые элементы традиционного колдовства

Теперь, когда мы разобрали первостепенные вопросы, касающиеся определения традиционного колдовства, настало время изучить основы его практики. Традиционное колдовство подразумевает три ключевых элемента, и все они пропитаны фольклором, к которому мы только что обращались. На первый взгляд эти элементы могут показаться излишне простыми, но я призываю всмотреться глубже (и мы сделаем это в следующих главах). Каждый элемент содержит много дополнительных течений, которые, переплетаясь, создают крайне разнообразное единство – традиционное колдовство. В наших целях, для выработки рабочего определения традиционного колдовства, важно, чтобы мы отследили эти течения вплоть до самого их центрального источника.


Работа с магией

Традиционное колдовство – путь, который подразумевает использование магии посредством ритуалов и заклинаний. Подобно членам таких традиций, как церемониальная магия, Викка и худу, мы обращаемся к различным источникам магической силы, чтобы произвести изменения в мире. Способ применения магии отличается у каждого практика, но многие традиционные ведьмы прибегают к тому, что известно как «низшая магия» или «народная магия», то есть та магия, которая в высшей мере практична и приземлена. Однако есть традиционные ведьмы, чьи магические практики по природе более церемониальны, их ритуалы сложны и проводятся с привлечением ряда особых приспособлений и длинных призываний. Хотя магия выглядит по-разному, есть несколько ключевых и частых ритуальных практик, среди которых очерчивание круга-компаса (создание пограничного ритуального пространства), вращение жернова (создание трансового состояния и повышение магической силы) и причащение (подношение духам). Мы обсудим эти ритуалы и искусство заклинаний во второй части книги.


Работа с Иным миром

Традиционная ведьма посещает Иной мир и взаимодействует с различными видами духов, пребывающими там. Среди этих духов – боги и предки, а также фамильяры и духи-двойники. Хотя эти сущности играют важную роль в традиционном колдовстве, не все практики работают с каждым их видом. К примеру, есть множество традиционных ведьм, которые не признают никаких божеств и вместо этого сосредоточиваются исключительно на собственных предках. В целях упрощения и всеохватности в книге будет использоваться общий термин «духи», включающий все формы, если только особо не указывается иное. Независимо от вида духов отношения с ними ощущаются как равное партнерство, а не как покорное поклонение. Мы не поклоняемся духам и не молим об их содействии. Мы активно общаемся с ними, делаем подношения, заключаем соглашения и беседуем. Установить рабочие отношения с духом в традиционном колдовстве очень важно, поскольку они – непревзойденные проводники и магические помощники. Для установления связи с духами традиционные ведьмы часто посещают Иной мир посредством практики пересечения черты, свободного перехода между нашим миром и миром духов. Мы поговорим об Ином мире и о том, как туда попасть, а также о различных видах духов и работе с ними в третьей части книги.


Работа с природным миром

Среди ведьм в викканском и языческом сообществе природа рассматривается как нечто в высшей мере священное и магическое. Это особенно верно, когда речь идет о традиционном колдовстве, поскольку наши практики прочно укоренены в природном мире, включая и пейзаж вокруг, и небеса над нами. В традиционном колдовстве мы нацелены на работу с растениями, камнями и животными, обитающими в нашем биорегионе, а также с изменчивыми сезонными течениями, особенностями погоды и планетарными влияниями. Мы рассматриваем мир через призму анимизма – это означает, что во всем этом мы видим дух. Сама земля ощущается как живое, дышащее существо и зачастую считается genius loci[3], то есть духом конкретной местности. Кроме того, мы работаем с отдельными духами земли или природными духами, которые населяют ее и в совокупности составляют дух места. Как и в случае с Иным миром и его обитателями, устанавливая отношения с природным миром и соседями-духами, мы вступаем в партнерство с мощными союзниками и учителями. Мы поговорим о работе с природным миром в четвертой части книги.

Все три элемента соединяются и пропитываются фольклорным духом. Таков извилистый путь традиционного колдовства, путь овладения силами магии, путешествий в потустороннее измерение духов и работы с силами природного мира. Традиционная ведьма черпает информацию и вдохновение из историй прошлого, будь они правда, вымысел или нечто среднее. Мы духовные алхимики, собирающие и преображающие все, что мы находим, так чтобы это соответствовало нашим нуждам и питало душу. Мы обсудим объединение элементов традиционного колдовства для создания собственной личной практики в пятой части книги.

Религия или духовная практика?

Возможно, вы заметили, что до этого момента я воздерживался от употребления слов «религия» или «духовность» в описании традиционного колдовства. Все так, потому что прежде всего это магическая практика. Ведьмы действуют, насылая чары и совершая ритуалы, чтобы произвести изменения в своей жизни и жизнях других. Именно в нашу магическую практику мы можем включить религиозные или духовные составляющие. Это значит, что по сути традиционное колдовство – понятие неконфессиональное. И все же люди склонны вступать в долгие дискуссии о том, является ли традиционное колдовство религией или духовностью (либо одновременно и тем и другим, либо ничем из этого!). В реальности в этих спорах нет правых и неправых. Напротив, каждый может в конечном счете сам определить это для себя, основываясь на личных представлениях о различии между религией и духовностью.

Многим людям при слове «религия» вспоминаются огромные храмы, нудные проповеди и строгие моральные правила. Религия, как правило, видится чем-то организованным, иерархическим, где члены придерживаются одних и тех же убеждений и практик, сосредоточенных на поклонении определенному божеству. Кроме того, обычно считается, что религия – это внешний опыт, поскольку божество где-то далеко от человечества. Если следовать этим критериям, традиционное колдовство не слишком вяжется с религией. Многие люди против сравнения его с религией, поскольку, как ранее упоминалось, мы не поклоняемся духам в том смысле, в котором христианин поклоняется Христу. Напротив, мы с ними взаимодействуем на равных, а отношения – симбиотическое взаимовыгодное партнерство. Конечно, стоит учитывать и то, что не все традиционные ведьмы имеют дело с божествами. Более того, за исключением немногих объединяющих структур, в традиционном колдовстве очень мало организации, а практики во многом отличаются в зависимости от культуры, региона, отдельного человека или особой традиции.

По этим причинам многие чувствуют, что традиционное колдовство, если уж на то пошло, скорее духовность, чем религия. Духовность часто определяют как путь, включающий работу с духами в более индивидуальном ключе. Отношения с духом кажутся более личными, а человек способен изучить их и взаимодействовать с ними так, чтобы это больше соответствовало его потребностям и предпочтениям. Более того, духовность чужда организации и не ограничена общей доктриной, она дает отдельному человеку возможность определить, что истинно для него. Поэтому духовность, в отличие от религии, переживается на более глубоком уровне. Независимо от того, считаете ли вы традиционное колдовство религией или духовностью, важно помнить, что то, что справедливо для вас, может быть ложным для любого другого. Следовательно, хотя вы относитесь к традиционному колдовству как к духовности, кто-то еще может ощущать это как религию. У всех нас разные убеждения и опыт, и уважение к индивидуальным различиям многое значит в мире колдовства.

Мысль о том, что традиционное колдовство не зависит от конфессии, не связано с какой-то религией или духовностью, может смутить нас, поскольку мы почти всегда связываем колдовство исключительно с язычеством. Однако традиционное колдовство использует фольклорную магию, которая исторически является двоеверием. К примеру, традиционные ведьмы часто обращаются к заклинаниям и заговорам целителей (ранних практиков магии на Британских островах), в которых содержатся частицы христианской образности вперемешку с обрывками языческих народных верований. Удивительный пример такого смешения сохранился в народном заговоре для защиты от лихорадки, в котором три подковы прибиваются к изголовью кровати под следующее заклинание:

Загрузка...