В жизни всегда должно быть место … празднику!
Побывать в Израиле было моей давней мечтой, которая долгое время казалась несбыточной. Эта страна манила к себе – ведь это колыбель древнейшей цивилизации, страна, ставшая ареной важнейших исторических событий, страна, где пустили ростки основные мировые религии – иудаизм, ислам и христианство. Земля Обетованная, где в реках течет молоко и мед, как гласит библейское предание.
Государство Израиль одно из самых молодых, оно было провозглашено в 1948 году. И за короткий срок это государство завоевало ведущие позиции во многих областях. Оно было построено талантливыми, смелыми, решительными людьми.
Но Израиль еще и страна противоречий. Государство, которое постоянно защищается и утверждает себя среди своих соседей. И это чувствуется здесь едва ли не на каждом шагу. Именно это и удерживало меня долгое время от поездки. Пугающие новости о терактах и ракетных обстрелах заставляли задуматься и взвесить все за и против: а стоит ли ехать на пороховую бочку? Ну, в общем как в известном еврейском анекдоте:
«У еврея три ментальности:
Ехать
Не ехать
А не пошли бы вы все?»
Решение посетить Израиль созрело как-то неожиданно, экспромтом. И вот уже забронированы авиабилеты, номер в отеле в Тель-Авиве и упакованы чемоданы. Дополнительный бонус – виза гражданам РФ не нужна. Однако первый контакт с Израилем состоялся еще заочно, когда я связалась с отелем, чтобы убедиться в том, что наша заявка на бронирование получена и все в порядке. Считается, что первое впечатление самое правильное. Честно говоря, оно было двойственным, и разговор со служащей отеля меня немного насторожил. Нет, на все вопросы я получила ответ, все было в корректной форме, но разговаривали как-то отрывисто, сдержанно, без лишних реверансов. Я подумала, что, наверное, это потому, что английский язык для них неродной, что и сказывается на тоне разговора. В конце концов, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Бен-Гурион – современный, удобный аэропорт. Стены внутри оформлены красивыми декоративными панно, посвященными истории и культуре страны. За большими стеклянными окнами – синее-синее ближневосточное небо, пальмы и невероятное буйство красок: нигде я еще не встречала такого разнообразия цветов, цветущих деревьев и кустарников. Здесь были все оттенки радуги и даже больше: красные, оранжевые, желтые, белые, розовые, голубые, сиреневые и фиолетовые цветы на фоне сочной зелени. Вот каким встретил нас Тель-Авив. Еще бы: ведь мы оказались там в самую пору цветения и весны – в апреле.
Апрель – пора цветения в Израиле.
Апрель – это еще и время самых важных религиозных праздников. Наше пребывание совпало с еврейским Песахом и двумя христианскими Пасхами – католической и православной, которые в 2014 году пришлись на один день – 20 апреля. Песах (на иврите «Исход») стал фоном и источником наших приключений, но о них чуть позже.
Тель-Авив какое-то время даже был столицей Израиля, а сейчас это один из крупных городов этой маленькой страны. Название Тель-Авив переводится как «холм весны», что на 100% верно. Город одновременно и курортный, и деловой. Наш отель располагался на улице Хаяркон, рядом с набережной. Улица названа в честь речки Яркон, протекающей неподалеку. Из окна номера видно море. А если подняться на самый верхний этаж гостиницы, можно увидеть панораму всего города. Частично он застроен малоэтажными зданиями с гостиницами и апартаментами (ближе к морю), частично – многоэтажными высотными зданиями, где расположены торговые и деловые центры, в том числе знаменитая Алмазная биржа (ближе к центру). В центре города находится автобусный вокзал, от которого ходят автобусы, в частности в Иерусалим. Есть и железнодорожный вокзал, откуда тоже можно добраться до Иерусалима. Отдельно нужно сказать о Старом Яффо – это район Тель-Авива, где находится древняя крепость. Также в этом районе живет много мусульман.
Тель-Авив: вид на ул. Хаяркон и набережную.
Одна из главных улиц Тель-Авива – Дизенгоф. На ней расположены торговые центры, главный из которых – одноименный Дизенгоф – и различные магазины. Сам город очень зеленый, в нем много парков. Улицы широкие, усажены длинными рядами пальм. Есть выделенные велосипедные дорожки и пункты проката велосипедов, к слову довольно дорогие.
Улица Дизенгоф в Тель-Авиве.
Вдоль набережной идет длинная-длинная пляжная полоса. Здесь расположены фешенебельные отели – Хилтон, Шератон, Ренессанс, Херодс и др. Одно из любимых занятий местных жителей – это спорт. Пока неспешно прогуливаешься вдоль набережной, наслаждаясь солнцем и свежим морским воздухом, мимо проносятся велосипедисты и бегуны. Причем в беге выкладываются так, словно бегут настоящий марафон.
Как я уже писала, мы оказались в Израиле в период празднования Песаха. Праздник необычный, это период, который длится целых десять дней. Среди них различают непосредственно праздничные дни и так называемые полу-праздники, или праздничные будни. И нужно постараться в них не запутаться. Потому что в праздники общественный транспорт (автобусы) не ходит совсем, перемещаться по городу можно на маршрутке, а в полу-праздник автобусы работают.
В один из таких дней мы собрались съездить в Иерусалим на междугороднем автобусе. Но затея не удалась именно потому, что был праздничный день, соответственно междугороднее сообщение не работало. Мы были в замешательстве, но нам помогли две старенькие бабушки, видимо, из очень ранней волны эмиграции. Когда мы спросили дорогу к автовокзалу, они с неподражаемой еврейской интонацией ответили вопросом же на вопрос: «А зачем вам автовокзал?» И объяснили, что ехать туда бесполезно, т. к. автобусы в праздник не ходят. Такси же стоит внушительную сумму, так что пришлось переждать. Зато к вечеру с наступлением сумерек началось движение автобусов по городу. Так и хотелось спросить: «А оно нам надо?» На ночь глядя кататься на автобусе.
Смысл Песаха – воспоминание об исходе еврейского народа из Египта во времена фараонов, что означает переход от рабства к свободе. Исход совершался в походных условиях, ночью, в спешке. В воспоминание об этом в течение всех 10 дней праздника в домах не пекут квасной хлеб, в знак того, что нет времени настаивать тесто, чтобы взошла опара. Поскольку бегство из Египта совершалось быстро, еврейские семьи успевали только испечь пресные лепешки и поужинать ими. На практике в современном Израиле традиция заключается в том, что в течение всех 10 дней ни в одном магазине нельзя купить дрожжевой хлеб, к которому мы привыкли. Зато в изобилии имеется пресная маца, а также всевозможная другая выпечка, вся строго исключительно пресная. Можете представить себе, как успеваешь соскучиться по обычному хлебу! Зато неповторимый колорит запоминается на всю жизнь.
Верующие израильтяне свято чтут свои религиозные традиции. Время Песаха для них – это время для встречи и отдыха всей семьей. Поэтому многие огромными семьями из нескольких поколений – от дедушек до внуков – селятся в отели, отдыхают и отмечают праздник. Еврейские семьи, особенно религиозные ортодоксы, многодетны. Не редкость встретить такую картину: идет глава семейства – довольно молодой мужчина лет 30—40, за ним жена с ребенком в коляске, а рядом еще двое-трое детей постарше. Причем зачастую детишек одевают в одежду в одном стиле, даже если это не близнецы. Например, одного цвета или с одним рисунком. Смотрится забавно и в то же время стильно.
Так выглядят семьи ортодоксальных евреев (Иерусалим).
Еще одно семейство (переход к Стене Плача в Иерусалиме).
Очень трогательно выглядит соседство старшего и младшего поколений. Например, старенький-старенький дедушка, который уже с трудом передвигается, но все же еще ходит сам, к празднику одет в рубашку и брюки, на голове традиционная кипа, а рядом с ним крошечная девочка лет 4—5, в нарядном платьице, в белых чулочках, волосы завиты кудряшками. Мне почему-то именно эта картинка из жизни запомнилась. Эти поколения разделяет не один десяток лет. Но они живут одной семьей, и в этом проявляется и уважение к старости, и забота о детях.
Нас с мужем заинтересовал Музей истории еврейского народа в Тель-Авиве, и мы решили его посетить. Музей интересный, познавательный, действительно позволяет много узнать об истории еврейской диаспоры, культуре, традициях, создании государства Израиль. Израильтяне ходят туда целыми семьями. Папы и дедушки рассказывают детям об экспонатах, водят их по залам, неторопливо рассматривают витрины. Нам встретилось там много ортодоксальных семей. У мужчин бороды, черные шляпы, черные сюртуки и брюки. У маленьких мальчиков на голове кипы и смешные вьющиеся пейсы. Женщины в основном в темной одежде, довольно бесформенных кофтах, некрасивых юбках длиной до середины икры и черных вязаных беретах, объемных, спускающихся набок. Так что мы наблюдали как бы музей в музее или выставку на выставке.
Экспозиция организована продуманно, грамотно, и осматривать ее – одно удовольствие. Есть залы со старинными экспонатами – предметами быта, обихода и религиозного культа. Это книги, одежда, посуда. Есть отдельные зальчики, где можно посмотреть краткие познавательные фильмы об истории еврейской диаспоры с комментариями на разных языках через наушники.
Мне особенно запомнилась часть экспозиции с макетами синагог. Она занимает несколько залов. Залы полутемные, освещены только сами макеты в стеклянных витринах. Синагога – это вовсе не храм, а «дом собрания». Считается, что храм у иудеев был только один, он находился в Иерусалиме. Несколько раз он подвергался разрушению, в последний раз – в 70-м году нашей эры, после чего уже так и не был восстановлен. Поэтому синагога – единственное место, где верующие иудеи могут собраться вместе для молитвы и чтения священного писания – Торы, или Пятикнижия, которое составляет часть теперешней христианской Библии (Ветхий Завет).
Поскольку после разрушения храма еврейская диаспора находилась в рассеянии, или изгнании, в самых разных странах на протяжении многих веков, это отразилось на архитектуре синагог. Так, можно увидеть синагоги в виде средневековых храмов с готическими высокими башнями, синагоги в мавританском стиле с круглыми пузатыми куполами, даже синагоги, напоминающие китайские пагоды, с загнутыми вверх краями крыш. Таким образом, народ хранил свою религиозную традицию, но в то же время принимал форму ее выражения в самых разных видах, принятых в стране, где проживала та или иная часть диаспоры.
Интерьер макетов также тщательно проработан до мелочей: миниатюрные скамьи, шкафы, светильники – все есть. Неудивительно, что эти многочисленные освещенные изнутри домики с одинаковым увлечением рассматривают и взрослые, и дети.
Картинка ниже – деревянный потолок синагоги в Ходорово, украшенный росписью. Здесь изображены 12 знаков зодиака. Поскольку в иудаизме, как и в исламе запрещено изображение человека, то знак Девы символически изображен в виде женских рук, держащих пяльцы с вышивкой.
Потолок синагоги в Ходорово. Музей Еврейской диаспоры.
Составители музея – люди с хорошим чувством юмора, поэтому несколько залов украшают забавные панно, на которых изображены люди самых разных профессий, которые дала миру еврейская диаспора. Здесь и еврейский портной, и революционер, и переводчик, и торговец, и производитель тканей, и еврейская бабушка (а что, тоже профессия), и многие другие.
Панно: «Генеалогическое древо» еврейского народа.
Портной в Нью-Йорке (фрагмент панно).
Русский революционер (фрагмент панно).
Кстати, про портного – очередной еврейский анекдот:
«Заказчик попросил портного сшить брюки. Проходит неделя, другая, месяц… Наконец, брюки готовы. Заказчик возмущенно говорит: «Богу понадобилось всего шесть дней, чтобы сотворить весь мир, а вы целый месяц шили одни брюки». Портной отвечает: «Таки ви посмотрите на этот мир, и посмотрите на эти брюки».
Еще в музее есть панно со знаменитыми евреями, прославившимися на весь мир. Среди них, например, производители джинсов марки левайс – братья Леви, и даже фокусник Гудини. Вот так-то! Мол, знай наших!
Производители джинсов братья Леви.
Фокусник Гудини.
Конечно, есть в музее и зал, посвященный грустной странице истории еврейского народа – Холокосту. Это темный, мрачный зал высотой в два или три этажа. Экспозиция в нем сдержанная, скорее символичная, она посвящена памяти имен тех миллионов евреев, которые погибли или пострадали во время Холокоста. Евреи также называют это страшное историческое событие Катастрофой, что вполне отражает его суть.
Чтобы не заканчивать рассказ о музее на грустной ноте, упомяну об одной замечательной выставке, которая проходила там во время нашего посещения. Выставка посвящена женскому свадебному платью. На ней представлены свадебные платья, созданные современными израильскими дизайнерами, но с опорой на исторический костюм и традиции. Их объединяет только белый цвет, а в остальном фасоны, отделка и крой необыкновенно разнообразны. Вообще в израильском обществе существует культ семьи, поэтому и тема выставки – свадебный наряд – гармонирует с жизненной философией и мировосприятием израильтян.
Свадебное платье, один из экспонатов выставки.
А как вам вот такой фасон?
Подтверждением этому служит и тот факт, что в центре Тель-Авива мне встретилось огромное количество магазинов свадебной и вечерней моды с совершенно потрясающей красоты нарядами. Что ж, правильно, в жизни всегда должно быть место празднику!
Салон свадебной моды в Тель-Авиве.
Сногсшибательный наряд!
Вот я рассказала о музее, а ведь до него надо было еще добраться. Наш путь оказался непрост и извилист. Дело в том, что, как и многое в Израиле, музей по-разному называется в разных путеводителях – где-то Музей Диаспоры, где-то Музей Истории еврейского народа, где-то еще по-другому. Ничего удивительного в стране, где одна и та же улица может иметь два названия – арабское и на иврите, и означать они могут довольно разные вещи. Взять те же названия ворот в Старом городе в Иерусалиме, у одних и тех же по два, а то и три названия. Вот и разбирайся, турист! Интернет не сильный помощник в этом деле, т. к. отражает в себе, как в капле воды, т. е. еще с бОльшим искажением, запутанную реальность.
На первом этапе мы на поезде доехали до станции Университет, потому что она была обозначена как ближайшая к музею. «Ближайшая! Ви мне будете рассказывать!.. Перестаньте сказать!», ответили бы на это в Одессе. Через несколько часов прогулки, плавно перешедшей в судорожные поиски, после опроса десятка прохожих, скрупулезного изучения карты, споров на грани семейной ссоры мы нашли-таки этот музей, когда уже почти отчаялись это сделать. И у нас даже нашлись силы его осмотреть (наверное, открылось второе дыхание).
Зато мы, сами того не планируя, изучили университетский квартал. Рядом с железнодорожной станцией «Университет» действительно расположено одно из многочисленных зданий огромного учебного комплекса. Его отличает необычная белая крыша. В здании расположены целых два музея. Один из них посвящен премьер-министру Ицхаку Рабину, погибшему в результате покушения. Но мы решительно отвергли их посещение, т. к. искали «свой» музей.
Одно из многочисленных зданий университетского комплекса в Тель-Авиве (рядом с ж. д. станцией «Университет»).
Редкие попутные прохожие (все-таки праздник) не знали ни о музее, ни тем более о том, где он находится. Нашелся один человек, который уверенно показал нам, что музей вон там, но это оказался музей чего-то вроде нефти и газа, что нас опять же не интересовало. Когда наши силы уже почти иссякли, нашелся отзывчивый прохожий, который, увидев наши тщетные поиски, сам вызвался нам помочь. И сказал, что таки да, музей находится здесь. Здесь – это за огромным забором, за которым виднеется десяток зданий на приличном расстоянии друг от друга, и которое из них музей, непонятно. Мы подкрепились в симпатичной студенческой столовой, где нам на закуску в виде комплимента подали маринованную фасоль (местное национальное блюдо). И вновь мы отправились на поиски. У очередных ворот в очередной раз мы спросили охранника, здесь ли музей. И, о чудо! – охранник, указав на ортодоксальную еврейскую семью, вереницей шедшую по лужайке, сказал, чтобы следовали за ними. Так мы нашли то, что искали.