Примечания

1

G. S. Hall, Adolescence, 2 vols (New York: Appleton, 1916).

2

G. C. Patton, S. M. Sawyer, J. S. Santelli, D. A. Ross, R. Afifi et al., ‘Our future: a Lancet commission on adolescent health and wellbeing’, Lancet, vol. 387, 2016, pp. 2423-78.

3

Наименования возрастных периодов в конкретных научных работах различаются между собой. Например, в некоторых исследованиях 13-15-летних относят к периоду «начала подросткового возраста», а в других ту же возрастную группу относят к периоду «середины подросткового возраста». На страницах этой книги я использую термины, применяемые в оригинальных исследованиях, указывая возрастные рамки для каждой группы. – Здесь и далее прим. автора, если это не оговорено отдельно.

4

L. Steinberg, G. Icenogle, E. P. Shulman, K. Breiner, J. Chein, D. Bacchini, L. Chang, N. Chaudhary, L. D. Giunta, K. A. Dodge, K. A. Fanti, J. E. Lansford, P. S. Malone, P. Oburu, C. Pastorelli, A. T. Skinner, E. Sorbring, S. Tapanya, L. M. Tirado, L. P. Alampay, S. M. Al-Hassan and H. M. Takash, ‘Around the world, adolescence is a time of heightened sensation seeking and immature self-regulation’, Developmental Science, Jan. 2017 (online), doi: 10.1111/desc.12532.

5

S. Macri, W. Adriani, F. Chiarotti and G. Laviola, ‘Risk taking during exploration of a plus-maze is greater in adolescent than in juvenile or adult mice’, Animal Behaviour, vol. 64, no. 4, 2002, pp. 541-6.

6

S. Logue, J. Chein, T. Gould, E. Holliday and L. Steinberg, ‘Adolescent mice, unlike adults, consume more alcohol in the presence of peers than alone’, Developmental Science, vol. 17, no. 1, 2014, pp. 79–85.

7

«Гардиан» (The Guardian) – ежедневная популярная газета в Великобритании. – Прим. переводчика.

8

Calla Wahlquist, ‘Woman attacked by wombat thought she was going to die’, Guardian, 22 Aug. 2016, https://www.theguardian.com/australia-news/2016/aug/22/woman-attacked-by-wombat-thought-she-was-going-to-die.

9

Имеет смысл прочесть весь отрывок из труда Аристотеля: «Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то, чего пожелают… ‹…› По отношению к страстям они переменчивы и легко пресыщаются ими… ‹…› Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Юноши более, чем люди в других возрастах, любят друзей, семью и товарищей, потому что находят удовольствие в совместной жизни и ни о чем не судят с точки зрения пользы, так что и о друзьях не [судят так]. Они во всем грешат крайностью и излишеством ‹…› они все делают через меру: чересчур любят и чересчур ненавидят и во всем остальном так же. Они считают себя всеведущими и утверждают [это]; вот причина, почему [они все делают] через меру. И несправедливости они совершают по своему высокомерию, а не по злобе. ‹…› Они любят посмеяться и сказать острое словцо, так как остроумие есть отшлифованное высокомерие».

10

Aristotle, Rhetoric, bk 2, ch. 12.

11

William Shakespeare, The Winter’s Tale (1611), Act III, scene III.

12

Rousseau, Emile, or On Education (1762).

13

Имена в этой части книги изменены.

14

Хотя риск развития заболевания для людей, у которых есть брат или сестра, страдающие от шизофрении, выше, чем для тех, у кого их нет, случаи, когда у обоих детей развивается шизофрения, встречаются довольно редко (подробнее об этом можно прочесть в книге Готсмана 1990 г. «Первопричины шизофрении»[Irving I. Gottesman, Schizophrenia genesis: the origins of madness (Basingstoke and New York: W. H. Freeman, 1990).]). Исключением являются однояйцевые близнецы с одинаковым набором генов: если у одного из близнецов наблюдается шизофрения, то существует 50 %-я вероятность того, что второй тоже заболеет.

15

C. D. Frith, S.-J. Blakemore and D. M. Wolpert, ‘Abnormalities in the awareness and control of action’, Philosophical Transactions: Biological Sciences, vol. 255, 2000, pp. 1771-88.

16

Научный руководитель моей диссертации Крис Фрит – муж Юты. Они до сих пор являются для меня наставниками – людьми, к которым я обращаюсь, если у меня есть вопрос или проблема.

17

Программу ведет моя закадычная подруга Харриет Джейн.

18

Война в Персидском заливе (2 августа 1990 – 28 февраля 1991) – война между многонациональными силами (МНС) во главе с США, по мандату ООН, и Ираком за освобождение и восстановление независимости Кувейта. – Прим. переводчика.

19

Dinah Hall, ‘Brief letters’, Guardian, 4 Jan. 2013, http://www.theguardian.com/theguardian/2013/jan/04/pickles-in-a-sweat.

20

«Улисс» – роман ирландского писателя Джеймса Джойса; признан вершиной литературы модернизма; несмотря на внешнюю простоту сюжета, содержит огромное количество исторических, философских, литературных и культурных отсылок. – Прим. переводчика.

21

P. Rochat, ‘Five levels of selfawareness as they unfold early in life’, Consciousness and Cognition, vol. 12, no. 4, 2003, pp. 717-31; P. Rochat (ed.), The self in infancy: theory and research, Advances in Psychology, no. 112 (Amsterdam: North Holland, Elsevier Science, 1995).

22

L. E. Bahrick and L. Moss, ‘Development of visual self-recognition in infancy’, Ecological Psychology, vol. 8, no. 3, 1996, pp. 189–208.

23

D. J. Povinelli, ‘The unduplicated self ’, in Rochat (ed.), The self in infancy, pp. 161-92.

24

E. Bates, ‘Language about me and you: pronominal reference and the emerging concept of self ’, in D. Cicchetti and M. Beeghly (eds), The self in transition: infancy to childhood (Chicago: University of Chicago Press, 1990), pp. 165-82.

25

Charles Cooley, Human nature and the social order (New York: Scribners, 1902). See https://en.wikipedia.org/wiki/Looking_glass_self.

26

Roy F. Baumeister and Brad J. Bushman, ‘The self ’, in Social psychology and human nature, 2nd edn (Belmont, CA: Cengage Learning, 2011), pp. 57–96.

27

J. G. Parker et al., ‘Peer relationships, child development, and adjustment: a developmental psychopathology perspective’, in D. Cicchetti and D. J. Cohen (eds), Developmental psychopathology, vol. 1: Theory and methods, 2nd edn (New York: Wiley, 2006), pp. 419-93; L. R. Vartanian, ‘Revisiting the imaginary audience and personal fable constructs of adolescent egocentrism: a conceptual review’, Adolescence, vol. 35, no. 140, 2000, pp. 639-61.

28

L. H. Somerville, ‘The teenage brain: sensitivity to social evaluation’, Current Directions in Psychological Science, vol. 22, no. 2, 2013, pp. 121-7.

Загрузка...