Автор книги, Владимир Иванович Свищенков, родился в Курской области. После окончания с золотой медалью Высшей школы КГБ СССР более двадцати лет проработал в органах госбезопасности.
В 19 лет в своем дневнике по самоанализу в качестве эпиграфа написал фразу «Познай себя», не понимая тогда в полной мере истинного смысла этих слов. Каково же было его удивление, когда спустя много лет он узнал, что это изречение написано на стене храма Аполлона в Дельфах, где пророчествовала пифия, а его авторство приписывали семи древнегреческим мудрецам. Так, один из них, Фалес Милетский, часто повторял, что «всего труднее на свете человеку познать самого себя». Любовь к философии и самопознанию сыграла большую роль в судьбе автора. Поиск ответов на вопросы, которые принято относить к разряду вечных, привел его на одном из этапов земного пути к религиозной жизни. Без нее, считает автор, полноценное познание невозможно, потому что Истина – это Бог, а духовный путь в религии и есть путь богопознания. Философские знания и размышления об Истине нужны, но они не избавляют человека от сомнения и гордости, которые отделяют его глухой стеной от Того, Кто является Источником всякого знания. И только следование по духовному пути позволяет человеку ощутить в себе действие внутренней силы, которая непостижимым, мистическим образом открывает ему дверь в недосягаемый ни для какого плотского ума мир, где только и можно утолить всякую жажду познания.
Увлечение философией не мешает автору стремиться вести религиозную жизнь, потому что обе эти формы духовной деятельности направлены на постижение Истины. И религия, и философия стараются глубоко проникнуть в суть бытия и дать ответы на вопросы, которые волнуют человечество с давних времен. Что такое жизнь и смерть? Что есть добро и зло? В чем смысл жизни? Эти и подобные проблемы стоят в центре религии и философии, хотя и решаются с разных позиций.
Религии, как и философии, свойственно стремление получить ответ на вопрос о движущих силах жизни в наиболее общем смысле этого слова. В обеих областях духовной деятельности присутствует выход за пределы видимого существования и трансцендентный опыт. Некоторые положения современной науки, на которые опирается философия, пока что недоказуемы, что переводит их в разряд предположений, требующих веры или отрицания.
Но философия – это теоретическое сознание, и выход на орбиту Невыразимой Реальности имеет отвлеченный характер. А если учесть, что истинная философия призвана во всем сомневаться, то абстрактное пребывание в трансцендентном мире никогда окончательно не утолит жажду человека в его стремлении познать суть вещей. Рассудочные доказательства ничто в сравнении с познанием Истины, которое происходит в результате возгорания в сердце человека мистического, но от этого не менее реального, не передаваемого никакими земными словами огня. Искать Истину только в книжках и философских размышлениях, по словам блаженного Августина, все равно что искать живого между мертвыми – Intra te quaere Deum. Взаимно обогащая и дополняя друг друга, философия и религия помогают автору лучше понимать жизнь и заниматься любимым творчеством, которое, как он надеется, может в какой-то степени послужить и общему благу.