Примечания

1

Домингос П. Верховный алгоритм: как машинное обучение изменит наш мир. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. С. 17.

2

Бостром Н. Искусственный интеллект: этапы, угрозы, стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. С. 197.

3

Букв. перевод «интеллектуальный акт».

4

Geoghegan B. D. Information // Digital Keywords: A Vocabulary of Information Society and Culture. Benjamin Peters (ed.). Princeton: Princeton University Press, 2016. P. 177.

5

https://www.artint.ru/

6

См.: Ильенков Э. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. С. 32

7

Kirtchik O. The Soviet scientific programme on AI: if a machine cannot ‘think’, can it ‘control’?// BJHS Themes, 2023. P. 8, 111–125.

8

Маркс К. Капитал. Т. I. М.: Государственное издательство политической литературы, 1952. С. 429. Маркс также отмечает: «Позже мы увидим, что «хозяева» начинают петь совсем по-другому, когда им угрожает потеря их «живых» автоматов» (см.: Там же). – Здесь и далее, если не указано иное, прим. автора.

9

Грамши А. Тюремные тетради. Ч. I. C. 343. М.: Издательство политической литературы, 1991.

10

Перевод скорректирован: итальянский термин gli intellettuali соответствует русскому слову «интеллектуалы» (в англоязычной традиции его передают как intellectuals). Однако в советской традиции перевода, ведущей отсчет с 1950‑х гг., устоялся вариант «интеллигенты», который в силу конкретно-исторических коннотаций сужает понятие Грамши. При этом философ, безусловно, был прекрасно знаком с ролью, которая приписывалась интеллигенции в российской революционной традиции, и в размышлениях об особой социальной роли интеллектуалов отталкивался в том числе от этого. – Прим. пер.

11

В России сложилась традиция переводить словосочетание artificial intelligence как «искусственный интеллект». «Интеллект» в русском языке соотносится с английским intellect, под которым подразумевается способность понимать и объяснять (ср. «разум»), однако у intelligence прямого аналога в русском нет, это слово означает способность получать и применять на практике знания и навыки (ср. «разумность»). В случаях употребления слова intelligence с определениями я буду следовать сложившейся традиции перевода. В случаях обособленного словоупотребления intelligence, помимо вариантов «интеллект» и «интеллектуальные способности», я буду также использовать слово «разумность», делая акцент на наблюдаемом комплексе качеств, которые указывают на их глубинный источник (собственно, разум) в случае с живыми существами. – Прим. пер.

12

Согласно Грамши, чья цитата открывает книгу, все люди могут считаться интеллектуалами в том смысле, что не существует труда, в котором отсутствует хотя бы «минимум созидательной интеллектуальной деятельности». Однако, как тут же поясняет философ, «не все люди выполняют в обществе функции интеллектуалов (так, о том, кто жарит себе яичницу или пришивает заплату на куртку, не скажут, что он является поваром или портным)» (см.: Там же). – Прим. пер.

13

Сеннет Р. Мастер. М.: Strelka Press, 2018; Roberts L. and Schaffer S. (eds). The Mindful Hand: Inquiry and Invention from the Late Renaissance to Early Industrialisation. Chicago: University of Chicago Press, 2007. О роли физического прикосновения в цифровую эпоху см.: Ladewig R. and Schmidgen H. (eds). Body and Society 28. Nos. 1–2. Special issue. Symmetries of Touch: Reconsidering Tactility in the Age of Ubiquitous Computing (2012).

14

В случаях, когда речь идет о распознавании сугубо визуальных данных, которое исторически предшествует экстраполяции метода на невизуальную информацию, я использую устоявшийся перевод «распознавание образов». В других случаях, когда речь идет о расширенном применении метода, – «распознавание паттернов». – Прим. пер.

15

В начале 1960‑х годов Романо Альквати определил информацию как новаторские микрорешения, которые принимают работники в процессе производства (см. главу 5 этой книги). См. также: Pasquinelli M. Italian Operaismo and the Information Machine // Theory, Culture and Society 32, no. 3 (2015): 49–68; Sprenger F. Microdecisions and Autonomy in Self-Driving Cars: Virtual Probabilities // AI and Society (2020): 1–16.

16

Hawkins A. J. Elon Musk Just Now Realizing That Self-Driving Cars Are a «Hard Problem» // theverge.com. 5 July 2021.

17

См. также: A Manifesto // Logic Magazine. Issue 1. March 2017.

18

В английском языке слова calculation и computation в целом взаимозаменяемы, однако в контексте ИИ их следует разводить, как это делает автор. В первом случае речь идет об арифметических операциях, во втором – об алгоритмических. Слово calculation и родственные термины, например calculus, я передаю через слова с корнем «счет», а также вариантами «исчисление», «счисление»; в случае с computation использую производные от слова «вычисление» (см. советский вариант перевода computer как «вычислительной машины»). – Прим. пер.

19

Daston L. Calculation and the Division of Labor, 1750–1950 // Bulletin of the German Historical Institute 62 (Spring 2018): 13.

20

Фридрих Энгельс оспаривал тезис о «хозяйском глазе» и утверждал, что внутри крупных предприятий и инфраструктур того времени, например железнодорожных компаний, рабочие обладали широким представлением о производственном процессе: «Экономическое развитие нашего современного общества все более и более ведет к концентрации, к обобществлению производства в огромных предприятиях, которыми уже не могут более руководить отдельные капиталисты. Всякий вздор о «хозяйском глазе» и о создаваемых им чудесах превращается в явную бессмыслицу, как только предприятие достигает определенных размеров. Представьте себе «хозяйский глаз» на Лондонской и Северо-Западной железных дорогах! Но то, чего хозяин сделать не может, то рабочие, наемные служащие компании, с успехом могут делать и делают. Итак, капиталист уж больше не может предъявлять права на свою прибыль как на «заработную плату за руководство», так как он ничем не руководит». Цит. по: Энгельс Ф. Общественные классы. Необходимые и излишние // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2‑е, Т. 19. М.: Государственное издательство политической литературы, 1962. С. 299.

21

В оригинале книга М. Пасквинелли называется The Eye of the Master. – Прим. ред.

22

О режиме видимости на рабовладельческих плантациях см.: Mirzoeff N. The Right to Look: A Counterhistory of Visuality. Durham, NC: Duke University Press, 2011.

23

Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем, 1999.

24

Giedion S. Mechanization Takes Command: A Contribution to Anonymous History. Oxford: Oxford University Press, 1948. P. 5.

25

Braverman H. Labor and Monopoly Capital: The Degradation of Work in the Twentieth Century. New York: Monthly Review Press, 1974. P. 117. См.: Taylor F. W. The Principles of Scientific Management. New York: Harper & Brothers, 1911.

26

Beller J. The Cinematic Mode of Production: Attention Economy and the Society of the Spectacle. Lebanon, IN: University Press of New England, 2006.

27

См.: Maier C. S. Between Taylorism and Technocracy: European Ideologies and the Vision of Industrial Productivity in the 1920s // Journal of Contemporary History 5, no. 2 (1970): 27–61; Hellebust R. Aleksei Gastev and the Metallization of the Revolutionary Body // Slavic Review 56, no. 3 (1997): 500–518; Olenina A. H. Psychomotor Aesthetics: Movement and Affect in Modern Literature and Film. Oxford: Oxford University Press, 2020; Sutil N. S. Motion and Representation: The Language of Human Movement. Cambridge, MA: MIT Press, 2015; Brown E. The Corporate Eye: Photography and the Rationalization of American Commercial Culture, 1884–1929. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2008; Nelson D. (ed.), A Mental Revolution: Scientific Management Since Taylor. Columbus, OH: Ohio State University Press, 1992.

28

Словосочетания «трудовая теория автоматизации» и «трудовая теория машин» созданы по аналогии с выражениями, употребляемыми в политической экономии, в частности, «трудовой теории стоимости».

29

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон+, 1996; Mezzadra S. and Neilson B. The Politics of Operations: Excavating Contemporary Capitalism. Durham, NC: Duke University Press, 2019. P. 55

30

Altenried M. The Digital Factory: The Human Labor of Automation. Chicago: University of Chicago Press, 2021.

31

В советской и российской традициях выражение computer science принято передавать термином «информатика», что отражает континентальную ориентацию на понятие «информация», тогда как для американской традиции центрально понятие «алгоритм» (см. второе примечание на стр. 52). Поскольку в книге идет речь об американской родословной ИИ, отличной от европейской традиции, я использую для перевода буквальный вариант «компьютерная наука». – Прим. пер.

32

Turing A. Lecture on the Automatic Computing Engine (1947) // The Essential Turing. B. Jack Copeland (ed.). London: Clarendon Press, 2004. P. 392.

33

Ure A. The Philosophy of Manufactures. London: Charles Knight, 1835. P, 13–14.

34

Gray M. and Suri S. Ghost Work: How to Stop Silicon Valley from Building a New Global Underclass. New York: Houghton Mifflin Harcourt, 2019. См. также: Irani L. The Cultural Work of Microwork // New Media and Society 17, no. 5, 2013: 720–739; Irani L. and Silberman M. S. Turkopticon: Interrupting Worker Invisibility in Amazon Mechanical Turk // Proceedings of CHI 2013. 28 April – 2 May 2013.

35

Atanasoski N. and Kalindi V. Surrogate Humanity: Race, Robots, and the Politics of Technological Futures. Durham, NC: Duke University Press, 2019.

36

Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. М: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

37

Schaffer S. Babbage’s Dancer and the Impresarios of Mechanism // Cultural Babbage: Technology, Time and Invention. Francis Spufford and Jenny Uglow (eds). London: Faber & Faber, 1996; Schaffer S. Enlightened Automata // The Sciences in Enlightened Europe. William Clark, Jan Golinski, and Simon Schaffer (eds). Chicago: University of Chicago Press, 1999; Truitt E. R. Medieval Robots: Mechanism, Magic, Nature, and Art. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2015; Voskuhl A. Androids in the Enlightenment: Mechanics, Artisans, and Cultures of the Self. Chicago: University of Chicago Press, 2013.

38

Schaffer S. Babbage’s Intelligence: Calculating Engines and the Factory System // Critical Inquiry 21, no. 1 (1994): 204. См. также: Geoghegan B. Orientalism and Informatics: The Alterity in Artificial Intelligence, from the Chess-Playing Turk to Amazon’s Mechanical Turk // Ex-Position 43 (June 2020): 45–90.

39

См., например: Nilsson N. The Quest for Artificial Intelligence: A History of Ideas and Achievements. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

40

Пример корпоративной повестки см.: Домингос П. Верховный алгоритм: как машинное обучение изменит наш мир. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

41

Об идее автономных технологий см. классический труд: Winner L. Autonomous Technology: Technics-Out-of-Control as a Theme in Political Thought. Cambridge, MA: MIT Press, 1977.

42

О’Нил К. Убийственные большие данные: как математика превратилась в оружие массового поражения. М: АСТ, 2018; Noble S. U. Algorithms of Oppression: How Search Engines Reinforce Racism. New York: New York University Press, 2018; Benjamin R. Race after Technology: Abolitionist Tools for the New Jim Code. Cambridge: Polity, 2019; Wendy Hui Kyong Chun. Discriminating Data: Correlation, Neighborhoods, and the New Politics of Recognition. Cambridge, MA: MIT Press, 2021. Исследования в области ИИ в ходе развития сталкиваются с внутренними проблемами. Как отмечает Ярден Кац, порой «критически настроенные эксперты по ИИ используют свою позицию для укрепления белого господства с прогрессивным лицом… прибегая к языку, заимствованному у радикальных социальных движений» (см.: Katz Y. Artificial Whiteness. New York: Columbia University Press, 2020. P. 128).

43

Систематический обзор критических исследований ИИ см.: University of Cambridge, Department of History and Philosophy of Science. Mellon Sawyer Seminar. Histories of AI: A Genealogy of Power. May 2020 – July 2021. URL: www.ai.hps.cam.ac.uk.

44

См.: Hadden R. On the Shoulders of Merchants: Exchange and the Mathematical Conception of Nature in Early Modern Europe. Albany, NY: State University of New York Press, 1994. См. также: Erickson P. et al. How Reason Almost Lost Its Mind: The Strange Career of Cold War Rationality. Chicago: University of Chicago Press, 2013.

45

О «военных априори» в истории вычислений см.: Winthrop-Young G. Drill and Distraction in the Yellow Submarine: On the Dominance of War in Friedrich Kittler’s Media Theory // Critical Inquiry 28, no. 4 (2002): 825–854.

46

См.: Erickson P. et al. How Reason Almost Lost Its Mind: The Strange Career of Cold War Rationality. Chicago: University of Chicago Press, 2013.

47

Agar J. The Government Machine: A Revolutionary History of the Computer. Cambridge, MA: MIT Press, 2003. См.: Wiggins Ch. and Jones M. L. How Data Happened: A History from the Age of Reason to the Age of Algorithms. New York: W. W. Norton, 2023.

48

См.: Katz Y. Manufacturing an Artificial Intelligence Revolution // SSRN Electronic Journal (November 2017).

49

Цитата из эссе «Формирование интеллигенции» из «Тюремных тетрадей» Грамши. – Прим. ред.

50

Критику социального конструктивизма см.: Winner L. Upon Opening the Black Box and Finding It Empty: Social Constructivism and the Philosophy of Technology // Science, Technology, and Human Values 18, no. 3 (1993): 362–378. Обзор исторической эпистемологии см.: Renn J. The Evolution of Knowledge: Rethinking Science for the Anthropocene, Princeton, NJ: Princeton University Press, 2020; Omodeo P. D. Political Epistemology: The Problem of Ideology in Science Studies. Berlin: Springer, 2019; Schmidgen H. History of Science // The Routledge Companion to Literature and Science. Bruce Clarke and Manuela Rossini (eds). London: Routledge, 2011.

51

О понятии числа см. главу 1. О механическом мышлении см.: Damerow P. et al. Exploring the Limits of Preclassical Mechanics: A Study of Conceptual Development in Early Modern Science. 2nd ed. New York: Springer, 2004; Schemmel M. Historical Epistemology of Space: From Primate Cognition to Spacetime Physics. New York: Springer, 2015.

52

Rose H. and Rose St. (eds). The Radicalisation of Science. London: Macmillan, 1976; Harding S. The Science Question in Feminism. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1986; Keller E. F. Reflections on Gender and Science. New Haven, CT: Yale University Press, 1985; Federici S. Caliban and the Witch: Women, the Body, and Primitive Accumulation. New York: Autonomedia, 2004.

53

См. главу 5. О новом подходе к исследованию рабочих см.: Woodcock J. Towards a Digital Workerism: Workers’ Inquiry, Methods, and Technologies // Nanoethics 15 (2021): 87–98.

54

Имеется в виду название книги в оригинале (The Eye of the Master). Напомню, что «хозяйский глаз» – выражение Фридриха Энгельса. – Прим. пер.

55

Термины «хозяин» [master] и «паттерн» имеют общую политическую этимологию. Английский термин «паттерн» происходит от французского patron и латинского patronus. Последние два слова имеют общий корень с английскими словами «отеческий» [paternal] и «отец» [father] и восходят к латинскому pater. Латинское patronus означает также «защитник», в том числе защитник слуг. Французское patron – это «лидер», «начальник» и «глава сообщества», что в патриархальном контексте подразумевает «образец для подражания».

56

AlexNet была сверточной нейронной сетью нового поколения, названной в честь Алекса Крижевского, ученика Джеффри Хинтона. Принято считать, что следующая статья знаменует собой начало эры глубокого обучения: Krizhevsky A., Sutskever I., and Hinton G. Imagenet Classification with Deep Convolutional Neural Networks // Advances in Neural Information Processing Systems 25 (2012): 1097–105. См. также: Cardon D., Cointet J.-Ph., and Mazières A. Neurons Spike Back: The Invention of Inductive Machines and the Artificial Intelligence Controversy // Elizabeth Libbrecht (trans.). Réseaux 211, no. 5 (2018): 173–220.

57

Дрейфус Х.Л., Дрейфус С.И. Создание сознания vs. моделирование мозга: искусственный интеллект вернулся на точку ветвления // Аналитическая философия: становление и развитие. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. С. 401–432.

58

McCarthy J. et al. A Proposal for the Dartmouth Summer Research Project on Artificial Intelligence. 31 August 1955, AI Magazine 27, no. 4 (2006).

59

Chabert J.-L. (ed.). A History of Algorithms: From the Pebble to the Microchip. Berlin: Springer, 1999. P. 1.

60

За исключением работ: Caffentzis G. In Letters of Blood and Fire: Work, Machines, and Value. Oakland: PM Press, 2013; Wendling A. E. Karl Marx on Technology and Alienation. Berlin: Springer, 2009. См. также: Beamish R. Marx, Method, and the Division of Labour. Urbana: University of Illinois Press, 1992; Dotzler B. Diskurs und Medium I: Zur Archäologie der Computerkultur. Munich: Fink Verlag, 2006.

61

В советско-российской традиции за этим сборником записей, известном как черновой вариант «Капитала», закрепилось название «Экономические рукописи 1857–1859 годов», под которым он был опубликован в составе 46‑го тома собрания сочинений Маркса и Энгельса. Позднее сотрудники Института марксизма-ленинизма уточнили датировку вошедших в сборник документов, поэтому отдельное двухтомное издание 1980 года, по которому даны цитаты в этом переводе, носит название «Экономические рукописи 1857–1861 гг. (Первоначальный вариант "Капитала")». Во избежание путаницы для обозначения сборника я использую название, принятое в западной марксистской традиции, – Grundrisse (нем. план, очерки, набросок). Историю переоткрытия Grundrisse с точки зрения западного марксизма автор разбирает в главе 4. – Прим. пер.

62

Hayek F. The Sensory Order: An inquiry into the Foundations of Theoretical Psychology. Chicago: University of Chicago Press, 1952. P. 55.

63

Первое использование термина «машинное обучение» см.: Samuel A. Some Studies in Machine Learning Using the Game of Checkers // IBM Journal of Research and Development 44 (1959): 206–226. Также Тьюринг размышлял о «неорганизованных машинах», которые обладают способностью самоорганизовываться и, таким образом, обучаться: Turing A. Intelligent Machinery (1948) // The Essential Turing. B. Jack Copeland (ed). Oxford: Oxford University Press, 2004.

64

Terman L. The Intelligence of School Children: How Children Differ in Ability, the Use of Mental Tests in School Grading, and the Proper Education of Exceptional Children. Boston: Houghton Mifflin, 1919. P. 274. Цит. по: Gould S. J. The Mismeasure of Man. New York: Norton & Company, 1981. P. 212.

65

О деградации рынка труда за счет умножения бессмысленных профессий см.: Грэбер Д. Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда. М.: Ад Маргинем, 2020. См. также: Бенанав А. Автоматизация и будущее работы. М.: Изд-во Института Гайдара, 2022.

66

Wing J. M. Computational Thinking and Thinking about Computing // Philosophical Transactions of the Royal Society A: Mathematical, Physical, and Engineering Sciences 366, no. 1881 (2008): 3718.

67

Damerow P. and Lefèvre W. Tools of Science // Abstraction and Representation: Essays on the Cultural Evolution of Thinking. Berlin: Springer, 2013. P. 401.

68

Daston L. Algorithms before Computers: Patterns, Recipes, and Rules // Katz Distinguished Lecture in the Humanities, Simpson Center for the Humanities, University of Washington, 19 April 2017. См. также: Daston L. Rules: A Short History of What We Live By. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2022.

69

Ramasubramanian K. Glimpses of the History of Mathematics in India // Mathematics Education in India: Status and Outlook. R. Ramanujam and K. Subramaniam (eds). Mumbai: Homi Bhaba Centre for Science Education (TIFR), 2012.

70

Голландский индолог Фриц Сталь описывает Агничаяну в двухтомнике (и документальном фильме) об экспедиции в Кералу в 1975 году. См.: Staal F. Agni: The Vedic Ritual of the Fire Altar. Two vols. Berkeley: Asian Humanities Press, 1983. Сталь утверждает, что абстрактные культурные формы возникают из бессознательного и что язык, числовые символы и геометрия представляют собой первые коллективные практики. См.: Staal F. Rules without Meaning: Ritual, Mantras, and the Human Sciences. New York: Peter Lang, 1989. P. 71

71

Zellini P. La matematica degli dèi e gli algoritmi degli uomini/ Milano: Adelphi, 2016. P. 41. (The Mathematics of the Gods and the Algorithms of Men. London: Penguin, 2020.)

72

Plofker K. Mathematics in India // The Mathematics of Egypt, Mesopotamia, China, India, and Islam. Victor Katz (ed.). Princeton, NJ: Princeton University Press, 2007.

73

Об исследовании передачи знаний и технологий в древности см.: Renn J. (ed.). The Globalization of Knowledge in History, Princeton, NJ: Princeton University Press, 2020.

74

Разделение труда в Агничаяне также напоминает сложную оперативную цепь (chaîne opératoire), которую французский антрополог Андре Леруа-Гуран выявил во многих родовых (изначально не иерархических, а спонтанных и кооперативных) практиках изготовления инструментов. См.: Sellet F. Chaîne opératoire: The Concept and its Applications // Lithic Technology 18, nos. 1–2 (1993): 106–112.

75

Последние ритуалы прошли в 1955, 1975 (церемония задокументирована Фрицем Сталем) и 2011 годах.

76

См. также: Chabert J.-L. (ed.). A History of Algorithms: From the Pebble to the Microchip. Berlin: Springer, 1999. P. 2. (Chabert J.-L. Histoire d’algorithmes: Du caillou à la puce. Paris: Belin, 1994. P. 6.) «Алгоритм – это конечная последовательность правил, применяемая в определенном порядке к конечному набору данных для получения за конечное число шагов определенного результата вне зависимости от данных». Перевод мой: французский оригинал дает более точное определение, поскольку в английском издании отсутствует оборот «вне зависимости от данных».

77

Sriram M. S. Algorithms in Indian Mathematics // Contributions to the History of Indian Mathematics. Gurgaon: Hindustan Book Agency, 2005. P. 153–182.

78

Zellini. La matematica degli dèi, 51. Спорная, но влиятельная история исчислений, см.: Cohen H. Das Prinzip der Infinitesimal-Methode und seine Geschichte: Ein Kapitel zur Grundlegung der Erkenntniskritik (1883).

79

Историк математики Сентил Бабу пишет: «До сих пор специалисты по истории математики в Индии в основном работали с корпусом текстов на санскрите… Индология признала и канонизировала только благородную санскритскую традицию. Знания многих практиков математики стали невидимыми». Babu S. Mathematics and Society: Numbers and Measures in Early Modern South India. Oxford: Oxford University Press, 2022. P. 2–5. См. также: Babu S. Indigenous Traditions and the Colonial Encounter: A Historical Perspective on Mathematics Education in India // Ramanujam and Subramaniam, Mathematics Education in India.

Загрузка...