Ст. 18 утверждает: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков». Религия и закон. М., 1996. С. 8.
Бергер П. Секуляризация и проблема убедительности. С. 5//http:// jder.narod.ru/library/nz_2_2.htm
См. Доклад прот. И.Г. Разумовского «Экуменическое движение и Православная Церковь». Деяния Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви. 8 – 18 июля 1948 г. Том второй. //http://www.krotov.info/history/20/1940/1948_07.htm
Д. Мотт стоял во главе Христианской ассоциации молодежи (YMCA) и Всемирной федерации христианских студентов. Тесно сотрудничал и был близким другом Джона Д. Рокфеллера младшего, являвшегося в 20 – 30-е годы одним из лидеров евангелистов. О финансировании фондом Рокфеллера экуменического движения см.: Te Wyclife Bible Translators, John Mott & Rockefeller Connections //http://www.seekgod.ca/mott.htm
Доклад прот. И.Г. Разумовского «Экуменическое движение и Православная Церковь». Деяния Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской православной Церкви. 8 – 18 июля 1948 г. Том второй // http:www.krotov.info/history/20/1940/1948_07.htm С годами связи ВСЦ с ООН окрепли, и уже в 1954 г. генеральный секретарь ООН Хаммершельд на очередной экуменической Ассамблее подчеркнул близость и существенную однородность в работе двух организаций: с небольшой перестановкой акцентов они ставят перед собой одни и те же задачи.
Там же.
Там же.
Там же.
Шелленберг В. Мемуары. Мн.: Родиола-плюс, 1998. С. 48.
Phelps J. Vatican Assassins: «Wounded In Te House Of My Friends». 2001. P.515 // http://www.bibliotecapleyades.net/archivos_pdf/vatican_assassins.pdf
См. Paris E. Te Vatican Against Europe. Wyclife Presse, 1961.
См. Carlo Falconi, Le silence de Pie XII 1939-1945, essai fondé sur des documents d’archives recueillis par l’auteur en Pologne et en Yougoslavie, Monaco, Ed. du Rocher, 1965.
История Независимого Государства Хорватии описана в книгах: Cornwell J. Hitler’s Pope. Te Secret History of Pius XII и Fabre H. L’Église catholique face au fascisme et au nazisme. Les outrages à la vérité. Bruxelles, Éditions Espace de Liberté, 1995.
Филимонова А. Роль Ватикана в общественно-политических процессах на постъюгославском пространстве 1991 – 2000гг. // http://www.pravoslavie.ru/arhiv/061106194208
Ривелли М.А. Архиепископ геноцида. Монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941 – 1945 гг. М.: 2011. С.86.
Frattini E. La Sainte Alliance. La véritable histoire des services secrets du Vatican. Flammarion, 2006. P. 31.
Frattini E. Op.cit. P. 32.
Frattini E. Op.cit. P. 12.
Simmonot Ph. Les papes, l’Eglise et l’argent. Histoire économique du christianisme des origins à nos jours. Paris: Bayard, 2005. P.743.
Цит. по: Ривелли М.А. Указ соч. С.163.
Frattini E. Op.cit. P. 340.
Lacroix-Riz A. Le Vatican, de l’antisemitisme des années trente au sauvetage-reciclage des bourreaux // Golias, № 47, mai 1996. P.80.
Тинский Г. Ватикан и политика // http://www.pravoslavie.ru/smi/1820.htm
Станоевич Б. Усташский министр смерти: анатомия преступления Андрия Артуковича. М.: Прогресс, 1989 // http://www.x-libri.ru/elib/stano000/00000001.htm
Филимонова А. Указ. соч.
Цит. по: Смирнова А. Папа Пий XII и фашизм// katolikforum.ru/index.php?showtopic=1012
Там же.
В христианско-демократическую партии Италии США вложили к 1948 г. 350 млн. долл., а Пий XII лично передал 100 млн. лир.
Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. М.: Политиздат, 1978. С. 259.
В 1945 г. Пий XII, думая о возрождении традиции римско-германского единства, рассматривал идею создания нового католического государства под руководством наследника австрийского престола Отто Габсбурга, куда вошли бы Австрия и часть германских земель.
Полнота общения между православными и католиками была утрачена окончательно после издания Конгрегацией по распространению веры декрета 1729 г., который запрещал «общение в таинствах». В ответ на это православные церкви издали в 1755 г. совместное заявление Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского патриархов, в котором отрицалась благодатность католических таинств. Суттнер Э.Х. Исторические этапы взаимных отношений Церквей Востока и Запада. М., 1998. С. 67.
Суттнер Э.Х. Указ. соч. С. 281.
Hilaire Yv.-M. Histoire de la papauté. 2000 ans de mission et de tribulations. Paris, Éditions Tallandier, 2003. P. 467.
О том, как под видом подготовки к реформам разрабатывались планы более глубокой перестройки в церкви, рассказано в книге Ральфа Вильтхена «Рейн впадает в Тибр, неизвестный собор» (Ralf Wiltgen. Le Rhin se jette dans le Tibre, le concile inconnu. Paris, 1982).