23 ноября 2016 года г. Москва
ПРИСУТСТВУЮТ: д. ч. МОИП С. В. Багоцкий, Г. Л. Ванециан, д. ч. МОИП И. А. Верещагин, И. А. Карышева, д. ч. МОИП А. П. Кугай, д. ч. МОИП Ю. М. Люляев, д. ч. МОИП К. А. Мусин, д. ч. МОИП Б. Г. Режабек, д. ч. МОИП А. Ф. Топунов, А. Л. Харитонов, К. Б. Шумаев, д. ч. МОИП Е. Д. Яхнин.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Доклад Б. Г. Режабека «О возможных внутриклеточных механизмах запоминания».
Е. Д. Яхнин: открыл заседание и предоставил слово Б. Г. Режабеку.
Б. Г. Режабек сделал доклад о своих экспериментах на изолированной нервной клетке, замкнутой цепью обратной связи, в которых было продемонстрирована способность нейрона к поиску оптимального режима, обучению и запоминанию результата. (см. выше)
В 1971 году докладчик исследовал одиночный нейрон, прикрепленный к мышце и реагирующий на её растяжение.
Он замкнул нейрон системой обратной связи, заставляющей сжиматься мышцу. Возникли автоколебания. Но появилось и нечто более интересное.
Оказалось, что характеристики пачек импульсов со временем меняются. Через полчаса нейрон входил в стабильный режим – автоколебания прекращались.
Но при повторении эксперимента автоколебания прекращались уже через 15 мин. А в третьем эксперименте колебания прекратились менее чем за минуту. При этом наблюдались изменения интервалов между импульсами – наблюдалась «поисковая активность».
Это свидетельствует о том, что нейрон способен к поисковому поведению и самообучению, причем запоминание результатов поиска не может быть связано с изменениями в синапсах, поскольку таковые отсутствуют. Этот результат находится в соответствии с представлениями В. Я. Александрова, который выдвинул идею о «поведении клеток». В 1970 году он опубликовал в «Успехах современной биологии» статью «Цитоэтология». Эти идеи поддерживал и Ю. А. Лабас.
В 1975 году И. С. Шкловский писал «Разум вычислительных систем увеличился с 1960 года в миллионы раз. И скоро он превзойдет человеческий мозг». Однако это предсказание не оправдалось. Не реализовалась и компьютерная модель мозга.
Физик Р. Фейнман считал, что инфузории ведут себя не так, как их модели.
Дж. Экклз говорил о душе. По его мнению, главная задача сегодня заключается в том, чтобы спасти человека от материалистической деградации.
А.Л.Харитонов: Каковы отношения Вашего эксперимента к гомеостатике?
Б. Г. Режабек: Это не совсем гомеостатика. Опыты свидетельствуют о том, что у клетки есть свои потребности.
А. Ф. Топунов: Какие ещё были работы на эту тему? С момента Вашей публикации прошло 45 лет!
Б. Г. Режабек: В 70-е годы моя лаборатория в Ростовском университете была разрушена, и я не имел возможности продолжать эксперименты. Вы не хотели бы их продолжить?
А. Ф. Топунов: Я занят другими проблемами. Вы пытались публиковаться на Западе?
Б. Г. Режабек: Нет.
А. П. Кугай: Сколько времени сохранялась память о предыдущих экспериментах.
Б. Г. Режабек: Неизвестно. Нейрон гибнет через двое суток.
А.П.Кугай: Не связаны ли Ваши результаты с утомлением нейрона?
Б.Г.Режабек: В экспериментах без обратной связи утомления не было.
Клетка влияет на окружающую среду и находит для себя оптимальное состояние.
К.А.Мусин: А почему Вы называете это поиском?
Б.Г.Режабек: Потому что эти изменения случайны.
Ю.М.Люляев: Сколь правомерны аналогии между клеткой и человеческим обществом?
Б.Г.Режабек: Столь же правомерны, как понятие «поведение».
А.Л.Харитонов: Свойствами, которые Вы обнаружили, в принципе обладает любая большая макромолекула.
Б.Г.Режабек: Наверное, да.
А.Л.Харитонов: Нужно исследовать разные системы. Любая система ищет устойчивость во внутренней системе координат.
К.А.Мусин: Как можно использовать теорию конечных автоматов для анализа клеток?
Б. Г. Режабек: Не знаю.
Ю.М.Люляев: Существует принципиальная разница между сознанием и поведением клеток. Человек познает мир душой. Человеческое сознание принципиально общественно.
Б.Г.Режабек: Слово «поведение» очень важное. У собаки есть поведение, а у пули – нет.
Ю. М. Люляев: Поведение есть там, где возможен выбор.
И.А.Карышева: В Индии жил великий мыслитель Шри Ауробиндо, в работах которого говорится о «разуме клеток».
Б. Г. Режабек: Шри Ауробиндо – это не наука, а метафизика. Но индийский биофизик Джагадиш Чандра Бос имел сходные представления.
В беседе с С. В. Багоцким мы пришли к выводу о том, что МОИП мог бы представить нашу работу на соискание Нобелевской премии. Я делал доклад в МОИП о Нобелевских премиях, не выданных русским ученым, и говорил о том, что в ряде случаев (А. М. Оловников, Ю. А. Лабас) это произошло из-за того, что Европа мало читает нашу научную литературу, а мы не думаем о наших приоритетах и не представляем работ наших учёных в Нобелевский комитет.
А.Ф.Топунов: Экспериментальные данные докладчика очень интересны, но объяснение без дальнейших экспериментов – это метафизика. Нужно искать гранты на продолжение работы. Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины. У эритроцитов есть метаболическая память.
Нужны серьезные исследования. Вопрос о выдвижении на Нобелевскую премию наше собрание решать не может, но можно поставить его на общей Конференции МОИП.
Е. Д. Яхнин: Ваши эксперименты очень интересны и нуждаются в развитии. Но я не могу одобрить Ваше стремление всюду искать душу. Душа – это не объяснение.
Председательствующий поблагодарил докладчиков и участников заседания за интересную дискуссию и объявил заседание закрытым.
Председатель секции Проблем
Эволюции материи МОИП Е.Д.Яхнин
Ученый секретарь секции А. К. Погорелов
Ученый секретарь МОИП С. В. Багоцкий