Илья Мельников Избранные хадисы

Из хадисов Посланника Аллаха

Переводы ниже приведенных избранных хадисов сделаны М.А. Родионовым, автором книги «Ислам классический» (СПб «Петербургское востоковедение», 2003) из сборника «ас-Сахих» Мухаммада ибн Исмаила ал-Бухари (810 – 870).

Из глав о затмении Солнца (том II)

Сообщил Абу Бакра: Мы были с Посланником Божьим, когда Солнце затмилось. Посланник Божий встал, волоча плащ, и вошел в мечеть. Он совершал с нами молитву в два раката, пока Солнце не прояснилось. И сказал Пророк: «Воистину, Солнце и Луна не затмеваются из-за чьей-то смерти. Посему, если вы наблюдаете затмение, молитесь и взывайте к Богу, пока не прояснится».

Сообщил Абу Масуд: Пророк сказал: «Солнце и Луна не затмеваются из-за смерти кого-либо из людей, но это – два знамения из знамений Божьих. Если вы увидите их, встаньте и помолитесь».

Из книги похорон (том II)

Сообщил Абу Зарр: «Сказал Посланник: «Некто явился ко мне от Господа моего и сообщил благую весть, что если кто-либо из моей общины умрет, не придавая Богу сотоварищей, то вниидет в Рай». Я спросил: «Даже если он прелюбодействовал или воровал?» Он сказал: «Даже если он прелюбодействовал или воровал».

Сообщил ал-Бара ибн Азиб: Посланник Божий повелел нам семь вещей и запретил нам семь. Он повелел нам следовать за похоронными шествием, навещать больных, соглашаться на приглашения, помогать угнетаемым, исполнять обеты, отзываться на приветствия и отвечать чихнувшему. Он запретил нам серебряные сосуды, золотые кольца, шелк, дибадж, кисси, и также истибрак. (Чихнувшему, который произнес «Хвала Аллаху!», необходимо ответить:

Да будет Аллах милостив к тебе!»

Ди-бадж, кисси и истибрак – виды одежды из разных сортов шелка. Здесь и далее примеч. М.А. Родионова).

Сообщила Аиша: Абу Бакр прибыл верхом на лошади из ас-Сухна, где он жил. Спешился, зашел в мечеть и не говорил с людьми, пока не вошел к Аише и не направился к Пророку, накрытому узорчатым покрывалом. Он открыл его лицо, затем опустился на колени, поцеловал его и заплакал, восклицая: «Отец мой и мать да будут выкупом за тебя, о Пророк Божий! Не соединит Бог для тебя две смерти. Ты почил той смертью, что была предначетана для тебя!»

Сообщил Абу Салама: Известил меня Ибн Аббас, что Абу Бакр вошел туда, где Омар обращался к людям, и сказал ему: «Сядь!» но Омар противился. Тогда Абу Бакр произнес шахаду, и люди склонились к нему, оставив Омара.

Абу Бакр сказал: «А после сего, если кто-то из вас поклонялся Мухаммаду, так Мухаммад умер, а если вы поклоняетесь Богу, то воистину Бог жив и не умрет вовек. Бог Всевышний сказал: «И Мухаммад – только Посланник, до которого были посланники. Разве ж если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?» (Коран 3:144).

(Абу Салама добавляет:) «Ей-Богу, казалось, люди не ведали прежде, что Бог ниспослал этот айат, пока не прочитал его Абу Бакр, и услыхавшие этот айат начали повторять его».

Сообщила Хариджа ибн Зайд: «Умм ал-Ала, женщина из ансаров, присягнувшая Пророку, рассказывала: «Мухаджиры распределялись среди нас по жребию. Нам достался Осман ибн Мазун, и мы приняли его в наше жилище. Он заболел и от этой болезни скончался. Когда он умер и его обмыли и обрядили в саван, пришел Посланник Божий, и я сказала: «Да смилостивится над тобой Бог, а Абу ас-Саиб (Осман ибн Мазун)! Свидетельствую, что Бог вознаградил тебя!»

Пророк спросил: «Откуда дано тебе знать, что Бог вознаградил его?»

Я отвечала: «О Посланник Божий, да будет мой отец выкупом за тебя! Кого же еще вознаграждать Богу, как не его?»

Он сказал: «Ясно, что его постигла кончина. Клянусь Богом, я желаю ему благого удела, но, клянусь Богом, я не ведаю, как Он поступит даже со мной, а ведь я – Посланник Божий».

Она сказала: «Ей-Богу, после сего я больше никогда ни о ком не судила».

Сообщил Джабир ибн Абдаллах: Когда мой отец пал в бою, я снял покрывало с его лица и зарыдал, а меня удерживали. Но Пророк не удерживал меня. Тогда начала рыдать и тетка моя, Фатима. И он сказал: «Будешь ли ты рыдать или не будешь, ангелы все равно осеняют его крылами своими с тех пор, как вы подняли его (тело)».

Сообщил Мухаммад: Умм Атийа сказала: Одна из дочерей Пророка скончалась, и он вышел и сказал женщинам: «Обмойте ее трижды, или четырежды, или, если сочтете нужным, более того водою и (листьями) сидра; положите затем камфору или немного камфоры; а когда закончите, известите меня». Умм Атийа добавила:

«Когда мы закончили, то известили его, и он дал нам свой изар и сказал:

«Заверните ее в него».

(Порошок из сухих листьев дерева сидр используется вместо мыла; изар – кусок ткани, которой обматывают торс).

Сообщила Аиша: Саван Посланника Божьего состоял из трех кусков ткани, среди коих не было ни рубахи, ни тюрбана.

Сообщила Зайнаб, дочь Абу Саламы: Когда весть о смерти Абу Суфйана пришла из Сирии, Умм Хабиба на третий день попросила желтый корень, умастила щеки и лоб и сказала: «Воистину, я не поступила бы так, если бы не слышала как Пророк говорил: «Не разрешено женщине, верующей в Бога и в Последний день, соблюдать траур более трех дней, если это не муж ее, по коему надлежит скорбеть четыре месяца и десять дней».

(Желтый корень, или куркума, традиционно применяют в арабской косметике).

Сообщил Анас ибн Малик: Пророк шел мимо женщины, рыдавшей у могилы, и сказал: «Побойся Бога и терпи». Она ответила: «Ступай прочь, ибо тебе неведомо мое горе!» А она не узнала его. Ей сказали: «Это – Пророк, да благословит его Бог и да приветствует!». И она пришла к дверям Пророка и не нашла возле них привратника. Она сказала: «Я не узнала тебя». Он ответил: «Воистину, главное при невзгодах – терпение».

Сообщил Усама ибн Зайд: Дочь Пророка послала за ним: «Мой сын задыхается, приди к нам!» Он отослал вестника с миром, сказав: «Истинно, что Бог забирает, то – Его, и что дает, то – от Него, и все, что от Него, дается (в сей жизни) на определенный срок, посему терпи и надейся!»

Она снова послала за ним, заклиная его прийти. Он поднялся, а с ним Саад ибн Убада, Муаз ибн Джабал, Убай ибн Кааб, Зайд ибн Сабит и другие мужи.

Пророку Божьему поднесли едва хрипящего младенца. Сказал (передатчик):

«Кажется, (Усама)добавил: «Как будто это был бурдюк». И на глаза Пророка навернулись слезы.

Саад спросил: «О Посланник Божий, что это?» Тот ответил: «Это – милость, вложенная Богом в сердца рабов Его, а Бог милостив только к тем из рабов Своих, кто сам способен на милость».

Сообщил Анас ибн Малик: Мы присутствовали на погребении одной из дочерей Пророка, а он сидел у могилы. И я видел слезы на глазах его. Он спросил:

«Есть ли среди вас тот, кто не имел плотского соития этой ночью?» И сказал Абу Талха: «Я!» Сказал Пророк: «Спускайся!» И тот спустился в могилу ее, (чтобы положить туда тело покойной).

Сообщил Абдаллах ибн Убайдаллах: Одна из дочерей (халифа) Османа скончалась в Мекке. Мы пришли на ее похороны. Ибн Омар и Ибн Аббас тоже присутствовали. Я сел между ними (или он сказал: «Я сел рядом с одним из них, а затем подошел некто и сел рядом со мной»). И Абдаллах ибн Омар сказал Амру ибн Осману: «Разве ты не запретишь рыдать? Ведь Посланник Божий говорил: «Воистину, мертвец испытывает муки, когда близкие оплакивают его».

Сказал Ибн Аббас: «Омар говорил так». И затем поведал следующее: « Я сопровождал Омара в путешествии из Мекки, пока мы не добрались до ал-Байда. Там он увидел путников под сенью (дерева) самур и приказал: «Сходи, узнай, кто эти путники!» Я пошел и увидел, что один из них Сухайб, затем известил об этом Омара. Тот приказал: «Позови его ко мне!» Я вернулся к Сухайбу и передал: «Ступай и следуй за повелителем верующих!»

Потом, когда Омар был смертельно ранен, Сухайб явился, рыдая и причитая:

«О мой брат! О мой друг!» Омар сказал: «О Сухайб! Зачем ты плачешь обо мне? Ведь Пророк говорил: «Воистину, мертвец испытывает муки, когда близкие станут оплакивать его».

Ибн Аббас добавил: «Когда Омар скончался, и сообщил эту историю Аише, и она сказала: «Да смилостивится Бог над Омаром! Богом клянусь, Посланник Божий не говорил, что Бог наказывает верующего, когда близкие оплакивают его. Но Посланник Божий говорил: «Истинно, Бог усиливает наказание для неверующего, когда близкие оплакивают его». И она сказала: «Вам достаточно Корана:

«Ни одна отягченная душа не понесет ноши другой души» (35:18).

На это Ибн Аббас сказал: «Только Бог заставляет смеяться или плакать». А Ибн Аби Мулайка добавил: «Ей-Богу, Ибн Омар после этого не сказал ничего».

Сообщила Аиша, жена Пророка: «Проходил Посланник Божий мимо иудейки, которую оплакивали родственники ее, и сказал: «Они плачут над ней, в то время как ее мучают в ее могиле».

Сообщил ал-Мугира: Я слышал, как Пророк сказал: «Воистину, не схож лгущий обо мне с тем, кто лжет о ком-то другом. Тому, кто лжет обо мне намеренно, уготовано место в (адском) пламени.

Я слышал, как Пророк говорил: «Тот, кого оплакивают, подвергается мучениям из-за того, что над ним плачут.»

Загрузка...