жития святых в календарном порядке

Святитель Василий Великий

14 янв. и 12 февр.

(1 янв. и 30 янв. по церк. календарю)


Василий Великий (329–379 гг.), архиепископ Кесарии Каппадокийской, первоначальное воспитание получил в семье, отличавшейся особым благочестием. Бабушка его, сестра, мать и брат причислены к лику святых. Отец его был учителем красноречия и адвокатом. Окончив образование в Кесарии, Василий учился в знаменитых афинских школах. После возвращения на родину он принял крещение и был причислен к клиру в звании чтеца. Затем долгое время прожил у пустынников Сирии, Месопотамии, Палестины и Египта, где изучил монашескую жизнь. Пустынная жизнь была по сердцу Василию, и он, выбрав себе уединенное место, устроил обитель, где с ним подвизался и друг юности – святой Григорий (Богослов). Кесарийский архиепископ Евсевий вызвал святителя Василия из пустыни и рукоположил (364 г.) в пресвитера. В должности пресвитера, состоя ближайшим помощником архиепископа в делах церковного управления, святой Василий трудился до изнеможения сил, проповедовал каждодневно, устраивал в Кесарии и ее окрестностях больницы, приюты, странноприимные дома.

После смерти Евсевия (370 г.) святой Василий был возведен на кесарийскую кафедру и почти все время архипастырского служения провел в напряженной борьбе с арианами, которые имели большую силу при императоре Констанции и еще более при императоре Валенте. (Ариане отвергали Божественную природу Господа Иисуса Христа.) Святой Василий в борьбе с арианами был продолжателем дела Афанасия Великого и, подобно ему, возвышался над всеми, как несокрушимый столп Православия. Императору Валенту внушали, что, если уступит Василий, арианство окончательно восторжествует. Валент посылает в Кесарию префекта Модеста, известного жестокостью в преследовании православных. Крайне высокомерный, Модест призвал к себе святителя Василия и сначала соблазнял его разными обещаниями милостей царских, если он войдет в общение с епископами, склонившимися к арианству; затем, видя его непреклонную твердость, стал грозить ему лишением имущества, ссылкой, смертью. Святитель Василий мужественно отвечал ему: «Изгнания я не боюсь, потому что вся земля Господня; отнять имущества нельзя у того, кто ничего не имеет; смерть для меня благодеяние: она соединит меня со Христом, для Которого я живу и тружусь». Величие святителя поразило префекта. «Доселе никто не говорил так со мною», – сказал он. «Вероятно, тебе не случалось говорить с епископом», – скромно ответил святой Василий.

После этого сам император прибыл в Кесарию и в праздник Богоявления пришел в храм, где совершал богослужение святой Василий. Благоговейное служение святителя и множество умиленно молившегося народа поразило Валента. Тем не менее употреблены были со стороны его все меры, чтобы склонить Василия хотя на некоторые уступки арианству. Встретив решительный отказ, император осудил Василия на изгнание, но внезапная болезнь сына побудила Валента отменить этот приговор и просить молитв у святителя. Тогда ариане настояли, чтобы «по крайней мере, была уменьшена область архиепископа Василия». Ее разделили на две части, и один из бывших прежде в подчинении у Василия епископов стал его соперником и врагом.

Чтобы предохранить свою епархию от арианских козней, святой Василий учредил особую епископию в городе Сасиме, и для этой кафедры, столь важной в борьбе с арианством, предназначил своего друга Григория, которого рукоположил в епископы незадолго до этого. Однако святой Григорий отказался от занятия столь тревожного места, не отвечавшего его духовному настроению.

Кроме самоотверженной защиты Православия против ариан, архиепископ Василий оказал и другие великие услуги Церкви: вся жизнь его и особенно девять лет его архиепископского служения были исполнены непрестанными трудами. Многочисленные письма его показывают, как он болел душой о смятениях, бывших в Церкви, и как заботился о водворении мира в епископской среде. Устроенные им, отчасти на свои, наследованные от родителей, средства, отчасти на пособия других лиц, расположенных им к благотворению, приюты для больных и бедных были так обширны, что в своей совокупности представляли как бы целый город. Во время голода жители Кесарии нашли в нем щедрого благотворителя. Он был основателем славных монашеских обителей и составил правила для жизни и поведения иноков, которыми руководятся они и доныне. Заботясь о единообразии и порядке священнослужения, святой Василий изложил чин апостольской литургии, известной под его именем. Эта литургия совершается по воскресеньям Великим постом и в некоторые другие дни. Им же составлены многие молитвы, употребляемые в Церкви, также и читаемые с коленопреклонением после литургии в день Пресвятой Троицы.

Большим уважением пользуются в Церкви творения святого Василия, из них в особенности «Беседы на Шестоднев» (шесть дней творения), в которых он являет себя не только великим богословом, но и ученым в области естественных наук. Еще дошли до нас 13 бесед на псалмы, 25 бесед на разные случаи, 5 книг против ариан и книга о божестве Святого Духа.

Усиленны́е труды и скорби, между тем, неприметно истощили телесные силы святого Василия и на 50 году́ повергли его на смертный одр (1 января 379 г.)


Тропарь:

Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́, я́ко прие́мшую сло́во твое́, и́мже боголе́пно научи́л еси́: естество́ су́щих уясни́л еси́, челове́ческия обы́чаи укра́сил еси́, ца́рское свяще́ние о́тче преподо́бне: моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Святая мученица Татиана

25 янв. (12 янв. по церк. календарю)


Святая Татиана была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татиана достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и земным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.

При императоре Александре Севере (222–235 гг.) святая Татиана за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225 г.). Согласно древнему рассказу, святую Татиану, после разных истязаний, бросили на арену цирка (Колизея), чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татиану усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, – и они тоже были после мук усечены мечом.


Тропарь мученице (см. стр. 310).

Равноапостольная Нина, просветительница Грузии

27 янв. (14 янв. по церк. календарю)


Святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия.

Желание это еще более усилилось, когда она однажды увидела в видении Матерь Божию, вручающую ей крест из виноградных лоз. И желание ее сбылось, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклетианом (284–305 гг.).

В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе.

Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно действовали на жителей Иверии, и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли крещение. Она обратила ко Христу в Грузии и самого царя Мариана (Мерой), бывшего до этого язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя святых апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство.

Святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну гору и там в уединении благодарила Господа за обращение в христианство идолопоклонников. Через несколько лет она оставила свое уединение и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию. После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14 января 335 года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия Победоносца, дальнего родственника святой Нины.

С памятью святой Нины связано нахождение хитона Христова. При распятии Спасителя этот хитон достался по жребию одному римскому воину и после разных событий попал в Грузию.


Тропарь: Слова́ Бо́жия служи́тельнице, во апо́стольстей про́поведи первозва́нному Андре́ю и про́чим апо́столом подража́вшая, просвети́тельнице Иве́рии и Ду́ха Свята́го цевни́це, свята́я равноапо́стольная Ни́но, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Мученица Леонидда

29 янв. (16 янв. по церк. календарю)


Святая Леонилла и с нею Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп пострадали в Галлии во II веке при императоре Марке Аврелии (161–180 гг.). Леонилла, принявшая крещение в преклонных летах, обратила ко Христовой вере своих внуков – Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа. Они, возгоревшись желанием искоренить язычество в своей местности, разбили идолов и начали укорять жителей в идолопоклонстве. За это они потерпели жестокое мучение, будучи растянуты на дереве. Скончались они после того, как их бросили в огонь, который, однако, не повредил их тел. После их мучений была усечена мечом и святая Леонилла. Вскоре пострадали другие христиане, среди них – Неон, Турвон и Иовилла. Все эти Галльские мученики особенно чтятся в Испании и там им посвящены многие церкви.


Тропарь мученице (см. стр. 310).

Преподобный Антоний Великий

30 янв. (17 янв. по церк. календарю)


Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною (Мф. 19,21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: …не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианам девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно, и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал Ангела для его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?» – воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. «Я был здесь, – сказал ему Господь, – и ждал, пока не увижу твоего подвига».

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», – сказал ему Ангел Господень.

Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав о его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. «Куда ты хочешь бежать?» – был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. «В верхнюю Фиваиду», – отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: «Поплывешь ли ты вверх – в Фиваиду, или вниз – в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню». Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

Через три дня пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему болящих; он молился о них и исцелял их.

Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне.

После братского лобзания Павел спросил Антония: «В каком положении род человеческий? Какое правление в мире? Остаются ли еще идолопоклонники?» Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства – горькой. Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил хлеб. «Щедр и милостив Господь, – воскликнул Павел. – Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб».

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: «Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю». На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма Ангелов, пророков и апостолов.

Загрузка...