Вот волшебник Мудрослов.
Он вам всем помочь готов.
На уроках Мудрослова
Самым главным будет слово,
Чтобы грамотно писалось,
Чтобы правильно склонялось,
Чтобы всё запомнить быстро,
Чтоб в тетрадках было чисто,
Чтоб от корки и до корки
В них селились бы пятёрки.
В добрый день и в добрый час
Мудрослов встречает вас!
Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времён
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный
И трудолюбивый.
А – аптекарь,
Б – бочар,
В – валяльщик,
Г – гончар,
Д – дробильщик здоровенный,
Е – ефрейтор, он военный,
Ж – жестянщик-простачок,
З – закройщик-старичок,
И – историк бородатый,
К – красильщик франтоватый,
Л – лудильщик,
М – маляр,
Н – носильщик,
О – овчар,
П – писатель,
Р – радист,
С – сапожник,
Т – турист,
У – бесстрашный укротитель,
Ф – чудак-фотолюбитель,
X – художник-баталист,
Ц – известный цимбалист,
Ч – чудесный часовщик,
Ш – шофёр, большой шутник,
Щ – щенок его, Букетик,
Э – электрик- энергетик,
Ю – юрист,
а дальше
Я – это я, мои друзья!
СвисТнул зяблик на заре.
Что за нежный свисТ!
ГрусТным утром в октябре
С грусТью падал лист…
У реки шумит тросТник,
ТросТочки колышутся.
Буквы пишутся, когда
Вовсе и не слышутся:
СерДце – серДечко,
МесТность – месТечко,
НенасТный – ненасТье,
РадосТный – РадосТь и счастье,
СоЛнце – соЛнышко,
ЗвёзДный – звезДа.
Приходи не позДно —
Смотри не опозДай!
Мы сажаем ОгОрод.
Пусть мОрковка там растёт,
ПОмидор и кАбАчок,
Зеленеет пусть лучок,
Завивается гОрох,
И сАлат совсем неплох.
Поспевает Огурец.
Тут и песенке конец!
«ЗдраВствуй!» – значит «будь здороВ!
«ЗдраВия желаю!»
Для проверки мало слов —
С трудом их подбираю.
В небо выплыла луна,
Доброй ночи весТница.
Чтоб добраться до неё,
Не найдётся лесТница.
В этом слове буква Т
Для чего привешена?
Правда, может, слово «лезТь»
Тут слегка замешано?
Лучше ты не проверяй,
Словарю ты доверяй!
Сегодня слово синтаксис
Узнать вам довелось.
Когда-то в Древней Греции
То слово родилось.
Как это интересно!
Син – значило совместно.
Там воины-герои
Ходили чётким строем,
Тот строй не нарушался
И таксис назывался.
Два слова за руки взялись,
В одно сплелись, в одно слились,
Что значило «совместный строй».
Теперь учебник ты раскрой
И предложение построй
Без страха и без скуки
По правилам науки —
СИНТАКСИСА!
Точка ставится в конце,
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки!
Я девица занятая,
Моё имя Запятая,
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!
Если вдруг подъём крутой
Иль длинна дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!
Что за глупые привычки
Всюду врозь да всюду врозь,
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники справляем,
Очень крепко дружим,
В синтаксисе служим.
И нам друг без друга скучно.
Друг с другом и мы – неразлучно.
Рядом три сестрички-точки,
Значит, нет конца у строчки,
Это точками как раз показано.
Многоточием зовёмся,
Если за руки возьмёмся,
Значит, в строчке что-то недосказано.
Я не чёрточка, не минус,
Я прошу: не путай ты нас.
Все меня Тире зовут,
Нужно – буду тут как тут.
Зовусь я Двоеточие,
И я не то, что прочие!
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!
Стой! Постой! Погоди!
Что там, дружок, впереди?
Пропасть! Пожар! Ураган!
А не девочка и мальчуган?
Глупости! Враки! Бред!
А не пора ль на обед?
Что такое предложение?
Наших мыслей отражение.
Значит, в каждом мысль заложена.
Нам её узнать предложено.
Принимайте предложение:
Изучайте предложение.
В лесу У пригорка
Маленькая норка.
Кто В норке живёт?
Дядюшка крот.
Есть В норке стол и диванчик,
НА столе – стаканчик,
ПОД стаканчиком – салфетка,
В стакане – зелёная ветка.
ДЛЯ чего она, знаешь ли ты?
Конечно, ДЛЯ красоты!
НА стене ЗА диваном —
Ковёр узорчатый,
А ВОЗЛЕ дивана —
Буфет двустворчатый.
Крот подойдёт К буфету,
Возьмёт большую конфету,
Всем раздаст ПО кусочку.
Тут мы поставим точку.
Рыжей белкой я зовусь,
Потому что рыжая.
Поглядите, заберусь
Всех на свете выше я.
Рыжей белке не страшны
Ни лиса, ни волки,
Я скользну на верх сосны
Или, может, ёлки.
Белку рыжую поймать
Ты и не пытайся.
Подчинение понять
Лучше постарайся!
Я пушистый котёнок,
Мне не нужно пелёнок,
Чуть -чуть молочка на донышке,
Поспать да погреться
на солнышке.
Ещё подрасту немножко —
Все скажут: «Пушистая кошка,
Какая блестящая шкурка,
Какая красивая Мурка!»
А утром разбил я чашку.
Хозяйка вздохнула так тяжко:
– Ну что за наказание
Пушистое это создание!
Повторю хоть раз, хоть два:
Не меняются слова.
Никуда я не спешу,
Жирным шрифтом их пишу.
Слово к слову привыкает,
Оттого что примыкает.
Отвечают нам всегда
Кто? Откуда? и Куда?
Почитаешь ты стишок,
Всё о них поймёшь, дружок.
«Он махал метлою быстро,
Становилось сразу чисто —
Не был дворик наш в пыли,
И виднелся лес вдали.
И когда он вдруг уехал
Далеко-предалеко,
Нам с метлою управляться
Стало очень нелегко.
Я начну метлой махать,
Пёсик примется чихать.
Так, махая и чихая,
Трудно дворик выметать.
Но, надеясь, мы живём,
Не останемся вдвоём,
Издалёка он вернётся
Как-нибудь воскресным днём!»
Повтори опять да снова:
«В предложенье есть основа».
Это вот что, доложу я вам:
Подлежащее со сказуемым!
На дворе бушует осень,
Ветер гонит листья с веток,
Дней, должно быть, семь иль восемь
Шпарит дождик без просвета.
На дворе мелькают лужи,
Тонут ноги у крылечка.
Сентябрём от этой стужи
В доме нас спасает печка.
Я сидел и думал, думал,
А стихи не сочинялись.
Из-за леса ветер дунул —
И они ко мне примчались.
Нужных слов смешная стая
На листок садилась гладкий,
Я же, еле успевая,
Всё записывал в тетрадку.
Я стишок дарю детишкам,
Чтоб они его читали,
Но девчонки и мальчишки
Стих мой выучат едва ли…
Я подумал: не напрасно
Ты цветок покрасил красным
И рисунок твой прекрасный
Так украсит наш альбом!
Нарисую я опушку,
Где с утра поёт кукушка,
Где зелёная лягушка
Спит под маленьким грибом.
Понял я, что рассвело,
Так как стало вновь светло,
Потому что солнце встало,
Будто пламя обожгло.
Распахну я в сад окошко,
Чтоб скорее освежиться.
Вон в траве крадётся кошка,
То ль за мышкой, то ль за птицей.
На траве роса сверкает,
Точно кто рассыпал бусы,
Хоть комарики кусают,
Я плевал на их укусы!
Несмотря на то что рано,
Я назад в постель не лягу.
Если кто иметь захочет
Силу, бодрость и отвагу,
Тот как раз их и получит
На заре весенним утром,
До тех пор пока на травах
Росы блещут перламутром,
Оттого что на рассвете
Над землёй летит волшебник.
Всякий, кто протянет руку,
Получает в дар учебник.
Учит он, как стать отважным,
Как летать быстрее птицы,
Так что взрослые и дети
Сразу могут научиться.
Поплывут они по речке
Все, как будто в ней родились,
Точно стали все как рыбы,
Ибо плавать научились.
И в то время как иные
Лежебоки и обломы
Спят, как будто неживые,
На перине жаркой дома,
Рано вставшие – ликуют
И приветствуют рассветы.
И пока роса не сохнет,
Все нарвут себе букеты.
На дворе то дождь польёт,
То закружатся снежинки.
Это осень к нам идёт,
Пишет грустные картинки.
Или сяду повяжу,
Или ты ко мне заглянешь,
На тарелку положу
Блинчик с мясом.
Кушать станешь?
Я чайку налью в стакан,
Но и ты попей маленько.
Пёсик вспрыгнет на диван,
Или котик – на коленки.
Осень плачет за окном,
А зато нам здесь уютно.
Клён в окно стучит сучком
Поминутно, поминутно…
Либо сказку расскажи,
Либо я возьму гитару,
И тихонько, от души
Я романс исполню старый.
Тишина. Покой. Уют.
Время быстро пролетает.
И не то его крадут,
Мы ль не то не замечаем…
Расстаёмся до утра.
Расставаться неохота,
Однако ж нам и спать пора,
Завтра утром ждёт работа!
Купил он мыло и мочало,
Да толку в этом было мало.
Он так и оставался чёрен,
Ведь был он просто птица ворон!
Испечём с тобой ватрушки,
Да ещё налепим плюшки,
Да в стаканы чай нальём.
Маму в гости позовём.
Кто, когда, какой и чей
Кувырнулись все в ручей.
Что, куда, откуда, как
Так и сыплются в овраг!
А который вместе с где
Их не бросили в беде.
Крепче всех стоял зачем,
Он кидал верёвки всем.
Лишь почему и отчего
Про то не знали ничего!