Эта глава будет немного напоминать школьный учебник, но мне показалось, что для полного понимания нетворкинга, она пригодится.
Понятие «социального капитала» появилось не так давно – в 1980 г. Но уже стало предметом активных исследований социологов.
Что же такое социальный капитал? По сути, он есть у каждого человека. Ведь это и есть наши связи, то есть люди, с которыми мы общаемся и которые могут помочь в осуществлении наших планов. Основа социального капитала – доверие. Чем больше вам доверяют, тем крупнее ваш социальный капитал, а значит, ваше положение в обществе.
Идея социального капитала принадлежит французскому социологу Пьеру Бурдьё. Он вкладывал в это понятие групповую солидарность – установление доверия между членами одной группы. Ведь, поддерживая взаимовыгодное сотрудничество, каждый ее участник придет к цели с наименьшими затратами. Социальный капитал – это фактически групповой ресурс для людей.
Сегодня эту тему активно исследует американский политолог, профессор Гарвардского университета Роберт Патнэм. Он предложил измерять социальный капитал с помощью силы и частоты контактов, электоральной активности, членства в различных организациях, удовлетворенности взаимоотношениями и т. д.
Его исследования показали, что ощущение безопасности в обществе тесно связано с интенсивностью межличностных контактов. Так, во время войны в Афганистане американцы чаще приглашали гостей и сами бывали в гостях, устраивали пикники и командами играли в боулинг. Но, самое главное, они чувствовали себя в большей безопасности, чем в конце 1990-х гг., когда США не вели никаких масштабных войн. Несмотря на мирное время, индивидуализм укрепил свои позиции: люди стали меньше общаться и реже встречаться. Как результат – возросли тревога, недоверие, неуверенность и чувство опасности в обществе.
Патнэм пришел к выводу, что в обществах с высокой степенью социального капитала люди чувствуют себя более счастливыми и удовлетворенными.
Иногда социальный капитал может быть негативным. Иными словами, его наличие и использование наносит вред и отдельному человеку, и обществу в целом.
Обычно подобный «негатив» характерен для общества с высокой степенью преступности и низким уровнем экономического развития. В случае опасности люди объединяются в криминальные группы. Взаимопомощь, высокий уровень доверия и закрытость позволяют совместно противостоять враждебному внешнему миру. Однако такие группы представляют угрозу для тех, кто оказался за их пределами.
Некоторые ученые разделяют социальный капитал на связующий и вспомогательный.
Первый «связывает» между собой членов одной группы: повышает доверие, делает коллектив устойчивым к внешним воздействиям, позволяет легче решать внутренние задачи. Такой социальный капитал нужен группам, которые создаются ради выживания и совместного противостояния внешним угрозам. К примеру, общины бездомных, где действует принцип: «Вместе мы – сила». Внутри такой группы люди менее уязвимы. Но при выходе из нее человек теряется перед недружелюбными проявлениями со стороны внешнего мира и не готов в одиночку им противостоять.
Вспомогательный социальный капитал – объединение разных коллективов. Он помогает установлению новых деловых связей, обмену опытом и идеями, делает возможной совместную работу над проектами.
В настоящее время вспомогательный социальный капитал развивается и накапливается интенсивней. Причина тому – быстрое распространение информации. При этом отдельные общества и нации склонны накапливать связующий и низводить до минимума вспомогательный социальный капитал. Яркий пример – Северная Корея.
Некоторые ученые выделяют третий тип социального капитала – соединяющий. Он характерен для связей между людьми с существенной разницей в социальном положении. Соединяющий социальный капитал позволяет достигать целей с наименьшими издержками.
Незыблемыми основами любого типа социального капитала остаются доверие и социальные связи, способные конвертироваться в полезный ресурс. При этом и группа, и каждый ее участник могут пользоваться этими благами в любой пропорции.
Социальный капитал (так же, как и любой другой) подчиняется общим экономическим законам. Его можно производить, накапливать, расходовать, обменивать, наследовать и так далее. Может он и истощаться.
Парадокс в том, что чем активнее он используется, тем быстрее наращивается. То есть чем больше вы общаетесь с человеком, тем крепче ваша связь. Верно и обратное: чем меньше используется социальный капитал, тем скорее он истощается.
Благодаря доверию внутри группы крепнет взаимосвязь, и сообщество становится более закрытым. С одной стороны, такая особенность позволяет коллективу слаженно работать над внутренними задачами и эффективно противостоять внешнему миру. С другой – у новичков появляются проблемы с вступлением в него. Да и членам группы становится сложнее ее покинуть: чем выше социальный капитал, тем жестче контроль и строже санкции.
Исследования показали, что значительная часть профессионалов используют свои социальные связи для достижения следующих целей:
1. Знакомство с экспертами, лидерами общественного мнения, журналистами – 25 %.
2. Поиск подрядчиков, поставщиков – 22 %.
3. Получение инсайдерской информации (конкуренты, конкурсы, тендеры, законопроекты) – 20 %.
Интересно, что почти 20 % опрошенных придерживаются мнения, что использовать личные связи в рабочих целях этично при любых обстоятельствах. 66 % считают это допустимым лишь в случае крайней нужды. На практике 87 % респондентов используют личные связи для работы только по мере необходимости. 3 % называют некорректным поведением задействование личных связей в рабочих целях. Еще столько же согласны с утверждением, но считают, что обойтись без этого невозможно.
Почти 1/5 опрошенных пользуются личными связями для получения инсайдерской информации. К таковой могут относиться тендеры, активность конкурентов, готовящиеся законопроекты.