Примечания

1

Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII – XVIII веков в собрании Исторического музея. – М.: Исторический музей, 2018. – 312 с.: ил. – (Золотой фонд Исторического музея); Кодрицки А. Л., Мешкова В. М. Судьба семьи сквозь призму веков (невьянские сундучники Селянкины и их потомки) // Веси. – 2015. – №9. – С. 64—72; Пудов Г. А. О сундучных изделиях Великого Новгорода // Вестник славянских культур. – 2020. – Т. 57. – С. 246 – 257; он же. Муромский сундук: Очерк истории. [Б.м]: Издательские решения, 2020; он же. Производство сундуков в Вятской губернии (XIX – начало XX века). История. Мастера. Произведения. – [Б.м.]: Издательские решения, 2021.

2

Например, «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII – XX веков) (ГРМ, 5 марта 2014 – 12 мая 2014 года); «Про сундук. Свадебные сундуки второй половины XIX – начала XX века» (ВМДПНИ, 12 июня 2019 – 14 августа 2019 года).

3

Рыбрека – село в Прионежском районе Карелии, впервые упоминается в 1496 году.

4

Такие сундуки можно встретить на интернет-аукционах. Доверять информации о месте и времени их создания, размещенной на этих сайтах, не следует.

5

Порода дерева (сосна) не указывается.

6

Атрибуцию затрудняет не только плохая сохранность большинства сундуков, но и почти полное отсутствие клейм, рекламных этикеток и каких-либо надписей. Встречено лишь два сундука с надписями: на одном указан год (1898), на другом инициалы – ИИМ. В последнем случае надпись, скорее всего, сделана не мастером, а владельцем сундука.

7

№ ККМ ОФ 2547.

8

Например, небольшой сундук из коллекции Музея декоративно-прикладного искусства (г. Будапешт). Инв. №59.1104.1. Атрибутируется как венецианская работа XVII века.

9

Pickvance C. G. A study of medieval iron-bound «domed standard» chests in Kent// Archaeologia Cantiana. – 2015. – №136. – p. 141—162.

10

Сундуки из Государственного Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника (№ ДБ —1155), Объединенного мемориального музея Ю. А. Гагарина (Смоленская область, № ММГ К—2332), музейно-краеведческого комплекса «Стольный город Боровск» (№Д—94), Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (№ Э-325).

11

Сундук из коллекции МЗ «Александровская Слобода» (инв. № Д—185).

12

Сундук из собрания Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника (№ ИБ – 838).

13

Сундук из коллекции Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (инв. № О-2222).

14

Вряд ли можно утверждать, как это иногда делается в иностранной литературе, что три замка указывают на церковное назначение сундука. Количество замков в данном случае – лишь средство повысить надежность.

15

Инв. № Д 184. Почти полные его подобия – сундуки из Тверского государственного объединенного музея (№ ТГОМ ВВФ КП-1992) и Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (№24002).

16

Подобный орнамент был, вероятно, и на замочной пластине, но он очень плохо сохранился, поэтому ничего определенного о нем сказать невозможно.

17

№ ДЛТ—3115.

18

Инв. № Д—95.

19

Инв. №№ Д-IV-1676, Д-261 и Д-676 соответственно.

20

Козина Г. Н. Вологодские купцы – фабриканты и заводчики (XVIII – начало XX века) // Вологда: краеведческий альманах. Вып.2. – Вологда: Русь, 1997, С. 85 – 148.

21

№ ДЛТ – 3000.

22

Дмитриев А. Сундуки из Невьянска // Уральский следопыт. – 1992. – №11. – С. 50—51.

23

Шубина Т. И. Коллекция сундуков в фондах Невьянского государственного историко-архитектурного музея// Пятые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции, г. Невьянск, 4 декабря 2010 г. – Невьянск, 2010, С. 321—332.

24

Там же, С. 324.

25

Шубина Т. И. К истории Невьянской мебельной фабрики: артели «Транспортник» и «Сундучник» // Восьмые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции, Невьянск, 9 ноября 2013 года. – Невьянск, 2014, С. 276—285.

26

Рыбин В. Невьянские сундуки // Звезда. —1959. – №111 (1610). – С. 3.

27

Пудов Г. А. Уральские сундуки XVIII – XX веков. История, мастера, произведения. – СПб.: Первый класс, 2016, С. 80, 115 – 116.

28

Материал об артели «Заря», который представлен в названной монографии, был расширен в специальной статье. См.: Пудов Г. А. Из истории сундучного промысла Петрокаменского завода (вторая половина XIX – середина XX в.) // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. V. – Екатеринбург: издательский дом «Автограф», 2017, С. 96 – 112.

29

См. подробнее: Шубина Т. И. Коллекция сундуков в фондах Невьянского государственного историко-архитектурного музея. С. 324; она же. К истории Невьянской мебельной фабрики: артели «Транспортник» и «Сундучник». С. 276 – 285.

30

ЗИХМЗ, инв. №117 Вх. Размеры: 42х22х17.

31

Сведения о сундуках из частных собраний – результат полевых исследований автора.

32

Инв. № Н/В 5153.

33

Инв. № НМ 13598, 13599, 13600 и др.

34

См. подробнее: Пудов Г. А. О сундучном промысле села Петрокаменское (Средний Урал, II половина XIX – середина XX века) // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2014. – №11. – С. 78—84.

35

Арсеньев Ф. А. Вологодская губерния. Очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным Вологодским губернским земством. – Вологда: тип. Волог. губ. правления, 1882, С. 31—32; Анов Н. Мороз по жести // Советская мысль. – 1934. – №271. – С. 3; Комаров В. В. Восстановим забытые промыслы // Советская мысль. —1934. – №288. – С. 3; он же. Художественные промыслы великоустюгских мастеров. – Вологда, 1949, С. 16, 20.

36

Консультации с коллегами (в первую очередь, с С. В. Сирро – заведующим отделом технологических исследований ГРМ, С. Д. Оленевым – научным сотрудником ВГИАХМЗ, А. В. Христенко – научным сотрудником РЭМ, а также Кристофером Пиквансом – профессором Кентского университета (Англия), Ханой Вильгельмссон – сотрудником музея г. Кальмар (Швеция)), М. В. Юр – ведущим научным сотрудником Национальной академии искусств (г. Киев) и Беатриз Кампдера – сотрудником Национального археологического музея (г. Мадрид) лишь убедили в сложности темы, обозначенной в заглавии статьи. Автор приносит им свою благодарность.

37

Горпенко А. Е. Русское просечное железо XVII – XVIII веков // Сборник трудов НИИХП. Вып. 3. – М., 1966, С. 129.

38

Лукин М. П., Давыдова Н. М. Народное искусство устюжан. – Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, Вологод. отд-ние, 1971, С. 31.

39

Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII век). – М.: АН СССР, 1960, С. 402, 403, 491; Капустина А. В., Сыроватская Л. Н., Чебыкина Г. Н. Великий Устюг. – Великий Устюг: ВУГИАХМЗ, 2007, С. 10.

40

Fiske J. When oak was new. English furniture&daily life 1530 – 1700. – Ipswich, Massachusetts: The Belmont press, 2013, p. 47, 48.

41

Надо отметить, что Перезолов – далеко не единственный из тагильчан, которые посещали Англию в то время (см.: Устьянцев С. В., Логунов Е. В. Английский технологический опыт и уральские горные заводы XIX века. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1992, С.37).

42

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. – Екатеринбург: Екатеринб. уезд. земство, 1889, С. 10.

43

Устьянцев С. В., Логунов Е. В. Указ. соч.; Алексеева Е. В. Некоторые результаты и перспективы изучения значения иностранного технологического опыта в создании новых отраслей промышленности и развитии промышленного производства на Урале // Шестые Татищевские чтения. Тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург, 2021 апреля 2006 г. Т. 1. – Екатеринбург, 2006, С. 67, 68, 70, 72, 75—77; Бондаренко Ф. В., Микитюк В. П., Шкерин В. А. Британские механики и предприниматели на Урале в XIX – начале XX в./Очерки истории Урала. Вып.55. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009.

44

Устьянцев С. В., Логунов Е. В. Указ. соч., С. 26—27.

45

Силонова О. Н. Влияние художественного декора западноевропейских лаковых центров XVIII – начала XIX вв. на промысел Нижнетагильского завода Демидовых // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2015. – №3 (142). С. 236—248.

46

Pickvance C. Regional Differences in Medieval Chest Construction: A Dendrochronological and Comparative Study of the Buxted, Sussex, and Hindringham and Walcott, Norfolk Pin-Hinged Clamped Chests // Regional Furniture. – 2020. – Vol. 34. – p. 21.

47

Кучин Ф. Г. Сундучный промысел // Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. – Вятка, 1890. Вып. 2, С. 75—76; Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г.: краткий очерк кустарной промышленности Вятской губернии. – Вятка: губ. тип., 1890, С. 14.

48

Там же. С. 74—75.

49

Пудов Г. А. Сундучный промысел Муромского уезда Владимирской губернии (II половина XIX – I половина XX века). – СПб.: Первый класс, 2017.

50

Федоров В. М. О производстве сундуков в городе Макарьеве // Нижегородский сборник, издаваемый Нижегородским губернским статистическим комитетом под редакцией действительного члена и секретаря Комитета А. С. Гациского. Т. X. – Нижний Новгород, 1890, С. 193.

51

Там же. С. 196—197.

52

Ни один из исследователей, писавших о металлообработке в Древней Руси, не упоминает о «морозе» по жести. Кроме того, эта техника напрямую связана с производством жести в промышленных масштабах, что до XVIII века вряд ли было возможно.

53

Колчин Б. А. Техника обработки металла в древней Руси. – М.: Машгиз., 1953, С. 64 – 84.

54

Возможно, это доказательство разновременности появления технология «морозки» в разных губерниях России.

55

См. подробное описание этой технологии: Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С. 10—11; Федоров В. М. Указ. соч., С.196—197.

56

Лукин М. П., Давыдова Н. М. Народное искусство устюжан. – Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, Вологод. отд-ние, 1971, С. 42—44.

57

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С. X.

58

Инв. №№ М-168, М-169, М-170, М-171.

59

«Жестяные листы. Коллекция разных сортов железа и жести, изготовляемых невьянскими кустарями для сборочных сундучных мастерских» (см.: Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на… Всероссийскую кустарно – промышленную выставку 1902 года в Петербурге. – Пермь: тип. губ. земской управы, 1902, С. 154).

60

Инв. № М-137.

61

Пудов Г. А. О произведениях уральского сундучного промысла // Страницы истории отечественного искусства (XVIII). Сб. статей по материалам научной конференции. Альманах. ГРМ. Вып. 300. – СПб., 2011, С. 266—267.

62

Коллекция ОНИ ГРМ. Инв. №№ М-137, М-138, М-139, М-146, М-147, М-148. В музейных собраниях их сохранилось огромное количество. Кроме ОНИ ГРМ, например, в МЗ «Горнозаводской Урал» (г. Нижний Тагил) (№№ТМ-3385, ТМ-8121, Д-555, Д-561, Д-562, Д-566 и др.), РЭМ (инв. № РЭМ 11970 1/1, ГМЭ 1037 и др.) и СОКМ (инв. №№ СМ 24192.9, СМ 24192. 10, СМ 7022).

63

Находится в Центральном государственном архиве Кировской области.

64

Шатров М. Н. В помощь кустарю. Сборник практических советов и указаний по разным ремеслам и промыслам. – Киров: Кировское областное изд-во, 1938, С. 43—47.

65

Список наград, присужденных на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года. – Казань, 1890, С.65.

66

О его заведении указано: «Годовое производство на сумму 500 рублей, материал местный, изделия сбываются в Вятку» (см.: Подробный указатель по отделам Всероссийской и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Отдел XI. Кустарные промыслы. – М.: Рус. тов-во печ. и изд. дела, 1896, С. 45).

67

Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г.: краткий очерк кустарной промышленности Вятской губернии. – Вятка: губ. тип., 1890, С. 15; Подробный указатель по отделам Всероссийской и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. С. 42.

68

Инв. № БИМ №2087.

69

Инв. № РЭМ 10718—21.

70

В сундуке из РЭМ (инв. №8056—1а) полосами с «мороженой» жестью украшена даже внутренняя сторона задней стенки. Но такое обильное использование «мороза» встречается крайне редко.

71

Инв. № В-40937.

72

Инв. № КП 3434.

73

Федоров В. М. Указ. соч., С. 196.

74

Там же. С. 202.

75

Известно, например, что в Царьграде в XVII веке изготавливались царские регалии для Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (Миллер Ю. А. О некоторых контактах искусства Турции XVI – XVII веков с художественной культурой других стран // Труды ГЭ. Т. XIX. Культура и искусство народов Востока. 8. – Л., 1978. C. 106—114; Atasoy N., Uliç L. Impressions of Ottoman Culture in Europe: 1453—1699. – Istanbul: Armaggan, 2012, p. 77—102, 306—319).

76

Анов Н. Мороз по жести // Советская мысль. – 1934. – №271. – С. 3.

77

В качестве примера можно привести изделия мастерской Одисея Х. Курдоглу (Стамбул).

78

На фотографии из коллекции РЭМ представлен интерьер хакасского дома, где отчетливо видны не только уральские сундуки, но и шкатулки с «морозом», в т.ч. «лежаночки» (См.: На грани миров. Шаманизм народов Сибири (из собрания Российского этнографического музея: Альбом). – М.: ИПЦ Художник и книга, 2006, С. 134).

79

Пудов Г. А. Об одном виде уральских сундучных изделий (шкатулки середины XIX – начала XX века) // Уральские сундуки XVIII – XX веков: История. Мастера. Произведения. – СПб.: Первый класс, 2016, С. 280 – 287; он же. Об уральских ларцах-теремках XVIII—XIX веков (истоки художественного стиля и вопросы атрибуции) // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. – 2019. – Вып. 53. – С. 83—92; он же. Об уральских ларцах-теремках XVIII—XIX веков (истоки художественного стиля и вопросы атрибуции) // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. – 2019. – Вып. 54. С. 77—83.

80

О наличии тесных связей между уральским и устюжским сундучными центрами известно давно, поэтому именно изделия Великого Устюга выбраны для сравнения с заводскими.

81

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. – Екатеринбург, 1889, С.14.

82

Пудов Г. А. Об одном виде уральских сундучных изделий (шкатулки середины XIX – начала XX века).С. 280—287.

83

Обзор кустарных промыслов Екатеринбургского уезда. – Екатеринбург: Екатеринбург. уезд. земство, 1909, С.28—29.

84

Очерк кустарных промыслов Екатеринбургского уезда, Пермской губернии / Оценочно-стат. бюро Перм. губ. земства. – Пермь: электротип. губ. земства, 1912, С.71,73.

85

Инв. № М-147. Размеры: 33х24х13.

86

Инв. № М-146 аб. Размеры: 22х35х13.

87

РГИА, ф.400, оп.1, д.31, л. 102.

88

Инв. № М-138. Размеры: 26,5х17х10,2.

89

РГИА, ф. 400, оп.1, д. 31, л.102.

90

Инв. № М-148. Размеры: 32,5х21,5х12.

91

РГИА, ф. 65, оп. 1, д. 327, л. 27; ф. 65, оп. 1, д. 294. См. подробнее: Пудов Г. А. О произведениях уральского сундучного промысла // Страницы истории отечественного искусства (XVIII). Сб. статей по материалам научной конференции. Альманах. ГРМ. Вып. 300. – СПб., 2011, С. 264—265.

92

Инв. № Д-595. Размеры: 34х23х12.

93

ГАСО, ф.435, оп.1, д.712, л.6об; ф. 435, оп.1, д.885, л.147; ф. 643. оп.1, д.1639, л.1; РГИА, ф. 65, оп. 1, д. 327, л. 23. См. также: Перечень фабрик и заводов / Департамент торговли и мануфактур. – СПб.: тип. И. А. Ефрона, 1897, С. 282—283; Боков В. Е. Древообрабатывающая промышленность в Пермской губернии. – Пермь: типо-лит. Губ. правл., 1899, С. 230—231; Мелкие промышленные заведения Пермской губернии / Кустарное отделение Перм. губ. зем. управы. – Пермь, 1908, С. 28; Список фабрик и заводов Европейской России / Министерство финансов. – СПб.: тип. В. Киршбаума, 1903, С. 216; Уральский торгово-промышленный адрес-календарь …: Пермская, Уфимская, Оренбургская и Вятская губернии, на 1915 г. 1915 [Год 17-й]. С. 389.

94

Красноперов Е. И. Кустарная промышленность Пермской губернии на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в г. Екатеринбурге, в 1887 г. Вып. 1. – Пермь: Перм. губ. земство, 1888, С.101; он же. Кустарные промыслы и ремесла на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г. – Пермь: тип. Губ. зем. управы, 1891, С. 37; Список наград, присужденных на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года. – Казань, 1890, С.92.

95

Пудов Г. А., Оленев С. Д. О сундуках с росписью «под гребенку». Вологодская губерния, II половина XIX – начало XX века // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. – 2018. – Вып. 49. – С. 91—100.

96

Например, в Тотемском музейном объединении, Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Вытегорском объединенном музее, Кирилло-Белозерском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

97

Инв. № Д-562. Размеры: 35х24х14.

98

Инв. № Э-1354.

99

Инв. № Э-450.

100

При этом она была известна не только в России, но и, например, в Турции, куда попала, вероятно, под русским влиянием.

101

П. Н. Зверев приводил сведения, что эту технологию якобы передал владельцу сундучной «фабрики» Гавриилу Ермолаевичу Подвинцеву один из представителей торгово-промышленной династии Перезоловых (Нижний Тагил), побывавший в Англии и узнавший там ее секрет. Г. Е. Подвинцев поведал об этой технологии своим мастерам (Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С. 10).

102

Инв. № Д-209.

103

В настоящей работе не были затронуты царский быт, а также купеческие и крестьянские хозяйства. Это тема заслуживает специального рассмотрения.

104

Роспись всяким вещам, деньгам и запасам, что осталось по смерти Большого боярина Никиты Ивановича Романова и дачи по нем на помин души// ЧОИДР. – 1887. – Кн. 3, С. 3—120.

105

Там же, С. 4, 5, 42, 67, 71, 73, 84.

106

Там же, С. 117 – 120.

107

Опись имущества боярина Артамона Сергеевича Матвеева // ЧОИДР. – 1900. – Кн. 2, С. 16—20.

108

Там же, С. 16 – 20.

109

Там же, С. 20.

110

Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. – М., 1893. – Т. 4, ст. 8, 16, 23, 40.

111

Там же, ст. 41.

112

Там же, ст. 52, 99, 108, 113, 137, 167.

113

Например, русским подголовникам, скрыням, баулам находятся близкие аналогии среди европейских изделий. А «саркофаговая» конструкция ларей была распространена на всей территории Европы, в т.ч. в России.

114

Описи Соловецкого монастыря XVI века / сост. З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. Отв. ред. М. И. Мильчик. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003, С. 35, 37, 83, 84.

115

Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года/ сост. З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1998, С. 170, 172, 174, 176 – 177, 185, 186.

116

В Переписных книгах Костромского Ипатьевского монастыря (1595), также весьма богатого и известного, упоминания сундучных изделий вообще не встречаются, хотя издатель рукописи М. И. Соколов подчеркивал подробность и систематичность этих книг (Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г.//ЧОИДР. – 1890. – Кн. 3, С. 1—60).

117

Святыни и древности. Переписные книги и описи Старицкого Свято-Успенского монастыря. – М.: Пента, 2013, С.41, 49.

Загрузка...