Промыслы крестьянского населения Псковской губернии и положение их в 1895—1897 гг. Псков, 1898, С. 23, VIII – IX (в статистических таблицах).
Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. – Л., 1981, С. 38.
Московский исследователь А. А. Гилодо считает, что, например, устюжские мастера могли покупать листы «мороженой» жести у уральских сундучников (из личной беседы).
Безобразов В. П. Очерки нижегородской ярмарки. – М., 1865, С. 25.
Мельников П. И. Нижегородская ярмарка в 1843, 1844 и 1845 годах / Соч. П. Мельникова. – Нижний Новгород: Губ. тип., 1846, С. 90.
Федоров В. М. О производстве сундуков в городе Макарьеве //Нижегородский сборник, издаваемый Нижегородским губернским статистическим комитетом под редакцией действительного члена и секретаря Комитета А. С. Гациского. Т. X. – Нижний Новгород, 1890, С. 193—194.
Кучин Ф. Г. Сундучный промысел//Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Вып. II. – Вятка, 1890, С. 75—76.
Помыслы о вачских промыслах: промыслы и ремесла Нижегородской области / [Фонд развития нар. худож. промыслов Нижегор. обл.]; авт.-сост. и ред.: Федор Лепеев. – Нижний Новгород: Литера, 2014, С. 104.
Арутюнов С. А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса//СЭ. – 1982. – №1. – С. 19.
Например, не исключено, что форма уральских ларцов-теремков заимствована от великоустюгских и холмогорских изделий. С момента основания заводов (I половина XVIII века) изделия мастеров Русского Севера широко бытовали в домах уральцев. См.: Корепанов Н. С. Иконы и прочее в домах екатеринбуржцев в XVIII в.//Вестник музея «Невьянская икона». Вып. III. – Екатеринбург, 2013, С. 291—318.
Инв. № В-28608.
Например, сундук из Вологодского краеведческого музея (инв. № ВОКМ 8881).
Другие примеры подобного рода – сундуки из коллекций музея фресок Дионисия (филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника, инв. № Д-2422), музея-усадьбы В. И. Сурикова (инв. № Д-82), Кузбасского государственного краеведческого музея (КОКМ ОФ 15378).
Инв. № М-19121. Согласно инвентарным книгам, приобретен у жительницы Мурома и датируется началом XX века.
Инв. № ВГМЗ 34048/4. Подобные вещи встречаются в музеях Вологодской области, например, в краеведческом музее Сокольского района (СГМ-3799).
См., например, произведения из Музея художественных промыслов Нижегородской области.
Инв. № В-55605.
Инв. № Гр. Б – 890 аб.
См. подробнее: Пудов Г. А. О роли фабрик металлических изделий в истории сундучного промысла Невьянска (конец XIX – начало XX века) // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2011. – №5. – С.84—88.
В качестве примера можно указать на произведения из коллекции отдела народного искусства Русского музея и МЗ «Горнозаводской Урал» (инв. №№ М-148, ТМ-6543 соответственно).
Арутюнов С. А. Указ. соч., С. 12.
И. Я. Богуславская справедливо писала: «…наше сегодняшнее представление о традициях промысла охватывает лишь определенный этап, небольшую часть всего исторического пути развития местного искусства. Незнание подчас его истоков, древней поры, доступность для исследования только периода, ограниченного главным образом XIX—XX веками, весьма сужают возможности анализа самого процесса сложения традиций…» (Богуславская И. Я. Указ. соч., С.25).
Под словом «сундук» в настоящей статье подразумевается не только конкретный вид изделий мастеров-сундучников, но и весь ряд их продукции: скрыни, ларцы, подголовники, шкатулки, баулы и проч. Сундучному делу свойственна некоторая неопределенность терминологии. Кроме того, целесообразны географические ограничения: речь в статье идет преимущественно об изделиях Северо-Запада и Центра России. Сундучные изделия Юга и Востока страны имели несколько другие формы и принципы декорирования. И, наконец, в этой работе анализируются вещи, изготовленные только русскими мастерами (по происхождению).
Гончарова Н. Н. Влияние православной культуры на содержание сюжетной росписи сундуков XVII—XVIII вв. // Народное искусство: русская традиционная культура и православие, XVIII—XXI вв.: традиции и современность. – М.: Союз Дизайн, 2013, С. 485; Пудов Г. А. Уральские сундуки XVIII—XX веков: история, мастера, произведения. – СПб.: Первый класс, 2016, С. 70; он же. О сундуках и шкатулках из коллекции отдела народного искусства Русского музея // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. – Вып. 38. – СПб.: АИС, 2016, С. 138.
Бахрушин С. В. Торги новгородцев Кошкиных // Научные труды / редкол.: А. А. Зимин и др.; вступ. ст. В.И. Шункова; АН СССР. Ин-т истории. Т. II, М.: изд-во АН СССР, 1954, С. 191; Erixon S. Gammal mässing. Västerås: ICA förlaget AB, 1964, S. 74; Некрасов Г. А. Тысяча лет русско-шведско-финских культурных связей IX—XVIII вв. – М.: Наука, 1993, С. 41, 199; Шаскольский И. П. Русская морская торговля на Балтике в XVII в. – СПб.: Наука, 1994, С. 56—60.
Лебедева И. В. Датские и шведские дары русскому государству в XVI—XVII веках // Скандинавский сборник. Вып. III. – Таллин: Ээсти раамат, 1958, С.120; Martin F.R. Schwedische königliche Geschenke an russische Zaren. 1647—1699. Silberschätze in der kaiserlichen Schatzkammer zu Moskaw. – Stockholm, 1900.
См.: Янгфельд Б. От варягов до Нобеля: шведы на берегах Невы / Бенгт Янгфельдт; [пер. со швед. Юрия Беспятых]. – М.: Ломоносовъ, 2010.
Фелькерзам А. Иностранные мастера золотого и серебряного дела // Старые годы. 1911. Июль – сентябрь, С. 98.
Янгфельдт Б. Шведские пути в Санкт-Петербург. – Стокгольм, Санкт-Петербург: Шведский институт, БЛИЦ, 2003, С.56, 62; Карлбек Х. Шведы и шведское в России // Шведы в Москве. Материалы российско-шведской научной конференции. Москва, 1—2 июня 2000 г. – М.: РГГУ, 2002, С.130.
Фелькерзам А. Указ. соч., С. 98.
Суслов В. В. Путевые заметки о севере России и Норвегии. – СПб.: тип. А. Ф. Маркса, 1889, С. 8, 9.
Свердлов М. Б. Дания и Русь в XI веке // Исторические связи Скандинавии и России (IX—XX вв.). Сб. статей. – Л.: Наука, 1970, С. 82; Макаев Э. А. Руническая надпись из Новгорода // СА. – 1962. – №3. – С. 309—311.
Казакова Н. А. Русско-датские торговые отношения в конце XV – начале XVI в. // Исторические связи Скандинавии и России (IX—XX вв.). – Сб. статей. Л.: Наука, 1970, С. 89, 93—96.
Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962 – 1976 гг.). – М., 1978, С. 35—36, 41—42, 135; Arbman H. Birka. B. I. Die Gräber. Tafeln. – Stockholm, 1943, Taf. 259; Schoultz G. von. Kistor. – Stockholm: Nordiska Museet, 1949, S. 4; Arwidsson G., Berg G. The Mästermyr find: A viking age tool chest from Gotland. Stockholm: Vitterhets-, historie- och antikvitetsakad, 1983.
Сапунов Б. В. У истоков русской мебели (XI—XIII вв.). // Труды ГЭ. Том XXIII. Из истории русской культуры. – Л.: Искусство, 1983, С.14.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – Т. II. М.: Прогресс, 1967, С. 460.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. Т. I. – М.: Русский язык, 1994, С. 468.
Михайлов А. В., Салмин С. А. Ларец из камерного погребения 2 Старовознесенского раскопа в Пскове // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Г. Ф. Корзухиной. Санкт-Петербург, 10—16 апреля 2006 г. – СПб.: Нестор-История, 2010, С. 493—496.
Бирка – крупный экономический и ремесленный центр на территории современной Швеции, на берегу озера Меларен. Существовал в 800 – 975 годах.
Для статьи выбраны наиболее показательные в художественном отношении произведения. Выводы, следующие из их сравнения, касаются всей массы русских и зарубежных вещей, просмотренных автором.
Инв. № М-504. См. аналогии: ГУК «Музейный комплекс имени И. Я. Словцова» (Тюменская область, инв. № Д-57), СГМЗ (инв. № П 187), ГИМ (инв. № МЖ 6849), ГЭ (инв. № ЭРМ-4731). Датируются концом XVIII – началом XIX века.
См. также баул из коллекции музея Уппланда (инв. № UM 03648).
См.: https://digitalmuseum.se/021026252015/kista.
Предмет из коллекции Национального музея Дании, датируется 1744 годом (см.: samlinger.natmus.dk/DMR/asset/219632).
Инв. № М-4.
Stiftelsen Nordmøre Museum (инв. № KM.02036). Этот пример не единичен. См., например, «подголовник» из музейного центра Хордалана, инв. № ОМ. 01317.
Инв. № М-34.
Инв. №№17958, 17960, 17963.
Инв. № М-8.
Инв. № М-350.
Например, в коллекциях Костромского музея-заповедника (№ КМЗ КОК-18119, КМЗ КОК-16113), Котласского краеведческого музея (№ККМ КП 2553), Нюксеницкого краеведческого музея (инв. № Д-778), Киришского историко-краеведческого музея (инв. №ИБ-889) и мн. др.
Инв.№KLM 39255:144. См.: https://digitaltmuseum.se/021025805193/kista.
Инв. № М-355.
Инв. № KLM 12221. См.: https://digitaltmuseum.se/021026251939/kista.
Csillery K.K. Le coffre de charpenterie // Acta ethnographica. Academiae scietiarium Hungaricae. Tomus I, fascilius 1—4. Budapest: Magyar tudományos akadámia, 1950, p. 239—244; Everhard J. Tuugkisten in Oost Nederland. Versiering en typologie. – Oldenzaal: Twents-Gelderse Uitgewerij de Bruyn, 1994.
Вещи из ГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (инв. №№ Д-2999, Д-3000), НКМ (инв. №№ Др-216, 217), МБУ «Шурышкарский районный музейный комплекс» (Ямало-Ненецкий автономный округ, с. Мужи) (инв. № МЭП-356), НГОМЗ (инв. № НГМ КП – 36241/34, ДЭ – 5825.), Псково-Изборского объединенного музея-заповедника (№ ПМЗ КП 33059) и многих других музеев.
Например, сундук из музея Вэстерготланда (инв. №1М16—1597). См.: https://digitaltmuseum.se/021027887814/kista.
Например, сундучок из Кирилло-Белозерского музея (инв. № Д-3886) и сундук из музея Вэстманланда (инв. № Vlm-9078). См: https://digitaltmuseum.se/021027806337/kista.
Пудов Г. А. Хромолитография в истории сундучного промысла Урала (конец XIX – начало XX века) // Художественный металл в России и Европе в XIX—XX веках. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 14—15 апреля 2015 года. – Екатеринбург, 2015, С. 50—51.
Он же. Уральские сундуки XVIII—XX веков: история, мастера, произведения. – СПб.: Первый класс, 2016, С. 280—287.
Это мнение выразили в письмах автору настоящей статьи Ханна Вильгельмсон – сотрудник музея Кальмара и Лейф Валлин – сотрудник Северного музея.
Пассек Т. С. К вопросу о приеме сравнения в истории материальной культуры // Из истории капиталистических формаций. Сб. статей к 45-летию науч. деятельности Н. Я. Марра. – М., Л.: Гос. соц-экон. изд-во, 1933 (Известия ГАИМК. – Вып. 100). С. 330, 340.
Мильчик М. И. Взаимовлияние деревянной архитектуры Древней Руси и Скандинавии: русская историография и постановка проблемы // Актуальные проблемы исследования и спасения уникальных памятников деревянного зодчества России. Международный симпозиум. Доклады / сост. и отв. ред. М. И. Мильчик. – СПб.: Лики России, 1999, С. 137—139.
Следует выделить коллекции ГИМ, СПМЗ, КБМЗ, Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», ВГИАХМЗ.
Это многочисленные труды Н. Н. Гончаровой, С. К. Просвиркиной, С. К. Жегаловой, З. П. Поповой, И. Н. Ухановой, А. А. Гилодо. В одной из статей автора настоящей работы предпринята попытка охарактеризовать один из видов уральских шкатулок (Пудов Г. А. Об одном виде уральских сундучных изделий (шкатулки середины XIX – начала XX века) // Уральские сундуки XVIII – XX веков: История. Мастера. Произведения. СПб.: Первый класс, 2016, С. 280—287).
Савваитов П. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное. – СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1896, С.104.
Словарь русского языка XI—XVII вв. / гл. ред. Ф. П. Филин. Вып. 15. – М.: Наука. 1989, С. 245.
Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII—XVIII веков в собрании Исторического музея. – М.: ГИМ, 2018. – (Золотой фонд Исторического музея), С. 17.
Забелин И. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII столетиях. Материалы. Том III. – М.: Языки славянской культуры, 2003 (материалы к тому II), С. 768.
Как в подголовниках из коллекций ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская Слобода» (инв. № Д 1479) и ФГБУК «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник» (инв. № Д-1249).
Подголовник из КБИАХМЗ, на который нанесены инициалы и дата создания: 1771 год (инв. № Д-118).
Например, из коллекции ГИМ, инв. № ГИМ 43803/ДIV-61 (Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII—XVIII веков в собрании Исторического музея. – М.: ГИМ, 2018. – (Золотой фонд Исторического музея). С. 108—111).
Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. – М., 1893. – Т. 4. – разд. паг., стб.112.
Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича [исследование и прил. текст] / сост. Г. Б. Курц. – Киев, 1915 – (Сборник студенческого историко-этнографического кружка при Императорском Университете св. Владимира под руководством профессора М. В. Довнар-Запольского. Вып. 6). С. 114.
Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа / авт. послесл. С. О. Шмидт. – М.: Просвещение, 1996, С. 42, 307.
Гилодо А. А. Сундуки (http://www.sundook.ru/article/a02.html#sn10). Дата последнего обращения: 12.09. 2018 г.
Инв. № М-4.
Подтверждение этому – подголовник из коллекции ГМО «Художественная культура Русского Севера» (инв. № Гф 346). Он декорирован разноцветной соломкой, основные мотивы – геометрические: треугольники, звезды, ромбы и проч. Несвойственные этому типу изделий техника и материалы декорирования в данном случае привели к неоднозначному в художественном отношении результату.
Инв. №3972-д.
Fiske J. When oak was new. English furniture & daily life 1530—1700. Ipswich, Massachusets: The Belmont press, 2013, p. 47.
На Русском севере из медных сплавов делались в XVII веке чернильницы в виде подголовников (например, в коллекции ГРМ: инв. № ДРМ 3228). Это может свидетельствовать не только о первоначальном предназначении русских сундуков-подголовников, но и о путях проникновения этого вида сундучных изделий в Россию.
Инв. № W.4:1, 2—1911.
Nonsuch chest (англ.) – один из видов английских сундуков, на которых в технике интарсии разными сортами дерева изображались гротески, фантастические здания, животные; лицевая сторона разбивалась на равные поля. Ранее предполагалось, что композиции таких вещей воспроизводят дворец Генриха XVIII в графстве Суррей. В настоящее время считается, что они делались в Лондоне эмигрантами из Северной Германии и Нидерландов, а композиции их восходят к гравюрам Вредемана де Вриса (1527—1604). Об устойчивости типа таких сундуков свидетельствуют многочисленные образцы, хранящиеся во многих музеях мира.
Например, из коллекции музея Виктории и Альберта, инв. № W.3:1 to 7—1925. «Берлинскими» изделиями называли текстильные предметы (одежду и элементы интерьера), декорированные вышивкой крестиком с использованием «берлинской шерсти», т.е. тонких, окрашенных в яркие цвета шерстяных ниток.
Kunst- und Antiquitätenauktion 25./26. September 2003. Stuttgarter Auktionshaus dr. Fritz Nagel. Katalog. – Deizisau: Druck Schefenacker, 1999, Farbtaf. 1689, 1694.
Stiftelsen Nordmøre Museum (инв. № KM.02036).
Macquoid P. A history of English furniture. In four volumes. Vol. I. The age of Oak. 1500—1660. – New York: Dover Publications, 1972, fig.158.
Инв. № М-34.
Надо напомнить не только о значительных торговых привилегиях, дарованных Иваном IV английским купцам, но и о наличии тесных культурных связей между Россией и Англией в тот период (Накашидзе Н. Т. Русско-английские отношения во второй половине XVI в. – Тбилиси: изд-во Тбилис. гос. ун-та, 1955, С. 66, 75—77, 78, 82, 113, 114).
Богуславская И. Я. Проблемы народного искусства в трудах Л. А. Динцеса // Сообщения ГРМ. Вып. XI. М.: Изобразительное искусство, 1976, С. 4. Кроме того, по одной из версий, «мороз» по жести как техника декорирования сундуков проникла в Россию (на Урал) именно из Англии (см.: Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. — Екатеринбург: Екатеринб. уезд. земство, 1889, С. 10).
О не случайности совпадения форм русских и зарубежных сундучных изделий свидетельствует тот факт, в России (в частности, на Русском Севере) бытовали и специальные приспособления-«подголовники» для сна. Они представляли наклонную плоскость на брусках. Делались «подголовники» и других видов, но также с покатой плоскостью (см.: Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский этнографический сборник: Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. / [отв. ред. С. А. Токарев]. – М.: изд-во Акад. наук СССР, 1956. – (АН СССР. Труды Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Нов. серия; Т. 31). С. 431).
Смирнов Ю. И. Направленность сравнительных исследований по фольклору // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. – М.: Наука, 1981, С. 9—10.
В данной статье речь пойдет только о деревянных изделиях, расписных и/или обитых металлическими листами или полосами. Произведения из других материалов (кости, металла, слюды, папье-маше и др.) остались вне рамок статьи. Они достойны отдельного исследования.
Инв. № М-145.
Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII—XVIII вв.//Памятники культуры. Новые открытия. 1989, М., 1990, С. 350—365.
Там же. С. 353 – 355.
Там же. С. 353. Инв. № М – 336. Пост. из ГЭ в 1938 году.
Инв. №№ М-1, М-3, М-9, М-89, М-702, М-834, М- 848, М- 885, М – 892.
Там же. С. 353.
Инв. № М- 2.
Инв. №№ М- 11- М-15, М-16, М-349, М-1425. Маленький сундучок М-18 надо отнести к великоустюжским изделиям I четверти XVIII века, поскольку его художественное оформление идентично местным шкатулкам этого периода.
Инв. №№ М-19, М-35, М-36, М-37, М-758, М-1603.
Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII век). – М.: изд-во АН СССР, 1960, С. 419, 409, 415.
Там же. С. 626, 627, 632.
Инв. №№ М-43, М-42, М-355.
См.: Косцова А. С. Художественное олово в России XVII века: Из собр. Эрмитажа: Науч. каталог. – Л.: Искусство, Ленингр. отделение, 1982, №№63, 64, 71—73; Уханова И. Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера конца XVII – XIX веков / И. Н. Уханова. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2001, цветная вклейка между страницами 160 и 161. См. также выносные фонари из собрания ГРМ: Шалина И. А. Выносные фонари.– Светильники Древней Руси из собрания Русского музея/Альманах. Вып. 367. – СПб., 2013, С. 154 -159.
Осветительные приборы конца XVIII – начала XX века в России. Каталог выставки / [Авт. вступ. статьи Л. Р. Никифорова]; Гос. Эрмитаж. – Л.: Аврора, 1975, С. 5.
Гормина Н. В. Христианские древности. Художественный металл XI – XIX веков в собрании Новгородского музея-заповедника: путеводитель по выставке / Н. В. Гормина. – М.: Северный паломник: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 2005, С. 68, 69.
Россия. Православие. Культура. Каталог выставки. Государственный исторический музей. Ноябрь 2000 – февраль 2001. – М.: ГИМ, 2000, №№404 —408.
Левинсон Н. Р. Изделия из цветного и черного металла// Русское декоративное искусство. – М.: изд-во Акад. художеств СССР, 1962. Т. I. С. 333.
Игошев В. В. Драгоценная церковная утварь XVI – XVII веков. Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. – М.: Индрик, 2009, С. 184, 185.
Инв. № М-1683.
Инв. № М- 73.
Инв. №№ М-18, М-27 – 34, М-345 – 348, М-353, М-703, М-757, М-841.
Иногда подтверждение места производства находится не в области искусствоведения. На внутренней стороне крышки шкатулки М-30 обнаружена наклейка: «Вод. Зав. И.А.Кононова в Великомъ Устюге».
Инв. № М-34.
Инв. №№М-140, М-284, М-744, М-761, М-846, М-850, М-896, М-1049, М-1187, М-1291, М- 1292, М- 1293, М-1685.
Инв. №№ Р-3836, Р-3248, Р-3247, Р-3012, Р-3737, Р-3251, Р-4828,Р-4567, Р-4733, Р-2896, Р-3006, Р-4734, Р-2600, Р-2412, Р-4840, Р-4829, Р-2897, Р-2413, Р-2898, Р-2564.
Иванова Ю. Б. Кистевые росписи сундуков Великого Устюга// Научные чтения памяти В. М. Василенко/ ВМДПиНИ. – М., 1997. – Вып.1 – С. 119.
В ходе работы выяснилось, что некоторые вещи ошибочно названы в инвентарных книгах уральскими. Например, шкатулку с инв. № М-140, ранее отнесенную к Невьянскому заводу Пермской губернии, сегодня можно атрибутировать как произведение великоустюжских мастеров. Это подтверждают аналогии (из ВГИАиХМЗ, см. воспр.: Капустина А. В., Сыроватская Л. Н., Чебыкина Г. Н. Великий Устюг. Великий Устюг, 2007, ил. между стр. 32 и 33; из ГРМ, инв. № М-8, внутри шкатулки выгравирована надпись: «Город Устюгъ мастеръ Плисовъ 1834 г.»).
См. подробнее о коллекции уральских сундуков и шкатулок из ОНИ: Пудов Г. А. О произведениях уральского сундучного промысла//Страницы истории отечественного искусства. Сборник статей по материалам научной конференции. Русский музей, Санкт-Петербург, 2010. Вып. XVIII/ Альманах. Вып. 300, 2011, С. 258—270.
Инв. №№ М- 20 – М-24.
Инв. №№ М-137, М-138, М-139, М-145, М-146, М-147, М-148, М-149, М-359. Сундук М-701 поступил в 1961 году от К. М. Новиковой (Ленинград), сундук М-1128 – через Закупочную комиссию в 1971 году, М-7 – из ГЭ в 1938 году.
Инв. № М-701.
Инв. № М-7.
Инв. № М-145. Размеры: 83х41х25.
См. статью в настоящем сборнике.
Инв. №№ М-359 (82х45,5х39,5), М-1128 (148х69х57).
ГРМ, инв. № Ж-2926.
Инв. №№ М-20—24.
Инв. №№3413—11, 688—35.
На ларцах с инв. №№ М-22 и М-24 они отсутствуют, поэтому они исключены нами из ряда ларцов, датировку которых возможно изменить. Их можно датировать несколько более ранним временем – концом XVIII века.
Бакланов Н. Б. Техника металлургического производства XVIII века на Урале// Известия ГАИМК. Вып. 134. – М., Л.: Соцэкгиз, 1935, С. 110.
«…ими украшаются так называемые зеркальные сундуки; цена „зеркал“ от 2 руб. до 5 руб. за пуд» (Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на… Всероссийскую кустарно-промышленную выставку 1902 года в Петербурге. – Пермь, 1902, С. 154).
Очерк кустарных промыслов Екатеринбургского уезда, Пермской губернии, 1912. Под ред. В. Сумарокова. – Пермь, 1912, С. 70. В Казани в 1909 году невьянец И. И. Рогожкин еще экспонировал свои сундуки с зеркальными стенками.
Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. – Екатеринбург, 1889, С.13.
Музей горнозаводского дела. Нижний Тагил = Mining and Metallurgy Museum. Nizhny-Tagil: История музея: Природа края: Коллекции музея: Книга-альбом / [Сост. И. Г. Семенов, Л. П. Малеева]. – Екатеринбург: Баско, 1995, С. 112.
Инв. №№ М- 137, М-138, М-139, М-146, М-147, М-148.
Аналогичные шкатулки из РЭМ (инв. № РЭМ 11970 1/1, ГМЭ 1037 и др.) и СОКМ (инв. №№ СМ 24192.9, СМ 24192. 10, СМ 7022) дополняя этот ряд произведений, свидетельствуют об устойчивости данного вида уральских изделий.
Инв. № М-148.
РГИА, ф. 65, оп. 1, ед. хр. 327, л. 27.
РГИА, ф.65, оп.1, ед. хр. 294, л. 1,16—17.
См. статью в настоящем издании.
Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности. С. 153.
ЦГИА, ф. 1229, оп.1, ед. хр. 1097, л. 8.
См. подробнее: Пудов Г. А. О роли фабрик металлических изделий в истории сундучного промысла Невьянска (конец XIX – начало XX века) // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2011. – №5. – С. 84 – 88.
Инв. №№ М-137аб, М-138, М-139, М-146, М-147, М-149.
Инв. № М-137аб.
Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности. С. 152.
Там же. С. 152.
Аналогии из собрания СОКМ (инв. №№ СМ 24192.9, СМ 24192. 10, СМ 7022), датируемые в музее рубежом XIX – XX веков, подтверждают предложенную датировку.
Инв. № М-146 аб.
РГИА, ф. 400, оп. 1, д. 31, л. 102. Комиссионерство было, по сути, «посредником между музеем и кустарями». Известно, что музеем и «Работником» на рубеже веков были организованы распродажи изделий с целью их популяризации у кустарей (Богуславская И. Я. Из истории коллекции народного искусства Русского музея// Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Сб. научных трудов. Л.: ГРМ, 1991, С. 6).
Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. М., 1896, LVIII. «Работник» принимал участие и в Казанской выставке (1909). Об истории комиссионерства см.: Нарыкова Н. М., Зейналов И. М. Деятельность сельскохозяйственного комиссионерства «Работник»: правовые основы и эволюция стратегии (II половина XIX- начало XX вв.) // Известия СПбГАУ, 2008, №7, С. 163—165; http://history.nsc.ru/kapital/project/reader/044.html.
Инв. №№ М-141, 150—176. Поступили из Кустарного музея в 1938 году.
См. подробнее: Пудов Г. А. Из истории невьянского сундучного промысла (мастера, произведения, участие в выставках) // «Восьмые Невьянские исторические чтения». Материалы научно-практической конференции. Невьянск, 9 ноября 2013 года. Невьянск, 2014, С. 234—246.
Инв. № Р-3839.
Инв. № В – 18468. В собрании ВСМЗ есть также сундук, повторяющий эту схему композиции, но украшенный значительно проще: без росписи и без трафаретного узора. Он окрашен в голубой цвет и обит жестяными листами (инв. № В – 22784, Д – 1105). В собрании ВГИАХМЗ – аналогичное сундуку из ОНИ изделие, но оно отнесено к Кадниковскому уезду Вологодской губернии (инв. №8881, Д-826). Большое количество рассматриваемых сундуков встречается на сайтах в интернете.
См.: Барадулин В. А. Искусство Прикамья. Народная роспись по дереву. – Пермь: Кн. изд-во, 1987, ил. 40, 41.
Инв. № Р-1599. Пост. в 1938 году из Кустарного музея. См. статью в настоящем сборнике.
Инв. № Р-1600. Пост. в 1938 году из Кустарного музея.
Инв. № М-335.
См.: Тарасiкау М. Яркiя узоры мастацтва//Беларусь. – 1961. – №8. – С. 24; Сахута Я. М. Агоускiя куфры//Энцыклапедыя лiтаратуры i мастацтва Беларусi. Т. 1. Мiнск., 1987, С. 35—36; Лабачеуская В. Куфры з Мокрой Дубравы// Мастацтва Беларусi. – 1990. – №8, и др. работы.
См., например: Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII – XVIII вв. в собрании Исторического музея. – М.: ГИМ, 2018, С. 9, 10, 11.
Schubring P. Cassoni. Truhen und Truhebilder der italienischen Frürenaissance. – Leipzig: Verlag von Karl W. Hierseman, 1915, S. 68—76.
Инв. №№ Б.500, Б.504, Б.511, Б.524, Б.1658, Б.1700, Б.1703 и др.
Хранится в музее искусства Мичиганского университета (Энн Арбор, США).
Коллекция музея Метрополитен (Нью-Йорк), инв. №1975.1.44.
Хранится в Национальной галерее (Лондон), инв. № NG 1418.
Хранится в Уффици (Флоренция), инв. №1890 no. 1437.
Фаенсон Л. Доска от кассона флорентийской работы XV века с изображением свадебного празднества // Сообщения ГЭ. Вып. XXXV. Л.: Аврора, 1972, С. 11—13. См. также: Faenson L. Italian cassoni from the art collections of Soviet museums. L.: Avrora Art publishers, 1983, p. 28, 32.
Хранится в Рейксмузеуме. Инв. № SK-A-1909. См.: Os H. van, Kok J.P.F., Luijten G., Scholten F. Netherlandish art in the Rijksmuseum. 1400—1600. Rijksmuseum, Amsterdam, Uitgeverij Waanders b.v., Zwolle, 2000, p. 193.
Хранится в Национальной галерее искусства (Вашингтон), инв. №1952.5.33. См.: https://www.nga.gov/collection/art-object-page.41645.html (дата последнего обращения: 3. 03. 2019).
Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М.: Искусство, 1972, С. 29—30, 176 и др.
Инв. №1926.554.
Инв. № NG. M. 00302—029. Vikøy – деревня в в графстве Хордаланд.
Находится в Музее древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. Кондрата Крапивы НАН Беларуси (см.: Помнікі мастацкой культуры Беларусі. Мінск: Беларусь, 2012, С. 18, 19).
Хранится в Британском музее (Лондон), инв. № E,3.170.
Хранится в Рюйксмузеуме (Амстердам), инв. № RP-P-1884-A-7880.
Хранится в Рюйксмузеуме (Амстердам), инв. № RP-P-2009-1053.
Хранится в палаццо Мадама (Турин), лист 93 v.
См. подробнее: Csilléry K.K. Le coffre de charpanterie // Acta ethnographica Academiae scientiarum Hungaricae. – T. 1, fas 1—4. – Budapest: Maruar tudományos Akademia, 1950.
Инв. № Royal MS 18 D II.
Хранится в Австрийской национальной библиотеке (Вена), код. 1857, фол. 43 v. Размеры: 22х16 см.
Словарь русского языка XI—XVII вв. АН СССР. Институт русского языка. – Вып. 8. М., 1981, С. 172.
В берестяной грамоте №429 упоминается большой сундук I половины XII века, в котором хранили одежду и женские украшения, в грамотах №438 и 533 говорится о коробьях XII — XIV веков (Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962 — 1976 гг.). М., 1978, С. 35—36, 41—42, 135). На экспозиции НГОМЗ находятся берестяная грамота №846 (датируется II четвертью — половиной XII века), в которой упоминается ларец с книгами, и №403 (XIV век), в которой речь идет о коробье.
Радзивилловская летопись. – [Факс. воспроизведение рукописи, хранящейся в БРАН]. – СПб.: Глагол; М.: Искусство, 1994, С. 116, 147, 181, 239 об.
ГРМ, инв. № ДРЖ-2772.
Музей Хиллвуд (Вашингтон), инв. №51.79.
ГРМ, инв. № Ж-1544; вариант в НГИАМЗ.
ОНИ ГРМ, инв. № М-359.
ГРМ, инв. № Ж-2926. См.: Богуславская И. Я. Об одной коллекции произведений народного искусства // Коллекции и коллекционеры. Сборник статей по материалам научной конференции (Русский музей, Санкт-Петербург, 2008). – Альманах. Вып. 253. СПб, 2009, С. 216, 217.
Федоров В. М. О производстве сундуков в городе Макарьеве // Нижегородский сборник. Т.X. Нижний Новгород, 1890, С. 193.
ГРМ, инв. № РС-5920; Научно-исследовательский музей РАХ (г. Санкт-Петербург); НГХМ, НГХМ-Ж-957.
ГТГ, инв. №352.
В соавторстве с С. Д. Оленевым (ВГИАМЗ).
Известны также шкаф из ТМО, столешница из ВГИАХМЗ.
Хотя есть и исключения (например, в коллекции ВГИАХМЗ, инв.№23042).
Отметим, что хотя при работе над темой использовались по большей части вещи из музейных собраний Вологодской области, такие сундуки сегодня встречаются довольно часто в старых домах, на интернет-сайтах, в частных коллекциях.
Для примера можно указать на сундуки из ОНИ ГРМ и КГИАХМЗ.
В инвентарных книгах музеев такие вещи обычно датируются II половиной XIX – началом XX века; как правило, это дары – местных жителей или поступления из экспедиций в Вологодскую область.
Олейник Т. М. Народные росписи по дереву Верховажского и Грязовецкого районов Вологодской области второй половины XIX – начала XX в.//Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера, Урала и Сибири. Сборник научных трудов. НИИХП. – М., 1985, С.66.
В коллекции ВГИАХМЗ: ВОКМ 5615, ВОКМ 23344, ВОКМ 24433, ВОКМ 20686 и др.
Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избр. труды / [Вступ. статья Т. Разиной]. – М.: Сов. художник, [1972], С.46.
Вологодская губерния: очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным Вологодским губернским земством / [сост. Ф. А. Арсеньевым]. – Вологда, 1882, С. 31—32.
Есть они и в других собраниях музеев Русского Севера, например, в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (инв. №№ Д-3544, Д-5441). Пожалуй, самым богатым собранием сундуков с росписью «под резинку» обладает КБИАХМЗ (музей фресок Дионисия: инв. №№ Д-2388, Д-2389, Д-2392, Д-2393, Д-2404, Д-2409, Д-3032 и мн. др.).
Инв. № ТМО 33897, Д-1778. Пост. в 1992 году от С. Л. Бачалдиной. Размеры: высота – 67 см., ширина – 35 см., длина – 40 см.
Инв. №№ Д-2389, Д-2392, Д-2409, Д-3035.
Инв. № НВ 3388/1.
Инв. № Д-2431 (музей фресок Дионисия). Есть и другие примеры подобного рода.
Говоря о гибридном характере вещи, мы подразумеваем только общее художественное решение. Технологии росписей значительно отличаются.
Глебова А. А. Вологодские свободно-кистевые росписи. Экспедиционные и учебно-методические материалы (1995—2005 гг.). Вологда, С.78.
Находится в частной коллекции.
Но отметим, что она более приспособлена для больших поверхностей, т.е. более органично смотрится на предметах значительного размера.
Каткова С. С. Народные монументальные росписи Костромской области//Искусство современной росписи по дереву и бересте Севера, Урала и Сибири. Сборник научных трудов. НИИХП. М., 1985, С. 104.
Мильчик М. И. Росписи крестьянских домов на Ваге: традиции и новации//Народное искусство. Исследования и материалы. Сборник статей. К 100-летию Государственного Русского музея. – СПб., 1995, С. 38. См. также шкаф, находящийся ныне на экспозиции ОНИ ГРМ (инв. № Р-2927). Такая роспись встречается и в других регионах, например, в Приуралье и на Урале (см.: Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. – Л.: Художник РСФСР, 1988, С.118).
Каткова С. С. Указ. соч., С. 96, 99, 101, 103. Разумеется, они работали и в костромских деревнях.
Мильчик М. И. Указ. соч., С. 39.
В 1849 году в «Отечественных записках» указано: «крестьянские избы оклеены ныне красивыми обоями, каковых прежде не бывало в городских домах». Цит. по: Мильчик М. И. Указ. соч., С. 29.
Киселев И. А. Русские обои трех минувших столетий (XVIII—XX). – М.: Академия, 2007, С. 45.
Олейник Т. М. Указ. соч., С.64.
Шелег В. А. Крестьянские росписи Севера//Русский Север. Ареалы и культурные традиции. – СПб., 1992, С.144.
Например, среди икон Русского Севера (особенно в одеждах, нимбах святых) просматривается то же понимание декоративности. См.: Иконы Вологды XIV – XVI веков = Vologda icons of 14 —16 centuries: [коллекция древнерусской живописи] / Волог. гос. ист.-архит. и худож. музей-заповедник, Волог. обл. картин. галерея; [авт. проекта: Л. В. Нерсесян, С. В. Обух редкол.: …Л. В. Нерсесян (гл. ред.), А. С. Преображенский авт. вступ. ст. и кат.: Р. П. Биланчук и др.]. – М.: Северный паломник, 2007, кат. №№66, 96, 98; Куликова О. В. Древние лики Русского Севера: из музейного собрания икон XIV – XIX веков города Череповца / О. В. Куликова; [послесл.: А. А. Рыбаков, д. иск.]. – М.: Гранд-Холдинг Магма, 2009, кат. №№15, 18, 21, 28.
Единичные сундуки с росписью «под резинку» встречаются на Урале.
См.: Ганцкая О. А. Народное искусство Польши. – М.: Наука, 1970, С. 158—160; Reinfuss R. Elementy renesansowe w polskim meblarstwie ludowum//Polska sztuka ludowa. – 1953. – №6. – ryc. 1; Сахута Я. М. Беларусы. Дэкаратыуна-прыкладное мастацтва. Т.8. Мiнск, 2005, С. 328; Будзан А. Ф. Яворiвськи мальованi скринi. С. 49—53, см. также: Чугай Р. В. Народне декоративне мистецтво Яворівщини. – Київ, 1979, С. 74—77.
Инв. №№ Д-2397, НВ-3388/1.
В статье представлена только основная литература по истории уральского сундука. Общее же количество различных работ, посвященных тем или иным аспектам истории промысла, по подсчетам автора, превышает полсотни.
Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. – Екатеринбург, 1889.
Мелкие промышленные заведения Пермской губернии. – Пермь, 1908, и другие издания.
Памятная книжка и адрес-календарь Пермской губернии на 1892 год. – Пермь, 1891, С. 72—83.
Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1915 год. С. 378, 389, 436, 442 и т. д.
Меркушева Э. Р. Тагильские сундуки (из истории Нижнетагильского сундучного промысла) // Вторые худояровские чтения. Доклады и сообщения 25—27 октября 2005 г. – Нижний Тагил, 2005, С. 164—169.
Шубина Т. И. Коллекция сундуков в фондах Невьянского государственного историко-архитектурного музея//Пятые невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. Невьянск, 4 декабря 2010 года. – Невьянск, 2010, С. 321—332.
Горбунова О. Б. Сундучная фурнитура и инструменты для ее изготовления в фондах Невьянского государственного историко-архитектурного музея//Девятые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. Невьянск, 1 ноября 2014 года. – Невьянск, 2015, С. 47—61.
Пудов Г. А. О произведениях уральского сундучного промысла//Страницы истории отечественного искусства (XVIII). Сб. статей по материалам научной конференции. Альманах. ГРМ. Вып. 300. – СПб., 2011, С.258—270.
Он же. О сундуке невьянского мастера М. Хмелева//Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2014. – №11. – С. 85—89.
Он же. О клеймах и надписях на уральских сундуках и шкатулках// Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2014. – №9. – С. 128—132.
Он же. О сундучном промысле села Петрокаменское (Средний Урал, II половина XIX – середина XX века) //Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2014. – №11. – С. 78—84.
Он же. О бытовании уральских сундуков в начале XXI века// VI Худояровские чтения. Международная научно-практическая конференция. Доклады и сообщения. Нижний Тагил, 24—25 октября 2013 года. – Нижний Тагил, 2013, С. 186—192.
Корепанов Н. С. Иконы и прочее в домах екатеринбуржцев в XVIII в.//Вестник музея «Невьянская икона». Вып. III. – Екатеринбург, 2013, С. 291—318.
Шубина Т. И. К истории Невьянской мебельной фабрики: артели «Транспортник» и «Сундучник»// «Восьмые Невьянские исторические чтения». Материалы научно-практической конференции. Невьянск, 9 ноября 2013 года. – Невьянск, 2014, С. 276—285.
Кодрицки А. Л., Мешкова В. М. Судьба семьи сквозь призму веков (невьянские сундучники Селянкины и их потомки) //Веси. – 2015. – №9. – С. 64 —72.
Пудов Г. А. «Фабрика» Василия Ивановича Меринова в Невьянске (II половина XIX-начало XX века). Материалы к истории//Веси. – 2016. – №10. – С. 73—76.
Там же. С. 76.
Б/а. Екатеринбургская неделя. —1890. – №5. – С. 95.
В первую очередь следует назвать труды В. Рыбкина, Н. А. Путиловой и Т. И. Шубиной.
Максяшин А. С. Ярославский сундук//Тагильский рабочий. 1987, 29 декабря, С. 4.
Дмитриев А. Невьянские сундуки//Урал. – 1989. – №4. – С.163—164; он же. Сундуки из Невьянска//Уральский следопыт. – 1992. – №11. – С. 50—51.
Он же. Сундуки из Невьянска. С. 50.
Боков В. Е. Древообрабатывающая промышленность в Пермской губернии. – Пермь: типо-лит. Губ. правл.,1899.
Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987, С. 49—53.
То же самое можно отметить относительно других книг В. А. Барадулина. См., например: он же. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. Л.: Художник РСФСР, 1988.
Пудов Г. А. Уральские сундуки XVIII – XX веков: История. Мастера. Произведения. – СПб.: Первый класс, 2016.
ГАСО, ф. 78, оп.1, д. 761, л. 58.
Инв. № М-701.
Инв. № О/ф 913.
Датируется серединой XIX века, инв. № ТМ – 4708.
Инв. № М – 148.
РГИА, ф. 65, оп. 1, ед. хр. 327, л. 27.
РГИА, ф. 65, оп. 1, ед. хр. 294.
Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде. Список экспонентов, удостоенных похвальных наград. – Санкт- Петербург, 1897, С. 231.
В РЭМ хранятся уральские сундуки и шкатулки, приобретенные в Костромской, Владимирской, Тобольской губерниях (инв. №№8433—1, 782—168, РЭМ 9—27).
Об участии губернского и уездных земств Пермской губернии на Казанской международной выставке в 1909 году. – Пермь, 1909, С. 38. II Всероссийская кустарная выставка в Петербурге (1913) также наглядно показала, что промысел в это время находился в глубоком кризисе.
Инв. № М-701.
Хранится в ОНИ ГРМ. Инв. № М-145.
Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. – Екатеринбург, 1889, С. II (таблица статистических сведений).
Каталог Всероссийской Нижегородской выставки. Отдел VI. Нижний Новгород. 1896, С. 29.
Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности, представленных губернским и уездными земствами Пермской губернии на… Всероссийскую кустарно – промышленную выставку 1902 года в Петербурге. – Пермь, 1902, С. 153.
Инв. №№ М- 137, М-138, М-139, М-146, М-147, М-148.
Аналогичные шкатулки из РЭМ (инв. № РЭМ 11970 1/1, ГМЭ 1037 и др.) и СОКМ (инв. №№ СМ 24192.9, СМ 24192. 10, СМ 7022) дополняя этот ряд произведений, свидетельствуют об устойчивости данного вида уральских изделий.
Инв. № М-148.
«Фабрика металлических изделий наследников графа П. П. Шувалова находится при Лысьвенском заводе». Среди других жестяных изделий представлены «жести печатной два ящика» (Каталог …. Всероссийской выставки 1913 г. в г. Киеве. – Киев, 1913, С. 70).
РГИА, ф. 65, оп. 1, ед. хр. 327, л. 27. Ранее этого года сведений о производстве литографской жести в Лысьвенском округе не встречается.
Декрет от 6 марта 1918 г. гласил: «В виду отказа правления и заводоуправления акционерных обществ „Лысьвенский горный округ н-ков Графа П. П. Шувалова“ подчиниться декрету Совета Народных Комиссаров о введении рабочего контроля над производством, ВСНХ постановил: конфисковать все имущество акционерного общества Лысьвенского Горного Округа, в чем бы это имущество ни состояло, и объявить его собственностью Российской Республики» (РГИА, ф. 65, оп. 1, ед. хр. 294). Касса предприятий была арестована (РГИА, ф.65, оп.1, ед. хр. 294, л.1), служащим правления было предложено переехать в другие города (РГИА, ф.65, оп.1, ед. хр. 294, лл. 16—17).
Возможно, листы жести, которыми покрыты эти два произведения из ОНИ, имеют одинаковое происхождение. Одним из заказчиков фабрики металлических изделий наследников графа П. П. Шувалова был и Г. А. Хаймович. Однако о закупках им жести у П. П. Шувалова есть упоминания только за 1916 год (РГИА, ф.65, оп. 1, д. 327, л. 37). Надо отметить также, что в специальной литературе XIX века и в архивных документах есть сведения о систематических закупках уральскими мастерами жести на шуваловской фабрике. Среди заказчиков встречается, например, тагильчанин П. Я. Кокушкин, закупавший жесть в 1915 году (РГИА, ф. 65, оп. 1, д. 327, л. 23).
ЦГИА, ф. 1229, оп.1, ед. хр. 1097, л. 8.
Каталог этой выставки представляет обширную информацию о фабрике. Учитывая то, что это предприятие сыграло свою роль в истории невьянского сундучного промысла, будет целесообразно привести ее полностью: «Лучшие работы по аккуратности отделки – экспонента Хаймовича. Им выставлены были разные шкатулки, пепельницы, портсигары, подносы, чайницы, коробки, банки штампованные и паянные, тумбы и разные другие изделия из жести, всего числом 1 458 штук довольно тщательной отделки. Почти все изделия были разрисованы и покрыты очень хорошим лаком, не дающим трещины при сгибании жести. Производство жестяных изделий у этого экспонента весьма обширно. По числу рабочих и ежегодной производительности (именно 200 000), заведение экспонента самое большое из всех жестяных заведений Петербурга. В нем введены всевозможные усовершенствования, и многие машины приводятся в движение паром. Произведения свои экспонент сбывает в России и Финляндии» (Клячко О. Д. Отчет о С.-Петербургской ремесленной выставке в 1885 году. СПб, 1886, С.10). Однако год основания заведения указан не совсем точно (1859 вместо 1858).
Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде. Список экспонентов, удостоенных похвальных наград. Санкт- Петербург, 1897, С. 138. Вообще «фирма удостоена на разных выставках 14 медалей» (ЦГИА, ф. 1229, оп.1, ед. хр. 1097, л. 17).
Каталог с объяснительным текстом коллекций по кустарной промышленности. С. 153.