Татьяна Томина Из "Бесед и суждений" Конфуция

***

Вступление от автора пересказа


Мудрость человечества – то клад.

Голоса с Востока нам звучат,

Не века – десятки пролетели.

Что сказал Конфуций*, знать хотели?

Мудрости в мешках не перечесть,

Хоть бы что-то из того учесть.

__________

* Конфуций – древнекитайский мыслитель и философ, основатель конфуцианства (551-479 г.г. до н.э.)


Глава 1. Не приятно ли учиться…


"1"

Спросил Философ: "Не приятно -

Учёбе посвящать все дни?

И друга встретить не занятно -

Из стран, которые вдали?

И тот ли муж не благороден -

Нет славы, гнев же не угоден?"


"2"

У совершенства есть основы,

Законам всем они подковы:

Там гуманизм, где не лукавство,

А лишь почтительность и братство.


"3"

Гуманности не очутиться,

Где хитры речи, лживы лица.


"4"

Волненья зрим в учениках:

"Был предан людям ли в делах?

С друзьями искренен ли был?

Усвоил ль то, что получил?"


"5"

Чтоб государством управлять:

Вниманья надо не сбавлять,

Быть искренним перед народом,

Не расточительным с расходом,

Любить народ своей страны

И слать туда лишь, где нужны.


"6"

Вот наставленье молодёжи:

"Родителей ты дома чти,

Вне дома – уваженье тоже,

Гуманных рядом поищи,

Будь искренним и осторожным,

Любовью одаряй людей.

Всё выполнил? Есть время всё же -

Ученью посвяти скорей".


"8"

Коль хочешь уваженья – будь солиден.

А для того мне искренним ты виден,

И преданным, конечно, должен быть,

Ошибки править, с худшим не дружить.


"9"

Родителям последний долг -

Тем нравы ты улучшить смог.

И предков почитанье тоже -

Для нрава доброго нам гоже.


"11"

Почтительным я назову того,

Берёт кто у отца уроки,

Три года кто хранит дела его,

Не изменяя жизни в эти сроки.


"13"

Ты исполняй, что справедливо,

И почитай, коль то не срам.

В руководителях те милы,

Кого заслуги ви'дны нам.


"14"

Скажу: "Учиться любит тот,

Кому еда, комфорт – не в счёт,

Кто быстр в делах, а не в речах,

Кто нравы ценит, коль не прав".


"15"

Годится тот, кто в бедности не раб,

В богатстве не заносчив остаётся.

Всё ж ниже тех – в беде весёлый нрав,

Богат, но нравственным он чтётся.


"16"

Безвестностью не беспокойся,

О людях ты незнанья бойся.


***

Глава 2. Кто управляет


"1"

Коль добродетельно ты правишь,

Звезда Полярная ты, друг, -

На месте верном пребываешь,

С почтеньем прочие вокруг.


"3"

Законом ты народом правишь,

И наказания в ходу -

Народ ты этим не исправишь

И стыд в народе не найду.

Есть добродетель и почтенье -

Возникнет стыд и исправленье.


"4"

В пятнадцать – захотел учиться,

А в тридцать стал, кем должен быть,

Жизнь в сорок – без сомнений длится,

Мысль в пятьдесят – наверх стремится,

С шестым десятком – смысл постичь.

Но только мой седьмой десяток

Принёс мне Мир, который сладок.


"6"

Отец и мать о том в тревоге -

Не болен сын ли их в дороге.


"7"

Почтительность к отцу не в том -

Прокорм нести ему лишь в дом,

Ведь кормим лошадей, собак.

"Почтительность" пойми не так.


"10"

Никто не скроется от глаз,

Когда дела его видны,

Стремления понятны в вас

И удовольствия важны.


"11"

"Коль старое ты повторяешь

И новое не отвергаешь,

Способен будешь в управленье" -

Вот Мудреца о власти мненье.


"12"

Разносторонний – благороден,

Для дел он всяческих угоден.


"13"

"Кто благороден?" – ты спросил.

– "Кто действовал, не говорил".


"14"

Не будет благороден тот,

Кто партию, не дело, чтёт.


"15"

Ты учишься без размышленья -

В таком ученье толку нет.

Но размышленья без ученья -

Опасны и приносят вред.


"16"

Коль лишь, что чуждо, изучаешь,

С ученьем этим пострадаешь.


"17"

Про "Знанье" хочешь ты узнать? -

Ты знаешь то, что знаешь,

И не стесняешься признать -

Не всё ты постигаешь.


"20"

Народ почтительным чтоб был -

Достоинство ты б не забыл.

Чтоб был и предан твой народ -

Будь милостив и предком горд.

Чтобы народ к добру стремился,

Добро возвысь, дурак – б учился.


"21"

Не надо пост лишь службой звать.

И дома службу отыскать.


"22"

Важны оглобли у телег,

А искренность – раз человек.


"23"

Известно, что несут века,

Ведь нравы нам важны пока.


"24"

Чужим коль жертвы – раболепство,

А трусость – коль от долга бегство.


***

Глава 3. Восемь рядов


"3"

Зачем для негуманных своды правил?

И музыка зачем, коль негуманен?


"4"

Будь в церемониях скромней,

А в траурных – лишь скорбь имей.


"8"

Для красоты лица, картины,

Грунтовки всё ж необходимы.


"11"

Кто понял смысл жертвы дать,

Вселенной смог бы управлять.


"12"

Ты жертвы правильно отда'л,

Коль предок "рядышком стоял".


"15"

Служитель Храма упрекал:

"Ты зря вопросы здесь задал".

– "По мне то вежливо, коль всюду

Стесняться я спросить не буду".


"16"

Попасть в мишень – это искусство,

А в центр – просто силы чувство.


"18"

Чрезмерно почитанье правил -

Тебя льстецом народ ославил.


"19"

Правитель должен вежлив быть,

Кто служит – предано служить.


"23"

Для музыки важна настройка,

Гармония и чистый звук.

И будет наслажденье стойко,

Коль непрерывно то, мой друг.


***

Глава 4. Прекрасна та деревня…


"1"

Селитесь, где любовь царит,

Она там ум ваш одари'т.


"2"

Когда не любишь, бедность в тягость

И редко в дом приходит радость.

Людей коль любишь – то спокоен,

И мудрый – будешь благ достоин.


"3"

Лишь в гуманисте то увидеть -

Любить и так же ненавидеть.


"4"

Стремится кто гуманным быть,

Не может зло вам причинить.


"5"

Кто благороден, тот гуманен -

Богатства, что от зла, бежит.

Поступок для него не странен -

В напрасных бедах не скорбит.


"7"

Проступки выдают нам человека,

Гуманен ль он – в них чтут от века.


"8"

Чтоб вечером уйти без сожаленья,

С утра об истине узнай ты мненья.


"9"

В стыде о платье или пище? -

В Ученье Истины ты нищий.


"10"

Муж благородный не вещает,

А справедливость достигает.


"13"

Не будет в управленье затруднений,

Когда уступчивость с традицией в ладу.

Но если не уступчив в управленье,

То в церемониях я смысла не найду.


"14"

Желание о должности напрасно,

Ты бойся, чтоб её не потерять.

Безвестность – это тоже не ужасно,

Так поступай, себя чтоб показать.


"16"

Кто благороден – знает долг,

Кто низок – вечно зрит итог.


"17"

Достойного достичь всегда стремись,

А с недостойным сравнивать учись.


"18"

Почтительным с родителем ты будь

И в спорах с ним об этом не забудь.


"19"

Покуда мать с отцом живут,

Не отлучайся далеко.

Но если всё ж дела зовут,

Сказать, куда ты, – то легко.


"22"

И в древности про цену слова знали -

Поспешных обещаний не давали.


"23"

Совет ошибок избегать -

Про сдержанность не забывать.


"25"

Не думай: "Добродетель одинока",

Найдутся – не избегнет кто урока.


"26"

Правителю советом надоел -

Ты скоро будешь в отдаленье.

А другу этим надоесть успел -

Ты потеряешь и его влеченье.


***

Глава 5. Гун Е-чан


"3"

Мой благороден ученик -

К тому на Родине привык.


"4"

Кто ты? – ты спрашивал нередко.

– Сосуд для жертв во славу предка.


"5"

Софизмами даёшь совет -

Жди отвращения в ответ.


"6"

О службе у тебя сомненье? -

То одобряю настроенье.


"7"

Когда я вздумаю поплыть,

Ученье чтоб распространить,

На плот возьму не храбреца,

А в ком смекалка без конца.


"8"

Он может войском управлять.

Гуманен ли? – откуда знать.

А тот – для города удобен.

Гуманен ли? – ответ подобен.

Тот рад гостям с любого света.

Гуманен ли? – вновь нет ответа.


"10"

Уснул средь дня – ленив, похоже.

Гнилое для резьбы – не гоже,

Навозны стены – не приличны,

Не штукатурятся обычно.


"11"

Не видел твёрдости ни в ком -

Страстями полон жизни дом.


"12"

Не каждому доступно жить,

Чтоб по себе других судить.


"14"

Есть – новых кто вестей боится,

Пока, что знал, не претворится.


"15"

Он образован, это видно, -

Спросить у низших не обидно.


"16"

Четыре качества для благородства мужа:

И скромность, и почтительность там ну'жна,

Народу пропитанья чтоб хватало

И справедливости к его труду не мало.


"17"

Искусство обращенья с людьми -

Почтительность с собою ты возьми.


"20"

– "Он трижды думает, лишь после исполняет".

– "А может, раза два на то хватает?"


"22"

Высокоумны и небрежны стали дети,

Учить пора – за сдержанность в ответе.


"24"

Не вижу прямоты – бежать к соседу,

Просить, что просят у тебя к обеду.


"25"

Стыжусь лукавства, вкрадчивости, лести

И дружбы с тем, в ком я не видел чести.


"26"

Мои желанья – старых успокоить,

Друзьям не врать и малых обустроить.


"27"

Того нигде не находил -

Кто грех свой видел и судил.


***

Глава 6. Юна можно поставить…


"1"

Годится управлять, кто либерален,

К себе ж при этом будет не лоялен.

Для управленья будет не пригоден,

Когда себе во всем всегда угоден.


"2"

Учиться любит, кто к другим не гневен

И в повторениях ошибочных умерен.


"3"

Помог ты бедным, значит, благороден.

Загрузка...