Татьяна Томина Из Диалогов Платона

Перечень стихов


Стих 1. Критон

Стих 2. Феаг

Стих 3. Алкивиад II

Стих 4. Менексен

Стих 5. Евтидем

Стих 6. Гиппий меньший

Стих 7. Алкивиад I

Стих 8. Лахет

Стих 9. Евтифрон

Стих 10. Лисид

Стих 11. Хармид

Стих 12. Ион

Стих 13. Гиппий больший

__________

Примечания:

1. В сборнике представлена переработанная редакция краткого поэтического пересказа избранных «Диалогов» древнегреческого философа Платона (427 – 347 г.г. до н.э.)

2. Нумерация стихов условная от автора сборника


***

Стих 1. Критон


В темницу, где сидел Сократ(1),

Пришёл Критон, он друг его.

Философ друга видеть рад,

Не сетует, что тяжело.


Критон покою поражён:

«Ты спал, а смерть уже близка».

Сократ словами удивлён:

«Я много пожил – зря тоска».


Критон не в первый раз твердит:

«Решайся на побег, Сократ,

Иначе Город не простит -

Мол, денег пожалели, брат».


Сократ сказал: «Есть, кто поймёт,

Не важно, что толпа кричит».

Критону возражать черёд:

«Толпа сегодня зло вершит.


Все страхи за меня забудь -

Уедем в дальние края.

Не выбирай же легкий путь,

О смерти думаешь ты зря».


Услышав друга те слова,

Сократ сказал, кого ценить:

«Есть у гимнаста голова -

Советам тренера лишь быть».


Критон согласен, взор хоть ниц,

Друг к заключению ведёт:

«Не слушай мнение тупиц,

Пускай и большинство орёт».


«Хотим мы хорошо все жить» -

Сократ развил ту мысль свою -

«Но справедливыми чтоб быть.

Про Афинян я говорю.


Несправедливое – есть зло,

Не надо зло на зло вершить.

С побегом если б повезло,

То справедливо ли? – Решить.


Жил я в Афинах много лет,

Законы, Государство чтил,

Имел блага от них, совет

И мудрость мира получил.


А если соберусь бежать,

Законы эти я предам.

Они придут, чтобы сказать:

«За что же ты не верен нам?


Ты мог уехать далеко,

Мы никого не держим тут.

Понять тебя нам не легко -

И про порядочность все врут».


Не принесу Афинам вред,

Законы наши подрывая.

Не мог в суде держать ответ,

И значит, мне – судьба такая.


Куда бы я ни убежал,

Врагом законности чти смело.

Теперь, Критон, ты бы сказал,

Побег – неправедное дело?».


Критон согласен с мыслью той,

Хоть сердце кровью облилось.

Как мысли друга быть другой? -

За принцип пострадать пришлось.

__________

(1) Сократ – один из наиболее известных древнегреческих философов, родился в Афинах предположительно в 469 г. до н.э. в семье скульптора и повитухи, посвятил свою жизнь бесплатным философским беседам в общественных местах, в основном, с молодежью, в 399 г. до н.э. был обвинен недоброжелателями в растлении молодежи и вере в новых божеств, осужден, признан виновным и приговорен к смерти, отказался от штрафа в качестве альтернативы, предпочел наказание за свою истину в виде смертной казни путем отравления цикутой, он не был автором текстов и известен по посмертным рассказам его учеников, главным образом, Платона


***

Стих 2. Феаг


Сократа встретил Демидок,

Он просит дать ему совет -

Как сыну преподать урок,

Чтоб не узнал тот в жизни бед.


– «Растенья, звери, сами мы -

Живое всё в одном ладу.

В созданье сада мы умны,

Ключ к воспитанью не найду.


Сын хочет мудрым стать не год,

Не устаёт меня просить -

К софистам(2) путь его зовёт.

Не знаю, можно ль отпустить.


Для тела и ума чтоб вред

Учеба эта не имела,

Хочу твой выслушать совет,

Пока всё не дошло до дела».


– «Советы – у богов просить.

Ты в деле том имей старанье.

Мне надо с сыном говорить,

Чтоб понял я его желанье».


Феагом прозывался сын,

Сократ беседу начинает.

Вопрос он задал не один,

Ответы на вопросы знает.


– «Мы мудрым назовём того,

Кто знаньем многим обладает.

Схватил ты знаний от всего,

Но мудрости всё ж не хватает.


Есть знанье разных кораблей

Иль колесниц, их управленья.

Ответь, дружочек, поскорей -

К которой мудрости стремленья?»


Феаг сказал – стремится он

«Правленья» мудрости освоить.

– «Но от правленья часто стон,

Когда во всём людей неволить.


Ты просишь доброго отца,

Чтоб на тирана ты учился?»

– «Я не хочу того конца,

Я б к справедливости стремился».


– «Феаг, но разве не у тех,

Кто знает дело, всем б учиться?

Отец не лучше ль будет всех -

В учителя он не годится?»


Феаг сказал теперь отцу:

«Учи'теля себе нашёл -

Сократ пускай ведёт к венцу,

Его ученье – хорошо».


Сократ пытался объяснить,

Что польза от того двояка -

Ненужной, нужной может быть.

Феаг опять не знает страха.

__________

(2) софисты – древнегреческие платные преподаватели разных наук того времени с главным упором на риторику (красноречие) и диалектику


***

Стих 3. Алкивиад II


Алкивиада увидал Сократ,

Тот к храму держит путь,

Но задержался, встрече рад -

Немного мудрости вдохнуть.


Сократу интересно знать,

Какую он молитву сложит.

– «Ты знаешь – и добром, и злом

Молитва обернуться может?».


– «Сократ, войдёт в безумцем круг,

Кто бога о несчастье просит!».

Давай, послушаем, мой друг,

Какой он смысл, в словах доносит.


Дальнейшее – Сократа речь,

Алкивиад во всём согласен.

Ответ в умах нам всем беречь -

Без размышлений смысл ясен.


– «Нельзя считать, что человек -

Разумен иль безумен будет.

Разумных мало видит век,

«Безумен мир» – никто не судит.


Допустим, что глаза болят,

То значит – болен ты сейчас.

Но если «болен» говорят,

Не следует болезни глаз.


Допустим, плотник ты у нас,

Тебя мы «мастером» зовём.

Но если «мастер» в каждый час,

Не следует, ты – плотник в нём.


И неразумных тех людей -

«Безумцами» негоже звать:

Глупцы, невежды без затей -

Наивных можно отыскать.


Разумным можно тех признать,

Кто речи, дело понимают.

В молитвах тоже их видать -

Они о благе верно знают.


В молитву, неразумный коль,

Что благо, вроде бы, включает,

На деле – зло иметь изволь,

Когда последствия не знает.


Бог может предложить ему -

Европой иль Элладой(3) править.

Он будет рад, забыв Судьбу -

Тиранам любит смерть доставить.


Все люди молят дать детей,

Потом тревожит поведенье

Иль смерть, что тяжко для людей.

В молитве ж – не изменят мненье.


Незнанье может благом стать -

Про обстоятельства не спросят.

Но и последствий коль не знать -

Молитвы пользу не приносят.


Разумным быть не может тот,

Последствий дела кто не видит.

Пусть много знает, но учтёт -

Без смысла дело он принизит.


Коль неразумны эти люди,

Не слушать их – совет хорош.

Есть здесь, указывать не будем,

С ним нужный ветер не найдёшь.


В молитвах будь ты осторожен,

Желаний бойся ты своих,

Иначе ненароком можно -

Страданья получить от них.


Народы молятся различно.

В Лакедемоне(4) – мало жертв,

Просить богов им неприлично,

За что их любят те в ответ.


В Афинах – жертвы все богаты

И просят много от богов.

Не нравятся богам ребята -

Есть пораженья от врагов.


Задабривать богов не надо,

С ростовщиком их ставя в ряд.

Чтобы молиться без награды,

Снять пелену с глаз – зря наряд».


Сократ в беседе всегда краток.

Алкивиад в храм не пошёл -

Сначала – в голове порядок

И знаний о себе б нашёл.

__________

(3) Эллада – общее название территорий древнегреческих государств

(4) Лакедемон – древнегреческое государство (другое название Спарта) на юге полуострова Пелопонесс, одноименный город


***

Стих 4. Менексен


Сократ раз Менексена встретил,

Он из Сената путь держал.

Сократ был удивлен, приветен:

«Ты юн, чтоб чем-то управлял».


– «Решают там о погребенье -

Кто павшим речь произнесёт».

– «Достоин павший восхваленья,

Богач, бедняк, любой народ.


Под впечатлением обычно,

Хоть речь искусна не всегда.

А складностью та речь отлична,

Хвалебна зрителям когда».


– «Смеёшься ты, а смог бы тоже

Произнести там речь, Сократ?»

– «Риторика знакома всё же -

Аспазии(5) урокам рад.


Речь слышал я её недавно -

Героям речь посвящена.

Афинам восхваленье славно -

Сказала пламенно она».


– «Я в тайне сохраню творенье,

Ту речь услышать я хочу».

– «Так слушай, наберись терпенья,

Хоть с временем и не шучу.


– «Когда мы говорим о павших,

Прославить надо их, друзья,

Примером нам живущим ставших,

Забыть и про родных нельзя.


Напомнить надо благородство -

Среди достойных рождено.

Присуще было им упорство,

Что в воспитании видно'.


О подвигах их скажем тоже,

Зажжём в сердцах восторга пыл,

Дела погибших подытожим,

Чтобы народ то не забыл.


О корне благородства павших -

Нельзя забыть, он здесь, у нас.

С рассказом об Афинах наших

Польются слезы из всех глаз.


За город добрый наш Афины

Богам привычно воевать.

Он злаки дал – хлеб и овины,

Афины – человеку мать.


Богов здесь славные работы -

Жить научили, воевать.

А чтобы жизни без заботы -

Здесь государство основать.


Есть, где тираны управляют,

Здесь – демократии закон,

Нет рабства, падших наставляют,

Всяк равен, хоть и беден он.


В свободе павших воспитали,

Достойны павших их дела.

Элладе жизнь они отдали,

Таких Эллада родила.


Мы предков будем помнить вечно,

В боях что с персами легли.

Лакедемон помог, конечно,

Врагов всех победить смогли.


Потом сраженья меж своими,

А в них закон у нас таков -

Когда сраженья не с чужими,

Победу ждём, не смерть врагов.


Те битвы принесли нам славу,

Защитники здесь все лежат.

Наследники мы их по праву,

Поэты наши не молчат.


Бесчестных в городе не будет -

Не мило нашим то богам.

Красив, богат, но знают люди,

Раз трус – тогда противен нам.


Заслугой предков не живите -

Сокровищ расточать нельзя.

Свои заслуги получите -

Напомнили о том не зря.


Родители, мужайтесь в горе,

Взрастили не бессмертных их.

Они погибли в бранном поле,

Подумайте впредь о других.


И ничего пускай сверх меры -

Свою печаль умерьте вы.

Живые ждут, есть благо веры,

Что помощь обретут сыны.


Героев семьям всё отдайте,

Так нам велит закон Афин -

Родителей не забывайте

И в лучшем доме будет сын.


Отдали почести мы павшим,

Теперь мы можем уходить».

И Менексен не был уставшим -

Восторженным от речи быть.

__________

(5) Аспазия – одна из знаменитейших женщин Древней Греции, родилась около 470 г. до н. э., отличалась красотой, природным умом и образованностью, её дом посещали значительнейшие и образованнейшие люди Афин


***

Стих 5. Евтидем


Критон встречает раз Сократа:

«Скажи, вчера с кем говорил?».

«То чужеземные два брата,

Я с ними Клиния учил.


Они славны' в искусстве спора,

Им в рассужденьях равных нет,

Не ва'жна тема разговора -

И ложь, и истина в ответ.


Хочу пойти сам к ним учиться,

Пошли, Критон, и ты со мной».

«Не знаю – польза ли случится,

Ты мне искусство их раскрой».


«О добродетели их речи.

Я попросил их показать -

Искусство их при этой встрече

И Клиний был тому под стать.


Хоть юн, но мудр он, однако,

Согласен быть учеником.

То Евтиде'м заметил, всяко,

Беседу с ним и начал он.


– «В ученье кто идёт обычно,

Мудрец, невежда, ты скажи?»

«Мудрец» – ответил, что привычно,

Но Евтидем смутил умы.


«Учитель учит, в чём нет знаний,

И, значит, ты не мудрый всё ж,

Тебя невеждой называем,

Ответ твой, Клиний, не хорош».


И брат его потом вступает:

«Кто лучше выучит урок -

Мудрец, невежда? Кто познает

И сдаст свою работу в срок?»


– «Мудрец, он будет лучше, видно»,

– «Да, Клиний, ты попал впросак,

Решить не можешь, очевидно,

Кто лучше учится, никак.


Чему учитель обучает? -

Тому, о чём не знаем мы.

О буквах Клиний, верно, знает,

И значит, учишься не ты».

Загрузка...