Часть I. Вводная, но без воды

Глава 1. Правило конфеты

Давайте представим, что есть некий мужчина – назовём его Георгий. По семейному рецепту он производит потрясающие конфеты: из горького шоколада, миндаля и кокосовой стружки. Георгий и всё его ближайшее окружение знают, насколько эти конфеты вкусные. Всё чаще и чаще люди говорят ему: «Масштабируйся! Запускай цех и выставляй конфеты на продажу. Человечество должно знать о твоём шедевре, ты взорвёшь кондитерский рынок!» В итоге Георгий продаёт старенький рыжий «Солярис» 2014-го года и принимает решение вложить деньги в дело. Он производит пробную партию конфет, покупает рекламу в самом крупном магазине своего небольшого городка, в паблике «Типичный N». Запускает таргетинг и ждёт.

Что происходит дальше? Жители городка действительно ловят рекламный посыл, загораются желанием попробовать шоколадные конфеты, подходят к полке в том самом магазине и… покупают «Алёнку», «Гулливер», «Коркунов», «Марс» – любые другие конфеты, которые они уже знают, но не конфеты Георгия. В итоге через пару недель грустный Георгий решает: ни паблики, ни таргетинг не работают. Он-то знает, что конфета вкусная, крутая, качественная. Но об этом знает только он. Дай бог, чтобы рядом оказался человек, который сможет объяснить Георгию, что нужно было сделать сначала: прописать позиционирование, распаковать продукт и аватары целевой аудитории, сформулировать ключевые сообщения, сверстать красивый фантик, написать на нём всё то, что важно для покупателя. Грубо говоря, ответить на вопрос: кому мы будем продавать конфеты и что важно именно для этих людей?



Если мы будем продавать конфеты веганам, то что веганы захотят прочитать на упаковке? Что конфеты не изготовлены из тех, у кого была мама.

Если спортсменам, то что они захотят прочитать на упаковке? Как минимум информацию о БЖУ, калорийности и содержании сахара.

Если мамам и папам, то кого их дети захотят увидеть на коробке конфет? Скорее всего, героев мультфильма «Три кота», «Синий трактор», робота Салли (спасибо моему любимому племяннику Тимуру за то, что я знаю, кто это). Вряд ли дети захотят увидеть «Капитошку», «Ёжика в тумане», «Чебурашку», потому что это мультфильмы из нашего детства, а не из детства современных детей.

Есть три обязательных этапа, которые должны быть пройдены для успешных продаж: первый – продукт, второй – упаковка, третий – продвижение.

С вами мы будем очень подробно разбирать второй и третий этапы: сначала вынесем из ваших мудрых голов на упаковку продукта/услуги всё то, что захочет увидеть ваша аудитория, а после этого разберём инструменты и площадки, которые будут работать на ваши бизнес-задачи максимально эффективно.

Просто поверьте: если мы пойдём этим путём, заработают любые виды рекламы, а люди узнают ваши конфеты из тысячи других, положат в корзину именно их, купят, оценят и будут рекомендовать друзьям и в своих личных аккаунтах.

Но есть одно но! Да, упаковка решает, да, продвижение важно. Однако первый этап – это этап проработки продукта. Поэтому очень круто, когда продукт/услуга – это действительно классная, вкусная конфета: когда продукт или услуга качественные, когда отлично работает отдел продаж и сервис доставки.

Бывает же немного другая ситуация: иногда конфета – совсем не конфета. Периодически нарушается технология производства, отдел продаж плохо отрабатывает заявки, сервис доставки привозит заказ за семь дней, а не за обещанные три. В этот самый момент срабатывает «правило конфеты» (и пусть из моих уст оно звучит немного грубо, но точнее не скажешь): из говна можно сделать конфетку, но это будет конфетка из говна.

Поэтому в первую очередь давайте честно ответим себе на вопрос: а действительно ли качественную конфету мы собираемся упаковывать и продвигать? Если вы, как и Георгий, уверены в том, что да, – движемся дальше и начинаем разбирать второй этап. Если нет, то возвращаемся на первый этап и доводим продукт/услугу до уровня если не «Перфекто», то «Достаточно хорошо» (иначе время и усилия, вложенные в упаковку и продвижение, – это не инвестиция, а их пустая трата).

Глава 2. Снимите корону, пожалуйста

Прежде чем переходить к тому, как упаковывать себя, продукты и услуги, сначала разберёмся, почему же упаковка так важна. Представьте, что вы едете за рулём. Повсюду размещена реклама: вдоль дороги на билбордах, над трассой на растяжках, на фасадах домов, между треками на радио. В пробке листаешь ленту – каждый третий рилс тоже рекламный. Вдруг звонит друг: «Я по дороге могу кофе взять, здесь недалеко есть “Вкусно и точка” и “Сёрф кофе” – тебе какой?»

Мы в день встречаем на своём пути больше трёх тысяч брендов. И на контакт с каждым из них у нас уходит около трёх секунд, за которые мы решаем, интересно нам это конкретное предложение или нет. Если предложение интересно, мы делаем фото билборда или скриншот экрана, сохраняем рилс или отвечаем другу: «Я за рулём, не очень удобно говорить, но в “Сёрф кофе”, если можешь, забеги, а то до утра работал(а). Спасибо за заботу». Если нет, забиваем, едем дальше и забываем.

Сейчас мы посмотрели на ситуацию как обычные потребители. Согласитесь, она знакома каждому из нас? А теперь посмотрим на неё глазами человека, которому нужно продать себя/продукт/услугу: на контакт с нашим брендом у людей тоже не больше трёх секунд.



По этой причине перед началом упаковки и продвижения бренда я хочу попросить каждого из вас снять свою корону (большая или маленькая, но она есть у каждого из нас) и поставить её рядышком. Вокруг огромнейшее количество талантливых специалистов и крутых компаний, которые занимаются продажей тех же самых (или почти тех же самых, хотя клиент зачастую этого не понимает) продуктов/услуг. И нужно расшибиться в лепёшку, чтобы выбрали именно вас. А для того чтобы это произошло, нужно, чтобы вас вообще увидели и поняли. Причём произойти это должно в первые три секунды.

Глава 3. Образность и безобразность

У этой главы есть побочный эффект: если вы никогда прежде не интересовались пиаром, у вас, скорее всего, полностью изменится восприятие мира, и вы начнёте смотреть на привычные вещи под непривычным углом. Пути назад не будет.

Как человек, у которого дома лежит диплом журналиста со средним баллом 5,0 (я не хвастаюсь – дальше мы будем называть сторителлинг о себе и своих профессиональных достижениях подтверждением экспертности), я с большим уважением отношусь к русскому языку, вдвойне – к этимологии слов. Это полезно, интересно и даже практически применимо.

Есть известное всем нам слово «безо́бразный», которое также можно прочитать как «безобра́зный». Если вспомним школьные годы, то без проблем определим, что состоит оно из приставки «без-», суффикса «-н-», окончания «-ый» и корня «образ». Последний нас и интересует: он происходит от общеславянского глагола rezati, который имел значение «рубить, обрезать, выделывать что-либо из сырья, придавать форму». Если бы мы из полена выстругали Буратино, то этот процесс можно было бы обозначить именно глаголом rezati.

Но какое это имеет отношение к упаковке? Практически тем же самым мы с вами и будем заниматься на втором этапе – придавать форму. Только не полену, а своему личному образу или образу своего продукта/услуги.


Сначала про тех, кто уже образный

Я очень не люблю, когда на обучениях по маркетингу и пиару разбирают кейсы крупных брендов, покрывшиеся пылью тысячелетий. Сразу же складывается ощущение, что спикер просто пересказывает старые книги и ничего нового на этом обучении я не получу. Обещаю использовать такие кейсы только в самом начале: это позволит мне быть уверенной в том, что вы точно знаете те бренды, о которых идёт речь, и стопроцентно поймёте, как работает то, о чём я рассказываю.

Если я вам покажу две переплетённых между собой буквы «C», одна из которых зеркально отражена, – держу пари, вы сразу же подумаете о Coco Chanel: платочках, духах, кошельках, очках, косметике или маленьком чёрном платье. Возможно, кто-то вспомнит версии самого логотипа.

Небольшая историческая вставка: сам логотип – это либо инициалы псевдонима Габриэль Бонёр (она же – Коко Шанель), либо первые буквы псевдонима и имени её возлюбленного. Также существует версия, что это геометрические узоры часовни при монастыре для бедных и осиротевших девушек, где модельер провела всё своё детство и научилась шить.

В описанном кейсе я вам говорю о форме – и вы вспоминаете название бренда, создателя, историю, продукты, даже, скорее всего, ценовой сегмент.

Если (как бывший пиарщик Tele2) попрошу представить круг, через который горизонтально проходят пять широких жёлтых и чёрных полос, вы, скорее всего, уточните: «Как логотип “Билайна”?» Параллельно вы вспомните, как выглядят салоны оператора, рекламу с Сергеем Светлаковым или же старый логотип с пчелой. Этого я и добивалась: сказала о форме и цвете – вы вспомнили название бренда, его точки продаж, рекламные ролики, возможно, сразу стали сравнивать с другими сотовыми операторами (с МТС, например).

А теперь, дорогие автомобилисты и знатоки правил дорожного движения, вопрос к вам. О чём говорит круглый знак с двумя рядом расположенными машинами: чёрной и красной?

«Ну конечно, “Обгон запрещён”!» – в один голос ответите вы.

А теперь представьте, если бы вместо знаков дорожного движения над трассой висели текстовые растяжки, типа таких: «Выезд на встречную полосу с последующим опережением впереди идущего транспортного средства запрещён». Согласитесь, вряд ли мы бы успели дочитать фразу до конца. Скорее, шустро обогнали бы фуру и поймали штраф в пять тысяч рублей. А вот увидев знак, мы за считаные секунды понимаем, что обгонять фуру нельзя и нужно ещё немного потренировать терпение.

Эти примеры я привела, чтобы показать следующее: мы воспринимаем огромный объём информации именно при помощи зрения. Берём в руки телефон и даже не читаем названия приложений: прекрасно знаем, что белый бумажный самолётик на голубом фоне – это Telegram. Или на бегу иногда открываем WhatsApp вместо приложения Сбера, (не могу не привести его в пример как бывший пресс-секретарь тогда ещё не Сбера, а любимого Сбербанка), потому что оба они бело-зелёные.

А теперь попробуем абстрагироваться от всего вышесказанного.

Дом моды Coco Chanel – это просто компания по производству одежды и предметов роскоши; «Билайн» – компания, которая просто оказывает услуги связи; Telegram и WhatsApp – это просто мессенджеры для передачи сообщений и файлов; Сбер – это, да простит меня Герман Оскарович Греф, просто банк. Подобных компаний тысячи, сотовых операторов только на российском рынке минимум пять.

Давайте задумаемся, почему же, когда кто-то говорит «Билайн», мы представляем жёлто-черный круг и Светлакова, а когда «МТС» – бело-красный и яйцо? Хотя и эти наборы звуков (названия брендов – это же просто наборы звуков, которые зачастую не имели вообще никакого значения), и сотовые операторы ни к цветам, ни к актёрам, ни к яйцам прямого отношения иметь не должны.

Так происходит, потому что годами пиарщики и маркетологи этих компаний через самые разные каналы (в том числе и через соцсети, о которых мы с вами будем говорить) транслируют заранее сформированные образы. Чтобы, увидев жёлто-чёрный салон связи, мы с вами сразу же поняли: это «Билайн»; увидев красный, поняли, что это МТС; а услышав «Праздник к нам приходит», вспомнили Coca-Cola, своё детство и грузовички. Хотя никаких грузовичков изначально не было – была лишь чёрно-коричневая сладкая жижа в бутылке и команда бренда, которой нужно было создать для этой жижи такой образ, чтобы весь мир хотел пить именно её. Простите, что только что убила всю сказку, которую в 1995 году подарила нам команда компании The Coca-Cola Company.

Причём здесь компании с миллионными бюджетами и их образы, если мы про пиар без бюджета говорим? Мне нужно было показать, что именно благодаря работе пиарщиков и маркетологов у нас с вами как у потребителей выработаны чёткие ассоциации: образ – компания – продукт/услуга (красный/яйцо – МТС – сотовая связь). Или наоборот: продукт/услуга – компания – образ (безлимитный интернет – «Билайн» – жёлто-чёрный круг). При этом у всех вышеупомянутых компаний когда-то не было подобных образов. После появления логотипов и цвета они не сразу стали ассоциироваться с их продуктами и услугами. Всё это – результат долгой и кропотливой работы.

А теперь то, ради чего я всё это вам рассказываю: когда люди произносят ваше имя, название вашего продукта, вашей услуги или вашей компании, они тоже представляют какой-то образ. У каждого из вас есть образ, даже если до этой минуты вы никогда прежде не задумывались о его существовании. Вы формируете его сами. Дальше я покажу, как именно.

А я же не безобразный?



Та самая история, которой я обещала с вами поделиться. Отмотаем на начало.

«Оля, можете рассказать, что вы такое без бюджета сделали, что вашего мужа весь город знает?» – с этим вопросом ко мне обратилась в 2017 году Надя Кинаст – основатель одного из лучших, по версии Wedding Awards, свадебных агентств Черноземья.

На тот момент я уже год как ушла из Tele2 в малый бизнес и занялась продвижением нашего с бывшим мужем фитнес-проекта. Мы запустили его в сентябре 2016 года и первый раз деньги в рекламу вложили в апреле 2017 года (нужно было подстраховаться в несезон, так как в народе принято, что, если ты не успел похудеть к лету, пытаться уже бессмысленно). К апрелю каждый запуск проекта ежемесячно набирал по 140–150 человек, участники регистрировались из 27 городов России, а также из Франции, Швеции, Италии, Канады, Китая, Казахстана и США.

Я очень любила и бывшего мужа, и проект, а они отвечали мне взаимностью: благодаря общим стараниям я смогла оставить работу в крупной компании со стабильной зарплатой и хорошими премиями, мы взяли машину, квартиру и могли себе позволить слетать в свадебное путешествие на Кубу. А спустя полгода – в Арабские Эмираты: за неделю мы потратили 350 000 рублей. В общем, благодаря реализации проекта, для владельцев небольшого провинциального фитнес-клуба доход у нас был неплохой.

А тут меня – пиарщика-интроверта, о существовании которого вообще мало кто догадывался, приглашают выступить перед свадебными специалистами. Я никогда прежде не выступала и слабо представляла, чем могу их заинтересовать. Но согласилась, потому что вся моя жизнь – это бесчисленное количество жоп, в которые я люблю влезать, а потом гордиться тем, что смогла вылезти. Вы это ещё поймёте из историй моих проектов, о которых буду рассказывать в следующих главах.

На тот момент я ещё жила не в Дубае, а в Белгороде. Поэтому представила себя потенциальным клиентом белгородских ведущих, открыла ВКонтакте (был 2017 год) и ввела в поисковую строку: «Ведущий Белгород». Передо мной появилось огромнейшее количество пабликов и групп. Я не просто так в 2024 году привожу в пример ВКонтакте и эту историю: несмотря на меняющиеся соцсети и тренды, поведение пользователей и принцип продаж практически не меняются.

Стала изучать их названия: «Ведущий на свадьбу, юбилей, тамада», «Ведущий Харьков, Белгород, Москва, Курск», «Ведущий тамада свадьба Белгород» и тысячи других, не сильно отличающихся друг от друга вариаций. Реально по ним выбрать героя своего романа? Вряд ли.

Поэтому я стала изучать аватары: красивые улыбающиеся мужчины в бабочках и галстуках и, судя по однотипным стильным причёскам, постоянные посетители барбершопов. Кто-то даже заморочился и сделал логотип «БелТамада». Помогло мне это? Тоже не очень, поэтому я стала одну за другой открывать группы. Какую-то вкладку случайно закрыла, но сразу же подумала: «Ладно, не твой день, парень». Ну у кого так не бывало? Я же просто потенциальный клиент, и мне нужно сохранять чистоту эксперимента, поэтому продолжила изучать эти группы до тех пор, пока не ёкнет. Этот момент настал, как только я открыла группу курского ведущего Алексея Салова, с которым на тот момент мы не были знакомы.

Почему ёкнуло?

• Переделанный логотип «Вечернего Урганта» (тоже всем сердцем люблю Ивана и даже в 2007 году назвала в честь него свой первый фотоаппарат – Ургантом).

• Пост с отчётом о мероприятии, в котором Алексей написал: «Второй год подряд работаю на презентациях #BMW» (согласитесь, маркетологи BMW вряд ли бы стали работать с плохим ведущим несколько лет подряд).

• «Лучший ведущий Черноземья» и «Топ-6 ведущих России по версии Wedding Awards» (названия премий мне тогда, правда, ничего не сказали, но это говорило о том, что профессионализм Алексея признают даже коллеги, а это дорогого стоит в нише с такой высокой конкуренцией).

• И фраза, которая заставила моё сердце биться чаще: «профессиональный филолог».

Я вспомнила 2013 год и свадьбу друзей, во время которой ведущий в течение всего вечера издевался над местоимением «их» (говорил «ихний» и «ихнее»), ставил ударение на «о» в слове «звонишь» и говорил слова с красивым фрикативным «г» так, что друг жениха Олег превращался в Олеха.

Информация о том, что Алексей профессиональный филолог, подарила мне (человеку, который искренне считает, что каждый профессионал, выступающий публично, должен хотя бы стараться говорить грамотно) надежду на то, что он знает, как склоняется местоимение «они», и это не заставит мои уши кровоточить во время мероприятия.

К сожалению, мы живём в то время, когда даже «врач» в шапке профиля не даёт стопроцентную гарантию того, что за ним скрывается человек с высшим медицинским образованием. Поэтому я решила проверить, действительно ли Алексей профессионал и филолог: благо почти с каждым специалистом у всех нас есть общие друзья, которых соцсети сразу же подсвечивают. Я позвонила знакомым и попросила в нескольких словах рассказать об Алексее.

«Филолог, комфортен в общении, чувствуется опыт» – (с) мой друг и наставник по публичным выступлениям Артём Тимофеев.

«Образованный и умный; интеллигентный юморист; хорошая импровизация – подготовленная импровизация; профессионал, тщательно готовится» – (с) бывший пиарщик «Tele2 Курск» Аня Колтакова.

«Прямой, как танк; очень чётко продумывает, что говорить; глубокая личность – коллекционер; многих шокирует; а ещё он будет завтра выступать сразу же после тебя» – (с) организатор того самого мероприятия Надя Кинаст.

Нет, Алексей мне не заплатил за рекламу в книге, и рассказываю я о нём не потому, что он в будущем стал моим другом. Этот кейс я рассказывала на каждом своём курсе, потому что он прекрасно показывает, как мы считываем образ специалиста через его аккаунты в социальных сетях. Сейчас объясню.

Когда мы начинаем изучать тему брендинга, на нас из каждого утюга сыплются призывы найти свою уникальность. Но не настолько мы уникальны, насколько нам бы этого хотелось, иначе бы не работала реклама и социальные стереотипы: все мы на Новый год смотрим фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром», едим оливье и пьём игристое; знаем, что чёрный кот, перебежавший дорогу, делает это к чему-то не очень хорошему.

Да, мы не уникальны, но каждый из нас в большей или меньшей степени в чём-то индивидуален. На примере ведущих: кто-то только делает первые шаги в этой нише, кто-то опытный и в летах, кто-то более эпатажный, кто-то – милая и отпускающая в адрес мужчин шуточки блондинка, а кто-то – грузин, начинающий все тосты с «Высоко-высоко в горах».

При построении своего бренда очень важно не брать чей-то образ (он, скорее всего, будет сидеть на вас как чужие джинсы), а найти то, что отличает вас от других и что уже ценят ваши действующие клиенты. У Алексея это получилось: он действительно профессионал, интеллигентище, филигранно жонглирует словами – за эти качества его ценят клиенты, их же обозначили мои друзья. Самое главное – это моментально считывается в его аккаунте.

Важно быть собой, ценить свою аутентичность и отражать её в социальных сетях, чтобы те самые три секунды первого касания и закон пустоты, о котором мы сейчас будем говорить, работали на вас. Прочитав книгу, вы научитесь это делать, обещаю.

Глава 4. Закон пустоты

В пиаре действует закон пустоты, который гласит: «Любая пустота будет заполнена». Это значит, что если вы ничего не говорите о себе или своём проекте, то никто не узнает о вашем существовании и существовании вашего проекта. А если вы не говорите о том, что вам хочется, найдутся люди, которые заполнят пустоту сами и скажут за вас иное (чаще всего то, что вам не хочется). Чтобы объяснить, как это работает, приведу два примера.

Пример первый. Однажды вы ловите себя на мысли, что давно не натыкались на упоминания, фотографии, посты, сторис какого-то определённого человека. И начинаете ненароком думать, а всё ли у него хорошо. Нет в информационном пространстве упоминаний о человеке – складывается ощущение, что нет самого человека.

Пример второй. Молодая девушка открывает салон красоты в центре города. Дорогой, «лухари», «дорого-богато» (читаем с фрикативным «г», как ведущий со свадьбы моих друзей) – всё как положено. Возможно, для этого она взяла два кредита, приняла от бабушки отложенную на чёрный день финансовую подушку и продала любимую «Мазду тройку» 2016-го года. Но никто об этом никогда не узнает, если девушка сама не расскажет. Что скажут «добрые языки»? Откуда появился у девушки дорогой салон в центре города? Вариантов немного. Чаще всего один. Вы и сами его прекрасно знаете.

Правильно заполненная пустота – это и есть тот самый образ, о котором мы говорили. Следить за формированием и развитием образа должен (в идеале, конечно) каждый публичный человек и руководитель проекта (бизнеса, некоммерческого проекта, ивента, СМИ, канала). Не говорим о человеке или проекте – нет человека или проекта. Говорим, но недостаточно для того, чтобы «заполнить пустоту», – люди заполнят её за нас. Не всегда тем, чем хотелось бы нам. Пустота заполняется ключевыми сообщениями вокруг всего:

Вокруг услуг. Вернёмся к услугам сотовых операторов: они для нас не просто базовые станции с зонами покрытия, они для нас – названия: МТС (опять же, прошу задуматься, я не просто так на этом акцентирую внимание: на самом деле это просто комбинация звуков), «Билайн», «Мегафон», Tele2 с соответствующими им ассоциациями – яйцом, полосатым кружком, зелёным и фиолетовым цветами, слоганом «Честно – дешевле». Этими образами и ключевыми сообщениями долгие годы заполняли пустоту вокруг услуг компаний пиарщики и маркетологи.

Вокруг продуктов. Кола – не просто сладкая чёрно-коричневая жижа в бутылке, для нас она «праздник к нам приходит», виски с колой (задумайтесь, почему не с пепси?), грузовички. «Баунти» – не просто шоколадка с кокосовой стружкой, а «райское наслаждение» (почему бы не быть «райским наслаждением», допустим, «Сникерсу»?).

Загрузка...