Примечания

1

Казимир III Пяст получил право на титул короля Руси через завоевание наследников Даниила Галицкого, что обрёл этот титул из рук Папы Римского. Но у Казимира III не было сыновей и, как следствие, прямых наследников. Так что польская и литовская шляхта выбирала себе нового правителя при условии его брака с дочерью Казимира III. Это не давало наследникам Казимира III юридических прав на титул короля Руси, так как русская шляхта его не выбирала своим правителем.

2

На самом деле в XV веке христианское население имелось в значительном количестве и в Сирии с Египтом, но несравненно в меньшем числе, чем в Малой Азии и на Балканах.

3

По переписи 1477 года в Константинополе постоянно проживало 9 486 мусульманских семей, 3 743 греко-православных, 1 647 еврейских, 434 армянских и так далее. Совокупно – около 16 тысяч семей. В 1453 году в городе было 40 тысяч семей, на более чем 95% христианских, но после завоевания город резали-грабили три дня, и не все пережили эти грабежи…

4

Турецким источникам известна Алексис Хатун из Великих Комнинов. Скорее всего, Алексис была дочерью Александра, брата Давида (последний Император Трапезунда), и Марии Гаттилузио (дочь Доменико, правителя Лесбоса). Историк Мишель Куршанкис считает (а вслед за ним и прочие), что у Александра был сын – Алексиос, которого обласкал Мехмед, сделав своим пажом. Это странно, так как всех мужчин из дома Великих Комнинов Мехмед казнил (например, 1.11.1463 обезглавил Василия, Мануила и Георгия – сыновей Давида). Дополнительной странности придаёт 20-летний возраст, совершенно негодный для пажа, каковым должен быть недоросль. С чего бы султану делать исключение для 20-летнего парня? При этому Куршанкис пишет о том, что Мехмед взял мать Алексиоса, Марию, в наложницы, называя самой красивой женщиной в мире. Что также странно, так как Марии в те годы было 45–50 лет, и красота её, скорее всего, уже увяла. Автор считает, что Мишель напутал и Мехмед завёл себе наложницу Алексис (Αλέξης), а не пажа Алексиоса (Αλέξιος), что объясняет приближение этого ребёнка Александра Комнина Мехмедом к себе.

5

Вторая дочь Давида, которая вышла замуж за имерийского князя Мамиа Гуриели. Но к 1477 году уже умерла, так и не оставив потомства. Есть ещё легенда о сыне Давида Иоанне или Жане, который был подарен правителю Ак-Коюнлу. Но Елена Кантакузина, выйдя замуж за Давида в 1437–1438 году рожала ему детей в 30-е – 40-е годы. Так что законного трёхлетнего сына у Давида в 1463 году быть не могло (Елена Кантакузина вряд ли родила его в 45+).

6

В 1477 году Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархаты находились в руках султана Египта и служили тому верой и правдой.

7

Основные арифметические действия – это сложение, вычитание, умножение и деление.

8

В рамках решения вопросов по снаряжению своих войск Иоанн поручил войлочных дел мастерам освоить выпуск обуви для зимы – сваляной из войлока, на неё надевали калоши из пропитанной маслом толстой кожи.

9

В данном случае имеется в виде небольшая отопительная печь типа голландской. Пётр в конце XVII века начал ставить «голландские печи» не потому, что они были модными, а потому что на Руси в то время вообще печей для топления по-белому не имелось. А Иоанн их ввёл в эксплуатацию. Во всяком случае, ограниченно.

10

Спиртовые лампы были непростыми. Там использовался широкий фитиль, свёрнутый в кольцо, центральная трубка для притока воздуха (по схеме аргандовой лампы), что в несколько раз повышало температуру пламени. Завершал всю эту красоту проволочный держатель с кусочком оксида кальция, который не только, раскалившись, светился, но и окрашивал пламя в жёлтый цвет, повышая качество освещения от такой лампы.

11

Формовали под ручными прессами, позволяющими очень неплохо уплотнять заготовку.

12

Такого рода кирпич практиковался в строительстве во времена Римской Империи, впоследствии вышел из оборота. При восстановлении кирпичного строительства в раннее Новое время интерес строителей был сосредоточен на керамическом кирпиче. И о римском кирпиче никто слыхом не слыхивал. Даже начало производства «роман-цемент» как реконструкция древнеримской строительной технологии – это XVIII век.

13

Восставшими в оппозицию – то есть друг против друга.

14

Состоял из глав приказов плюс приглашённых по случаю других участников.

15

С 1475 года в Москве чеканятся три монеты: векша, куна и волк. Векша – 0,8 грамм из серебра 250-й пробы стоимостью в ¼ новгородской деньги. Куна – 1,6 грамм из серебра 500-й пробы стоимостью в 1 новгородскую деньгу. Волк – 5,33 грамма из серебра 750-й пробы стоимостью в 5 новгородских денег. На аверсе символ-значок монеты, над ним полукругом шло название монеты, а снизу надпись «кор. Русь». На реверсе равносторонний крест, у которого в нижних четвертях парные цифры года чеканки. По краю монет шёл бортик для защиты от обрезания.

16

За здорового – 2 волка, за больного – 1 волк. 37 207 здоровых дают 74 414 волка, 60 427 больных – столько же волков. Итого 134 841 волк, что равно 674 205 новгородских денег, или 6 742,05 счётных рублей.

17

В некоторых исторических исследованиях он числится не Константином XI, а Константином XII. При этом Константином XI в них считается Константин Ласкарис, провозглашённый византийским императором 13 апреля 1204 года, бежавший в тот же день из Константинополя ввиду его захвата крестоносцами и никогда фактически не правивший Византией.

18

Акче – серебряная монета Османской Империи. Начала чеканиться в 1327 году. К 1477 году имела вот уже более столетия стабильный вес 1,15 грамм.

19

Султани – первая золотая монета Османской Империи. Начала чеканиться в 1454 году в ознаменование взятия Константинополю. Вес 3,43–3,51 грамм, лигатура 1/6.

20

Самоназвание Византии на латыни: Imperium Romanum Orientale (Восточная Римская Империя). По-гречески ещё проще – Βασιλεία Ῥωμαίων, то есть Василея Ромайон, или Империя Римлян без указания на восточность.

21

Рота аркебузиров состояла из пяти взводов по 50 человек строевых, а те, в свою очередь, делились на пять десятков. Во главе каждого десятка стоял капрал. Во главе взвода – сержант. Во главе роты – капитан, который имел двух строевых помощников-заместителей – поручиков – и помощника по хозяйству – старшину.

22

Берцы – детали обуви, закрывающие голеностопный сустав и нижнюю часть голени.

23

Чешуя шла по корпусу от шеи до середины бедра плюс по рукавам до локтя.

24

Сюрко – длинный и просторный плащ-нарамник, похожий по покрою на пончо. Обычно был длиной до колена, имел разрезы в передней и задней части и не имел рукавов. На нём изображался герб владельца.

25

Поясной патронташ состоял из газырей, размещённых в четырёх кожаных подсумках в два ряда, закреплённых на поясе спереди.

26

В данном случае имеется в виду фляга татарского типа, вроде баклаги. Комплектовалась деревянным же стаканчиком, который в походном положении притягивался к фляге кожаным ремешком.

27

Иоанн ввёл вилки в своём окружении – сразу трезубые. И регулярно проверял не только их наличие, но и использование. Цель простая – повысить уровень обыденной гигиены, чтобы лапами еду не хватать там, где ложку не применить. Кинжал же, что висел на поясе, был третьим прибором для питания.

28

Иоанн задействовал в адаптивном переложении песенку из «Цельнометаллической оболочки».

29

Так и было в оригинальной истории. Причём под термином «русины», то есть «русские», именовали всех выходцев из Восточной Европы от Польши до восточных окраин Руси.

30

Классическими рабами на Руси к XV веку являлись холопы.

31

Сельское население в 1477 году было в основной своей массе языческим, причём в весьма незамутнённой форме. Ещё в XII–XIII веках под Москвой практиковались классические языческие захоронения курганного типа, что говорило о языческом компоненте даже в княжеском войске. Ибо в курганах простых людей не погребали. Это было связано с тем, что священников едва хватало на города, а сельский клир только-только начинал формироваться. В оригинальной истории христианство на село шагнуло только с развитием поместной службы и более-менее укрепилось только XVII веке, не раньше. Причём мощный пласт языческих компонентов в неадаптированном христианством виде сохранялся на селе даже в XIX веке.

32

Рим к XV веку превратился практически в региональный поместный центр христианства в Италии и дальше её интересов часто носа не совал. Но амбиции сохранил старые, что среди прочего спровоцировало раскол католичества и реформацию.

Загрузка...