Посетившие во второй половине XVI века Россию иностранцы или находящиеся на службе в этот период времени иностранцы, порой сами того не подозревая, создали множество мифов о Московии и ее царе Иване Грозном. Одни из них были относительно безобидны и связаны с непониманием иностранцев особенностей национальной культуры и специфики жизни. Например, все, что касалось церковной службы. Другие, наоборот, были опасны, т. к. формировали на Западе, говоря современным языком, негативный образ нашей страны. Например, противниками России во второй половине XVI века было предпринято немало усилий для формирования образа кровавого тирана Ивана Грозного. Причем не просто диктатора, а главаря армии злодеев – опричников. Проделанная тогда западными мифотворцами работа оказалась столь качественной, что даже спустя несколько столетий продолжает оказывать значительное влияние на оценку деятельности и саму личность Ивана Грозного. Основная причина – часть первоисточников по истории нашей страны второй половины XVI века – как раз эти сочинения.
Мы не ставим перед собой цели разоблачить все мифы о России, что есть в этих произведениях. Мы расскажем лишь о некоторых из них. Ну а остальные предлагаем отыскать вам самостоятельно. Предоставив для этого первоисточники.
Вот несколько примеров того, что обнаружили иностранцы в России, но почему-то этого не замечали местные жители.
Джером Боус (британский дипломат, в Москве находился в 1583 году):
голландские купцы регулярно давали щедрые «откаты» за право беспрепятственной торговли в Московии представителям царской администрации;
представители британских торговых компаний испытывали серьезные проблемы при ведении бизнеса в нашей стране;
Иван Грозный, желая задобрить дипломата, распорядился поставлять ему значительно больше продуктов для питания, чем это требовалось.
Александр Гваньини (итальянец, длительное время проживал на сопредельной с Московией территории):
«Если бы этому народу была предоставлена возможность напиваться ежедневно, он бы был истреблен взаимной резней. Ведь, опьянев, они совершенно теряют рассудок и соображение, как дикие животные, и убивают один другого ножами, кинжалами и всякого рода вероломным оружием»;
любой желающий мог заказать местному ювелиру чеканку серебряных монет;
«если муж и жена не нравятся друг другу, то они обычно выходят за деревню на перекресток, взяв с собой полотенце, тут они тянут его за концы, пока не разорвут пополам: они считают, что, разорвав его, разрывают также и брак»;
«отец также имеет право четырехкратной продажи сына (в рабство. – Примеч. ред.), так что если сын продан один раз и каким-нибудь образом освобожден или отпущен, то отец может продать его снова и снова, по своему отцовскому праву»;
«слуги большей частью обижаются на своих хозяев, если те их не наказывают как следует»;
«мало-мальски известные домовладельцы и чиновники, как простые, так и знатные, целыми днями сидят в своих четырех стенах и очень редко появляются в общественных местах: этим они надеются снискать у народа больший авторитет и уважение»;
«в кладовой великого князя хранится много пышных одежд, которые он дает на время всем и каждому из своих придворных на какое-нибудь торжество или для приемов иностранного посла»;
«московиты до того грубый и вероломный народ, что никакой искренности в их взаимоотношениях нет, и никогда они не чувствуют к друг другу настоящего естественного расположения, но не боятся бесстыдно и дерзко обвинить один другого в каком-нибудь преступлении, нимало не смущаясь, открыто или тайно»;
Томас Рандольф (британский дипломат, в 1568–1569 годах находился в Московии):
монахи в русских монастырях «живут отдельно, едят вместе, сильно предаются пьянству, не учены, писать умеют, но никогда не поучают, в Церкви торжественны, молятся долго»;
жители российских городов «много предаются пьянству и другим отвратительным порокам»;
Иоганн Таубе и Элерт Крузе (служили при дворе Ивана Грозного):
придумали множество подробностей об опричнине.
Джилс Флетчер (британский дипломат, в 1588 году посетил Московию):
10 нестандартных способов пополнения госбюджета: начиная от изъятия имущества крупных взяточников с публичной казнью последних и заканчивая скупкой по низкой цене какого-либо товара, а затем насильственной продажи его купцам по более высокой;
«что нет слуги или раба, который бы более боялся своего господина, или который бы находился в большем рабстве, как здешний простой народ»;
«народ (хотя вообще способный переносить всякие труды) предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем более, кроме дневного пропитания»;
власть всячески препятствуют возможности путешествовать жителям Московии, как внутри страны, так и за ее пределами, что бы «чтобы они не научились чему-нибудь в чужих краях и не ознакомились с их обычаями»;
«русский царь надеется более на число, нежели на храбрость своих воинов или на хорошее устройство своих сил»;
«брачные обряды у них отличны от обрядов в других странах»;
«в обращении со своими женами мужья обнаруживают варварские свойства, обходясь с ними скорее как со своими прислужницами, нежели равными»;
«всякий раз, как варится пиво, у них есть обычай приносить часть сусла священнику в церковь и по освящении вливать его в пиво, отчего оно получает такую силу, что кто его напьется, редко остается трезвым»;
зимой, когда земля промерзла и могилу выкопать проблематично, «они не хоронят покойников, а ставят их (сколько ни умрет в течение зимы) в доме, выстроенном в предместье или за городом, который называют Божедом, или Божий дом: здесь трупы накладываются друг на друга, как дрова в лесу, и от мороза становятся твердыми, как камень; весной же, когда лед растает, всякий берет своего покойника и предает его тело земле»;
«они вялы и недеятельны, что, как можно полагать, происходит частью от климата и сонливости, возбуждаемой зимним холодом, частью же от пищи, которая состоит преимущественно из кореньев, лука, чеснока, капусты и подобных растений, производящих дурные соки; они едят их и без всего и с другими кушаньями»;
«напиваться допьяна каждый день в неделю у них дело весьма обыкновенное»;
«что касается до верности слову, то русские большей частью считают его почти нипочем, как скоро могут что-нибудь выиграть обманом и нарушить данное обещание»;
Антонис Хутеерес (член голландской дипломатической миссии, в 1615–1616 годах находился в Новгороде):
Иван Грозный, находясь в Новгороде в 1569 году, «приказал сбросить с Волховского моста 1700 именитых горожан и кроме того множество монахов и бедных людей, которых для того, чтобы доставить ему удовольствие, всех приказали безжалостно погубить, утопив»;
царь придумывал изощренные наказания для своих подданных (например, он приказал «посадить тогдашнего митрополита задом наперед на лошадь, дал ему в руки дудочку, в которую он должен был дудеть, и послал его в таком виде с большим позором в путь на Москву»).
Генрих фон Штаден (немецкий авантюрист, опричник царя Ивана Грозного):
сверхвысокий уровень коррупции и казнокрадства;
решение судебных споров с помощью кулачных боев – кто победил, тот и прав;
«если кто разбойничал, убивал и грабил, а потом с добром и деньгами бежал в монастырь, то в монастыре был он свободен от преследования»;
«великий князь (Иван Грозный. – Примеч. ред.) пришел в Тверь и приказал грабить все – и церкви, и монастыри; пленных убивать, равно как и тех. русских людей, которые породнились и сдружились с иноземцами. Всем убитым отрубали ноги – устрашения ради; а потом трупы их спускали под лед в Волгу. То же было и в Торжке; здесь не было пощады ни одному монастырю, ни одной церкви».
Павел Юстен (шведский дипломат, в Москву прибыл в 1569 году):
русские изощренно издевались над дипломатами и их слугами (первых содержали «как арестантов и преступников», а вторых – «как свиней в хлеву», а так же изъятием у них всех ценных вещей;
денег, что «давали русские на их содержание» хватало лишь «скудный завтрак» и «тот отвратительный напиток, который они называли квасом».