Народное воззрение на деятельность Иоанна Грозного

Прежде чем обратиться к изложению событий царствования Иоанна Грозного с народной точки зрения, считаю нужным определить, какую именно точку зрения должно признать народною, – есть ли это точка зрения политическая, нравственно-религиозная, экономическая или какая-либо другая. Чтобы определить более ясным рельефным образом, какую именно точку зрения на политические события того или другого царствования следует признать народною, я приведу народный рассказ, который объясняет причину происхождения одного внутреннего политического события царствования Иоанна IV; в этом рассказе решается вопрос: отчего на Руси завелась измена.

Но, приступая к предмету изложения своей лекции, прежде всего считаю нужным изложить взгляд народа на древнерусских дружинников и московских бояр, потому что народное воззрение на деятельность того или другого князя или государя складывается под впечатлением не одной только деятельности рассматриваемого государя, но и деятельности тех лиц, которым приходится быть посредниками между представителем верховной власти и народом. Поэтому-то я считаю себя вправе на некоторое время остановить благосклонное внимание читателей на решении вопроса, как смотрел народ на представителей древнерусской дружины и московского боярства. Чем враждебнее народ относился к последнему, тем больше он мог чувствовать симпатии к тому государю, который вел борьбу с представителями боярства.

Обращаясь затем к предмету своей лекции, прежде всего решению вопроса: какую именно точку зрения на политические события должно признать народною, я позволю себе привести народный рассказ «Почему завелась на Руси измена». По словам этого рассказа, вздумалось однажды Иоанну Васильевичу Грозному отправить послов в иные государства и требовать от королей и князей тех государств ежегодную дань России. Послы объявили всем инодержавным королям и князьям, коим было приказано, о царском повелении. Короли и князья все собрались в одно место и советовались между собою, следует ли дань давать царю Русскому. Наконец и придумали царю Ивану Васильевичу задать три загадки, с тем, что если он, царь Иван, их отгадает, то короли и князья тут же дадут ему двенадцать бочек золота и будут платить ежегодную дань, а если не отгадает, то не только не будут платить ему дани, но и совсем откажут от царства. Все короли и князья на это согласились и отправили к царю Ивану Васильевичу от себя послов с грамотою, в которой написали: «Ваше царское Величество! По требованию Вашему дань давать России мы согласны, и сверх того дадим тебе двенадцать бочек золота, но с тем только условием, если отгадаешь три загадки, – что удалее всего на свете? Вторая, – что милее всего на свете? Третья, – что слаще всего на свете? Если же этих загадок не отгадаешь, то не только дани не получишь, но и от царства будешь отказан; для отгадывания должен приехать сам к назначенному месту на Востоке, к белому камню и к такому-то времени, где короли и князья будут все тут собравшись». Царь Иван Васильевич Грозный, получивши эту грамоту от королей и князей и прочитавши ее, призадумался; затем, собрав к себе всех своих бояр и князей и умных людей, объявил им эту грамоту от инодержавных королей и князей и советовался с ними, как ответ держать, как загадки отгадать. Кто чего ни говорил, но царю мало нравились боярские и княжеские ответы; наконец, общим советом придумали ответ держать инодержавным королям и князьям такой: удалее ветра ничего нет на свете; для царя никого не может быть милее его сына; едва ли что найдешь на свете слаще меда. Приходит срочное время, царь отправляется на Восток к белому камню, со всею царскою свитою, для отгадывания загадок и для получения дани ежегодной. Ехал царь Иоанн Васильевич долго ли, скоро, близко ли, далеко, только видит царь, на одном пустом месте мужичок строит церковь; и церковь уже вся построена, только обивает главу щепой, – в те времена везде вообще на церквах и на часовнях главы обивались щепою, – и за каждою щепкою и гвоздем с самого верху мужичок опускался на землю и поднимал вверх по одной щепке и гвоздю. Царь подъезжает к строению и говорит плотнику: «Бог в помощь, старичок!»

– Прошу пожаловать, добрый человек, – отвечает старичок.

– Что, брат, церковь строишь?

– Точно так, ваша милость, – отвечает мужичок, а царем его, Ивана Васильевича Грозного, не называет, как будто и не знает. Царь говорит:

Что же ты, старичок, как я вижу, за каждой дощечкой и гвоздем опускаешься вниз и по одной дощечке и гвоздю поднимаешь вверх? Ты бы взял до десяти дощечек и гвоздей, и разом бы поднял их; для тебя бы это было полезнее.

– Всякое дело знает мастер, – отвечает старичок, – а я же тебя спрошу, царь ты Русский Иван Васильевич Грозный, куда ты едешь и зачем? Ведь ты едешь на Восток к белому камню растолковать загадки, данные тебе? Там уж тебя короли и князья инодержавные ожидают; но загадок тех тебе не растолковать, да и царства ты лишишься.

Царь Иван Васильевич сильно призадумался и спрашивает старичка:

– Как же тому быть, не можешь ли ты мне чем помочь?

Старичок отвечает:

– Изволь, Иван Васильевич, царь Русский, я тебе помогу; только с условием: тебе обещано по отгадании двенадцать бочек золота и ежегодная дань: только из двенадцать бочек если отдашь мне одну, то изволь, я растолкую тебе загадки, и будешь вперед царствовать; а нет, то царство твое кончится.

– Изволь, старичок, – говорит царь, – любую бери из двенадцать бочек, но только расскажи мне загадки.

– А вот что, – старичок начинает, – тебе заданы загадки: первая, что удалее всего на свете? Так ли? – спрашивает царя.

– Точно так, – отвечает царь.

– Ты отвечай им: удалее собственных своих глаз ничего нет – куда ни взгляну, в одно мгновение все вижу. Вторая загадка – что милее всего на свете? Что у нас милее красного солнца на свете? Оно засветит, и всякая тварь веселится. Третья, что слаще всего на свете? Слаще воды есть ли что на свете? Без нее совершенно никому и жить нельзя. Поезжай, скажи им сие, все получишь.

Царь Иоанн Васильевич Грозный поблагодарил старичка и отправился на Восток к белому камню. Приезжает к назначенному месту, там уже его ожидают все инодержавные короли и князья; устроили царю подобающую встречу, а потом стали просить его растолковать заданные ими загадки. Царь Иоанн Васильевич начинает так:

– Первая ваша загадка: что удалее всего на свете? Удалее собственных своих глаз есть ли что на свете? Куда ни взгляну, все увижу.

– Истинная правда, – отвечают короли и князья.

– Вторая загадка: что милее всего на свете? Может ли что быть милее на свете красного солнца? Оно засветит – то вся тварь веселится.

– И это правда, – говорят короли и князья.

– Третья загадка: что слаще всего на свете? Может ли быть что слаще воды на свете? Возьмите себе в пример, когда кто-нибудь из вас мучается жаждою, а воды бы, вам сказали, нет, а потом узнали бы, что у такого-то есть вода в запасе, а вам бы нестерпимо пить хотелось, то кажется, в то время за один глоток воды вы готовы были бы отдать Бог весть что, только бы дали вам попить, и пили бы вы с какою жадностью и наслаждением!

– Истинная, истинная правда, Иван Васильевич, царь ты Русский, – вскричали все короли и князья и потом вручили ему двенадцать бочек золота и обязались платить требуемую им ежегодную дань.

И так, распростившись с инодержавными королями и князьями, Иван Васильевич Грозный отправился обратно на свое царство. Приближаются к месту, где старичок строит церковь. Царь говорит своей свите:

– Что, господа, как вы думаете: отдать бочку золота старику будет очень много? У нас есть армия и другие войска, нужно их содержать, а у старика что есть, и куда ему золото класть? Лучше же мы сделаем так: из бочки вынем две части золота, а одну оставим, и вместо двух долей вынутых всыпем песку, чтобы не так было приметно, и отдадим ему.

Все на это согласились. Как сказали: золото вынули, а песку насыпали, а сверху одну долю золота положили и поехали вперед. Приезжают к тому месту, где старичок строит церковь; царь подъехал к старику и говорит:

– Помогай тебе Господи, старичок. Покорнейше благодарю тебя за наставление: я все получил обещанное; теперь поди и ты, старичок, получай и от меня обещанную тебе бочку золота.

Старичок говорит:

– Ну, царь Русский Иван ты Васильевич, и Грозный! Сам ты ввел измену в Русь православную, и никогда ты ее с этого времени не искоренишь, и ни другой кто-либо: причиною всего этого зла ты сам, царь. Зачем тебе обманывать меня? Я спас тебя и жизнь твою, ты обещал мне за это бочку золота, а вместо золота платишь песком.

Царь видит, что это человек не простой, и слезно просит взять любую бочку, кроме той. Старичок отвечает:

– В золота твоем я не нуждаюсь, и жить буду без твоего золота, а нужна была правда; ты сам изменил правде, и измена эта, опять повторяю, на веки веков останется на Руси, и ни ты, и ни другой кто не может искоренить ее: всему этому злу причиною Грозный царь Иван Васильевич. Прощай, царь, поезжай вперед и царствуй!

И в одно мгновение не стало пред царем ни церкви, ни старичка; все потерялось, и никакого следа не осталось. Иван Васильевич Грозный заключил, что это был сам Бог: поклонился тому месту до земли и отправился царствовать.[1]

Загрузка...