Героизм – это готовность человека к подвигу, самопожертвованию. Какого человека можно назвать героем? Смелого, мужественного, волевого, решительного, обладающего силой духа, готового сразу прийти на помощь ближнему. Как верно заметил А. Толстой, «герой – это живое воплощение всего, что есть лучшего в человеке»[1]. Такие люди, как правило, являются альтруистами. Это незаурядные личности, о которых мы узнаем из газетных статей, телерепортажей, из рассказов и легенд. Одну из таких легенд мы находим в рассказе А. М. Горького «Старуха Изергиль».
Этот рассказ состоит из трех частей. В первую часть входит легенда о Ларре, вторая часть представляет собой рассказ Изергиль о своей жизни, в третью часть входит легенда о Данко. При этом первая и третья части у Горького противопоставлены. В образе Ларры писатель развенчал эгоизм и своеволие, в образе Данко он представил нам героя, совершившего подвиг во имя высокой цели.
Племя Данко оказалось в труднейших условиях: подчинившись более сильным племенам, люди вынуждены были уйти в глубь леса, жить без солнечного света, дышать ядовитыми испарениями болот. Вскоре они стали болеть и умирать. Из леса нужно было уходить, но рядом были враги, путь преграждали огромные деревья, болота. И Данко решил вывести свой народ на свободу. В глазах его было «так много силы и живого огня», что люди поверили ему, пошли за ним. На этом пути они встретили множество препятствий: непроходимую местность, темноту и холод, зловещий шум молний. Они пали духом, их испугали эти трудности, и они задумали убить Данко. Тогда он вырвал свое сердце и осветил им путь. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни».
Данко, по мысли писателя, – это подлинный герой. Он символизирует, по мнению исследователей, высшее проявление красоты человеческого духа, историческое и метафизическое дерзновение.
О героизме нашего народа говорит А. Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин». Эта поэма посвящена Великой Отечественной войне. В центре произведения – образ простого русского солдата, который на первый взгляд ничем не выделяется среди остальных бойцов:
Парень просто сам собой
Он обыкновенный…
И чтоб знали, чем силен,
Скажем откровенно:
Красотою наделен
Не был он отменной,
Не высок, не то, чтоб мал,
Но герой героем.
При этом Василий Теркин наделен у Твардовского лучшими человеческими качествами: умом, волей, смекалкой, выдержкой и терпением, жизнелюбием и душевной стойкостью. Он – прекрасный товарищ, всегда поддерживает и подбадривает других солдат. Слова у него никогда не расходятся с делом. Он не раз рискует собственной жизнью: в ледяной воде переправляется через реку, налаживая связь своего взвода с батальоном, заменяет убитого командира, увлекая весь взвод в атаку и освобождая село от немцев, занимает вражеский дзот и удерживает его, несмотря на ранение. Но главное качество героя – это любовь к Родине. Ему не нужны награды и почести, нужна «родная сторона». Вместе со всем народом Теркин испытывает чувство ответственности за судьбу Отчизны: «Нынче мы в ответе За Россию, за народ и за все на свете».
В образе Василия Теркина писатель представляет нам настоящий русский характер, который вобрал в себя черты своего времени. Этого человека можно по праву считать героем.
Таким образом, герой – это человек, наделенный готовностью бескорыстно помогать людям, защищать Отечество. Такие люди совершают подвиги, они отчаянно борются со с смертью и становятся победителями.
Смирение – это особое состояние духа, мудрость, терпение, отсутствие гордости и эгоизма, готовность подчиняться обстоятельствам, судьбе. Смирение помогает человеку пережить трудности, вселяет в душу его покой, веру и надежду. Вот что писал о смирении Ефим Сирин: «Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, следующие. Считать себя самым грешным перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело. <…> Быть в подчинении и гнушаться своей волей, как чем-то пагубным. Смотреть всегда в землю, иметь перед глазами свою смерть. <…> Ненавидеть покой и любить труд»[2]. Черта, противоположная этому душевному свойству, – гордыня. Это чувство морального превосходства над окружающими, высокомерие, чувство презрения к людям. Зачастую оно порождает в человеке индивидуализм, вседозволенность, приводит к трагедии, толкает на преступление.
Об этом часто размышляли русские поэты и писатели, например И. С. Тургенев в романе «Дворянское гнездо». В этом произведении писатель создает яркий, поэтичный образ. Это Лиза Калитина. Эта героиня напоминает нам пушкинскую Татьяну. Она обладает добрым сердцем, тонкостью чувств, способностью к самопожертвованию, нравственной чистотой. «Лиза знает, как ей думать, чувствовать и поступать во всех обстоятельствах жизни; в ней нет ни сомнений, ни колебаний», – замечает А. И. Незеленов[3]. Поведение ее просто и естественно, она живет своей внутренней жизнью, много размышляет, обо всем имеет свое собственное суждение. Лиза инстинктивно чувствует натуру человека. Так, она отказывается выходить замуж за Паншина, который «…в душе… холоден и хитр…». И наоборот, героиня влюбляется в Лаврецкого, человека сложной судьбы, внутренне зажатого, сомневающегося во всем. Лиза вносит мир и свет в «нравственный быт скептика», пытается искоренить в его душе эгоизм, подозрительность, возродить в нем исконно русские черты – смирение, милосердие, принятие жизни. И под влиянием ее герой преображается: в душе Лаврецкого пробуждается и любовь к Родине, и глубокое религиозное чувство, им овладевает жажда настоящего дела. Однако счастью не суждено состояться: к Лаврецкому возвращается жена (известие о смерти Варвары Павловны оказывается ложным). Лиза считает себя не вправе разлучать ее с мужем, лишать ребенка отца. Решение героини непреклонно: «Бог их соединил, и только он может разъединить». В основе поведения ее – вечное смирение, жертвенность. Тяжело переживая разрыв с Лаврецким, она уходит в монастырь.
В основе романа И. С. Тургенева – идея принятия судьбы, смирения человека перед жизнью, идея нравственного долга. Писатель много размышлял об этом. «…Жизнь – не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение… жизнь – тяжелый труд. Отречение, отречение постоянное – вот ее тайный смысл, ее разгадка: не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, – исполнение долга, вот о чем следует заботиться человеку…», – замечает Тургенев в повести «Фауст». Та же идея воплощена писателем в романе «Дворянское гнездо».
О смирении размышляет Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Таким качеством наделена у Толстого одна из его любимых героинь – княжна Марья Болконская. Она добра, милосердна, благородна, постоянно окружена странниками, Божьими людьми, которых принимает в своем доме. При этом жизнь княжны Марьи трудна, она безропотно сносит властный, деспотический характер старого князя. Николай Андреевич полностью контролирует поведение дочери, просматривает ее письма, не разрешает ей посещать балы, отваживает женихов. И она мирится со своим одиночеством, готова до конца нести свой крест. Впоследствии княжна Марья терпеливо ухаживает за больным, умирающим отцом, сносит все его капризы. Эта героиня не обладает привлекательной внешностью, Толстой подчеркивает это в ее портретах. И лишь глаза ее, необыкновенные, лучистые, раскрывают богатый внутренний мир. «Ежели тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать», – говорит она князю Андрею. Наградой княжне Марье становится любовь, счастливая семья, союз с Николаем Ростовым. К смирению приходит у Толстого и князь Андрей. Пройдя сложный жизненный путь, он избавляется от своей гордыни. Перед смертью Болконский примиряется с жизнью и людьми: он прощает Наташу, своего соперника Анатоля Курагина, ему открывается свет всеобъемлющей любви.
Смирение, по мысли Толстого, должно стать основой поведения человека. Гордыня есть величайшее заблуждение, она делает нас несчастными.
Таким образом, смирение должно лежать в основе поступков человека. У каждого из нас своя особая миссия, своя судьба. И нужно уметь достойно принять ее.
Что такое духовная зрелость человека? Это его умение нести ответственность за свои поступки, чувство справедливости, определенный жизненный опыт, мудрость, открытие гибкости и радости бытия, принятие жизни, смирение. Какие поступки говорят о духовной зрелости людей? Прежде всего, это умение прощать, умение принять важное решение во благо другого человека, осознание собственных ошибок, чувство раскаяния в грехе, помощь ближнему.
Об этом часто размышляли русские писатели, например И. А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой романа проявляет духовную зрелость, разрывая отношения с Ольгой Ильинской. Это решение далось ему нелегко: написав ей прощальное письмо, он заболел горячкой. Однако подсознательно Обломов чувствовал, что не сможет сделать Ольгу счастливой. Они были противоположны по своему характеру, темпераменту, жизненному ритму. К тому же Ольге в этих отношениях виделась роль «путеводной звезды», она мечтала преобразить своего избранника, первое чувство подпитывалось честолюбием. И если вначале Обломов был счастлив и безмятежен, то затем любовь для него стала «претрудной школой жизни». Ольга Ильинская вовсе не отвечала тому женскому идеалу, который зародился в далеком детстве и оживал в новых мечтах героя. На роль Милитрисы Кирбитьевны больше подходила Агафья Пшеницына. Она создала для Ильи подобие безмятежного обломовского быта, он был счастлив настолько, насколько это было возможно для него. И Обломов проявил большую мудрость и такт, разорвав свои отношения с Ольгой.