2. Организация производственной (выпускной) практики

2.1 Цели производственной (выпускной) практики

Целями производственной (выпускной) практики являются закрепление и углубление профессиональных знаний, умений и навыков в области бухгалтерского учета, анализа и аудита в процессе сбора и обработки фактического материала для написания выпускной квалификационной работы бакалавра направления подготовки 080100 «Экономика» профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», проверка в реальных условиях конкретной организации ее основополагающих концепций и рекомендаций, приобретение опыта самостоятельной работы.

2.2 Задачи производственной (выпускной) практики

Задачи практики предопределены теми видами профессиональной деятельности, которыми может заниматься бакалавр по направлению подготовки 080100 «Экономика» профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ, аудит». Ими являются:

в области расчетно-экономической деятельности:

– подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК 1);

– проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы (ПК 2);

в области аналитической, научно-исследовательской деятельности:

– сбор, анализ и обработка данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

– выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ результатов расчетов и обоснование полученных выводов (ПК-5);

– анализ и интерпретация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств, и использование полученных сведений для принятия управленческих решений (ПК-7);

– используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

в области организационно-управленческой деятельности:

– критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

2.3 Место производственной (выпускной) практики в структуре ООП бакалавриата

Производственная (выпускная) практика по учету, анализу и аудиту проводится в рамках раздела Б.5 «Учебная и производственная практика» ОПП. Она является завершающим третьим этапом в системе учебно-производственных практик подготовки бакалавров по направлению «Экономика» профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Производственная (выпускная) практика предшествует итоговой государственной аттестации (перед сдачей итогового междисциплинарного экзамена и защитой выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы).

Она базируется на знаниях и умениях, полученных при прохождении экономической, производственной практик и дисциплин, предусмотренных ФГОС ВПО: «Право», «Экономика и организация производства», «Микроэкономика», «Менеджмент», «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ», «Управленческий учет», «Учет в отраслях», «Анализ отчетности», «Практикум по бухгалтерскому учету», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Практикум по экономическому анализу».


2.4 Формы проведения производственной (выпускной) практики

Производственная (выпускная) практика проводится в организациях, учреждениях, определенных приказом университета. Студенты работают в экономических и финансовых подразделениях организаций преимущественно с документами на бумажных или электронных носителях.


2.5 Базы и время проведения производственной (выпускной) практики

Базы производственной (выпускной) практики определяются договорами, заключаемыми университетом и организациями, а также условиями контрактов, заявками предприятий, организаций, учреждений, собственным выбором студентами. Базами практики могут быть: крупные, средние промышленные предприятия, малые предприятия, торговые организации, страховые компании, инвестиционные фонды, коммерческие банки, государственные и муниципальные, казенные, автономные, бюджетные учреждения.

Продолжительность практики определяется учебным планом и составляет 2 недели.

2.6 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной (выпускной) практики

В результате прохождения производственной (выпускной) практики студент приобретает следующие практические навыки, умения, обеспечивающие реализацию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

– способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

– владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

профессиональные компетенции (ПК):

в области расчетно-экономической деятельности
:

– способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

– способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально

экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

в области аналитической, научно-исследовательской деятельности
:

– способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

– способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

− способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

− способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

− способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

в области организационно-управленческой деятельности
:

− способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

− способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

2.7 Структура и содержание производственной (выпускной) практики

Общая трудоемкость производственной (выпускной) практики составляет 3 зачетные единицы, что соответствует 108 часам.

Производственная (выпускная) практика включает в себя три этапа: подготовительный, производственный, заключительный. Краткое содержание каждого из них представлено в таблице 2.1.

Учебно-методическое руководство производственной (выпускной) практикой осуществляет кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита. Непосредственное руководство практикой возлагается на преподавателей кафедры, а на базах практики – на высококвалифицированных специалистов. Руководители практики от университета назначаются приказом ректора.

Перед началом практики кафедра проводит собрание студентов, на котором разъясняются цели, задачи и порядок прохождения практики, указываются сроки практики, сообщаются требования к отчету по практике. В процессе прохождения практики студенты руководствуются основными положениями, предусмотренными программой практики, а также полностью подчиняются правилам внутреннего распорядка баз практики.


Таблица 2.1 – Содержание производственной (выпускной) практики по профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»



Во время производственной (выпускной) практики студенты собирают материал, необходимый для написания выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению «Экономика» профильной направленности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и в соответствии с выбранной темой. Конкретное содержание их работы определяется руководителем от университета и уточняется в зависимости от выбранной темы выпускной квалификационной работы и особенностей баз практики. Выполненную работу студенты ежедневно отражают в дневнике практики.

При прохождении практики в любых экономических субъектах прежде всего необходимо ознакомиться с его организационно-правовой формой собственности, видами деятельности, положением в отрасли, организационной структурой, системой корпоративного управления, уровнем автоматизации учета, анализа, аудита, составом и содержанием функций экономических подразделений и служб. Для этого изучаются Устав, учредительные документы, положения об отделах и службах, учетная политика и др.

В области бухгалтерского учета студенту необходимо изучить:

− структуру бухгалтерии, ее взаимосвязь с управленческими и производственными подразделениями организации;

− способ ведения и применяемую форму учета;

− тип, версию программы автоматизации бухгалтерского учета;

− рабочий план счетов организации;

− состав первичных документов, учетных регистров, форм бухгалтерской отчетности;

− технологию формирования учетно-отчетной информации;

− соответствие учетной политики организации требованиям нормативно-законодательных актов;

− методику учета объекта, исходя из темы выпускной квалификационной работы бакалавра.

Заключительной стадией изучения постановки бухгалтерского учета в организации является оценка соответствия действующей практики требованиям нормативно-законодательных актов, внутренних стандартов, определение и обоснование направлений совершенствования учета конкретного объекта исследования.

В области аудита (контроля) студенту необходимо изучить:

− деятельность (положение об отделе, должностные инструкции специалистов) управленческого подразделения, занимающегося внутренним аудитом (контролем), его взаимосвязи с другими подразделениями организации;

− порядок разработки плана, программы аудита отдельных объектов;

− определение уровня существенности информации;

− систему внутреннего контроля, влияющие на нее факторы, эффективность функционирования;

− последовательность и содержание процедур при проведении аудита объекта, определенного темой выпускной квалификационной работы бакалавра.

Заключительной стадией изучения постановки контроля (аудита) в организации является оценка соответствия действующей практики требованиям нормативно-законодательных актов, определение и обоснование направлений совершенствования методики, организации аудита (контроля) конкретного объекта исследования.

В области экономического анализа студенту необходимо изучить:

− распределение обязанностей между структурными подразделениями или сотрудниками, осуществляющими экономический анализ;

Загрузка...