1. Вступление

Информационные технологии (ИТ) стремительно становятся основным технологическим укладом современной техногенной цивилизации. Не вызывает сомнений, что сегодня бизнес-деятельность неотделима от информационных технологий, более того, нередко она непосредственно зависит от надежной работы информационных систем (ИС). Пришло понимание, что служба ИТ – такая же бизнес-единица компании, как, например, отдел по работе с ценными бумагами, а от профессионализма ИТ-специалистов зависит эффективность работы остальных сотрудников компании.

Информационная система является сегодня объективно необходимой составляющей современного предприятия, определяя в значительной степени уровень и характер его производства, технологичность продукции, ее обновляемость, конкурентоспособность предприятия в целом. В стратегии развития предприятия должен в обязательном порядке учитываться процесс внедрения и развития ИС на всех этапах жизненного цикла [Сизов, 2008].

Поддержка информационных систем крупной компании стала необходимым элементом управления предприятием. Сегодня уже невозможно рассматривать методы организации и внедрения ИС без привязки к требованиям бизнеса и его организационной структуре. Выбор используемых информационных технологий должен основываться на существе, на архитектуре бизнеса, а не на модных тенденциях в области ИТ. Понятие «архитектура бизнеса» тесно связано со структурой предприятия, его отраслевой принадлежностью, производственной ориентацией и прочими характеристиками. В результате начало постепенно формироваться широкое представление и об архитектуре предприятия в целом, неразрывно связанное прежде всего с используемыми информационными технологиями и, в частности, с информационными системами.

Совершенно очевидно влияние информационных технологий на бизнес. Но, только обеспечив «прозрачность» ИТ для бизнеса, наладив между ними обратную связь, можно повысить ценность ИТ для организации и сделать эту службу незаменимым помощником, а подчас и важным преимуществом перед конкурентами.

Современные информационные системы обеспечивают возможность эффективно работать с различными типами данных и таким образом создают новые ресурсы – качественную управленческую информацию, определяя тем самым новое системное качество предприятия. Управленческая информация – это не только первичные документы и финансовые отчеты. Это информация о структуре фирмы и бизнес-процессах, происходящих в ней, распределении обязанностей и ответственности за принятие решений, целях бизнеса, информация обо всем, что может повлиять на бизнес.

Информационные системы являются не просто «технологической подложкой бизнеса». Возможности информационных систем позволяют использовать их в качестве инструмента, обеспечивающего конкурентное преимущество на рынке. В такой ситуации владельцы предприятий заинтересованы в развитии информационных технологий для обеспечения стабильности и конкурентоспособности бизнеса в долгосрочной перспективе. Соответственно возникает вопрос об ужесточении требований к качеству предоставляемых информационных услуг и повышении надежности функционирования ИТ-инфраструктуры.

Для многих компаний информационные технологии превратились в инструмент, ставший неотъемлемым элементом их операционной деятельности. Любой сбой информационных систем в таких компаниях влечет за собой существенные денежные потери.

Для обеспечения функционирования информационных услуг ИТ-подразделение развивает информационную инфраструктуру компании (приложения, серверы, дисковые массивы, сети), позволяющую предоставлять сервис соответствующего уровня.

Исторически сложившийся способ построения ИТ-подразделений полностью отражает структуру используемых информационных систем. При этом каждое конкретное подразделение поддерживает определенную информационную систему. При таком подходе, как правило, не существует эффективной системы взаимодействия с бизнес-пользователями и возникают проблемы с определением качества предоставляемых услуг.

Вместе с первыми информационными системами появилась необходимость в управлении корпоративной инфраструктурой. Первые системы управления ИТ-инфраструктурой обеспечивали мониторинг сетевой инфраструктуры по протоколу SNMP и поддерживали работоспособность сетевой среды предприятия. Впоследствии управляющие системы стали использоваться для управления серверами, клиентскими рабочими местами и системами хранения данных. Современные комплексные решения для управления ИТ-инфраструктурой обеспечивают не только контроль над существующими технологическими ресурсами, но и управление инфраструктурой с точки зрения бизнес-задач.

Вместе с новыми технологиями мониторинга и управления информационными системами пришли новые методики, обеспечивающие оптимизацию и оценку бизнес-процессов ИТ-подразделения. Наиболее известные и популярные в настоящий момент методики в данной области: «Управление ИТ-услугами» (IT Service Management, ITSM) и «Библиотека инфраструктуры ИТ» (Information Technology Infrastructure Library, ITIL) [Потоцкий, 2003].

В соответствии с методиками ITIL/ITSM ИТ-подразделение становится поставщиком информационных услуг (сервисов), отвечающих требованиям бизнеса по таким параметрам, как качество, доступность, функциональность. Соответственно, для обеспечения определенного качества предоставляемых сервисов ИТ-подразделение должно поддерживать существующие информационные технологии в рабочем состоянии.

Под информационными технологиями в компаниях обычно понимают набор информационных систем, обеспечивающих поддержку и автоматизацию существующих бизнес-процессов.

Информационные технологии – это система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства предприятия и средств информационного взаимодействия. Основу информационных технологий составляет ИТ-инфраструктура.

ИТ-инфраструктура включает совокупность различных приложений, баз данных, серверов, дисковых массивов, сетевого оборудования и обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам. ИТ-инфраструктура становится технологической составляющей любого сервиса и обеспечивает его предоставление в соответствии с согласованными правилами и процедурами.

Одним из условий эффективности функционирования ИТ-инфраструктуры является налаженная практика ее эксплуатации. Эксплуатация ИТ-инфраструктуры должна быть построена на основе политик и процедур, разработанных и учрежденных в качестве корпоративных стандартов. Распределение функций и задач внутри ИТ-подразделения должно обеспечивать своевременное техническое обслуживание всех элементов ИТ-инфраструктуры.

Техническое обслуживание – это комплекс мер программнотехнического уровня, осуществляемых на этапе производственной эксплуатации и направленных на обеспечение требуемой надежности и эффективности функционирования информационной системы.

В настоящий момент можно выделить следующую группу задач, решаемых ИТ-подразделением:

• Обеспечение оперативности, доступности, конфиденциальности обрабатываемой информации.

• Обеспечение эксплуатации ИТ-инфраструктуры.

• Предотвращение и устранение сбоев.

• Планирование кризисных ситуаций и управление ими.

• Обеспечение автоматического мониторинга работоспособности ИТ.

• Обеспечение надежности функционирования ИТ-инфраструктуры.

• Обеспечение информационной безопасности.

• Модернизация оборудования.

• Минимизация расходов на поддержание ИТ-инфраструктуры.

В идеале ИТ-инфраструктура реагирует на изменения среды

функционирования, возрастающую нагрузку, ужесточение требований бизнеса, сохраняя свою функциональность, целостность, готовность, оговоренный уровень безопасности. Развитие рынка заставляет организацию менять модели бизнеса, что, в свою очередь, требует адекватных изменений ИТ-инфраструктуры.

Дисциплина «ИТ-инфраструктура» является важной составной частью теоретической профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Бизнес-информатика». В ходе ее изучения рассматриваются основные методологии, направленные на оптимизацию функционирования ИТ-подразделения и существующей инфраструктуры информационных технологий.

Программа дисциплины «ИТ-инфраструктура» охватывает все основные направления деятельности специалистов, обеспечивающих управление и оптимизацию функционирования ИТ-инфраструктуры предприятия, и включает разработку архитектуры предприятия, современные концепции аудита (CobiT) и управления ИТ-инфраструктурой предприятия (ITIL, ITSM), методики организации разработки и поддержки программно-аппаратного обеспечения (MSF, MOF).

Дисциплина «ИТ-инфраструктура» предусматривает использование знаний, полученных в ходе изучения следующих дисциплин:

• «Информатика и программирование»;

• «Теория информационных систем и технологий»;

• «Базы данных»;

• «Моделирование бизнес-процессов»;

• «Проектирование информационных систем».

Цель дисциплины – сформировать систему знаний о современных технологиях, методах и инструментальных средствах, используемых для управления ИТ-инфраструктурой предприятия и оптимизации функционирования ИТ-подразделения, а также практические навыки, позволяющие определять и минимизировать затраты на ИТ.

Задачи дисциплины заключаются в обучении студентов:

• основам проектирования ИТ-инфраструктуры предприятия;

• разработке архитектуры предприятия;

• основным методикам построения бизнес-процессов ИТ-подразделения;

• методикам аудита информационных систем.

Программа дисциплины «ИТ-инфраструктура» предусматривает, кроме лекционных занятий, проведение семинарских, практических занятий и выполнение домашних заданий.

Полученные знания студенты могут использовать при реализации проектов разработки информационных систем в различных областях экономики и оптимизации функционирования бизнес-процессов ИТ-подразделения.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

– компоненты архитектуры информационных технологий;

– структуру, состав, задачи и значение ИТ-инфраструктуры предприятия;

– основные процессы ИТ-инфраструктуры;

– методологии построения и управления ИТ-инфраструк-турой предприятия;

– классификацию и характеристики аппаратных и программных средств;

– основные стандарты в области применения информационных технологий;

– рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами;

– основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем;

– методы организации технического обслуживания и эксплуатации информационных систем;

– методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия;

уметь:

– выполнять формализацию требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия;

– обосновывать выбор технических и программных средств ИТ – инфраструктуры предприятия;

– оптимизировать ИТ-процесссы;

– определять ресурсы, необходимые для обеспечения надежности функционирования информационных систем;

– анализировать показатели эффективности информационных систем;

– организовывать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем;

иметь навыки:

– установления соответствия целей и задач ИТ-организации бизнес-целям и стратегии предприятия или компании;

– консультирования в области организации управления ИТ;

– выполнения работ по анализу и оценке процессов управления ИТ предприятия;

– обоснования ценности для бизнеса работ по улучшению процессов управления ИТ;

– разработки системы метрик для оценки процессов управления ИТ, связанной с метриками предприятия или организации.

Загрузка...