Истоки и предпосылки. Части Особого Назначения

На мой взгляд, к непосредственным предшественникам истребительных батальонов времен Великой Отечественной можно отнести Части Особого Назначения (ЧОН), родившиеся в годы войны Гражданской.

Для понимания момента, необходимо привести краткую историческую справку о ходе боевых действий на территории Донбасса в годы Гражданской войны

Вооруженная борьба здесь началась с противостояния в декабре 1917 казачьих частей, признавших на Дону власть атамана Каледина, и большевистских Советов в восточной части будущей Сталинской области, которая тогда административно входила в состав Всевеликого войска Донского. В конце декабря произошли вооруженные столкновения в городе Юзовка (ныне Донецк), Дебальцево, Ясиновского рудника (ныне пос. Нижная Крынка в составе города Макеевки).

1918 год. Первая половина 1918 года произошла в относительно спокойной обстановке, активных боевых действий на территории области не происходило, за исключением отдельных стычек. Австро-венгерские и немецкие войска, вошедшие в Украину по приглашению правительства Центральной Рады, продвигались практически без боев, и к концу мая 1918 года вышли на восточные границы области. Советская власть на территории области была ликвидирована и властные полномочия перешли в руки правительства Центральной Рады, а с апреля 1918 – к гетманскому правительству под руководством П. Скоропадского.


Обучение военному делу в партизанском отряде, организованном железнодорожниками на ст. Попасная (1918)


К концу 1918 года на политической арене Украины вновь резко меняется расстановка сил. Уход немецких войск, которые, в общем, являлись гарантом стабильности, привел к смене правительства. Гетманское правительство сменила Директория, в районы Приазовья и восточную часть области вступили белоказачьи войска генерала Краснова, в Мариуполь прибыли военные корабли Антанты. Вместе с тем во многих районах области власть перешла в руки местных Советов, которые создали свои вооруженные формирования.

Конец ноября – начало декабря 1918 можно считать отправной точкой начала полномасштабной гражданской войны на территории будущей Сталинской области.

1919 год. В течение года боевые действия несколько раз прокатились по всей области. В начале года войска Красной армии во взаимодействии с партизанами освободили практически всю захваченную территорию, в мае – июле части белой армии установили контроль над всей территорией области. В октябре-ноябре юго-западные районы области оказались в зоне боевых действий между партизанскими формированиями (в основном под командованием Н. Махно) и войсками белой армии. В декабре месяце войска Красной армии вторично освободили территорию области.

1920—22 годы. Данный промежуток времени характеризуется боевыми действиями на юге области между регулярными частями Красной армии и войсками белой армии под командованием Врангеля, и, начавшимися боевыми действиями между сторонниками Советской власти и ее бывшими союзниками, Нестором Махно и другими вожаками крестьянских восстаний, выражающиеся в форме боестолкновений между бойцами продотрядов и т.н. «зелеными».

Молодой Советской власти как воздух нужно было опереться на лояльные вооруженные формирования. Тем более что к концу войны во весь рост встала отошедшая, было, на задний план, проблема разгула бандитизма. Такими формированиями, действующими в основном в одном определенном районе, стали территориальные части и ЧОН.

Итак, что же из себя представляли Части Особого Назначения?

ЧОН – это военизированные отряды. Они создавались при заводских партячейках, райкомах, горкомах, укомах и губкомах партии на основании постановления ЦК РКП (б) от 17 апреля 1919 года для оказания помощи органам Советской власти в борьбе с контрреволюцией, для поддержания порядка, охраны гос. объектов.

Таким образом заполнялся вакуум, образовавшийся в результате ликвидации правоохранительных органов самодержавной России. Для общего руководства выделялись ответственный организатор при ЦК РКП (б) и организаторы при губкомах, укомах и т. д. ЧОН формировались из коммунистов, сочувствующих им рабочих и членов профсоюзов в возрасте от 17 до 55 лет, а также из комсомольцев. Первые ЧОН возникли в Петрограде и Москве, затем в губерниях РСФСР, а также на Украине, в Белоруссии, Казахстане, республиках Средней Азии и Закавказье.


Групповая фотография бойцов отряда ЧОН


Чоновцы проходили военное обучение в системе Всеобуча, а с июля 1921 в системе военно-учебных заведений и курсов РККА. 24 марта 1921 ЦК принял постановление о включении ЧОН в состав милиционных частей Красной Армии. Личный состав был разделен на кадровый и милиционный (переменный). В декабре 1921 в ЧОН числилось кадрового состава 39673 чел. и переменного – 323372 чел.

ЧОН действовали в тесном контакте с отрядами ЧК и внутренними войсками. В прифронтовых районах Южного, Западного и Юго-Западного фронтов участвовали в боевых действиях. В 1924—25 годах эти части были расформированы1.

В Государственном архиве ДНР есть документы о создании и «жизненном пути» некоторых Частей Особого Назначения. Как хорошую иллюстрацию процесса формирования и деятельности такого подразделения хотелось бы привести историю Отдельного Бахмутского (Бахмут – Артемовск, прим. автора.) батальона ЧОН Донецкой Губернии:

«Существовавшие Коммунистические Отряды при 8, 9 и 7 рот-участках на территории Бахмутского и Лисичанского уездов, входившие в состав 3-го территориального полкового округа Донецкой тербригады с половины марта 1921 г. приказом по 3-й Донецкой Бригаде Особого назначения и Всеобуч от 12 июня за №1 обращены на формирование 7 полка Осназ и Всеобуч 3-й Бригады 3-й Донецкой Коммунистической дивизии Осназ и Всеобуч. При полку сформирован и отдел спорта и физического развития, производивший военно-допризывную подготовку молодежи 1903 и 1904 г.г. и КСМ.

Приказом по полку №14 от 1-го июля 1921 г. полк из 7 переименован в 1-й полк Особого Назначения и Всеобуч 1-й бригады 2-й Коммундивизии.

На основании приказа Комвойск ХВО от 2-го июня 1921 года №54 при полку 3-го июля 1921 года образован для поднятия боеспособности, дисциплины и политического контроля Уездный Военный Совет.

На основании приказа войскам 3-й Донецкой бригады ОСНАЗ и Всеобуч №65/15 от 29 марта 1922 года 1-й полк ОСНАЗ и Всеобуч переформирован в первый Отдельный полк частей особого назначения Донецкой губернии. Все спортклубы и спортотделы переданы в Донецкий Губвоенкомат и выделены из сформированных отдельно от полка отдельные Переезднянская и Попаснянская роты ЧОН Донецкой Губернии.

Приказом ЧОН Бахмутского уезда Донецкой Губернии №16/6 с 14 июня 1922 года 1-й отдельный полк, отдельные Попаснянские и Переезднянские роты реорганизуются в смысле сокращения числа таковых и 22 июня 1922 года переформируются в Отдельный батальон ЧОН Донецкой Губернии.

На основании приказа ЧОН Донецкой Губернии №68/6 Отдельный батальон реорганизуется в связи с сокращением пайков и 23 августа 1922 года закончил таковую.

На основании приказа ЧОН Донецкой Губернии №90 от 9 ноября 1922 года, ввиду прибытия пополнения, сформирован кадр (так в документе – прим. автора) с одной роты для обучения молодых красноармейцев.

На основании почто-телеграммы Начштабгуб Донецкой №3408/СТР, Отдельная Горловская рота в оперативном отношении подчинена батальону.

Дебальцевский литерный взвод введен в подчинение батальона 13 декабря 1922 года.

На основании ЧОН Губернии №91 с. Троицкое 30 декабря 1922 года сформирован литерный взвод с подчинением батальону во всех отношениях.

Батальон реорганизовался по типовому штату литер Б с доведением до 36 пайков с влитием в него Отдельного литерного Троицкого взвода.

Под наблюдением и руководством комбата Бахмутского ЧОН производится реорганизация Отдельного Гришенского взвода и литерного Дебальцевского взвода, каковые по реорганизации поступают подчинение комбата. Одновременно с этим Горловская рота выходит из подчинения батальона. К 10 февраля 1922 года батальон. Гришенская и Дебальцевская роты выходят из подчинения комбата с непосредственным подчинением Штабчонгубу Донецкой и вместо них вводится в подчинение комбата артвзвод.

14 апреля 1923 года батальон реорганизуется с влитием в него Отдельной Славянской роты ЧОН (ранее – 2-й батальон 1-го полка ОСНАЗ и Всеобуч, затем – 4-й Славянский отдельный батальон ЧОН – прим. автора) и дается всего на батальон 30 пайков. Переформирования производились в городе Бахмут при мирных условиях. Антисоветских группировок не было. Случаев бандитизма не было. Дезертирства были только единичных лиц и особенного ущерба и разложения не вносили, так как дезертиры через УВК требовались обратно. Разложений не было. В боевых операциях батальон не участвовал. Ошибок признанных или не признанных не было. Случаев предательства и перехода к неприятелю не было. Случаев недостойного поведения не было. Масса красноармейцев, комсомольцев и политсостава на осуществление главным командованием методов и приемов не реагировало, т.к. боевых действий не было. За время существования батальон 5 раз реорганизовывался в силу сокращения пайков, пополнение было 1 раз молодыми красноармейцами рождения 1901 года, из них служивших в Красной армии 25%. Комсоставом часть пополнялась единицами. Восстаний и возмущений в части не было. Причин экономического характера, вредно отражающихся на боеспособности части не было.

Командир батальона /Иванов/

Адъютант /Манько/»2

Что любопытно, круг обязанностей частей особого назначения был довольно широк и видоизменялся во времени. Так, в почто-телеграмме начальника штаба ЧОН командирам частей Донецкой губернии говорится следующее:

«16 января 1924 г. Ввиду того, что в некоторых районах округа наблюдается продолжающаяся активная деятельность уголовно-грабительского, а иногда и политического бандитизма, Командующий ЧОН Донецкой губернии приказал впредь выявлять в контакте с ГПУ причины, являющиеся основанием этому ненормальному явлению (налоги, призыв в Терчасти, голод, агитация и пр.) и доносить в Штаб ЧОН Донецкой губ. в месячных разведсводках»3.

Как видите, опыт в создании и применении подобного рода территориальных формирований был, и достаточно разнообразный. И хотя именно Бахмутский батальон ЧОН в боевых действиях не участвовал вовсе, история знает немало примеров и боевого применения Частей Особого Назначения.

Подводя итоги этого раздела, хотелось бы привести выдержку из статьи Фрунзе М. В. «Единая военная доктрина и Красная Армия» (1921):

«…В организационном отношении основой наших вооруженных сил для ближайшего периода может быть только постоянная Красная армия. Это вытекает из всего, что говорилось выше об общем характере наших боевых задач. Вопрос этот в настоящее время может считаться окончательно решенным в связи с соответствующими постановлениями X съезда Российской Коммунистической партии и последующих правительственных декретов. Переход к милиционной системе, на основе Всевобуча, допустим лишь в той мере, в какой он позволяет достигнуть определенных сбережений в расходовании государственных средств, не подрывая способности Красной армии к разрешению активных целей…»

Загрузка...