Глава II На заре эры воздухоплавания

Бурный рост мануфактурного производства в XVIII веке, и это известно,

Послужил импульсом для развития изобретательства и науки повсеместно.

И вместе с достижениями в промышленности, так времени было надо,

Возникла необходимость в создании первых летательных аппаратов-аэростатов.

Но только в конце XVIII века идея летания созрела для своего воплощения.

И полет воздушных шаров братьев Монгольфье стал тому подтверждением.

5 июня 1783 года, во Франции Жозеф Мишель и Жак Этьен, без проволочек,

Осуществили подъем в атмосферу наполненной горячим воздухом оболочки.

Жозеф Мишель


Полет «монгольфьера»


Жак Этьен


Воздушный шар (тепловой аэростат) диаметром 11,4 метра успешно взлетел

И на высоте до 2000 метров за 10 минут 2,5 километра впервые пролетел.

Второй полет в Версале аэростата уже объемом 12000 метров кубических

С бараном, петухом и уткой состоялся 19 сентября 1783 года фактически.

Аэростат сделали из грубого льняного полотна и оклеили бумагой.

Он поднялся на высоту около 500 метров с подопытной «командой»

И через 10 минут благополучно опустился, животные не пострадали,

На расстоянии почти 4 километров от места, с которого стартовали.

А самый первый в мире с экипажем свободный полет «монгольфьера»

Был 21 ноября 1783 года в Париже. И воздухоплаватели-пионеры

Французский физик – пилот Жан Франсуа Пилатр де Розье

И маркиз Франсуа д'Арланд рисковали, как первопроходцы все.

Примечательно, что на их месте могли оказаться два преступника… Так вот,

Король Людовик XVI обещал им свободу за добровольное согласие на полет.

Однако резкий протест Пилатра де Розье королевский поступок предупредил.

И первым испытавшим воздушный шар, как привязной аэростат, де Розье был.

Жан Франсуа Пилатр де Розье


Первый полет «монгольфьера» с людьми


Снизу воздушной оболочки на этом, третьем, тепловом аэростате

Для членов экипажа имелась галерея. И еще, кстати,

Здесь находилась также топка, где сжигалась влажная солома,

Для поддержания внутри оболочки воздуха температуры искомой.

Высота «монгольфьера» (теплового аэростата) предполетная – 22,7 метра,

Диаметр – 15 метров. При относительно спокойном ветре

Впервые «монгольфьер» массой 675 килограммов и с экипажем

Был в воздухе 25 минут, пролетев около 9 километров даже.

Позже, 23 июля 1784 года, Пилатр де Розье при благоприятном ветре

С химиком Пру поднялись на «монгольфьере» на высоту около 4000 метров.

А спустя год он с помощником Роменом, еще раз испытать судьбу решив,

На аэростате с регулируемой высотой полета уже перелетали морской пролив.

Это был Ла-Манш. В полете, 15 июля 1785 года, на аэростате пожар возник.

И аэростат в пылающий факел превратился вмиг.

Пилот Пилатр де Розье и помощник Ромен погибли, упав в море, таков исход.

Это были первые жертвы воздухоплавания и среди них первый в мире пилот.

Кстати, среди первых аэронавтов в истории человечества, а их немного,

Поднявшихся в небо наперекор силе притяжения земного,

Достойное место первой женщине-аэронавту парижанке Тибл принадлежит.

Она в июне 1784 года в Лионе на воздушном шаре полет совершит.

В полете первая женщина-аэронавт


Жак Александр Сезар Шарль


А Жак Александр Сезар Шарль – французский ученый и воздухоплаватель,

Наполняемого водородом свободного аэростата создатель.

Он, извещенный о полете первого аэростата братьев Монгольфье, не вдруг

Разработал аэростат своей конструкции по поручению Академии наук.

Свое «детище» Шарль строил, не зная даже подъемной силы «монгольфьера».

Свободный аэростат в форме шара назвали именем изобретателя «шарльером».

Его оболочка из шелка, покрытого раствором каучука в скипидаре. При народе

Аэростат объемом 25 кубических метров запустили в воздух 7 августа 1783 года.

И разумеется, после полета «монгольфьера» с людьми, столь знаменательного,

Подготовка к полету «шарльера» с экипажем началась основательная.

Воздухоплаватель Шарль совместно с братьями Робер построил новый аэростат,

Конструкция и аппаратура которого были «перспективными», как говорят.

Аэростат имел сферическую оболочку объемом 400 кубических метров.

Полет «шарльера» с людьми происходил 1 декабря 1783 года, при слабом ветре.

Шарль и Мишель Робер одолели на аэростате 40 километров за 2 часа со старта.

Техника пилотирования была почти как у современного свободного аэростата.

Подъемная сила у аэростата Шарля на единицу веса, и это известно сейчас,

Также научно обоснована и выше, чем у аэростата Монгольфье, в несколько раз.

Этому способствовали открытие водорода Г. Кавендишем в году 1766-м

И исследование А. Лавуазье подъемной силы газовых оболочек с водородом…

Водородный аэростат профессора Шарля


Совершенство конструкции аэростата Шарля выражено было

Помимо применения водорода, необходимого для создания подъемной силы,

В таких технических деталях, облегчающих его эксплуатацию с нагрузкой,

Как сетка подвески гондолы, балласт и клапан стравливания газа для спуска.

Изобретение аппарата (свободного аэростата) легче воздуха в те годы

Явилось поворотным моментом в развитии самой идеи полета.

Казалось, что это достижение означает осуществление давней мечты человека

Научиться летать… Так зарождалась эра воздухоплавания в конце XVIII века.

Все прошедшие события среди ученых в русской Академии наук

Снова пытливые умы взбудоражили вдруг.

Среди патриотов и завистников-злопыхателей

Рос интерес к достижениям французских воздухоплавателей.

В Академии наук, чтобы в Европе в научных пасынках не ходить,

С французского о воздухоплавании начали небольшие брошюры переводить.

Одна из брошюр – «Рассуждение о шарах, горючем веществом наполненных

И по воздуху летающих или воздухоносных» в условиях подлинных.

И в России в области воздухоплавания первые практические работы начались.

Хотя они пока запусками беспилотных аэростатов ограничивались.

В 1784 году в Москве француз Мениль подъем воздушного шара организовал.

Шар диаметром 12 метров без пассажира высоты 3 километров достигал.

Однако русское правительство относилось к воздухоплаванию без одобрения.

Полеты воздушных шаров могли вызвать пожары, вне сомнения,

Так как неуправляемые воздушные шары водородом наполнялись.

И у тепловых воздушных шаров жаровня под оболочкой располагалась.

Но были ученые, увлеченные воздухоплаванием в Российской Академии наук,

Чьи работы расширяли познаний человеческих круг.

Так, математик и физик Эйлер не только теорией полета змея занимался,

Но и живой интерес у него к воздушному шару проявлялся.

Как истинный патриот России, Леонард Эйлер в последний день своей жизни

Завершил свой важнейший труд, полный оптимизма.

7 сентября 1783 года – в научном мире известная дата —

Он подробно рассчитал подъемную силу свободного аэростата.

Леонард Эйлер


Также в то время императрица Екатерина II получала от своего посла

Из Франции регулярные сообщения о подъеме воздушных шаров – таковы дела.

А посол писал: «Возможно дойти до того, что» в воздушной среде

«Оными машинами могут управлять, как судами на воде».

Но Екатерина II и Павел I, по мнению послов,

Относились предвзято к полетам воздушных шаров,

Потому что они, как считали монархи, по случаю,

Использовались во Французской революции.

В России же первый полет на воздушном шаре

Совершили генерал Сергей Львов с французом Гарнереном в паре…

Это 18 июля 1803 года под Петербургом было.

Русское военное ведомство здесь свой интерес проявило.

Ведь применение воздушных шаров помогало в военных спорах.

Не зря говорил великий полководец Александр Суворов:

«Кабы мог быть я птицей,

Владел бы не одной столицей»…

Александр Суворов


А первый полет на воздушном шаре в России с научной целью

Был организован 30 июня 1804 года, как известно доселе.

Бельгиец Робертсон и русский академик Яков Захаров

Взлетели на 2000 метров на принадлежащем Робертсону воздушном шаре.

Робертсон и Захаров, отдавшись воле восточного ветра,

За три с половиной часа пролетели 60 километров

И провели, следуя ломоносовскому примеру,

С помощью приборов «Исследования верхних слоев атмосферы».

Захаров сделал замеры давления и температуры во время полета

И взял пробы воздуха на различных доступных высотах,

Кроме того, выполнил опыты со статическим электричеством и магнитом

И некоторые физиологические эксперименты, простейшие с виду.

О результатах полета Захаров доложил в Академии наук.

Опытами был доволен академиков круг.

Но на покупку шара у Робертсона, уж так повелось,

У Российской Академии наук денег не нашлось…

«Минерва» – воздушный корабль, предназначенный для исследования атмосферы. Утопический проект его был предложен Робертсоном в 1801 г.


Первый же самостоятельный полет на воздушном шаре, согласно молве,

Выполнил в России штабс-лекарь Кашинский осенью 1805 года в Москве.

Позже, в августе 1828 года, на воздушном шаре покорила 600-метровую высоту

Первая в России женщина-воздухоплавательница Ильинская, реализовав мечту.

О полете Ильинской писал «Московский вестник» в 1828 году без прикрас:

«Какими рукоплесканиями и деньгами награждали у нас

Иностранных воздухоплавателей», и это, пожалуй, не ново…

«И с каким равнодушием приняли госпожу Ильинскую», к слову…

Над Москвой «Ильинская совершила успешно, великодушно и смело,

19 августа свое первое воздушное путешествие» со знанием дела,

Эта «живущая в Пресненской части в самом бедственном положении,

Необразованная русская мещанка достойна нашего к себе уважения.

Молва рассеяла слухи, что Ильинская не исполнит своего обещания,

Но наша героиня обличила клевету на деле», не верящим в назидание.

И «на шаре, наполненном не газом, а дымом от ржаной соломы», что сжигала,

«Она поднялась в небо и, приветствуя зрителей, ракетами их забавляла…»

В 1823 году конструктор аэростатов и воздухоплаватель, как говорят,

Чарльз Грин предложил наполнить светильным газом свободный аэростат,

Заменив при необходимости более дорогой и дефицитный водород.

Это уменьшило подъемную силу, но значительно удешевило полет.

Чарльз Грин


Грин ввел впервые в практику свободных полетов гайдроп тогда-то,

Значительно облегчив посадку на землю свободного аэростата.

Гайдроп – канат управления, сбрасываемый с высоты до 100 метров над землей,

Который используется при посадке дирижаблей, не имеющих движителей.

Однако одновременно со свободными аэростатами (воздушными шарами)

Идеи создания управляемых аэростатов овладели умами…

Александр Снегирев в 1841 году представил трактат в Академию наук

«Опыты над преобразованием аэростатов» – плод изобретательских мук.

Снегирев предложил построить аппарат-шар. Идея ясна —

«Снабженный наверху плоскостью». В этом была новизна.

«Плоскость в полете меняла углы наклона в своих границах,

И летел бы аэростат, подтверждая теорию летания птиц».

Но этот проект был отклонен. Такова жизненная правда.

Да возникла идея парового двигателя для аэростата.

Так Николай Архангельский дал в труде, известном доныне,

В 1847 году «краткое описание аэростатической машины»…

Анри Жиффар


Аэростат Жиффара


И опять экономическая России отсталость

На ее технической отсталости сказалась.

А идею Архангельского «Управляемого воздушного шара»

Обошел проект француза Анри Жиффара.

Француз Анри Жиффар, на аэростате паровую машину установив

В три лошадиные силы и себя перекрестив,

Первым в мире, 24 сентября 1852 года, в расцвете сил

Управляемый полет на аэростате совершил.

Причем паровая машина приводила трехлопастной винт в движение.

Диаметр винта был 3,35 метра и, ко всеобщему изумлению,

Дирижабль объемом 2492 метра кубических и длиной 44 метра

Пролетел со скоростью 8 километров в час практически 27 километров.

И все же многострадальная российская земля

Не обделена талантливыми людьми была.

И конечно, доказательство есть тому веское:

Идея реактивного аэростата инженера, штабс-капитана Третеского.

Проект реактивного аэростата Иустин Третеский представил в 1849 году.

И сразу в среде изобретателей достойно оказался на виду.

Он «реактивную силу газов, исходящих из отверстий в корме аэростата»

Использовал как «движитель летательного аппарата».

Иустин Третеский


И хотя не пошло дело дальше разработки проекта,

Автором идеи реактивного аэростата был русский инженер – известно это.

Только чтобы Россия лидером в воздухоплавании стала,

Ей, как всегда, экономической мощи не хватало.

Однако в России вскоре, вполне обоснованно,

В 1866 году «Русское техническое общество» основано,

Которое призвано было на благо российской нации

Способствовать развитию воздухоплавания и авиации.

Но при царе Александре III в промышленности был застой.

Лишь в 90-е годы Россия вышла на уровень мировой.

Правда, изобретательская мысль работала с веком в лад.

Австриец Шварц построил в России цельнометаллический аэростат.

Форма аэростата цилиндрическая. Он оканчивался конусом сзади,

А спереди был закруглен. Аэростат имел алюминиевую оболочку, кстати.

Только алюминиевого материала на него 1742 килограмма полагалось.

К изготовлению его деталей много заводов России привлекалось.

У аэростата диаметр оболочки был 12 метров, как пишут современники.

Длина цилиндрической части, равная 21 метру, не вызывала полемики.

Каркас оболочки аэростата из алюминиевых обручей состоял.

Один обруч от другого на расстоянии около 2 метров стоял.

«Мои три винта тянут аэростат вперед», – повторял Шварц при случае.

Обладая четырехцилиндровым двигателем в 10 лошадиных сил, как лучше,

Аэростат мог управляться винтом у гондолы и боковыми винтами со старта,

Но утечки водорода из негерметичных его мешков решили судьбу аэростата.

Схематический чертеж цельнометаллического аэростата Шварца


Управляемый аэростат (дирижабль) Давида Шварца


Из-за отсутствия непроницаемых мешков идея Шварца реализована не была.

Управляемый аэростат так и не взлетел. Вероятно, и ошибка в расчетах подвела.

Обескураженный Давид Шварц покинул Россию в печали,

И цельнометаллический управляемый аэростат по частям разобрали.

Это в 1894 году в Учебном воздухоплавательном парке происходило.

И Россия свой исторический шанс – стать первой опять упустила.

А первый в мире цельнометаллический дирижабль, когда шел 1897 год,

Построенный по проекту Шварца в Германии, совершил свой полет.

Двигатель управляемого аэростата Шварца


К тому же царское Военное ведомство заражало своим примером.

Оно строило управляемые, на паровых двигателях «монгольфьеры».

За взятки заинтересованные правительственные лица,

Как прежде, от России, размещали свои заказы за границей…

Загрузка...