Университет – феномен, рожденный европейской христианской цивилизацией, сохраняющий свою сущность, функции и социальную роль с начала XII столетия по сей день. Сам термин «университет» отсылает к латинскому «universalis» (всеобщий, универсальный) и указывает на специфическую черту данного института, а именно универсальный характер знания, приобретаемого и приумножаемого в университетах. Университетам с самого момента их возникновения принадлежит функция авторизации знания, воплощенная в институте присуждения ученых степеней.
На протяжении долгого времени в историографии изучение университетов не выделялось в качестве самостоятельного направления, а было органичной частью исследований в области социальной и интеллектуальной истории, а также определялось конкретным страноведческим контекстом. Так, достижения университетских профессоров рассматривались в общем контексте развития наук и дисциплин, а развитие университетских корпораций – в контексте социальной и политической истории отдельных стран. Лишь на рубеже XIX и XX столетий история университетов автономизируется в качестве отдельного направления. Среди обобщающих трудов по истории университетов, опубликованных до середины XX в. следует назвать труд Х. Рашделла «Университеты Европы в Средние века» (1895), Г. Кауфмана «История немецких университетов» (1888-96), С. д’Ирсэ «История французских и иностранных университетов от истоков до наших дней» (1933-35). Параллельно феномен университета и его социальной роли осмысляется европейскими интеллектуалами, начиная с Дж. Г. Ньюмена («Идея университета», 1852) и заканчивая Х. Ортегой-и-Гассетом («Миссия университета», 1930).
В 1955 г. представители университетов 15 европейских стран провели совместное совещание в Кембридже, а в 1964 г. в Геттингене ими была сформирована Европейская конференция ректоров (просуществовала до 2001 г.; в настоящее время – Европейская университетская ассоциация, EUA). В задачи конференции входила разработка стратегий развития университетов в условиях социальных и политических изменений послевоенного мира; для создания этой стратегии было необходимо сформировать такое видение исторического пути университетов, которое соответствовало бы как поставленным задачам, так и актуальному уровню научного знания. Генеральная ассамблея ректоров инициировала план научного изучения университетов, призванный обнаружить, с одной стороны, традиционные основания университетских институций, а с другой – их модернизационный потенциал. Изучение университетов отдельных стран, осуществлявшееся на первом этапе силами региональных научных сообществ, завершились публикацией в 1992 г. фундаментального обобщающего исследования под общей редакций В. Рюэгга «История университета в Европе». Данный труд содержит комплексное осмысление ключевых тенденций в истории университетских сообществ от средневековых истоков до современности. Издательство Оксфордского университета ежегодно публикует научный альманах «История университетов» (в настоящее время под общей редакций М. Файнголда). К 2020 г. в свет вышло 33 тома. Помимо научных статей и рецензий альманах содержит библиографию трудов по истории университетов за минувший год.
Ф. Альтбах и Дж. Салми дали следующее определение университета мирового уровня (WCU, World Class University). Такой университет, по их мнению, должен отвечать следующим критериям: наличие большого количества талантливых студентов и преподавателей; наличие соответствующих ресурсов для их успешной деятельности; эффективная система управления, которая позволяет не только регулировать деятельность университета в данный момент, но и прогнозировать его развитие. Китайский исследователь Ки Ван делает акцент на критерии академической репутации и востребованности результатов научной и образовательной деятельности в формировании облика «университета мирового класса». Согласно его определению, «университеты мирового уровня – это академические учреждения, которые создают и распространяют знания в различных дисциплинах и областях, обеспечивают элитное образование на всех уровнях, а также служат национальным интересам и общественному благу». Помимо субъективных оценок и академической репутации, которая до конца XX в. оставалась преимущественным критерием оценки университетов, на рубеже XX и XXI столетий остро встал вопрос о разработке объективных наукометрических инструментов для оценки результативности деятельности университетов и их глобального влияния.
В 2003 г. Институт высшего образования Шанхайского университета впервые опубликовал Академический рейтинг мировых университетов (ARWU, Academic Ranking of World Universities, или Шанхайский рейтинг). С 2009 г. составлением рейтинга руководит Шанхайское рейтинговое агентство – полностью автономная организация, формально не входящая в состав какого-либо университета и не подчиняющаяся правительственным структурам. Первоначально составление рейтинга было призвано помочь проанализировать позиции китайских университетов в мировом высшем образовании. В качестве показателей, использовавшихся при составлении формулы рейтинга используются следующие критерии: количество выпускников – лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий; сотрудников – лауреатов этих же премий; количество сотрудников, входящих в список высокорейтинговых ученых (HCR, составляется агентством Claritative Analytics); количество статей, опубликованных в журналах Science и Nature, индексы цитирования, которые составляются Институтом научной информации (ISI) – Индекс научного цитирования (Science Citation Index, SCI), Индекс цитирования по искусствам и гуманитарным наукам (Arts and Humanities Citation Index, AHCI) и Индекс цитирования социальных наук (Social Science Citation Index, SSCI). Все эти показатели оценивались по отношению к численности сотрудников университета.
Несмотря на то, что Шанхайский рейтинг с первого же года своего существования оказался широко востребован мировым академическим сообществом, а сегодня демонстрирует относительные позиции около 1000 высших учебных заведений, его критерии не были восприняты в качестве окончательных и универсальных. Как следствие, возник еще целый ряд рейтингов (на данный момент существует около 20 глобальных, а также множество национальных и региональных рейтинговых систем). В «большую тройку» глобальных рейтингов входят Шанхайский рейтинг, Рейтинг университетов мира по версии Таймс (THE), и Международный рейтинг лучших университетов по версии консалтингового агентства Quacquarelli Symonds.
В 2004 г. британское издание Times Higher Education (Таймс – Высшее образование) в коллаборации с консалтинговым агентством Quacquarelli Symonds начали публикацию международного рейтинга, однако в 2010 г. их сотрудничество прекратилось; в THE изменилась формула расчета позиций вузов, в то время как Quacquarelli сохранило изначальную методику.
Рейтинг THE (Times Higher Education) публикуется в Великобритании с 2010 г. Методология расчета места университетов в рейтинге включает данные по 13 показателям, объединенным в четыре категории: обучение, исследования, цитируемость (импакт) и интернационализация. Рейтинг анализирует данные более 1500 вузов из 93 стран и считается на сегодняшний день наиболее репрезентативным среди глобальных рейтингов. Однако у рейтинга THE есть и уязвимые места, вызывающие критику научного сообщества: при том, что показатели цитируемости составляют наиболее значимый критерий для определения позиции вузов, при оценке цитируемости рейтинг учитывает преимущественно англоязычные публикации. В дополнение к основному рейтингу THE публикует рейтинги WRR (World Reputation Ranking, Всемирный репутационный рейтинг), ранжирующий университеты исключительно по их репутации; а также рейтинг 150 under 50 Universities, цель которого – оценить динамику развития «молодых» университетов, основанных менее 50 лет назад.
Консалтинговое агентство Quacquarelli Symonds в коллаборации с издательским домом Elsevier публикует самый востребованный в мире рейтинг QS. Данный рейтинг позволяет отслеживать не только место университетов в общем ранжированном списке, но и позиции университетов по отдельным областям знания (искусства и гуманитарные дисциплины, инженерное дело и технологии, науки о жизни и медицина, естественные науки, социальные науки), рейтинг университетов в отдельных регионах и т. д. Специфика рейтинга QS состоит в том, что в качестве индикаторов, используемых для определения относительной позиции используются не только объективные наукометрические показатели (цитируемость по факультетам, интернационализация студентов, интернационализация сотрудников, количество обучающихся на факультетах), но и субъективные оценки, полученные путем опроса сотрудников университетов по всему миру, а также работодателей, принявших на работу выпускников того или иного вуза. Значимость этих критериев вызывает критику из-за потенциальной ангажированности участников опроса.
В России с 2017 г. публикуется рейтинг «Московский международный рейтинг вузов “Три миссии университета”», в котором проиндексированы показатели около 1700 высших учебных заведений. Его отличительной чертой является распределение критериев оценки по трем кластерам в соответствии с тремя миссиями университета: «образование», «научные исследования» и «взаимодействие с обществом». Создатели рейтинга подчеркивают, что в большинстве мировых рейтингов показатели, демонстрирующие качество образования и степень воздействия университета на современное общество представлены недостаточно; Московский рейтинг призван этот недостаток компенсировать.
Д. Бок. Университеты в условиях рынка. М., 2012.
Коллини С. Зачем нужны университеты? М., 2017.
Ортега-и-Гассет Х… Миссия университета. Минск, 2005.
A History of the University in Europe / Ed. by W. Rüegg. Cambridge, 1992–2011.
Building World-class Universities: Different Approaches to a shared Goal / Ed. by Wang Q., Chaeng Y. Springer, 2012.
The Road to Academic Exellence. The Making of World-Class Research Universities / Ed. by Ph. G. Altbach, J. Salmi. Washington, 2011.