Глава, в которой рассказывается о том, почему генеалогия – это алхимия, как найти точку опоры, основать традицию и подарить близким биографии
Вы когда-либо задумывались над тем, что мы все возникаем из большого сплетения историй, судеб, характеров наших предков? В каждом из нас есть немного мамы, немного дедушки, и даже, возможно, частица Льва Толстого… А может быть, мы потомки великой династии, и нам надо завершить какое-то важное дело? Построить библиотеку, основать общество, написать роман?
Эта книга возникла, чтобы помочь нам всем отправиться в путешествие – туда, куда нам долго нельзя было ходить: в наше прошлое. Не в «государственное» прошлое, историю общих фраз, от которых уже не по себе, а туда, в наши собственные семейные истории, через которые история страны перестает быть набором клише. Она оживает вместе с памятью, потому что теперь это не просто история «подвига» и «славы», а история реальной бабушки-летчицы, которая была «ночной ведьмой» и наводила страх на фашистов. Или история прапрадедушки-сапожника, который первым придумал ставить инициалы на подошве обуви, чтобы от такой подошвы получался именной след. И в итоге все это – не что иное, как история тебя, дорогой читатель.
Итак, в следующие пятьсот страниц нам предстоит найти первопредка, собрать фамильные ценности, основать традицию, расширить запас идей и обнаружить, что вокруг нас много «своих» людей, которые имеют к нам отношение, иными словами, мы не одни. Рядом с нами – многие поколения людей разной степени проявленности во времени. Быть в прошлом – не означает прекратить существование. Когда мы вспоминаем, мы оживляем людей в памяти, это в некотором смысле алхимический акт.
А еще генеалогия – код доступа к самому себе, пароль от судьбы и вообще – настоящий Грааль, превращающий вас в героя собственной жизни. Генеалогия расширяет границы мира и дает ключ от биографии. Вы готовы его получить?
Семейные ценности – вечные, и ничего с ними не случится. В США генеалогия является вторым по популярности хобби после садоводства, а сайт Ancestry.com содержит в базе «сад» из 40 миллионов фамильных древ. Америка – рьяный апологет трансляции семейных ценностей. Если двигаться шире от темы семьи к теме истории – именно здесь в 1970-е зародилось направление public history (публичной истории), которое стало частью массовой культуры по всему миру.
В Европе генеалогия сразу имела практический характер: знатность рода была напрямую связана с правом на власть, земельные владения и крестьян, поэтому в течение многих веков дворяне озадачивались приисканием старинных грамот, доказывающих их принадлежность к дворянству, которая была наследуемой.
Затем генеалогия ушла и в академические круги, став в один ряд с палеографией и хронологией. В 1721 году в Венском университете организуется первая кафедра генеалогии, вскоре выходит первый учебник по генеалогии.
Сейчас в разных странах Европы отношение к теме семьи более чем разное: если в Швеции дедушку видят только на Новый год, то в Ирландии – намного чаще, а еще то и дело дарят ему свитера: в этих местах принято было «вывязывать» семейную историю, и каждый клан имел свой набор элементов. И так далее – у каждой страны свои традиции.
В России расцвет генеалогии приходится на конец XIX – начало XX века, когда возникли Русское генеалогическое общество (1897) и Историко-родословное общество (1904), и появился курс лекций по генеалогии Леонида Михайловича Савелова. Потом случились события 1917 года, и наступило время неподходящих происхождений, когда вспоминать прадедов-прабабушек было не то что не принято, но просто опасно: вдруг из шкафа выпадет скелет врага народа?!
К счастью, в начале нового тысячелетия в стране по-настоящему потеплело, и интерес к генеалогии возродился с новой невиданной силой. Появился проект FamilySpace, социальная сеть по построению генеалогических древ, компания Genotek, которая рассказывает о происхождении, анализируя геном человека. А также – ряд компаний и вольных исследователей от коммерческой генеалогии. В том числе «Проект Жизнь» – центр восстановления истории семьи и генеалогического поиска и инициатор издания пособия, которое вы держите в руках.
Именно в советское время возникает понятие «манкурт». Это человек, который после мощного воздействия на свою психику забыл о прошлом и стал рабом своего хозяина. Его ввел в обращение Чингиз Айтматов в романе «Буранный полустанок». Впоследствии это понятие стало нарицательным.
Манкурт – это человек, отрекшийся от истории и семьи.
Чингиз Айтматов
"Бессмертие состоит в работе над чем-нибудь вечным"
Кроме интереса к сокровищам генеалогии, у читателя уже наверняка есть и какие-то представления об этом занятии. Некоторые из этих представлений могут быть верны, а некоторые – не очень. Давайте рассмотрим последние.
Миф 1. Составлять родословную очень дорого, сложно и долго
Однажды профессионального генеалога Семена Петровича (с ним мы скоро познакомимся) спросили: «А для изучения родословной квартиру продавать не понадобится?»
Занятие родословием – небыстрое дело, но вполне доступное каждому. Сейчас очень много генеалогов-любителей, которые делятся друг с другом своими историями поисков. Если не хочется вникать в нюансы или нет на это времени, можно обратиться к профессиональным историкам и в генеалогические фирмы, которые сделают все за вас. Цены немаленькие, но не обязательно заоблачные: стоимость поиска 5 поколений предков у профессионального генеалога может обойтись в 100 тыс. рублей.
Миф 2. Всю информацию можно найти в интернете
Много интересного действительно можно найти в интернете – но только в том случае, если это интересное туда уже попало. Есть много разных поисковых баз, есть электронные архивы, но основными источниками для составления родословной остаются бумажные документы. Возможно, когда-то все архивные фонды будут оцифрованы, и этот миф станет реальностью, но в ближайшее время на это точно рассчитывать не стоит.
А пока реальность такова, что некоторые архивы выкладывают в открытый доступ самые распространенные и востребованные документы – метрические книги, например, архивы Пермского и Хабаровского краев. На их сайтах можно посмотреть многие документы абсолютно бесплатно. А вот в Государственном архиве Тульской области и архивах Санкт-Петербурга за это придется заплатить. Большинство архивов сейчас находятся в процессе оцифровки, и пока доступны только электронные описи («содержание») их фондов. Таков и Центральный архив Москвы.
Но, к примеру, по архивам Сахалинской области, Камчатского края, Республики Мордовия не найти в Сети ни описей, ни тем более электронных документов.
Миф 3. Документы не сохранились
К счастью, сохранились. Кому-то это покажется невероятным, но архивные работники в нашей стране уже не первый век успешно собирают и оберегают государственные и другие документы, следуя при этом четким правилам и процедурам.
Многие документы, где фиксировались сведения о наших пращурах, пережили их самих и, если все пойдет хорошо, переживут и нас. Документы, по которым составляется родословная, в подавляющем большинстве имеют гриф постоянного хранения —
то есть вечного. Конечно, нельзя исключать пожары, войны, другие несчастные случаи, а также недобросовестную работу отдельных архивистов (она тоже имеет место).
Самыми древними документами, которые приходилось держать в руках лично Семену Петровичу, были исповедные книги за 1750 год и реестр жителей уезда за 1740 год. И это вовсе не предел.
Миф 4. Все документы обязательно сохранились
Наша страна за последние 100 лет пережила две мировые войны и одну гражданскую, эпоху репрессий. Поэтому документы могли быть уничтожены, утеряны при эвакуации и последующей передаче из одного учреждения в другое, а еще их могли потерять или уничтожить по ошибке.
Были в истории нашей страны и случаи намеренного уничтожения документов. Начало этому было положено после передачи государственных архивов в ведение НКВД (1938 год). Началась сортировка на «нужное» и «не нужное», «вредное». Затем «макулатурные кампании» (в стране катастрофически не хватало бумаги). Самые массовые (и убийственные для истории нашей страны) прошли в 1920-е, 1947 и 1975 годах.
Миф 5. Архивы закрыты для обычных людей
Открыты. Задача архивов – не только сохранять документы, но и обеспечивать доступ к ним исследователей, историков, как профессионалов, так и любителей. Поэтому архивы может посещать любой человек с паспортом. И это не просто слова. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» ясно дает нам понять, что пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы (Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ, статья 24). А пользователи архивных документов – это и есть мы, а если точнее – «государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации» (Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ, пункт 19, статья 3).
Миф 6. Найти корни крестьян ранее 1861 года – невозможно
Этот миф породили убеждения и, вероятно, школьные учебники, в соответствии с которыми все крепостные крестьяне не имели фамилий, и вообще жили неинтересной жизнью, так что никаких свидетельств о них не сохранилось. Это далеко не так. Наоборот: крестьянство было преобладающим сословием в Российской империи и, что важнее, сословием податным. Поэтому крестьян постоянно переписывали, регистрировали и вели их учет – составляя при этом соответствующие документы.
А фамилии у иных крестьян можно встретить и в XVI веке, и даже в конце XV века (читайте опубликованную Новгородскую писцовую книгу 1495 года).
Иллюстрации к книге Николая Александровича Рубакина «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы». 1912 год
Миф 7. Вся необходимая информация хранится в одном архиве, и на каждого человека заводится папка с его родословной
Не все понимают, что в архиве нет заветной папочки с родословной. Некоторых даже возмущает, что это не так.
Родословную нужно составлять по крупицам, а информация об одном человеке может храниться в десятках разных архивов. Например, документы о рождении человека будут храниться в архиве ЗАГСа или региональном архиве. А вот найти информацию о службе в армии можно в архиве военкомата или архиве Министерства обороны. Если решите найти личное дело репрессированного, то придется обратиться в Управление ФСБ или МВД нужного региона.
Немаловажным фактором является и постоянное изменение административно-территориального деления страны, а также расширение ее территории, а затем выхода из ее состава отдельных территорий и распад СССР на 15 самостоятельных государств. Поэтому информация по определенному населенному пункту может храниться не только в архивах разных областей и республик РФ, но и в архивах других государств. Иногда документы попадают так далеко от места, где они должны быть, что объяснить причину этого без специальных знаний и опыта невозможно.
В практике Семена Петровича было такое, что метрические книги по одному селу хранились в архиве Новосибирска, а переписные листы переписи за 1916 год этого же села были найдены в архиве Томской области.
Прежде чем ты, дорогой читатель, отправишься в увлекательное путешествие сквозь времена, эпохи, альбомы фотографий и шкафы документов, у нас есть пара страниц, чтобы представить тебе Ксюшу. Ксюша тянется к генеалогии. Как деревце, да. Как это с ней приключилось?
Дело в том, что однажды Ксюша долго-долго сидела в самоизоляции, и ей захотелось общения. Она ходила из угла в угол своей квартиры в поисках офлайн-собеседников, пока не натолкнулась на шкаф, где обнаружила старую коробку с фотографиями. Наверняка у вас тоже где-то лежит такая. Ксюша открыла ее и нашла там целую компанию совершенно незнакомых людей. Они смотрели на нее с вопросом. «Знаешь ли ты что-то о нас?» – спрашивали они молча. «Нет», – отвечала Ксюша честно, и ей становилось то стыдно, то странно. В конце концов она решилась. Решилась пойти в прошлое и с ними со всеми перезнакомиться.
И вот мы подумали: что, если она будет гидом и в некотором смысле первопроходцем, чтобы тебе, читатель, было полегче? Ксюша пройдет в этой книге огонь, воду и здания архивов, чтобы найти и воссоздать истории своих предков.
Тем временем в одной из соседних квартир живет Семен Петрович – историк и генеалог, который будет давать Ксюше профессиональные советы. Как мы видим, он держит в руках деревце, и это не просто растение, но один из известнейших символов преемственности. А еще это ось мира, связывающая духовное и материальное. «Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно путь, соединяющий нас с небом», – цитирует Семен Петрович Антуана де Сент-Экзюпери.
Цитирует он не только французских писателей XX века, но и современных российских генеалогов. А еще – архивистов, журналистов, дизайнеров, геральдистов и других профессионалов в сфере семейной истории. Именно в уста Семена Петровича авторы этой книги вложили свои напутствия, уточнения, предупреждения и анекдоты из личного опыта – прямо с генеалогического «фронта», где, как известно, все интересней, чем пишут даже в самых подробных книжках.