Для понимания эволюции социальной помощи в России необходимо рассмотрение законодательных актов в этой области, содержание которых дает сведения о различных аспектах развития отечественной системы социальной помощи: от законодательного закрепления уже сложившихся форм помощи и взаимопомощи до формирования государственных структур управления призрением. Законы определяли категории нуждающихся и субъектов помощи, источники и способы выделения средств, порядок предоставления помощи, приоритет карательных или профилактических мер в борьбе с тем или иным явлением. Именно изучение законодательной базы позволяет увидеть периоды «законодательного затишья» и пристального внимания государства к социальным проблемам, проследить роль государства в поддержке нуждающихся.
…Великий князь Владимир I…поручив общественное призрение попечению и надзору духовенства, Уставом своим, изданным 996 года, постановил о том следующее:
«Бабы, вдовицы, задушние человецы, прикладницы, странницы, нищие, монастыри, больницы и врачи их, пустынницы, странноприимницы, и кто святая одеяния иноческая свержет, те все по древнему Уставу Святых Апостол и Святых Отец и Благочестивых Православных Царей Святым церквам даны Патриарху, или митрополиту, или епископу, в коемждо аще пределе будут, да ведает их той и управу дает и рассуждает».
Далее потом Уставом оным определена десятина на содержание монастырей и церквей, также богаделен, больниц и странных неимущих. Десятину же составляли десятая часть от всякого суда, из торгу десятая неделя по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля, и от всякого хлеба на каждый год десятая доля.
Стог А. Об общественном призрении в России. – СПб., 1818 (дано по кн.: Антология социальной работы. Т. 3. – М., 1995. С. 6).
…В перечень благотворительных дел церкви входили: «нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастех поможение, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прокормление, в худобе умирая и покровы и гробы».
Русское православие: вехи истории. – М., 1989. С. 40 (дано по кн.: Басов Н.Ф. Практикум по истории социальной работы в России. – М., 1999. С. 25).
92. Если кто, умирая, разделит свое имущество детям, то пусть так и будет; если же он умрет без завещания, то (имущество идет) всем детям, а на помин души самого (умершего) дать выдел.
94. Если останутся дети от первой жены, то они возьмут то (что причитается) их матери; если даже их умерший отец завещал (это имущество второй) жене, все равно они возьмут себе (причитающееся) их матери…