Королевство Саудовская Аравия приобрело в современном мире уникальное влияние. Обладая примерно четвертью разведанных ресурсов нефти планеты, оно стало первым-вторым ее производителем и самым крупным экспортером. Не в силах освоить внутри страны астрономические доходы от этого ценнейшего сырья, саудовский правящий класс превратился в одного из серьезнейших экспортеров капитала, а элита королевского клана Саудидов по абсолютному размеру своего состояния в настоящее время сравнима с самыми богатыми финансовыми магнатами в США, Японии и Европе.
К финансово-экономическим факторам добавляется роль Саудовской Аравии как родины ислама. На территории страны находятся две его главные святыни – Мекка с Каабой, куда верующие обращаются лицом во время молитвы и куда религиозные каноны предписывают совершить паломничество – хадж, и Медина с могилой основателя мусульманства Мухаммеда. Нарастание сложностей в отношениях между цивилизациями – западной, христианской, и восточной, мусульманской, усиление религиозных чувств в мусульманских странах придает религиозную окраску как многим происходящим в них социально-политическим конфликтам, так и межэтническим и межгосударственным столкновениям. Поэтому в мусульманском мире возрастает значение хранителя двух святых мест ислама.
Социально-экономическая структура Саудовской Аравии буквально за одно-два поколения претерпела радикальные изменения. Рыночная, капиталистическая экономика наложилась на традиционное феодально-племенное общество, которое не было готово к преобразованиям, не имело для них ни кадров, ни государственных и общественных институтов, ни соответствующей правовой системы. В Саудовской Аравии при сохранении одного из самых архаичных режимов на земном шаре стала происходить болезненная ломка экономики, общественных отношений, права, социальной психологии. Создавалось новое общество, характеристики которого мало совпадают с привычными дефинициями.
Естественно, что возрастание интереса к этой стране сопровождалось увеличением числа посвященных ей публикаций, в том числе в России в виде книг и журнальных статей. Однако со времени первого издания настоящей работы в 1982 г. и многочисленных переизданий на русском, арабском, английском языках в нашей стране не появилось академических трудов, охватывающих в целом более двух с половиной веков истории королевства.
Лестные отзывы в 1980-1990-е гг. на первые издания данной книги на русском, английском, арабском языках были, видимо, вызваны рядом причин. Вплоть до последних десятилетий XX в. историография королевства была представлена на Западе лишь книгой Г. Филби. Это был нарратив, основанный на аравийских летописцах и некоторых более поздних хрониках, наполненный нескрываемой симпатией к Саудидам, особенно к основателю государства и личному «другу» автора Ибн Сауду.
Изложением исторических событий и догм ваххабизма отличалось большинство арабоязычных публикаций. Автор данной работы во имя точного следования фактам использовал все тогда известные арабские хроники, но добавил к ним записки европейских путешественников по Аравии. Одновременно он стремился исследовать характер и эволюцию аравийского общества, его хозяйство, взаимоотношения оседлых и кочевников, социально-политическое содержание ваххабизма помимо изложения его религиозных догм, трансформацию в обществе с началом добычи нефти и особенно после взлета цен на нефть в 1973 г.
Всем этим и объясняется достаточно большой интерес к прежним изданиям книги.
В качестве базы для разработки истории Саудовской Аравии было использовано несколько групп источников. Прежде всего – арабские хроники, написанные как сторонниками династии Саудидов и ваххабитского учения, так и их противниками и нейтральными наблюдателями. Заранее оговоримся, что применительно к религиозно-политическому движению, возникшему в Аравии в XVIII в., мы используем принятый в западной литературе термин «ваххабизм». В самой Саудовской Аравии этот термин не принят.
Затем идут работы самого Ибн Абд аль-Ваххаба, его последователей и видных аравийских богословов. Следующую группу источников составляют записки европейских путешественников, дипломатов, ученых, разведчиков, посетивших Аравию и соседние с нею страны в XVIII–XX вв. Материалы англо-индийской администрации проливают свет на некоторые проблемы XIX – начала XX в. В официальных саудовских публикациях можно найти сведения об экономике, социальных отношениях, правовой системе страны. Ряд американских публикаций со сводными данными о Саудовской Аравии могут быть приравнены к источникам. Использованы также документы, содержащие сведения о Саудовской Аравии, из Архива внешней политики России, архивов Великобритании и США.
Арабские летописи.
Лишь одна из известных нам арабских хроник написана человеком, который наблюдал за развитием ваххабитского движения и государства Саудидов с первых лет их существования. Это – «История Неджда, называемая садом мыслей и понятий» Хусейна ибн Ганнама, богослова из Эль-Хасы, который умер в 1811 г. В первой части работы Ибн Ганнам воспроизводит некоторые сочинения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Во второй части он излагает историю войн ваххабитов с 1746 по 1796/97 г.
Ибн Ганнам – последователь учения Ибн Абд аль-Ваххаба. Действия ваххабитов, по его мнению, вдохновлялись самим Аллахом, а их врагов подталкивала рука дьявола. Данные о социальной и политической структуре первого государства Саудидов приходится отыскивать буквально по крупицам. Тем не менее летопись Ибн Ганнама – исключительный по значению источник. Собранный в ней материал является результатом личных наблюдений автора или получен из первых рук.
Вторая хроника – «Символ славы в истории Неджда» – принадлежит перу недждийского богослова и летописца XIX в. Османа ибн Абдаллаха ибн Бишра из оазиса Шакра в провинции Вашм. Он был современником многих событий и оставил их описание, охватив период как до, так и после момента, на котором оборвалась хроника Ибн Ганнама. Умер Ибн Бишр в 1871/72 г.
Ибн Бишр также придерживался ваххабитского учения, но отличался более широкими взглядами, чем его предшественник, и включил в летопись ценные факты о структуре первого государства Саудидов и общественной жизни Аравии. Хроника, которую он начинает с 1745 г., сопровождается экскурсами в более давнюю аравийскую историю; труд его завершается описанием событий 1854 г.
Летопись Ибн Бишра во многом совпадает с хроникой Ибн Ганнама. Ибн Бишр полностью приводит стихотворение своего предшественника на смерть Ибн Абд аль-Ваххаба, которое содержится и в «Истории Неджда». Однако эти летописцы иногда по-разному описывают одни и те же факты, делают акцент на разных событиях, приводимые ими даты и цифры не всегда совпадают. Может быть, Ибн Бишр не был знаком с сочинением Ибн Ганнама. Во всяком случае в предисловии он не упоминает его имени среди известных ему летописцев. Сообщая о смерти Ибн Ганнама и перечисляя его достоинства как богослова и поэта, он ни слова не говорит о его исторических произведениях.
Достоверность данных Ибн Ганнама и Ибн Бишра подтверждается путем перекрестной проверки фактов, упоминаемых также европейцами. И арабским, и европейским историкам эти две летописи стали известны лишь в XX в.
Из поля зрения востоковедов, писавших об Аравии, почему-то выпал такой первоклассный источник, как хроника Саудидов, приведенная Феликсом Манженом в приложении к его «Истории Египта под властью Мухаммеда Али». Французский историк составил летопись на основе информации, полученной от внука Ибн Абд аль-Ваххаба (сосланного в Египет после разгрома Эд-Диръии в 1818 г.), а также, видимо, от других ваххабитов. В его «Истории Египта» есть ценные сведения об аравийском обществе, почерпнутые из отчетов египетской администрации Неджда во втором десятилетии XIX в.
В последние годы внимание востоковедов и некоторых арабских историков привлекла хроника «Блеск метеора в житии Мухаммеда ибн Абд аль-Вах-хаба», оригинал которой хранится в Британском музее. Большинство авторов считают ее анонимной. Эта летопись объемом 764 страницы охватывает период аравийской истории примерно с четвертого десятилетия XVIII в. и обрывается на событиях декабря 1817 г. Летописец относится к Ибн Абд аль-Ваххабу с уважением, но, ссылаясь на мнение «шейхов из Басры и Эз-Зубайра», считает его учение ересью (ибтида).
«Блеск метеора» представляет собой наброски, сделанные на основе рассказов участников событий, слухов и легенд. Это не мешает хронике иметь ряд несомненных достоинств, которые ставят ее в один ряд с тремя арабскими источниками того периода – Ибн Ганнамом, Ибн Бишром и манженовским изложением ваххабитской летописи. Созданная человеком, не согласным с учением ваххабитов, но достаточно объективным, она ценна именно своей самостоятельностью, неофициальностью. «Блеск метеора» содержит дополнительные сведения о характере феодальных и племенных отношений в Аравии, о торговле и ремесленном производстве в Неджде, о формах права в кочевых племенах, об организации власти, налогового аппарата, судебной системы, войска в первом государстве Саудидов.
Использованные в книге «Блеск метеора» работы Ибн Абд аль-Ваххаба принадлежат, несомненно, к числу самых старых источников, дошедших до нашего времени. Две из них – «Книга единобожия» и «Книга обнаружения сомнений в единобожии» – в своих основных положениях совпадают с недавними публикациями. Однако сочинения Ибн Абд аль-Ваххаба, выпущенные уже в нашем веке, подверглись значительному редактированию и чистке или же публиковались на основе других вариантов этих же работ.
Дополнительные сведения о ваххабитском движении и первом государстве Саудидов, а также материалы для проверки известных фактов можно почерпнуть у хиджазца Ахмеда ибн Зайни Дахлана, йеменца Мухаммеда ибн Али аш-Шаукани, оманца Салиля ибн Разика, знаменитого египетского историка Абдуррахмана аль-Джабарти, бахрейнца Мухаммеда ан-Набхани, басринца Османа ибн Санада, багдадца Ибрагима аль-Хайдари аль-Багдади.
После Ибн Бишра хронику недждийских событий продолжал Ибрагим ибн Иса, родившийся в Шакре в 1853/54 г. Его работа «Жемчужное ожерелье событий, которые произошли в Неджде» заканчивается 1885/86 г., но написана или завершена во время правления основателя современной Саудовской Аравии, Абд аль-Азиза (Ибн Сауда), которого он восхваляет во вступлении. Она осталась недоступной автору данной работы, но он воспользовался другим вариантом его хроники – «История некоторых событий, происшедших в Неджде».
Более поздняя летопись – «Символ счастья и славы в том, что хорошо продумано об истории Хиджаза и Неджда» – принадлежит Абдуррахману ибн Насыру. Она доведена до середины 30-х гг. XX в. Этой хроникой автор пользовался в изложении английского востоковеда Г. Филби и ряда арабских историков.
Важный источник – летопись Дари ибн Фухайда ибн Рашида, которая хороша тем, что выражает шаммарскую точку зрения на события в Неджде во второй половине XIX – начале XX в. «История королей Ааль Саудов» конца XIX – начала XX в. написана Саудом ибн Хизлюлем, представителем клана Ааль Сунайянов – боковой ветви Саудидов.
Несколько рукописных хроник начали вводиться в научный оборот за последние годы. Одной из них, принадлежащей перу аль-Бассама, автор воспользовался при подготовке материалов, посвященных истории образования современной Саудовской Аравии (первая треть XX в.).
Сочинения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба и его последователей.
Они составляют группу источников, существенно важных для изучения идеологии ваххабизма. Они дошли до наших дней в многочисленных списках, часть которых хранится в западноевропейских библиотеках и музеях. Работы, в которых выражено кредо ваххабизма, – «Книга единобожия» (самая ранняя из всех, написана в 30-х гг. XVIII в.), «Книга обнаружения сомнений в единобожии», «Книга смертных грехов», «Вопросы джахилийи, о которых спорили посланник Аллаха и люди джахилийи», «Краткое изложение жития посланника» – упоминаются еще Ибн Ганнамом, или Ибн Бишром, или и тем и другим. Другие сочинения вероучителя, в числе которых – «Назидание извлекающему пользу из нечестивости покинувшего единобожие», «Принцип веры», «Достоинство ислама», «Совет мусульманам на основе преданий о печати пророков», «Три принципа и их доказательства», многочисленные «Послания», включены К. Броккельманом в библиографию его «Истории арабской литературы».
Произведения Ибн Абд аль-Ваххаба изданы сейчас по ранним спискам, относящимся к концу XVIII – первой половине XIX столетия, хотя, видимо, отредактированным позднее. Данные об учении ваххабитов, собранные европейскими востоковедами, в целом соответствуют догмам, изложенным в этих источниках.
Сын вероучителя, Абдаллах, также известен как автор богословских работ. Одна из них, «Послание», впервые была опубликована в английском переводе с арабской рукописи в 1874 г. в «Журнале Азиатского общества Бенгалии» (т. 43, ч. 1, с. 68–82) (там автор ошибочно назван внуком вероучителя), а затем в ваххабитском сборнике «Суннитский дар и недждийская ваххабитская диковинка», появившемся в 1923/24 г. «Послание» ценно тем, что не загружено цитатами из преданий и комментаторов и четко выражает некоторые догматические установки ваххабизма.
Много писал на богословские темы внук вероучителя Абдуррахман ибн Хасан. Его книга «Открытие славного» представляет собой обширнейший комментарий к «Книге единобожия» Ибн Абд аль-Ваххаба. Соответствует общим установкам ваххабизма и «Послание» одного из недждийских богословов, выходца из знатной семьи Ааль Муаммаров – Ахмеда ибн Насыра ибн Османа.
Антиваххабитская литература.
Найти ее сейчас значительно труднее. Помимо указанных работ Ибн Зайни Дахлана и Ибн Разика стоит упомянуть две рукописи по догматическим вопросам, хранящиеся в Тюбингенской библиотеке в Германии. Это – «Послание с возражениями Ибн Абд аль-Ваххабу», написанное Мухаммедом ибн Афаликом аль-Ханбали, и «Стародавние вопросы в ответе ваххабитам» Ибн ас-Сувайди.
Информация европейцев, посетивших Аравию и сопредельные страны в XVIII–XIX вв.
Первые сообщения о ваххабитах принес в Европу более двухсот лет назад датский путешественник К. Нибур.
Французский энциклопедист и путешественник К.-Ф. Вольней не был в Аравии, но в 70-х гг. XVIII в. он посетил Сирию и Палестину. Его заметки об арабах-бедуинах, составленные на основе наблюдений за племенем вахидат, кочевавшим недалеко от Газы, и рассказов о племенах внутренней Аравии, отличаются меткостью наблюдений и суждений.
Наполеоновский агент испанец Бадия-и-Леблих, путешествовавший под именем Али-бея, посетил в 1807 г. Хиджаз и Мекку.
Выдающееся место среди путешественников занимает И. Буркхардт. Швейцарец по происхождению, британский подданный, он был движим неукротимой страстью к путешествиям, и Хиджаз, где он побывал в 1814–1815 гг., представлял собой лишь этап в его странствиях. Он собрал обширнейшие сведения об Аравии и жизни арабов на основе личных бесед с хиджазцами и недждийцами. И. Буркхардт изучал не только историю ваххабитов, их идеологию и структуру первого государства Саудидов, но и общественные отношения и право как бедуинов, так и оседлых, интересовался формами семьи, собственности, налоговой системой. Большая культура путешественника и широта кругозора, соединенные с научной добросовестностью, позволили ему написать книги, без которых наши знания об Аравии XVIII–XIX вв. были бы гораздо более скудными. Ко многим достоинствам И. Буркхардта следует добавить увлекательный стиль, который избавляет читателя от утомительной скуки многих путевых заметок европейцев.
В 1819 г. английский офицер Дж. Сэдлиер пересек Аравийский полуостров от Эль-Катифа до Янбо.
Об Аравии сообщали европейцы, посещавшие и сопредельные страны. На первое место из написанных ими работ следует поставить «Историю ваххабитов», выпущенную в 1810 г. Л. Корансезом, французским консулом в Халебе (Алеппо). В составе группы ученых он принимал участие в экспедиции Наполеона в Египет, затем в течение восьми лет жил в Халебе. Его книга содержит немало информации о политической истории государства Саудидов, его структуре, идеологии. «История ваххабитов» Л. Корансеза, впрочем, не свободна от неточностей и легковесных суждений.
Французский артиллерист на службе багдадского паши, Ж. Раймон, собирал свои материалы в Ираке и изложил их в донесении во французское министерство иностранных дел.
Лишь спустя несколько десятилетий после возвращения из арабских стран опубликовал свои воспоминания политический агент Ост-Индской компании в Басре (с 1784 г.), а затем в Багдаде, X. Бриджез.
В русскую печать информация о ваххабитах проникала в основном через западноевропейские каналы. Самое раннее из обнаруженных сообщений (после публикации «Путешествия» К.-Ф. Вольнея) появилось в 1803 г. в «Вестнике Европы»: «Аравии назначено быть колыбелью азиатских революций. Новый тамошний пророк Абдул Вегаб имеет уже… многочисленное войско и приближается к Мекке». Позднее на страницах «Журнала различных предметов словесности» (1805 г.) и «Вестника Европы» (1819 г.) публиковались статьи, освещавшие события в Аравии.
Европейские путешественники XIX в., посетившие Аравийский полуостров после Дж. Сэдлиера, дают богатый и первоклассный материал для выяснения его общественно-политической жизни. Добавляя, подтверждая или опровергая И. Буркхардта, К.-Ф. Вольнея, К. Нибура и арабских летописцев, они помогают изучить аравийское общество XVIII, XIX, начала XX в.
В 1830-х гг. английский офицер Д. Уэлстед побывал в Омане и объехал аравийское побережье; примерно в это же время француз Морис Тамизье посетил Хиджаз и Асир; в 40-х гг. финский ученый Г. Валлин путешествовал по Хиджазу и Северной Аравии; англичанин Р. Бэртон в 1850-х гг. побывал в Хиджазе и Сирийской пустыне. В 1854 г. Мекку посетил француз Шарль Дидье. Член ордена иезуитов и французский агент У. Пэлгрев в 1862–1863 гг. проник в Центральный Неджд, посетил столицу возрожденного ваххабитского государства Эр-Рияд, а также Касим и Эль-Хасу Неоднократно подвергался сомнениям сам факт путешествия У. Пэлгрева из-за многих неточностей, допущенных им, но сейчас признано, что оно действительно имело место.
Поездка в Эр-Рияд английского резидента в Бушире Л. Нелли относится к 1864 г. Примерно в это же время в Северном Неджде побывал итальянец К. Гуармани.
Английский археолог и писатель Ч. Доути путешествовал по Северному Неджду и Хиджазу в 1876–1878 гг. Его сочинение считается в английской литературе образцом путевых заметок. Сведения Ч. Доути чрезвычайно содержательны.
Из других путешественников следует отметить француза Шарля Юбера, побывавшего в Северном Неджде и Хиджазе в 1878, 1883–1884 гг. и убитого там; англичан, супругов Блант, посетивших Сирийскую пустыню и Джебель-Шаммар в 1878–1879, 1881 гг.; русских коннозаводчиков С.А. Строганова и А.Г. Щербатова с женой, совершивших поездки в Сирийскую пустыню в 1888 и 1890 гг.; русского офицера Давлетшина, который был в Хиджазе в конце 90-х гг. XIX в.
Из важных работ об аравийских бедуинах отметим трехтомный труд М. фон Оппенгейма, германского арабиста и разведчика, который путешествовал по Сирийской пустыне в 90-х гг. XIX века.
Европейские исследователи Аравии первой половины XX в.
Среди всех имен особняком стоят Г. Филби и X. Диксон. Оба провели в Аравии большую часть жизни и изучали ее в географическом, социальном, этнографическом отношениях. Г. Филби, офицер англо-индийской службы, с 1917 г. находился при английском экспедиционном корпусе в Ираке, в том же году стал британским политическим агентом при Ибн Сауде. В начале 20-х гг. его назначили британским политическим комиссаром в Трансиорданию. В 1925 г. он оставил службу и поселился в Саудовской Аравии; через несколько лет он принял ислам. Одно время Филби занимался продажей фордовских автомобилей. Он же был одним из посредников при заключении соглашения о предоставлении концессии «Стандард ойл оф Калифорниа», положившей начало могущественной АРАМКО, самому крупному в мире производителю нефти. Г. Филби исследовал ряд районов Саудовской Аравии, в том числе пустыню Руб-эль-Хали, и оставил многочисленные описания своих путешествий.
Диапазон поездок X. Диксона более ограничен. В 20-30-е гг. XX в. он был британским политическим агентом в княжествах Восточной Аравии, посещал центральные районы полуострова. Его две книги, «Арабы пустыни» и «Кувейт и его соседи», содержат важные, иногда единственные в своем роде описания жизни, хозяйственной деятельности, социальной структуры бедуинских племен, а также ряд важных сведений об истории Саудовской Аравии и Кувейта.
Особое место занимает англичанин Т. Лоуренс, бывший офицером связи при шерифе Мекки во время восстания арабов Хиджаза против турок. После первой мировой войны британской пропаганде нужны были герои, и одним из них она сделала Лоуренса. Его сочинения, написанные с несомненным литературным талантом, умножили его славу. Но это, скорее, не книги об Аравии и арабском восстании против турок, а сочинения Лоуренса о его собственном месте в этом восстании, причем не подлинном, а таком, каким он его видел через призму своего болезненного самолюбия. Научное значение его сочинений невелико.
Чешский ученый А. Мусил с конца 90-х гг. XIX в. по 1917 г. много путешествовал по Северной Аравии и сопредельным странам. В годы Первой мировой войны выполнял задания австро-венгерского генштаба в Джебель-Шаммаре. Опубликовал ряд работ, в том числе этнографического характера.
Укажем также на исследование А. Жоссана, посвященное бедуинам Северной Аравии, и на труды Р. Монтаня.
Свои записи оставили британский натуралист Д. Каррузерз, работавший в 1909 г. в Северо-Западной Аравии и Большом Нефуде, датчанин Б. Раунке-ар, посетивший в 1912 г. Неджд, немец К. Разван, работавший в 1911–1914 гг. и в начале 20-х гг. в Сирийской пустыне, англичане С. Бэтлер, Дж. Личмен, Р. Чизмен. Ряд сочинений написала Г. Белл, английская разведчица и крупная арабистка. Б. Томасу принадлежат описание поездок в Северную Аравию в 1920-е гг. и исследования Центральной и Южной Аравии.
Другие авторы этого периода позволяют лучше ориентироваться в социально-экономической и политической обстановке Аравии 1930-1940-х гг. Среди них американский путешественник У. Сибрук, голландский консул в Джидде ван дер Мелен, будущий командующий Арабским легионом в Трансиордании и плодовитый писатель на арабскую тему Дж. Глабб.
Ряд книг, в которых изредка приводятся малоизвестные и новые факты об аравийском обществе, принадлежат перу европейцев и американцев, посетивших Аравию в 1930-1950-е гг., – К. Наллино, Дж. де Гори, А. Зишке, Дж. Хайраллаху, Ф. Бальзану, Г. Армстронгу, Д. Хауэрсу, Э. Раттеру, Ф. Томише, К. Твитчеллу, А. Фальку, М. Чини, Р. Сэнджеру, П. Харрисону. Их информация позволяет отчетливее судить о переменах в аравийском обществе в XX в., а также лучше изучить общественные институты, известные здесь на протяжении столетий и сохранившиеся почти до наших дней.
Подробные сведения о европейских исследователях Аравии можно найти в книгах А. Цеме, А. Ралли, С. Цвемера, Д. Хогарта, В.В. Бартольда, Р. Кирнана, Ж. Пирен.
Документы и публикации англо-индийской администрации.
Эта важная группа источников и литературы лишь в последние полтора-два десятилетия XX в. начала включаться в научный оборот. Среди них выделяется сборник соглашений между Индией и сопредельными странами, составленный К. Эйтчисоном в конце XIX в., впервые опубликованный в 1892 г. в Калькутте. Второе, дополненное издание этого сборника вышло в Дели в 1933 г.
Чиновник англо-индийской администрации Дж. Лоример в 1908–1915 гг. издал капитальный труд «Хроника событий в Персидском заливе, Омане и Центральной Аравии» объемом в несколько тысяч крупноформатных страниц. Его сочинение долгое время предназначалось для служебного пользования, и ученые других стран смогли познакомиться с ним лишь после второй мировой войны. Оно ценно тем, что представляет взгляд англо-индийской администрации на положение дел в странах бассейна Персидского залива и сумму информации, которой оно обладало об этом регионе с XVIII до начала XX в. Недостаток работы Дж. Лоримера – редкие ссылки на источники. Часто непонятно, почерпнул ли он те или иные сведения из известных работ Буркхардта, Корансеза, Манжена, Бриджеза и других или из донесений британских агентов.
В этом смысле ценны публикации Дж. Салданы, посвященные бассейну Персидского залива XIX – начала XX в. и сделанные на основе англо-индийских архивных материалов. Но они остались недоступны автору данной работы, и ими можно было пользоваться лишь по обширным ссылкам Р. Уайндера в его «Истории Саудовской Аравии в XIX в.».
Официальные саудовские публикации.
Важная саудовская статистика, в том числе по составу саудовского общества, публиковалась в «Статистическом ежегоднике». Представляют интерес сборники саудовских документов и заявлений.
Саудовско-британский конфликт в конце 40-50-х гг. из-за группы оазисов Эль-Бурайми привел к появлению трехтомной «Памятной записки правительства Саудовской Аравии» и двухтомной «Памятной записки» британского правительства. Саудовская публикация ставила своей задачей доказать принадлежность спорной территории Саудовской Аравии, но вместе с тем содержала ряд новых материалов о налоговой системе и племенах.
Источники XX в. на арабском языке, написанные участниками событий.
В их числе появился один, сопоставимый по значению для изучения общества Саудовской Аравии XX в. с «Символом славы в истории Неджда» и «Блеском метеора» для XVIII – первой половины XIX в. Речь идет о четырехтомнике Хайр ад-Дина аз-Зирикли «Аравийский полуостров в эпоху Абд аль-Азиза». Этот труд – безудержная апологетика основателя Саудовской Аравии, клана Саудидов и в целом саудовского режима. Вместе с тем он представляет собой богатое собрание фактических сведений самого различного свойства о стране – от ее истории до организации армии, от судебной и правовой системы до этнографии, от экономики до анекдотических подробностей быта при королевском дворе. Аз-Зирикли, долгое время служивший в министерстве иностранных дел, включил в свою книгу ряд ценных документов из архива саудовского дипломатического ведомства. В числе недостатков его труда – очень частое отсутствие ссылок на источники. Перу аз-Зирикли принадлежат и другие работы.
Египтянин Хафиз Вахба, проведший полсотни лет на службе у саудовских королей, оставил записки, которые пополняют наши знания об эволюции саудовского общества. Он был доверенным лицом Ибн Сауда на дипломатических переговорах, занимал важные административные посты в Хиджазе после его завоевания, возглавлял департамент просвещения, был саудовским послом в Лондоне. X. Вахба сообщает о хозяйственной деятельности и социальной организации оседлых и кочевников Вентральной Аравии до появления нефтяной промышленности, о религиозно-политическом движении ихванов.
Сириец Фуад Хамза, также находившийся на службе у саудовских королей, написал несколько книг, содержащих, в частности, информацию социально-политического и экономического характера о Саудовской Аравии «до-нефтяной эпохи».
Литература саудовской оппозиции, в том числе крайне левой, немногочисленна (например, работы Насира ас-Саида). Но она ценна тем, что раскрывает установки организаций, борющихся против саудовского режима.
Арабские исследования 30-90-х гг. XX в.
Вместе с сотнями легковесных сочинений, практически не имеющих научной ценности, есть образцы более серьезных трудов. Среди них – исследование социально-экономических сдвигов в недждийской провинции Касим, проведенное в середине 60-х гг. саудовцем Абдуррахманом аш-Шарифом. Лига арабских государств в 1965 г. выпустила сборник о кочевниках в арабских странах, в частности в Саудовской Аравии.
Обширное толкование кодекса о труде дал Наззар аль-Кияли. Арабский автор (видимо, египтянин) Мухаммед Садик исследовал эволюцию саудовского административного аппарата.
Арабская литература по истории Саудовской Аравии построена главным образом на аравийских хрониках, она мало использует европейские источники и литературу. Арабские авторы ограничиваются, как правило, лишь изложением исторических событий, не вникая в их политическое содержание, не говоря уже о социальном. Это относится даже к лучшим из них – Махмуду Шукри аль-Алюси, Амину ар-Рейхани, Ахмеду Али, Амину Саиду, Саляху ад-Дин аль-Мухтару, Ахмеду Абд аль-Гафуру Аттару, Мухаммеду Абдаллаху Мады, Рагибу Харразу, Муниру аль-Аджляни. Особое внимание ваххабитскому учению уделяют Абдаллах аль-Касими, Ахмед Амин, Мухаммед Хамид аль-Факи, Аббас Махмуд аль-Аккад, а также один из деятелей мусульманской реформации в Египте – Мухаммед Рашид Рида. Мухаммед аль-Ахсаи посвятил свое исследование Восточной Аравии. Выяснению процесса формирования Саудовской Аравии помогают книги Мухаммеда аль-Мадани и Хусейна Насыфа.
Несколько более высоким уровнем отличается книга хиджазца Абд альХамида аль-Хатыба «Справедливый имам», рассказывающая об эпохе Абд аль-Азиза и содержащая ряд малоизвестных или неизвестных исторических фактов. Она написана бывшим противником Саудидов, одним из организаторов Хиджазской либеральной партии. Ее руководители через некоторое время после разгрома их движения были амнистированы Ибн Саудом и кооптированы его режимом.
Идеологии и литературе общества Саудовской Аравии в XX в. посвящены книги Абдаллаха Абд аль-Джаббара и Фахда аль-Марика.
Арабский юрист Субхи аль-Мухаммасани подробно разбирает правовую систему Саудовской Аравии.
Некоторые новые материалы из египетских и других архивов для истории первого государства Саудидов привлек Абдуррахим Абдуррахман Абдурра-хим, а второго государства Саудидов – Абд аль-Фаттах Абу Алия.
Полемические сочинения в защиту ваххабизма, написанные Сулейманом ибн Сахманом, содержат помимо ваххабитской догматики выдержки из работ противников этого учения.
Работы западноевропейских и американских исследователей, написанные в «нефтяную эпоху».
В начале 1950-х гг. полевое изучение оазисов Эль-Хасы провел по заданию администрации АРАМКО Ф. Вайдэл; он собрал ряд новых сведений о хозяйственной и общественной жизни их обитателей.
Этнографическое и социально-экономическое полевое исследование поселений в вади Фатима в Хиджазе, между Меккой и Джиддой, осуществила в конце 1960-х гг. японка Мотоко Катакура. Оно ценно описанием оседлых поселений, их связей с кочевыми племенами, традиционных общественных связей, внедрения товарно-денежных отношений.
Американец У. Ру, глава информационной службы посольства США в Эр-Рияде, провел анализ системы образования в Саудовской Аравии и ее воздействия на общество. Он собрал интересные факты, хотя его методология – объединение в один «класс» людей по критерию полученного образования – не может считаться достаточно полной.
Ряд солидных американских работ по Саудовской Аравии, которые формально не могут быть включены в число источников, фактически являются ими. Это сборник «Аравия Ибн Сауда», написанный сотрудниками АРАМКО Лебкихером, Ренцем и Стейнеке, изданный в 1952 г.; сборник «Саудовская Аравия: население, общество, культура» Дж. Липского и ряда других авторов, появившийся в 1959 г.; два издания американского Департамента труда «Законы о труде и практика в Саудовской Аравии»; полузакрытый американский «Региональный справочник по Саудовской Аравии», который выдержал несколько постоянно обновляющихся изданий.
Эти книги написаны на основе материалов, собранных непосредственно в Саудовской Аравии, в том числе полевых этнографических, антропологических, социальных, экономических исследований. Авторы «Регионального справочника», например, использовали отчеты и исследования американской разведки, посольства США, ряда департаментов АРАМКО. Они имели доступ к архивам и некоторым статистическим выкладкам саудовских ведомств. Эти книги предназначены в первую очередь для лиц, непосредственно связанных с Саудовской Аравией, – бизнесменов, инженеров, дипломатов, журналистов. Поэтому они насыщены фактами и цифрами, содержат объективные оценки. Однако их общая слабость, как и почти всей американской литературы по Саудовской Аравии, – апологетический характер в подходе к американской политике и деятельности АРАМКО. Их оценки саудовского режима в высшей степени осторожны и напоминают скорее расшаркивание, чем научный анализ. Но из этой литературы можно почерпнуть сведения о характере поземельных отношений и землепользования, изменениях в сельском хозяйстве, особенностях формирования рабочего класса и буржуазии, социальных сдвигах в саудовском обществе, перестройке механизма власти, развитии правовой системы.
Р. Кнауэрхейз написал ценный труд по саудовской экономике середины 1970-х гг. Он приводит много цифр и фактов, полученных непосредственно из саудовских источников.
Среди работ, которые носят больше политический или, скорее, публицистический характер, но содержат тем не менее важные детали о положении в Саудовской Аравии, следует упомянуть «Аравию без султанов» англичанина Ф. Холлидея и две книги, написанные совместно французами Ж.-Л. Сулье и Л. Шампенуа. К серьезной журнальной публицистике относятся статьи П. Бонанфана. Имеются работы по экономике Саудовской Аравии, авторы которых, опираясь на богатый фактический материал, используют современные методы экономико-статистических исследований. Среди них книги Р. Луни, Ф. аль-Фарси.
Из западных авторов, писавших по нефтяным проблемам Ближнего и Среднего Востока, выделяются С. Лонгригг, Б. Швадран, Ш. Клебанофф, Ф. Рухани, Ж.-М. Шевалье, Ш.Р. Али, авторы справочника АРАМКО, специальных справочных изданий по ОПЕК и ОАПЕК.
Ряд интересных исследований посвящен современным социально-экономическим проблемам Саудовской Аравии; в частности, это работы Дж. Биркса и К. Синклера по миграции населения, книги Дж. Картера, Ибрахима, коллективная работа «Государство, общество и экономика Саудовской Аравии» под редакцией Т. Ниблока.
Правовую систему Саудовской Аравии разбирает Г. Баруди. Большое внимание социально-политическим проблемам, в том числе структуре власти, праву, уделяют И. Хобдей, А. Келидар, Д. Лонг, авторы сборника «Королевство Саудовская Аравия», вышедшего в Лондоне.
В 80-90-е гг. в Западной Европе и США наблюдалось резкое повышение интереса к Саудовской Аравии. Охватить в предисловии все опубликованное просто невозможно. Упомянем лишь работы американца Надава Сафрана и англичанина С.К. Абуриша, вызвавшие отрицательную реакцию официального Эр-Рияда.
Западная и русская дореволюционная литература по истории Аравии.
Она отличается в основном описательством, игнорированием социальной стороны событий и поверхностными замечаниями об их политических мотивах. Большинство европейских востоковедов отказываются признавать какое-либо развитие аравийского общества вплоть до XX в. Не выделяется из этого ряда и сочинение А. Крымского.
Единственной европейской работой, охватывающей довольно подробно всю саудовскую историю, была «Саудовская Аравия» упоминавшегося уже Г. Филби, вышедшая в 1955 г. и представлявшая собой расширенное повторение его более ранней книги «Аравия», появившейся в 1930 г. Он построил изложение событий целиком на аравийских хрониках от Ибн Ганнама до Ибн Хизлюля и был первым из европейцев, сделавшим это. Но Г. Филби избегает пользоваться европейскими источниками по истории Аравии, минимальное внимание уделяет эволюции социально-политической структуры и экономики. Ему невозможно приписать добродетель объективности и непредвзятого изложения исторических фактов. Г. Филби был увлечен личностью Ибн Сауда и идеализировал деятельность дома Саудидов. Но историк, занимающийся Саудовской Аравией, не имеет права игнорировать ни его книги путешествий, ни исторические сочинения, так как они написаны европейцем, близко знакомым с конкретной аравийской жизнью и поэтому способным обратить внимание на такие нюансы, содержащиеся, например, в аравийских летописях, мимо которых могли бы пройти академические исследователи.
Арабские хроники использованы также чешским исследователем А. Мусилом.
Из опубликованных американских работ по отдельным периодам аравийской истории выделяются уже упомянутая «История Саудовской Аравии в XIX в.» Р. Уайндера и «Рождение Саудовской Аравии» Г. Троллера, посвященная первым двум десятилетиям XX в. Обе книги основаны на многочисленных и разнообразных источниках. Но они ограничиваются в основном изложением политических событий.
Некоторые европейские востоковеды, например венгерский ученый И. Гольдциер, в общих чертах верно воссоздали догматически-богословскую сторону ваххабизма и отметили специфические черты ваххабитского культа. Подробное изложение ваххабитской догматики можно найти в статье Марголиуса, опубликованной в первом издании четырехтомной «Энциклопедии ислама». Ряд важных работ, посвященных Ибн Таймийе, предшественнику ваххабитов, и воздействию его учения на идеологию правящего класса в саудовском обществе, написал французский востоковед А. Ляу. Он же – автор статьи о Мухаммеде ибн Абд аль-Ваххабе в новом издании «Энциклопедии ислама».
В конце 1970-х – начале 1990-х гг. опубликован ряд работ, посвященных активизации религиозных движений на Востоке, в которых уделяется внимание исламу в Саудовской Аравии. Среди них исследование Е. Мортимера, многочисленные публикации в различных сборниках и периодических изданиях.
Советская/российская литература по Аравии.
Первым к теме ваххабизма и истории государства Саудидов обратился М. Томара. Ему же принадлежит честь постановки вопроса о социальных корнях ваххабизма. Однако выводы его в настоящее время устарели.
Ряд работ по Аравии, ее социально-политическому строю, этнографии написан А.И. Першицем. Итоги многолетних исследований он суммировал в превосходной книге «Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX – первой трети XX в.», которая послужила основой при подготовке первой главы настоящей работы. Эта книга насыщена большим количеством систематизированных фактов, взятых у большинства европейских путешественников по Аравии, в ней сделан анализ аравийского общества. Монография А.И. Першица позволила лучше ориентироваться в группе европейских нарративных источников. Часть цитат из них дана в его переводе. Однако некоторые положения А.И. Першица не бесспорны. Его взгляды претерпели определенную эволюцию, что нашло отражение в его статье «Некоторые особенности классообразования и раннеклассовых отношений у кочевников-скотоводов», появившейся позднее.
М.В. Чураков пересказывает в своей работе «Историю современного Неджда» Амина ар-Рейхани (в которой события вплоть до середины XIX в. описаны по Ибн Бишру), выбирая места, интересные для изучения этнографии и общественных отношений Центральной Аравии.
Труды Н.А. Иванова об арабских племенах Северной Африки, по истории Марокко и об арабо-османском обществе и И.М. Смилянской о Передней Азии XVIII–XIX вв. предоставляют в распоряжение исследователя Аравии важные социально-исторические параллели.
Н.И. Прошиным была выпущена монография «Саудовская Аравия». Ее историческая часть представляет интерес описанием событий 40-х – начала 60-х гг. XX в. Довольно подробно изложено восстание ихванов в 20-е гг. XX века. Первым в нашей литературе Н.И. Прошин предпринял попытку проанализировать генезис саудовского капитализма, появление и развитие в стране капиталистических отношений, формирование рабочего класса.
Серьезные книги о Саудовской Аравии были выпущены В.В. Озолингом. Они посвящены прежде всего экономике страны, но вместе с тем содержат добротный материал о ее обществе, об эволюции социально-экономических институтов и структур. Экономический анализ В.В. Озолинга использован в главе о социально-политической структуре Саудовской Аравии «нефтяной эпохи».
Работа о внешней политике Саудовской Аравии, в основном 60-70-х гг., написана Л.В. Вальковой. Ей же принадлежит монография «Саудовская Аравия. Нефть, ислам и политика».
Две монографии и ряд статей, посвященных преимущественно вопросам социально-экономического развития Саудовской Аравии и ее отношениям со странами Запада, написаны А.И. Яковлевым. Он же в соавторстве с В.В. Машиным выпустил книгу о месте Персидского залива в политике США и стран Западной Европы. Проблемы внешней политики Саудовской Аравии затрагиваются также в работах Р.В. Борисова, Л.И. Медведко, Е.М. Примакова, Р.М. Турсунова, в коллективном труде «Внешняя политика стран Ближнего и Среднего Востока».
Богатый фактический материал содержится в справочнике «Саудовская Аравия», изданном в 1980 г.
Книга Г.Л. Бондаревского, посвященная бассейну Персидского залива на рубеже XIX–XX вв., проливает свет на некоторые проблемы аравийской истории тех лет. По книге М.С. Лазарева «Крушение турецкого господства на Арабском Востоке» можно проследить ход первой мировой войны в Аравии.
Уяснению некоторых правовых вопросов служат материалы по саудовскому государственному устройству, опубликованные в сборнике «Конституции государств Ближнего и Среднего Востока», хотя перевод ряда текстов нуждается в уточнении. Институт монархий на Арабском Востоке исследовал С.А. Каминский. Л.Р. Сюкияйнен в серии статей и обобщающей монографии «Мусульманское право» разработал вопросы, увязанные с фикхом и шариатом в саудовской правовой системе.
В 1980-х – начале 1990-х гг. появились работы, в которых в той или иной мере рассматриваются вопросы ислама в Саудовской Аравии. Среди них – коллективные труды «Ислам в современной политике стран Востока» и «Исламский фактор в международных отношениях в Азии», энциклопедический словарь «Ислам», а также монографические исследования А.В. Кудрявцева, Д.Б. Малышевой, Г.В. Милославского, Р.М. Шариповой. Проблемам разграничения континентального шельфа в Персидском заливе посвящено исследование В.Я. Шестопалова.
Работы о Саудовской Аравии выпущены И.И. Беляевым, В.Л. Бодянским и М.С. Лазаревым, О.Г. Герасимовым. В ряде советских журналов появились статьи, в которых затрагиваются различные аспекты общественной жизни и политики Саудовской Аравии.
Российские авторы много внимания уделяли проблемам нефти, воздействию нефтяной промышленности на общество стран Ближнего Востока, в том числе Саудовской Аравии. В первую очередь назовем работы PH. Ан-дреасяна, Б.В. Рачкова, А.А. Максимова, И.Л. Пиотровской, А.Е. Примакова.
Нелишне упомянуть специальные библиографические работы по Аравии Э. Макроу, Г. Хейуорт-Дюна, Дж. Стивенса и Р. Кинга, саудовцев Абдаллаха Салима аль-Кахтани и Яхьи Махмуда Саати, справочник, изданный в Вашингтоне в 1951 г., список работ по Аравийскому полуострову, хранящийся в Национальной библиотеке в Каире, «Избранную библиографию о короле Фейсале». Подробный перечень работ, посвященных времени короля Абд альАзиза Ааль Сауда, опубликован в 1994 г. эр-риядским исследователем Фахдом ас-Саммари. Более 4 тыс. работ на русском, арабском и европейских языках содержит «Библиография Саудовской Аравии» А.М. Васильева. В определенной мере ее дополняет «Библиография стран Южной и Восточной Аравии» А.В. Швакова. Одна из наиболее полных библиографий составлена Хансом-Юргеном Филиппом. К сожалению, он включил в свои два тома лишь издания на западноевропейских языках. Всего же число чисто библиографических работ, посвященных Саудовской Аравии, намного превысило сотню.
Новейшая библиография.
Новое издание книги потребовало не только добавления трех глав, охватывающих последние 30–40 лет саудовской истории, но и прикосновения (отнюдь не полную обработку) ко многим новейшим публикациям о Саудовской Аравии.
Сошлюсь на фундированный труд «Историография в Саудовской Аравии» И.М. Детермана, охватывающий лишь литературу и источники, которые появились в самом королевстве. Он называет традицию летописцев Ибн Ганнама и Ибн Бишра «династической историографией», выделяя в ней несколько авторов, в частности многотомное сочинение Абдаллаха аль-Усаймина, профессора Университета короля Сауда. Главная мысль аль-Усаймина, ставшая основой «официальной» историографии, заключалась в том, что стимулом создания Саудовской Аравии была не борьба с джахилийей, а стремление к объединению страны. Труды аль-Усаймина стали основой школьных и вузовских учебников по истории королевства. В них в частности отвергались национализм, светскость, сектантство, трайбализм, не говоря о социализме, коммунизме, западной демократии, вообще западных ценностях, которые «несли ответственность» за разъединение, разрушение мусульманского саудовского общества.
Кое-кто из интеллектуалов или местных историков искал альтернативную точку зрения на «династическую историю». В ходе своих посещений Саудовской Аравии автор убедился, что запрет его книги на арабском языке на ввоз в Саудовскую Аравию лишь добавил ей популярности.
Развитие образования, появление собственных историков в разных провинциях королевства создали платформу для изучения отдельных районов или регионов с несуннитскими меньшинствами – Восточной провинции, Асира, Наджрана, Джебель-Шаммара, не говоря о Хиджазе с его святыми городами Меккой и Мединой. Одновременно с ростом образования и появлением университетов стало развиваться изучение экономики, социальной структуры, художественной литературы, различных этносов. Только в Национальной библиотеке имени короля Фахда уже хранятся сочинения нескольких десятков тысяч саудовских авторов. Все это – без учета оппозиционных изданий в арабских странах и на Западе. В 60-90-е гг. прошлого века и в начале нынешнего столетия саудовские диссиденты разных толков и устремлений, открытых или скрытых оппозиционеров публиковались в Ираке, Ливане, Египте, а затем многие из них – в Лондоне.
Такой объем информации предполагает не просто расширение истории королевства на 100–120 страниц, что предпринял автор данного труда, но создание многотомной саудовской исторической энциклопедии с участием многих десятков, а точнее, сотен авторов – представителей различных направлений гуманитарных наук.
Поэтому на данном этапе автор сознательно сузил свою задачу: основные идеи и содержание прежней книги были дополнены тремя главами, посвященными в основном эволюции власти, саудовского общества, его экономики, а также внешней политике королевства.
Из англоязычных историографов, безусловно, выделяется профессор Королевского колледжа в Лондоне Мадави аль-Рашид. Она была внучкой последнего независимого правителя эмирата Джебель-Шаммара. Ее детство и юность прошли в Саудовской Аравии, затем в Ливане, а впоследствии – учеба и работа в Лондоне. Она создавала параллельную с «династическим» подходом свою собственную интерпретацию саудовской истории. Хотя она была лишена саудовского гражданства, ее вряд ли можно назвать просто «оппозиционером». В своих многочисленных трудах она объективистски и спокойно изучает факты в поисках определения лучшего с ее точки зрения пути эволюции своей родины, включая положение женщин.
Нельзя игнорировать американского автора Дж. А. Кешишьяна, который оставил исследования как эволюции самой структуры власти Саудидов, «племени Ааль Саудов», так и политической истории королевства и ряда монархий Персидского залива.
Отметим из англоязычных авторов Д. Хайро («Холодная война в исламском мире…»). Неожиданно откровенной оказалась книга чиновника американской администрации Б. Ридела «Короли и президенты. Саудовская Аравия и США со времен Ф.Д. Рузвельта». Публикаций, посвященных терроризму, – легион. Например, «Кровавый след: история войны „Аль-Каиды“ против династии Аль-Саудов» (Т. Смол и Дж. Хачер). Интересные факты, но именно факты в форме захватывающего детектива, изложил американский автор Я. Трофимов, посвятивший свою работу восстанию в Мекке в 1979 г.
Среди публикаций по теме безопасности Саудовской Аравии заслуживают внимания А.Н. Кордесман и Н. Обайд.
Взаимоотношения между «ваххабитской корпорацией» и властью, эволюцию самой системы ваххабизма, появление крайних экстремистов можно найти в серьезных трудах Б. Хайкела, Т. Хеггхаммера, С. Лякруа (переводы с французского), Н. Мулина, Д. Комминса, Д. Холдена, и Дж. Ричарда. Все они используют арабоязычные источники.
Существенным дополнением к информации, полученной из СМИ и Интернета для последней главы данного издания, стала книга Дэвида Ранделла, который провел в Саудовской Аравии 15 лет, и совместный труд Брэдли Хоупа и Джастина Шека.
Из современных российских авторов выделяется К.П. Дударев («Саудовская Аравия. XXI век на родине ислама: от „всемирной бензоколонки“ к „лаборатории инноваций и совершенства“»). Автор – журналист-арабист, провел примерно 10 лет в Саудовской Аравии в качестве строителя-предпринимателя и оставил уникальную книгу наблюдений, в которой объединены советы «как делать бизнес в Саудовской Аравии» с оценкой политической системы, отношений власти и ваххабизма, психологических, этнографических особенностей населения, политической эволюции страны. Эту книгу можно считать источником наравне с прежними сочинениями европейских путешественников XIX – начала XX вв.
Другой автор, Г.Г. Косач, специализировался по Ближнему Востоку в целом, исламу и российскому мусульманству Он оставил несколько книг, посвященных эволюции политической жизни королевства за последние десятилетия, внешней политики страны, позиции в израильско-палестинском противостоянии, российско-саудовским отношениям. Все его работы основаны на арабских источниках и излагают, как правило, официальные подходы к событиям, не затрагивая, впрочем, борьбы вокруг некоторых аспектов саудовской политики.
О советско-саудовских отношениях в 20-30-е гг. XX столетия писали В.В. Наумкин и О.Б. Озеров. Автор этих строк отдельную книгу, вышедшую на русском, английском и арабском, посвятил королю Саудовской Аравии Фейсалу.
Автор использует в русском тексте некий облегченный вариант написания арабских имен и терминов. Так, президент Джамаль Абд ан-Насир именуется Гамаль Абдель Насер – то есть под именем, существующем в СМИ и даже в научной литературе. Слово «ибн» (сын) в именах в ряде случаев становится «бен» или «бин» (например, Бен Ладен).
Общепринятые до 90-х гг. прошлого века даже в научной литературе названия, например, племен или городов/оазисов (атайба – племя, Анайза – город) были даны по прежним изданиям книги, хотя сейчас это племя именуется утайба, а город Унайза.
Автор выражает глубокую благодарность Раису Республики Татарстан, Председателю Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» Р.Н. Минниханову и Заместителю Председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, Чрезвычайному и Полномочному Послу, доктору политических наук Ф.М. Мухаметшину за важные советы, касающиеся российско-саудовских отношений и внешней политики Королевства.